Рабочая программа по русскому языку, 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

УМК М.Т.Баранова и др. пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_7_klass_baranov.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Дата урока

Тема урока

кол-во уроков

Компонент учебного плана

Контроль

План

Факт

1

Русский язык как развивающееся явление

1

1. Умение выделять ключевые фразы в тексте. 2. Умение объяснять орфограммы. 3. Навык работы с текстами. 4. Умение подбирать синонимы.

Беседа, рассказ на тему

Повторение изученного в 5-6 классах

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

1. Повторение основных синтаксических понятий. 2. Повторение порядка синтаксического разбора. 3. Умение конструировать предложения. 4. Ведение работы по овладению орфографическими и пунктуационными умениями и навыками.

Синтаксический анализ предложения

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

1. Повторение знаков препинания при обращении. 2. Работа над орфографическими навыками. 3. Умение конструировать предложения.

Пунктуационный анализ предложения

4

Лексика и фразеология.

1

1. Повторить основные лексические понятия. 2. Навык работы со словарём. 3. Обогащение словарного запаса учащихся. 4. Повторение различных видов разбора.

Лексический анализ слова

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор.

1

1. Повторение основных фонетических понятий. 2. Отработка навыка фонетического разбора. 3. Овладение орфографическими умениями и навыками. 4. Умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту.

Фонетический анализ слова

6

Словообразование и орфография.

1

1. Повторение понятия «однокоренные слова».2. Отработка навыков морфемного и словообразовательного разбора. 3. Умение различать формы одного и того же слова. 4. Умение составлять слова по заданным схемам.

Словообразовательный анализ слова

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор.

1

1. Повторение грамматических признаков частей речи. 2. Отработка навыков морфологического разбора. 3. Овладение орфографическими навыками. 4. Составление предложений.

Морфологический анализ слова

8

Контрольный диктант.

1

1. Проверка знаний, полученных на уроках русского языка в 6 классе. 2. Закрепление видов разбора.

Диктант

9

Анализ диктанта

1

Работа над ошибками

10

Р/р. Текст.

1

1. Изучение основных признаков текста. 2. Умение анализировать текст.

Урок развития речи

11

Р/р. Стили литературного языка.

1

1. Понятие литературного языка.2. Умение составлять тексты.

Урок развития речи

Причастие (22ч.+3р/р)

12

Причастие как часть речи.

1

1. Формирование умения находить причастие в тексте. 2. Умение строить предложение с причастиями.

Конструирование словосочетаний и предложений

13

Морфологические признаки причастия. Признаки глагола .

1

1. Умение определять признаки глагола у причастия. 2. Конструирование. Умение составлять словосочетания с причастиями.

Конструирование словосочетаний и предложений

14

Морфологические признаки причастия. Признаки прилагательного у причастия.

1

1. Умение определять признаки прилагательного у причастия. 2. Умение составлять словосочетания с причастиями.

Конструирование словосочетаний и предложений. Тестовые задания

15

Р/р. Публицистический стиль.

1

Уметь определять тексты публицистического стиля.

Урок развития речи

16

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

1.Научить определять гласные в окончаниях причастий. 2. Уметь склонять причастия.

Тестовые задания

17

Причастный оборот.

1

1. Умение определять главное и зависимое слово в словосочетании. 2. Уметь графически обозначать причастный оборот на письме, находить причастный оборот в тексте. 3. Уметь находить границы причастного оборота.

Тестовые задания

18

Выделение причастного оборота запятыми.

1

1. Умение определять главное и зависимое слово в словосочетании. 2. Уметь графически обозначать причастный оборот на письме, находить причастный оборот в тексте. 3. Уметь находить границы причастного оборота.

Самостоятельная работа

19

Р/р. Описание внешности человека.

1

1. Уметь определять типы текстов. 2. Выработка умения работы над сочинением.

Урок развития речи. Сочинение

20

Действительные и страдательные причастия.

1

1. Умение находить действительные и страдательные причастия. 2. Научиться отличать виды причастий друг от друга.

Тестовые задания

21

Действительные причастия настоящего времени.

1

1. Определить способы образования действительных  причастий настоящего времени. 2. Отработать навыки правописания этих причастий.  

Тестовые задания

22

Действительные причастия прошедшего времени.

