Когда слово употребляется в переносном значении
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_slovo_upotreblyaetsya_v_perenosnom_znachenii.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Когда слово употребляется в переносном значении. §34

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Цель  урока: Познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, знать как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты; употреблять в речи слова в переносном значении.

Планируемые результаты

Предметные

Знать о прямом и переносном значении слова; как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты

метапредметные

Уметь правильно употреблять слова  в соответствии с их лексическим значением

личностные

Развивать художественную речь за счет употребления метафор, эпитетов, олицетворений

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Прослушайте стихотворение:

Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

- Мерзнешь ты

И в летние денечки?

- Ты не поймешь, еще мала, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: - Я поняла! –

И тащит одеяло.

- Почему дочь не поняла свою мать?

- О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном добром отношении)

- Какое еще значение имеет слова «теплота»? (нагретое состояние чего-нибудь,- прямое значение)

- Скажите, а это важно понимать другого человека?

- В каком случае это слово имеет прямое значение? (во втором), а переносное – (в первом).

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полного ответа

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи , делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:  задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

  1. Целеполагание

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- Прочитайте название параграфа и сформулируйте учебные задачи нашего урока.

- Чтение лингвистического текста упр.255.

перечертите схему на стр.91 упр.255, 2.

- Поработаем с толковым словарем, найдем слова с пометой перен. Что она обозначает?  Может ли быть переносное значение и однозначного слова? (нет)

Познавательные: извлекают нужную информацию из прослушанного текста, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

  1. Планирование учебной деятельности

- Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (Переносное значение является одним из значений многозначного слова. Переносные значения могут быть основаны на сходстве формы, цвета, действий, пространственной и временной близости).

- Запишите словосочетания и объясните, в каком случае слова имеют прямое, а в каком переносное значение?

ледяная глыба – ледяной взгляд

море пшеницы – голубое море

копирует чертеж – копирует походку

золотой браслет – золотые руки

 - Теперь предлагаю вам заняться поиском. Для работы даны слова: звезда, бежать, золотой. Ваша задача – составить с данными словами словосочетания так, чтобы они употреблялись и в прямом, и в переносном значении.

физминутка

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи.

Выполняют задание учителя – составляют словосочетания.

Познавательные: читают и слушают , извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении задач.

Коммуникативные: выполняют задание в соответствии с требованиями, высказывают свое мнение.

  1. Самоконтроль

-упр.259.

Давайте поработаем с этими словами.

Эпитет – образное, красочное определение предмета или действия.

Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства.

- Прочитайте текст упр.260. В каждой строчке найдите тропы. (устно)

Выполняют задание по учебнику

Познавательные: осуществляют для решения задач учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Регулятивные: самостоятельно планируют поиск необходимой информации.

Коммуникативные

  1. Информация о домашнем задании

упр. 261. (1-4задания)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какое настроение у вас после урока?

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Когда слово употребляется в переносном значении»

Технологическая карта урока по теме: "Когда слово употребляется в переносном значении", по учебнику М.М.Разумовской...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...