Рабочая программа по русскому языку, 8 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

УМК Л.А.Тростенцова и др. Пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование. 102 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass_ladyzhenskaya_.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Согласовано:                                                           «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                           Директор МОУ «____________»

Гордина Е.В.                                                            Фещенко Е.А.

«___»  ________  20___ г.                                        «___» _________ 20___ г.

Рабочая программа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

в 8 «б» (общеобразовательном) классе

на 2016 – 2017  учебный год

количество часов в неделю – 3(102ч)

Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы». Авторы-сост.: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 2010г.

Учебник: «Русский язык. 8 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина  и др. М., «Просвещение», 2010г.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____»__________________

___________________/Мельник Н.В./


Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Всего – 102 часов. В неделю – 3 часа

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального

общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В результате изучения русского языка  в 8 классе ученик должен

1. Знать определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2.   Овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых односоставных и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, обращениями;

- пользоваться синонимами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

- расставлять знаки препинания в пределах изученных правил;

- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;

- определять тип и стиль текста;

- подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания;

- писать сочинения-описания;

- уметь выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во уроков

Контроль (+практическая часть)

Примечание

план

факт

1

Русский язык в современном мире

1

фронтальный опрос

Повторение изученного в 5-7 классах (8 ч.)

2

Пунктуация. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

фронтальный опрос

3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

выполнение письменных упражнений

4

Знаки препинания в сложном предложении.

1

5

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

карточки

6

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

карточки, тест

7

РР Стили речи. Строение текста

1

8

Контрольный диктант

1

Диктант

9

Анализ контрольного диктанта.

1

Синтаксис. Словосочетание (6ч.+1РР)

10

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса.

1

Анализ синтаксических единиц: текст, предложение, словосочетание

11

Предложение как единица синтаксиса.

1

12

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

1

письменный опрос

13

Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

1

письменный опрос

14

Виды словосочетаний по способу связи слов

1

письменный опрос

15

Синтаксический разбор словосочетания.

1

тест

16

РР Сжатое изложение.

1

изложение

Простое предложение (3ч. +1РР)

17

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

18

Порядок слов в предложении.

1

19

Интонация. Логическое ударение в предложении.

1

20

РР. Сочинение – описание памятника культуры

1

Сбор материала к сочинению и сочинение.

Простое двусоставное предложение (8ч)

21

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее.

1

письменный опрос

22

Виды сказуемого

1

23

Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

1

письменный опрос

24

Составное глагольное сказуемое, способы его выражения.

1

письменный опрос

25

Составное именное сказуемое, способы его выражения.

1

письменный опрос

26

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

письменный опрос

27

Виды сказуемых. Повторение.

1

письменный опрос

28

Контрольная работа по теме «Простые двусоставные предложения»

1

тест

Второстепенные члены предложения (8ч. +1рр)

29

Роль второстепенных членов в предложении.

1

фронтальный опрос

30

Дополнение, способы его выражения.

1

31

Определение. Согласованные и несогласованные определения. Способы его выражения.

1

письменный опрос

32

Приложение. Знаки препинания при приложениях.

1

33

Обстоятельство. Способы его выражения.

1

письменный опрос

34

Главные и второстепенные члены предложения. Повторение.

1

35

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

письменный опрос

36

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

тест

37

РР Характеристика человека

1

сочинение

Простые односоставные предложения (12ч +2рр)

38

Главный член односоставного предложения. Группы односоставных предложений.

1

письменный опрос

39

Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности

1

письменный опрос

40

Неопределенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

письменный опрос

41

Вопрос об обобщенно-личных предложениях.

1

письменный опрос

42

Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

письменный опрос

43

Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

письменный опрос

44

Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

письменный опрос

45

РР Инструкция §34

1

46

Неполные предложения

1

47

Неполные предложения

1

48

Систематизация и обобщение по теме «Простые односоставные предложения»

1

письменный опрос

49

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

50

Контрольная работа

1

тест

51

Анализ контрольной работы

1

52

РР Рассуждение

1

сочинение

Однородные члены предложения (12ч. +1рр)

53

Понятие об осложненном предложении

1

54

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения.

1

письменный опрос

55

Однородные и неоднородные определения.

1

письменный опрос

56

Однородные и неоднородные определения.

1

письменный опрос

57

РР Сжатое изложение (по упр. 242)

1

изложение

58

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

1

59

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

1

письменный опрос

60

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

61

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

письменный опрос

62

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с однородными членами

1

63

Систематизация и обобщение по теме «Однородные члены предложения»

1

письменный опрос

64

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

1

тест

65

Анализ контрольной работы.

