Урок русского языка в 5 классе по теме: «Когда слово употребляется в переносном значении»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока по теме: "Когда слово употребляется в переносном значении", по учебнику М.М.Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_5_kl.docx | 33.68 КБ |
prez_5_kl.ppt | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
на тему:
«Когда слово употребляется в переносном значении»
Тема урока: «Когда слово употребляется в переносном значении»
Класс: 5 класс
Тип урока: урок введения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: понимать термины «Лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; формировать представление о способах определения прямого и переносного значения слова.
Метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.
Личностные:
- осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.
Технологии: Развивающего обучения, личностно-ориентированная, обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая, проектная, развития исследовательских навыков, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационная, здоровьесбережения.
Формы работы : коллективная, работа в паре, творческая, индивидуальная.
Межпредметные связи: литература (работа с художественным текстом).
Внутрипредметные связи: лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составить предложение).
Методы обучения: проблемно-поисковый, анализ, метод поискового обобщения.
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая
Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация
Материалы и оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, раздаточный материал
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1.Организационный момент Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие. Психологический настрой на урок. Координирует деятельность учащихся, проверяет выполнение задания. Мотивирует к учебной деятельности. Игра «Буква к букве» «Составьте слово», которое поможет нам сегодня на уроке. (СЛАЙД) 1. Ударный звук в слове КУХОННЫЙ. 2.Непроизносимый согласный звук в слове ЗВЕЗДНЫЙ. 3. Суффикс в глаголе КРИЧАТЬ. 4. Звук в слове туча [?] - согласный, шипящий, глухой, мягкий, непарный. 5. Проверяемая безударная гласная в слове ПРОДАВАЛ. Какое слово у Вас получилось? (УДАЧА) -Это слово нам сегодня поможет на уроке. -Я вам желаю удачи! -Пожелайте друг другу удачи! | Приветствие. Работа в паре. Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. | Самоопределение. | Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Анализ объектов с целью выделения признаков | Словесная функция учителя. |
2.Создание проблемной ситуации. Мотивация. | - Запишем словосочетания: Золотая цепочка – золотой характер, Железный гвоздь – железная воля, Резкий ветер – резкий человек - Что вы заметили? - Где прямое значение у слова, а где переносное? | Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок | Готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации. | Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Анализ объектов с целью выделения признаков | |
3.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Целеполагание. | - Сформулируйте тему урока. Итак, тема сегодняшнего урока «Прямое и переносное значение слов». Запишите ее в тетради. Целеполагание. Сформулируйте цель на урок для себя. (слова на слайде) ЦЕЛИ: УТОЧНЯЮ… КОНКРЕТИЗИРУЮ… ОСВАИВАЮ… УЗНАЮ… Составление алгоритма действий.(Учащиеся составляю сами, учитель корректирует ответы детей) - Что нам поможет достичь поставленных целей? -Изучение теоретического материала. -Разграничение понятия прямого и переносного значения слова. | Самостоятельное «добывание» знаний, активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Определение темы урока Записывают число, тему урока.(на доске) Работа со словом | Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.
| Планирование. Прогнозирование. Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Постановка вопросов. Сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Самостоятельное формулирование цели темы. Формулирование проблемы. | Самооценка. |
4.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия. | На доске написаны следующие словосочетания: Седая голова - седая зима. -Ребята, какой корень у этих слов. - А какое значение у этих слов? Седой - побелевший от старости На основе сходства (зима – тоже белая) -А как вы думаете, какое слово появилось первым. - Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету. Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка - прямым и переносным значением. -Попробуйте сами привести примеры 1.Работа по учебнику. Чтение и анализ теоретического материала. -Обратитесь к теоретическому материалу учебника -Дополните наши высказывания о прямом и переносом значении слова. 2.Работа с текстом. К вечеру голубизна неба опять пала на снега, померкло белое сияние. И березы тянулись, как руки снега. И стволы их у начала сливались с осевшими сугробами. Небо, уронив голубизну на снега, стало легче, невесомее, прозрачней. (Г. Николаева) — Подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Физминутка.(устно) Определите прямое или переносное значение слов не хлопайте, если прямое, хлопайте, если переносное. Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост 3.Задание по вариантам (Слайд) 1вариант-прямое значение, 2 вариант - переносное. Не забудьте вставить пропущенные буквы, Т..желый ч..модан, мягкая похо(д,т)ка, твердый грунт, ледяной взгляд, золотой ключ(..), холодный ветер, осл..пительная красота, с..ребро волос, свежий хле(б,п), з..лотая пшеница, ст..клянный графин, ж..лезный характер. | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы. Выполняют задания. Работа с учебным материалом. Читают теоретический материал, анализируют. Инд.работа . Определяют значение непонятных слов. | Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.
