Причастие
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна

Материалы к  повторению по теме "Причастие. Причастный оборот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение по теме «Причастие. Причастный оборот»

7 класс

Задание 1. Выделите причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.

Горячий, горелый, горящий, горя.

Зрячий, зримый, зрелый, зреющий.

Отвиснув, отвисший, отвислый, висячий.

Сумев, умеючи, умеющий, умелый.

 Будущий, будучи, бывалый, бывший.

Лежачий, лежалый, залежавшись, залежавшийся.

Охранный, охраняемый, охраняя, охранявший, охранять.

Играючи, играем, игривый, играющий.

Лежачий, лежащий, лежалый, лежим.

Певучий, певчий, певший, напевая.

Задание 2. Выпишите из предложений причастия вместе с определяемыми словами. Во всех ли предложениях есть причастия?

1) В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром.

2) Я поблагодарил вожатого за оказанную помощь.

3) Я увидел мужчину высокого, но уже сгорбленного старостью.

4) Старый полинялый мундир его напоминал воина времен Анны Иоановны.

5) Река уже в нескольких местах была покрыта белым снегом.

6) У ворот я видел старую чугунную пушку.

Задание 3. Согласуйте причастия с определяемыми словами. Расставьте знаки препинания. Выделите графически причастные обороты.

1) Птица долго сидящ_ на одном месте рано или поздно станет жертвой стрелка.

2) От хвороста собранного сообща пламя всегда бывает выше.

3) Когда пьешь воду не забывай о человеке вырывш_ колодец.

4) Слово идущ_ от сердца согревает три зимы подряд.

5) Подпоясанный кушаком казак никому не уступал в пляске.

Задание 4. Перед вами схемы.     ×                                              ×                                            ×

 «сущ. + прич.»                      «прич. + сущ.»                     «прич. + нареч.»

Запишите словосочетания, распределив в соответствии с данными схемами. В каких из них причастие является главным словом словосочетания, а в каких – зависимым словом.

Преодолевающие болезнь, наблюдающееся явление, горящие костры, переплывающие через реку, поднявшихся медленно, сидящая девушка, подсохшее дерево, представляющий интерес, увидевший волка, летящая стрела, быстро потемневшее, огороженная территория.

Задание 5. Прослушайте предложения, составьте схемы этих предложений.

1. Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра.

2. Одинокий самолет плывущий на головокружительной высоте кажется миноносцем.

3. Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.

4. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь не прекращавшийся в течение целого часа.

5.  Бурая зацветающая рожь тихо шелестела колосьями.

Задание 6. Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов  образованы другие причастия.

Обучать — обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся.

Убедиться - убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся.

Решить — решавший, решенный, решающий, решаемый.

Пугаться — пуганный, испугавшийся, пугавший, пугающийся.

Завершить — завершающий, завершивший, завершаемый, завершенный.

Задание 7. Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте формы причастий от остальных глаголов.

Решивший - решать, решаться, решить, решиться.

Отведённый - отводить, отвезти, отвести, отвозить.

Сложивший — сложить, сложиться, складывать, складываться.

Обломленный - обломать, обломить, обломаться, обломиться.

Учитывающий — учесть, зачесть, учитываться, учитывать.

Смешивающийся — смешаться, смешать, смешивать, смешиваться.

Изучаемый — изучить, изучать, изучаться.

Задание 8. Исправьте ошибки в употреблении причастия.

  1. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.
  2. Каждый пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать.
  3. Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север.
  4. Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
  5. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками.

Задание 9. Исправьте текст.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Задание 10. Найдите и исправьте ошибку в одном из трех словосочетаний, каждого варианта.

а) Прибывающий вовремя;

б) сомневающийся во всем;

в) борящимися за власть;

а) произрастающий на юге;

б) управляющий автомобилем;

в) видющий меня;

а) тратющий слова;

б) режущий на части;

в) встречающийся часто;

а) попадающийся на глаза;

б) движащийся вперед;

в) стреляющий метко;

а) надеющийся на чудо;

б) жарющийся на костре;

9)  распадающийся на части;

а) следущий за мной;

б) верящий всем;

в) ненавидящий меня.

Задание 11. Укажите причастие в соответствии с заданием.

А. Действительные причастия настоящего времени.

1. Читающий, плачущий, сидящий, слышащий.

2. Читавший, плакавший, сидевший, слышавший.

3. Читаемый, слышимый.

4.  Читанный.

Б. Страдательные причастия настоящего времени.

1. Видящий, пишущий, гремящий, зарабатывающий.

2. Видавший, писавший, гремевший, зарабатывающий.

3. Видимый, зарабатываемый.

4. Виданный, писанный.

В. Страдательные причастия прошедшего времени.

1. Нагружающий, гонящий, дышащий.

2. Нагружавший, погрузивший, гонявший, разгонявший.

3. Нагружаемый, гонимый.

4. Погруженный, разогнанный.

Г. Действительные причастия прошедшего времени.

1. Звенящий, грохочущий, держащий.

2.Узнавший, звеневший, грохотавший, державший.

3. Узнанный.

Д. Страдательные причастия настоящего времени.

1. Ремонтируемый, любимый, забываемый.

2.Ремонтирующий, любящий, забывающий.

3.Ремонтировавший, любивший, забывавший, забывший.

4. Ремонтированный, забытый

Задание 12. Выберите нужную гласную (я, е, и, я). Укажите суффикс причастия.

Закле_вший окно,  замет_вший друга, завис..щий от других, отмер..вший расстояние, засе_вший поле, ненавид..щий ложь, вер..вший в идеалы, помн_щий добро. Слыш_вший все, законч..вший школу, усво_вший правила, вытерп_вший все испытания, зате_вший драку, поран_вший руку, измуч_вший всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...