1

карточки

Обособленные члены предложения (13ч +2рр)

66

Понятие об обособлении

1

67

Обособленные определения. Знаки препинания при них

1

письменный опрос

68

Обособленные определения. Знаки препинания при них

1

письменный опрос

69

РР Рассуждение на дискуссионную тему (§49)

1

сочинение

70

Обособленные приложения. Знаки препинания при них

1

71

Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при них

1

72

Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при них

1

73

Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при них

1

письменный опрос

74

Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них

1

75

Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них

1

письменный опрос

76

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами

1

77

Систематизация и повторение по теме «Обособленные члены предложения»

1

письменный опрос

78

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1

тест

79

Анализ контрольной работы.

1

80

РР Сочинение-описание (по упр. 338)

1

сочинение

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (9ч. +2рр)

81

Обращение. Назначение обращений

1

письменный опрос

82

Знаки препинания при обращениях. Употребление обращений

1

письменный опрос

83

РР Эпистолярный жанр. Составление делового письма

1

84

Вводные конструкции

1

письменный опрос

85

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1

письменный опрос

86

РР Сжатое изложение «Как раньше взрослели»

1

изложение

87

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций

1

письменный опрос

Междометия в предложениях

1

88

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями, предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

письменный опрос

89

Систематизация и обобщение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1

90

Контрольная работа по теме  «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1

свободный диктант

Прямая и косвенная речь (4ч.)

91

Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

1

92

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

1

93

Цитаты и знаки препинания при них

1

94

Систематизация и обобщение по теме «Чужая речь»

1

Повторение изученного в 8 классе (6ч. +2рр)

95

Повторение изученного в 8 классе

1

96

Повторение изученного в 8 классе

1

97

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1

письменный опрос

98

Анализ контрольной работы

1

99

РР Рассказ по данному началу

1

сочинение

100

РР Рассказ по данному началу

1

101

Повторение. Синтаксис и морфология

1

102

Повторение. Синтаксис и пунктуация.

1

Содержание программы

VIII КЛАСС (102 ч)

Функции русского языка в современном мире

(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

(6ч +  2ч)

(СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

 Словосочетание

(6 ч+ 1ч)

  1. Повторение  пройденного  о  словосочетании   в  V  классе. Связь слов в словосочетании:  согласование, управление, примыкание.   Виды  словосочетаний   по   морфологическим   свойствам
    главного слова (глагольные, именные, наречные).
  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

(3 ч + 1 ч)

I.        Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II.        Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III.        Описание  архитектурных  памятников  как  вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч )

I. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II.        Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III.        Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 ч + 1 ч)

I.        Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения;   знаки   препинания   при   приложении.   Виды   обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II.        Умение использовать в речи согласованные и несогласованные
определения как синонимы.

III.        Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения

(12ч + 2 ч)

I.        Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II.        Умение пользоваться двусоставными и односоставными Предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III.        Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения

(2 ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

(12 ч + 1 ч)

Г. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными,   противительными,   разделительными)   и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II.        Умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с обобщающими словами  при однородных членах.

III.        Рассуждение   на   основе   литературного   произведения(в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слова и междометия

(9 ч + 2 ч)

I. Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

П. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения

(13 ч + 2 ч)

I.        Понятие   об   обособлении.   Обособленные   определения   и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II.        Умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными  членами  и  их синтаксические синонимы.

III.Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь

(4ч)

I.        Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная  речь.  Цитата. Знаки  препинания при  цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II.        Умение выделять в произношении  слова  автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III.        Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

ПОВТОРЕНИЕ  И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ

(6 ч + 2 ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Список литературы для учителя.

  1. Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителя.Москва, «Просвещение», 1999г.
  2. Опорные конспекты по русскому языку.
  3. Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику «Русский язык.8 класс». Автор: Н.В.Егорова. Москва «ВАКО»,2005.
  4. Практикум по русскому языку. Синтаксис. (дляподготовки к ГИА). Москва,2010г.
  5. Русский язык. Поурочные планы (по учебнику С.Г.Бархударову). составительН.В.Сиденко. Волгоград, 2003 г.
  6. Русский язык. Поурочные планы по УМКпод ред. В.В.Бабайцевой. 8 класс. Волгоград, 2009г.
  7. Словари орфографический, толковый, орфоэпический, словообразовательный и др.
  8. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 8 класс.Т.Я.Костяева. М., Просвещение, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....