1

1. Определить способы образования действительных  причастий прошедшего времени. 2. Отработать навыки правописания этих причастий.  

Тестовые задания

23

Страдательные причастия настоящего времени.

1

1. Определить способы образования страдательных  причастий настоящего времени. 2. Отработать навыки правописания этих причастий.  

Тестовые задания

24

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

1. Определить способы образования страдательных  причастий прошедшего времени. 2. Отработать навыки правописания этих причастий.  

Тестовые задания

25

Краткие страдательные причастия.

1

1. Уметь находить краткие страдательные причастия. 2. Уметь определять синтаксическую роль страдательных причастий в предложении.

Тестовые задания

26

Гласные перед Н в полных и кратких причастиях.

1

Уметь выбирать гласную перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Тестовые задания

27

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

1

1. Формирование навыка написание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего  времени. Закрепление навыка написание Н и НН в отглагольных прилагательных.

Тестовые задания

28

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

1

1. Формирование навыка написание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего  времени. Закрепление навыка написание Н и НН в отглагольных прилагательных.

Тестовые задания

29

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и  кратких отглагольных прилагательных.

1

1. Формирование навыка написание Н и НН в кратких страдательных причастиях прошедшего  времени. Закрепление навыка написание Н и НН в отглагольных прилагательных.

Тестовые задания

30

Морфологический разбор причастия.

1

1. Повторение грамматических признаков причастия. 2. Отработка умения морфологического разбора.

31

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

1. Формирование навыка написания НЕ с причастиями. 2. Повторение и закрепление написания НЕ с другими частями речи.

Тестовые задания

32

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

1. Формирование навыка написания НЕ с причастиями. 2. Повторение и закрепление написания НЕ с другими частями речи.

Тестовые задания

33

Р/р. Выборочное изложение по упр.130 (подготовка)

1

1. Умение писать изложение. 2. Умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы.

Урок развития речи. Изложение

34

Р/р. Выборочное изложение по упр.130.

1

1. Умение писать изложение. 2. Умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы.

Урок развития речи. Изложение

35

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

1

Формирование навыка написания Е и Ё в суффиксах страдательных причастий.

Тестовые задания

36

Повторение темы «Причастие»

1

Закрепление и систематизация полученных знаний о причастии

Тестовые задания

37

Повторение темы «Причастие»

1

Закрепление и систематизация полученных знаний о причастии

Тестовые задания

38

Переход причастий в прилагательные и существительные.

1

Умение отличать отглагольное прилагательное от причастия и существительное от причастия.

39

Контрольный диктант

1

Проверка знаний по теме «Причастие». Повторение различных видов разборов.

Диктант

40

Анализ диктанта

1

Работа над ошибками

Деепричастие (11ч. +1ч)

41

Деепричастие как часть речи.

1

1. Иметь представление о деепричастии как части речи. 2. Умение находить деепричастие в речи.

Знать определение деепричастия

42

Морфологические признаки у деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

1

Умение определять морфологические признаки деепричастия.

Тестовые задания

43

Морфологические признаки у деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

1

Умение определять морфологические признаки деепричастия.

44

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

1. Формирование навыка постановки запятой при деепричастном обороте. 2. Умение находить деепричастный оборот в тексте.

Тестовые задания

45

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

1. Формирование навыка постановки запятой при деепричастном обороте. 2. Умение находить деепричастный оборот в тексте.

Тестовые задания

46

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

1. Умение писать НЕ с деепричастиями. 2. Умение распознавать частицу НЕ  и приставку НЕ- в деепричастиях.

Тестовые задания

47

Деепричастия несовершенного вида.

1

1. Умение распознавать деепричастия  несовершенного вида. 2. Формирование орфографических умений и навыков.

Тестовые задания

48

Деепричастия совершенного вида.

1

1. Умение распознавать деепричастия совершенного вида. 2. Формирование орфографических умений и навыков.

Тестовые задания

49

Р/р. Сочинение по картине «Вратарь»

1

Подготовка к домашнему сочинению

Урок развития речи. Сочинение

50

Морфологический разбор деепричастия.

1

Навык морфологического разбора деепричастия.

51

Повторение темы «Деепричастие».

1

1. Обобщение сведений о деепричастии. 2. Формирование орфографических умений и навыков.

Тестовые задания

52

Контрольная работа и ее анализ.

