Когда слово употребляется в переносном значении
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_slovo_upotreblyaetsya_v_perenosnom_znachenii.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № | Дата урока | ||
Тема урока: Когда слово употребляется в переносном значении. §34 | Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний | ||
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, знать как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты; употреблять в речи слова в переносном значении. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Знать о прямом и переносном значении слова; как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты | метапредметные Уметь правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением | личностные Развивать художественную речь за счет употребления метафор, эпитетов, олицетворений | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
- Прослушайте стихотворение: Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке. Дочь удивилась: - Мерзнешь ты И в летние денечки? - Ты не поймешь, еще мала, - Вздохнула мать устало. А дочь кричит: - Я поняла! – И тащит одеяло. - Почему дочь не поняла свою мать? - О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном добром отношении) - Какое еще значение имеет слова «теплота»? (нагретое состояние чего-нибудь,- прямое значение) - Скажите, а это важно понимать другого человека? - В каком случае это слово имеет прямое значение? (во втором), а переносное – (в первом). | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полного ответа | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи , делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | |
| |||
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. - Прочитайте название параграфа и сформулируйте учебные задачи нашего урока. - Чтение лингвистического текста упр.255. перечертите схему на стр.91 упр.255, 2. - Поработаем с толковым словарем, найдем слова с пометой перен. Что она обозначает? Может ли быть переносное значение и однозначного слова? (нет) | Познавательные: извлекают нужную информацию из прослушанного текста, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. | ||
| |||
- Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (Переносное значение является одним из значений многозначного слова. Переносные значения могут быть основаны на сходстве формы, цвета, действий, пространственной и временной близости). - Запишите словосочетания и объясните, в каком случае слова имеют прямое, а в каком переносное значение? ледяная глыба – ледяной взгляд море пшеницы – голубое море копирует чертеж – копирует походку золотой браслет – золотые руки - Теперь предлагаю вам заняться поиском. Для работы даны слова: звезда, бежать, золотой. Ваша задача – составить с данными словами словосочетания так, чтобы они употреблялись и в прямом, и в переносном значении. физминутка | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют задание учителя – составляют словосочетания. | Познавательные: читают и слушают , извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении задач. Коммуникативные: выполняют задание в соответствии с требованиями, высказывают свое мнение. | |
| |||
-упр.259. Давайте поработаем с этими словами. Эпитет – образное, красочное определение предмета или действия. Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства. - Прочитайте текст упр.260. В каждой строчке найдите тропы. (устно) | Выполняют задание по учебнику | Познавательные: осуществляют для решения задач учебные действия, замечают допущенные ошибки. Регулятивные: самостоятельно планируют поиск необходимой информации. Коммуникативные | |
| |||
упр. 261. (1-4задания) | |||
| |||
- Что нового вы сегодня узнали? - Какое настроение у вас после урока? | Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
урок русского языка в 5 классе...
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Когда слово употребляется в переносном значении»
Технологическая карта урока по теме: "Когда слово употребляется в переносном значении", по учебнику М.М.Разумовской...
Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.
Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...