Причастие
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Повторительно-обошщающий урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prichastie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающе-повторительный урок по теме «Причастие»

Цель урока: повторить тему «Причастие», выявить слабые места в понимании темы, закрепить полученные орфографические умения и навыки, совершенствовать умения находить и выделять знаками препинания причастные обороты.

  1. Организационный момент.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное,

На все вопросы отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

- О чем эта загадка?

- Обратите внимание на эпиграф к уроку:

«Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» (В.Даль)

- Как понять смысл этого высказывания?

- Что значит «причастный»? (имеющий непосредственное отношение, касательно к чему-либо)

2. Сообщается тема урока, цель урока.

- На свете много разных музеев, и у нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. В нем много разных залов. Мы с вами будем сотрудниками музея, работающими в зале «Причастие». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий. Поэтому, уважаемые экскурсоводы, небольшая подготовка. Выберем по результатам самого знающего.

Задание 1. Дополните предложение.

- Причастие это самостоятельная часть речи, которая…

- Причастие получило постоянные признаки от…(глагола)

- Причастие получило непостоянные признаки от … (прилагательного)

- Причастия не могут стоять в форме … времени. (Будущего)

- Причастия могут быть в предложении … и … (определением и сказуемым)

- Причастие с зависимыми словами называется… (причастный оборот)

- От возвратных глаголов нельзя образовать причастия … (страдательные) в каком времени … (прошедшем).

- С какими же экспонатами мы будем знакомить своих посетителей.

Задание 2. Выделите причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.

Горячий, горелый, горящий, горя.

Зрячий, зримый, зрелый, зреющий.

Отвиснув, отвисший, отвислый, висячий.

Сумев, умеючи, умеющий, умелый.

Будущий, будучи, бывалый, бывший.

Лежачий, лежалый, залежавшись, залежавшийся.

- Проходим в зал Действительных и Страдательных причастий. Почему эти причастия  распределили по разным углам? (дать отличительные свойства действительных и страдательных причастий) на каждом из них своя надпись.

Задание 2. Работа с сигнальными карточками.

- Вам предлагаются сигнальные карточки. ( Д и С). Что это обозначает? (действительные и страдательные). Я называю слова, ваша задача: показать нужную карточку. Добавить, какого времени и вида это причастие.

Сделанный, растаявший, лечащий, услышанный, скачущий, убранный, борющийся, рассматриваемый, проверяемый, возвращаемая, освещённый, мчащийся, вымытый, усиливающийся, видимый.

- А дальше мы пройдем в зал Причастного оборота. А как же его отличить от других сочетаний?

Задание 4. Перед вами схемы.

    ×                                              ×                                            ×

«сущ. + прич.»                      «прич. + сущ.»                     «прич. + нареч.»

- Запишите словосочетания, распределив в соответствии с данными схемами. В каких из них причастие является главным словом словосочетания, а в каких – зависимым словом.

Преодолевающие болезнь, наблюдающееся явление, горящие костры, переплывающие через реку, поднявшихся медленно, сидящая девушка, подсохшее дерево, представляющий интерес, увидевший волка, летящая стрела, быстро потемневшее, огороженная территория.

- Ой, как тут все запутано. Нам на помощь придут запятые, которые помогут  нам все распутать.   Вспомните, как расставить знаки препинания при причастном обороте.

(на доске нарисовать схемы)

Задание 5. Слуховой диктант.

Прослушайте предложения, составьте схемы этих предложений.

  1. Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра.
  2. Одинокий самолет плывущий на головокружительной высоте кажется миноносцем.
  3. Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.
  4. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь не прекращавшийся в течение целого часа.
  5.  Бурая зацветающая рожь тихо шелестела колосьями.

Задание 6. Работа с карточками.

Приготовить 4 карточки.(записать предложение, расставить знаки препинания, выделить причастные обороты.

  1. И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающ..е поле.

  1. На поворотах виден был весь отряд растянувш..йся длинной цепочкой.

  1.  Метелица вскинул голову и оглядел эту колеблющ..юся тихую толпу.

  1. По утрам железо покрывалось легкой, хрупкой изморозью тающ..й под рукой.

-  Какие орфограммы мы изучили в теме «Причастие»?

(НН и Н в суффиксах причастий, НЕ с причастиями).

- Пожалуйста, подготовьтесь ответить на вопросы посетителей, почему одни причастия с двумя Н, а другие – с одной, почему одни причастия пишутся с НЕ слитно, а другие – раздельно.

Задание 7. В роли экскурсовода выступит один ученик (по карточке), объяснит правописание причастий.

(Не)коше(н, нн)ый луг

Замороже(н, нн)ые ягоды

Краше(н,нн)ые синей краской

Девочка испуга(н,нн)а

Комната (не) прибра(н,нн)а

Рыба, мороже(н,нн)ая в холодильнике

Комната, оклее(н,нн)ая желтыми обоями

Стриже(н,нн)ая собачонка

Мороже(н,нн)ое мясо

Краше(н,нн)ый пол

(не)пролазная чаща

Никем (не)исследова(н,нн)ая местность

Еще (не)обжитое место

(не)замече(н,нн)ая учеником ошибка

(не)прочита(н,нн)ая, а просмотре(н,нн)ая работа.

-Я думаю у нас все готово к открытию, все экскурсоводы прошли подготовку. Поэтому небольшой экзамен.

3. Тест. (если успеем)

4. Подведение итогов.

- Оценки за урок.

Домашнее задание. Наши посетители будут в восторге от нашего музея, если мы их вниманию предложим герб Причастия, различные истории. Нарисовать герб причастия, сочинить сказки на темы:  О жизни страдательных и действительных причастий, О страдательных причастиях, страдающих и заставляющих страдать, Из жизни Причастий.  

Подготовиться к контрольной работе по теме.

         

        Выполнила

учитель русского языка

        и литературы

        Мельник Н.В.

2008-2009 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...