1

Проверка знаний, полученных по теме «Деепричастие»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Наречие (21ч.+4р/р)

53

Наречие как часть речи.

1

1.Формирование умения находить наречия в тексте. 2. Умение определять синтаксическую роль наречия.

Знать определение наречия

54

Смысловые группы наречий.

1

Тестовые задания

55

Способы образования наречий.

1

Умение определять способы образования наречий.

Тестовые задания

56

Р/р.Подробное  изложение (подготовка)

1

Умение писать подробное изложение

Урок развития речи. Изложение

57

Р/р.Подробное  изложение

1

Урок развития речи. Изложение

58

Степени сравнения наречий.

1

1. Умение образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени. 2. Умение отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного.

Тестовые задания

59

Морфологический разбор наречия.

1

Формирование навыка морфологического разбора.

Самостоятельная письменная работа

60

Слитное и раздельное написание Не с наречиями на –О и –Е.

1

Формирование навыка написания Не с наречиями на -О и -Е

Тестовые задания

61

Слитное и раздельное написание Не с наречиями на –О и –Е.

1

Формирование навыка написания Не с наречиями на -О и -Е

Тестовые задания

62

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

1

Формирование умения различать на письме буквы Е и И в приставках Не и НИ отрицательных наречий.

Тестовые задания

63

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

1

Формирование умения различать на письме буквы Е и И в приставках Не и НИ отрицательных наречий.

Тестовые задания

64

Р/р. Сочинение-рассуждение по видимому тексту.

1

Умение писать сочинение-рассуждение

Урок развития речи. Сочинение

65

Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е.

1

Формирование навыка написания Н и НН в наречиях на -О и -Е

Тестовые задания

66

Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е.

1

Формирование навыка написания Н и НН в наречиях на -О и -Е

Тестовые задания

67

Р/р. Описание действий.

1

1. Умение писать сочинение. 2. Умение составлять цепочку действий.

Урок развития речи. Мини-сочинение

68

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

Формирование навыка написания букв О и Е на конце наречий.

Тестовые задания

69

Буквы о и а на конце наречий.

1

Формирование навыка написания букв О и А на конце наречий.

Тестовые задания

70

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

71

Дефис между частями слова в наречиях.

1

Формирование навыка написания дефиса между частями в наречиях

Тестовые задания

72

Дефис между частями слова в наречиях.

1

Формирование навыка написания дефиса между частями в наречиях

Тестовые задания

73

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от самостоятельных частей речи.

1

Формирование навыка слитного и раздельного написания приставок в наречиях

Тестовые задания

74

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Формирование навыка употребления мягкого знака на конце наречий

Тестовые задания

75

Повторение темы «Наречие»

1

Систематизация и обобщение по теме «Наречие»

Тестовые задания

76

Контрольная работа.

1

Проверка знаний по теме «Наречие»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Слова категории состояния (3ч.+2р/р)

77

Категория состояния как часть речи.

1

1. Умение выделять слова категории состояния. 2. Умение определять значение слов категории состояния, отличать слова состояния от кратких прилагательных.

Знать определение слов категории состояния

78

Морфологический разбор категории состояния.

1

Навык морфологического разбора слов категории состояния.

79

Повторение темы «Категория состояния».

1

Систематизация знаний по тем «Слова состояния»

Самостоятельная работа

80

Р/р. Сочинение на лингвистическую тему.

1

1. Обогащение словарного запаса учащихся. 2. умение писать сочинение на лингвистическую тему.

Урок развития речи. Сочинение

Служебные части речи.

Предлог (9ч.+1р/р)

81

Служебные части речи.

1

Закрепление навыков о служебных частях речи.

82

Предлог как часть речи.

1

1. Уметь употреблять предлог в тексте. 2. Формирование орфографических умений и навыков.

Знать определение предлога

83

Употребление предлогов.

1

1. Знание о многозначности предлогов. 2. Умение употреблять предлоги с существительными и числительными.

Конструирование предложений

84

Производные и непроизводные предлоги.

1

Умение отличать производные предлоги от непроизводных

Тестовые задания

85

Простые и составные предлоги.

1

 Умение отличать простые и составные предлоги.

Тестовые задания

86

Морфологический разбор предлога.

