Повторение по теме "Словообразование"
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна

Материал поможет провести КВН по теме "Словообразование" в 5, 6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_slovoobrazovanie._povtorenie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

урок-КВН

Тема: «Повторение раздела «Состав слова и словообразование»

I. Подготовительная часть.

Учитель рассказывает о теме и целях урока. Затем класс разбивается на две команды - например, мальчиков и девочек.

Каждая команда решает свою задачу; отгадка будет названием команды,

А. Шарада

Мое начало — буква алфавита,
Оно всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет;на цветок,        
То снова полетит.

,        (Шмель)

Б. Метаграмма

С буквой к меж берегов

Я теку привольно.

 С буквой с я без зубов,

 Но кусаюсь больно.

(Оса)

Пожелав участникам успеха, начинаем конкурс.


II. Конкурсы.

Конкурс 1. «Разминка — гимнастика ума»

1 а)Когда человек бывает деревом?

(Когда он со сна.)

б) Когда мальчика называют женским именем?

(Если он соня.)

а)        Какое слово всегда звучит неверно?

(Слово неверно.)

б)        Когда руки бывают не существительными, а
местоимениями?

(Когда они вы-мы-ты.)

а)        На какое дерево садится ворона под пролив
ным дождем?

, (На мокрое.)

б)        Каких камней нет ни в одном море?

(Сухих.)

   а)4 Если б не было его, не сказал бы ничего.,        (Язык.)

б) Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту.

(Корень.)


 

 

Конкурс 2. «Грибной сезон»

Грибной сезон впереди, но наши необычные грибы можно собирать круглый год. Каждая команда выбирает грибника, которому придется собирать грибы в чужом лесу, - то есть в. команде противника. Учитель вручает каждой команде «грибы» - слова в форме родительного падежа множественного числа. Грибники собирают в разные «корзинки» грибы — слова с одинаковыми окончаниями.

На грибах написаны слова:

/

Для первой команды: домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Для второй команды: степей, ножей, батарей, галерей* ушей, юношей.

Конкурс 3. «Что можно настричь с одной овцы»

Что вы скажете, если кто-нибудь дернет вас за ухо? Наверно, крикнете: «Не тронь мое ухо!». Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи!». Над вами посмеются: «Ну и грамотей!». Да вы и сами прекрасно знаете: одно — ухо, а два уха — уши. Как пошутил над нами корень в этих словах? Конечно, он изменился благодаря чередованию.

А теперь познакомимся с героиней нашего сле
дующего конкурса. На нашей овечке вместо шерсти
растут слова. От каждой команды выходит по од
ному ученику. Они по очереди будут срезать с
овечки слова, в которых согласный корня под
вержен чередованию.        ,
Итак, что можно настричь с одной овцы?

Слбва: пух, пекарь, лекарь, бег, замок, ноги, дорога, снег, творог, пирог, дуб, тетрадка, нож, карандаш, трава, постель, шкафчик, 'диван, осина, рот.


Конкурс 4. «Игра в прятки»

А сейчас приставки приглашают вас сыграть в прятки.

Они спрятались в словах. Найдите приставки и объясните, как они могли спрятаться в том месте, где вы их нашли.

,  Для первой,команды: громоотвод, деревообделочный.

Для второй команды: водопроводчик, мясоперерабатывающий.

Конкурс 5. «По рядам ошибок — пли!»

Внимание! Телеграмма-молния! Срочно - нарочно! Война до победного конца!

Слушать меня внимательно! Только что получено донесение: на вас совершено разбойное нападение. Вас атакуют полчища ошибок. Они хотят взять вас в плен и превратить в отпетых двоечников.

Это нельзя допустить. Наш класс становится полем военных действий.

Батареи, внимание! Приготовить снаряды!

(Игроки берут «снаряды» с надписями «ударе
ние», «последующий согласный», «суффикс -а-»,
«значение корня». Конкурс проходит в виде эста
феты.        
v

.   -        \

По передовому отряду — пли!

(Вывешивается плакат со словами: угар, загореть, нагар, разгар, погорелец, подгорелый, где пропущены гласные в корне.)

(Игроки берут снаряд «ударение» и «стреляют» —. вставляют буквы.)


С правой стороны на вас наступает резервный
отряд.        -I        ?ц           и

(Слова: .растение, наращивать, водоросли, подложить, слагаемое.)

,        \        ~

Внимание! Батареи, огонь!        .

(Игроки берут снаряд «последующий согласный» и

Припаял — присоединил паяльником. Приключение — присоединение к ключу. Приголубил —присоединение к голубю.

Да, вы не ошиблись. Клад теперь в ваших руках. Этот клад — сообразительность и знания.

Конкурс 7. «Словесный мяч»

                                                                      Вы уже устали, и я предлагаю немного раз-
Новое донесение. Это, оказывается, ультида-    мяться^, Поиграем в словесный мяч. Я кидаю мяч,
тум: «Требуем немедленной капитуляции. На раз-     называю слова. А вы бросаете мяч мне и называе-
мышление — 10 секунд». И подписи:
прикоснове-    те способ словообразования.
ние, касание, касательная, коснуться, избиратель
ный,, запереть.
/-        '   к        Слова: летчик, птицефабрика, юнкор, сотруд
ник, парашютист, расстелить, подбежать, ТЮЗ,

Согласны капитулировать? Нет? В таком слу     синь, наушник, березовый, зарасти, полевод, шко-
чае подготовьте оружие (суффикс -е-). Огонь!    ла-интернат, осинка.
Последний залп!    .        '

Победа! Враг капитулировал. В этом сражении        .

победили знания!        ;

Конкурс 6. «Конкурс кладоискателей»

Для этого конкурса нам необходимо по семь профессиональных кладоискателей от каждой команды. (Цифра условна, по количеству игроков.)

Сейчас я вручу вам задания.

(Вытаскиваю из Шкета по очереди бумаги, читаю:

-        «Слитки серебра в северной яме». Нет, это
из Стивенсона.

  • «Завещание одноглазого Бернардито...» Это
    тоже не то.
  • «10 фунтов от левой ноги скелета» - совсем
    нет        >
  • «Череп и кости» - это от трансформаторной
    будки.

-        «Главная часть сокровищ здесь...» — а вот и
ваши задания.)

Итак, вам придется искать не сокровища пирата Вильяма Роджерса, не испанские дублоны и даже не итальянские флорины. Речь идет о более ценном сокровище - 6 русском языке.

Из множества карточек вам надо отобрать лишь
те, где правильно объяснено правописание при
ставки
при-.

Карточки:        

Приколол — присоединил булавкой. Прилежание — присоединение к лежачим. Придрался — присоединился 'к; Драке.' Признался — присоединился к знающим.


Конкурс 8. Конкурс капитанов

а)        Назовите третье лишнее:
.превозносить, превосходить, принадлежать;
преодолеть, прицелиться, пренебречь.

б)        Замените одним словом:
присоединить с помощью слона;
присоединить с помощью собаки.

в)        Загадка-шутка. Кто быстрее отгадает слова?

Ты лишь на миг себе представь-ка, Как одиноко мне в пути, Когда отсутствует приставка, А мне идти, идти, идти! С'приставкой с— другое дело: С ней, без сомненья, мы б смогли И обойти всю землю смело, И облететь вокруг земли. Друг друга стали б мы беречь. •Так о каких словах тут речь?

г)        Отобрать среди слов

первой, команде:.— слова женского рода; второй команде — слова мужского рода.

! . .        '        ''      '        '        '

ГЭС, ПВДД, ТЮЗ, ГАБТ, ЦУМ, ООН.

III. Подведение итогов.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...