| Планирование. Прогнозирование. Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Постановка вопросов. Сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Самостоятельное формулирование цели темы. Формулирование проблемы. | Самооценка. |
5.Коррекция знаний и способов действий | 1. Работа в парах. Составьте словосочетания. Договоритесь между собой, кто будет записывать словосочетания в прямом значении, а кто в переносном. Злой (мороз, волк), чёрные (краски, мысли), хвост (лисы, поезда), барабанит (дождь, музыкант). Прочитайте четверостишья. Найдите в них словосочетания в прямом и переносном значении. Подчеркните их. Сверху обозначьте ПРЯМ.ЗН., ПЕРЕН.ЗН. За столом сказала мать: – Хватит языком болтать. А сынишка осторожно: – А болтать ногами можно? Ветерок спросил, пролетая: – Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: – Золотые нас руки растят.
Железное здоровье– Глухой лес – Ледяной взгляд- | Самооценка. Взаимооценка. | |||||
6.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. 7.Рефлексия. | -Вернёмся к вашим целям, которые вы стали в начале урока? Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли вы своей цели? Какое значение слова называется прямым, переносным? Домашнее задание. (Слайд) - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Научился определять прямое и переносное значение слов, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.(?) Научился определять прямое и переносное значение слов, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить прямое и переносное значение слов. Скажу себе: « Я работал хорошо!»(!) Мне надо ещё повторить(-) | Актуализация знаний. Записывают домашнее задание. | Смолообразованиеформирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения. | Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. | Умение выражать свои мысли. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Рефлексия - структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование. | Самооценка. Самопроверка. Заполнение листов самооценки. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Буква к букве» Составьте слово, выполняя задания. 1.Ударный звук в слове КУХОННЫЙ . 2.Непроизносимый согласный звук в слове ЗВЕЗДНЫЙ. 3. Суффикс в глаголе КРИЧАТЬ. 4. Звук в слове ТУЧА [?] - согласный, шипящий, глухой, мягкий, непарный. 5. Проверяемая безударная гласная в корне слове ПРОДАВАЛ.
Золотая цепочка – золотой характер Железный гвоздь – железная воля Резкий ветер – резкий человек
Тема: Когда слово употребляется в переносном значении.
УТОЧНЯЮ… КОНКРЕТИЗИРУЮ… ОСВАИВАЮ… УЗНАЮ… ЦЕЛИ:
Работа с текстом Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет- сорвется лист. Синицы на ветке завозятся- брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит- закружится пестрый смерч. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, плывут, качаются на паутинках. Шумит золотой дождь. -- Подчеркните слова, употребленные в переносном значении .
Работа с текстом Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики . И так налились и пропитались солнцем , что к осени сами стали золотыми . Зашумел в лесу золотой дождь . Капля по листику щелкнет - сорвется лист. Синицы на ветке завозятся- брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пестрый смерч. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, плывут, качаются на паутинках. Шумит золотой дождь .
Проверка 1.Подчеркнуты все слова, употреблённые в переносном значении- «5» 2.Не выделено 1-2 слова – «4» 3.Не выделено 3-4 слова – «3»
Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост .
Распределите слова в таблице, вставляя пропущенные буквы. Т..желый ч..модан, мягкая похо(д,т)ка, твердый грунт, ледяной взгляд, золотой ключ(..), холодный ветер, осл..пительная красота, с..ребро волос, свежий хле(б,п), з..лотая пшеница, ст..клянный графин, ж..лезный характер.
Проверка
Проверка(1з.)
ПРОВЕРКА
Оцените свою работу на уроке Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! ? - - Мне всё понятно, я всё усвоил - У меня есть вопросы - Мне надо ещё раз всё повторить
Домашнее задание Параграф 34, упражнение 257(з.1.3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"
В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....
Когда слово употребляется в переносном значении
Технологическая карта урока...
Урок по русскому языку 5 класс по теме "Заимствованные слова"
Данный урок разработан в соответствиии со всеми требованиями ФГОС. Это один из уроков раздела "Лексика"....
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Урок русского языка 6 класс по теме "Сложносокращенные слова "
Предмет : русский языкТема урока: Сложносокращенные словаТип урока: урок «открытия» нового знанияВид урока: урок путешествиеЦели урока: познакомить учащихся со сложносокращенными словамиОб...