1

Формировать навык морфологического разбора

Повторение

87

Р.р.Выборочное изложение

1

Умение писать выборочное изложение

Урок развития речи. Изложение

88

Слитное и раздельное написание предлогов.

1

Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов.

Тестовые задания

89

Слитное и раздельное написание предлогов.

1

Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов.

Тестовые задания

90

Повторение темы «Предлог».

1

Систематизация знаний о предлоге

91

Контрольная работа и ее анализ.

1

Проверка знаний, полученных по теме «Предлог»

Контрольная работа (тест)

Союз (12ч.+2р/р)

92

Союз как часть речи.

1

1. Понятие о союзе как части речи. 2. Умение составлять блок-схемы.

Знать определение союза

93

Союзы простые и составные.

1

Умение отличать простые и составные союзы

Тестовые задания

94

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Умение находить сочинительные и подчинительные союзы в тексте

Тестовые задания

95

Запятая в сложном предложении.

1

Формирование навыка постановки запятой в сложном предложении

Анализ и конструирование предложений

96

Запятая в сложном предложении.

1

Формирование навыка постановки запятой в сложном предложении

Анализ и конструирование предложений

97

Сочинительные союзы.

1

Умение находить сочинительные союзы в предложении

Тестовые задания

98

Подчинительные союзы.

1

Умение находить подчинительные союзы в предложении

Тестовые задания

99

Морфологический разбор союза.

1

Формировать навык морфологического разбора

Тестовые задания

100

Р/р. Сочинение-рассуждение.

1

1. Умение писать сочинение- рассуждение. 2. Умение составлять план сочинения.

Урок развития речи

101

Р/р. Сочинение-рассуждение

1

Урок развития речи

102

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

1

1. Формирование навыков слитного и раздельного написания союзов тоже, также, чтобы, зато.2. Умение отличать союзы тоже, также, чтобы, зато от сочетаний то же, так же, что бы, за то

Тестовые задания

103

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

1

Тестовые задания

104

Повторение темы «Союз»

1

Систематизация знаний по теме «Союз»

Тестовые задания

105

Контрольная работа

1

Проверка знаний, полученных по теме «Союз»

Контрольная работа (тест)

Частица (16ч.+2р/р)

106

Частица как часть речи.

1

1. Получить представление о частице как служебной части речи. 2. Умение отличать частицу от других частей речи.

Знать определение частицы

107

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы

Тестовые задания

108

Смысловые частицы.

1

Уметь находить частицы в тексте, определять смысловые  частицы

Тестовые задания

109

Закрепление орфографических умений и навыков.

1

Практическая работа

Тестовые задания

110

Р/р. Сочинение «Как стать чемпионом?»

1

Развитие речи учащихся

Урок развития речи

111

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Формирование раздельного и слитного написания частиц

Тестовые задания

112

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Формирование раздельного и слитного написания частиц

Тестовые задания

113

Морфологический разбор частиц.

1

Формирование навыка морфологического разбора

114

Отрицательные частицы не и ни.

1

Формирование навыка написания отрицательных частиц НЕ и НИ

Тестовые задания

115

Отрицательные частицы не и ни.

1

Формирование навыка написания отрицательных частиц НЕ и НИ

Тестовые задания

116

Различение частиц не и ни.

1

Формирование умения различать отрицательные частицы НЕ и НИ

Тестовые задания

117

Различение частиц не и ни.

1

Формирование умения различать отрицательные частицы НЕ и НИ

Тестовые задания

118

Р/р. Сочинение по данному рассказу.

1

Умение выстраивать схему текста – повествования

Урок развития речи

119

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни.

1

Различать частицу НИ, приставку НИ-, союз НИ-НИ

Тестовые задания

120

Повторение темы «Частица»

1

Повторение темы «Частицы»

Тестовые задания

121

Повторение правописания служебных частей речи.

1

Формирование орфографических умений и навыков

122

Контрольная работа.

1

Проверка знаний

Контрольная работа (тест)

Междометие (3ч.)

123

Междометие как часть речи.

1

1. Формирование представления о междометии. 2. Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях.

Знать определение междометия

124

Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях.

1

Формирование орфографических и пунктуационных навыков

Тестовые задания

125

Урок-игра по теме «Междометие»

1

Систематизаций знаний по теме «Междометие»

Повторение изученного в 7 классе (10ч.+2р/р)

126

Повторение. Разделы науки о языке.

1

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка

Самостоятельная работа, тестовые задания

127

Повторение. Стили речи. Текст.

1

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка

Самостоятельная работа, тестовые задания

128

Р/р. Рецензия на текст.

1

Первоначальные навыки написания рецензии

Самостоятельная работа, тестовые задания

129

Р/р. Рецензия на текст.

1

Урок развития речи

130

Повторение. Фонетика и графика.

1

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка

Самостоятельная работа, тестовые задания

131

Повторение. Лексика и фразеология.

1

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка

Самостоятельная работа, тестовые задания

132

Повторение. Словообразование.

1

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка

Самостоятельная работа, тестовые задания

133

Повторение. Морфология.

1

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка

Самостоятельная работа, тестовые задания

134

Повторение. Орфография.

1

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка

Самостоятельная работа, тестовые задания

135

Итоговый контрольный диктант.

1

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка

Контрольный диктант с грамматическим заданием

136

Повторение. Синтаксис и пунктуация.

1

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка

Пояснительная записка

Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Свободное владение родным русским языком — надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. 

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VII класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

П. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.  Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Содержание программы

 Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

Повторение изученного в V-VI классах (8 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (22 ч + 3ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы и в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква « в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (11 ч + 1 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (21 ч + 4ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о -е.

Буквы о-е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (3 ч + 2 ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Служебные части речи. Культура речи (1 ч)

Предлог (9 ч + 1 ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.        Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (12ч + 2 ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (16 ч + 2 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

П. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

П. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

 Повторение и систематизация пройденного в VII классе (10 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Учебно-методическая литература

  1. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи.7 класс. /Шапиро Н.А. – Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015г.
  2. Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс.: Книга для учителя/Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов и др. – М.:Просвещение,1990.
  3. Карточки для проверки орфографии и пунктуации. 5-11 классы/Сиднева И.В. – М.: АРКТИ, 2002.
  4. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс. ФГОС/Е.Н.Груздева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015г.
  5. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс/ Г.А.Бакулина. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  6. Обучение сочинению по картине. 5-9 класс: конспекты уроков/ Авт.-состав. О.П.Баландина. – Волгоград: Учитель, 2011.
  7. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе: Универсальная рабочая тетрадь для преподавателей- словесников. – Калининград: Редкая книга, 1996г.
  8. Поурочное планирование по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/Горашова Н.Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  9. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс/Егорова Н.В. – М.: ВАКО,2009.
  10. Программы общеобразовательных учреждение. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010г.
  11. Рабочая тетрадь по русскому языку: к учебнику М.Т.Барановой, Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 7 класс/ Е.Л.Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013г.
  12. Русский язык: Изложения и сочинения. 7 кл./Шипицына Г.М. – М.: Дрофа, 2001.
  13. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс/Полежаева Е.А. – Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2002.
  14. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс.: Пособие для учителя/Т.А.Костяева. – М.: Просвещение,2001.
  15. Уроки русского языка в 7 классе. Методика и практика преподавания/Илларионова Е.Н., Кротова Т.В. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www. uroki.net
  2. http://www.zavuch.info
  3. http://www.interqu.ru
  4. http://www.akademius.narod.ru
  5. http://www.festival.1september.ru
  6. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library
  7. http://shcool.xvatit.com
  8. http://www.chain-qrshool.edu.tomsk
  9. http://uchi.ucoz.ru
  10. http://pedsovet.su
  11. http://proshkolu.ru
  12. http://rusedu

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1

Согласовано:                                                «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                               Директор МБОУ  Заларинская СОШ №1

 Гордина Е.В.___________                         Фещенко Е.А. _______________

«___»  ________  20___ г.                            «___» _________ 20___ г.

Рабочая программа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

в 7 «б» (общеобразовательном) классе

на 2015 – 2016  учебный год

количество часов в неделю – 4 (136ч)

Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА,

учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Составлена в соответствии                                    Прошла экспертизу на заседании

с программой для общеобразовательных            методического объединения,  

учреждений «Русский язык. 5-9 классы».            Протокол №_______от___________

 Авторы-сост.: М.Т.Баранов,                                 _________________/Серегина М.В./

 Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 2011г.

Учебник: «Русский язык. 7 класс

Авторы: М.Т.Баранов,  Т.А.Ладыженская,

и др. М., «Просвещение», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....