Как писать письма
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pisat_pisma1.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как писать письма, 5 класс

Цели  урока:

  1. Письмо как средство общения людей на расстоянии.
  2. Содержание писем, различных по цели общения.
  3. Знакомство со смысловыми частями письма (зачин, основная часть, концовка).

4.        Соблюдение стилевого единства в письме.
5. Образцы писем.

6.        Составление писем, адресаты которых — разные по возрасту и положению люди.

7.        Пополнение словарного запаса (в ходе урока)

Учитель: Ребята, какие послания приносят почтальоны?

Учащиеся: Газеты, журналы, телеграммы, извещения, письма.

Учитель: А кто из вас регулярно переписывается по почте? Давайте попробуем разобраться, что же такое письмо. Подберите однокоренные слова к слову письмо. (писать, письменность, письмена, писатель, переписчик, письмоносец, письмоводитель и т.д.) Какова этимология этого слова?  А поможет нам в этом самая умная книга “Словарь”. Найдите , пожалуйста, в словаре слово “эпистола”.

Словарная работа. Словарь иностранных слов

Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole < epistello посылаю,отправляю).Письмо, послание.

Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire < греч. — см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).

Учитель: А послушаем историю письма. Она очень интересна. (подготовленный ученик из истории эпистолярного жанра)

Ученик: Как вы думаете, всегда ли были письма? Писем не было лишь в те времена, когда люди не умели писать.  У людей всегда была потребность общаться друг с другом, делиться своими мыслями, чувствами. В древности распространить какое-либо известие о себе было делом сложным, трудоемким. Нужно либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички, либо обрабатывать кожу или стебли папируса. Были и другие трудности. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой их не понимал или имел в виду совсем другое. Может вы знаете, из чего изготовляли письма? (ракушек, из глины, из верёвок различной длины, из берест, позже появились пиктографические письма)

Показать рисунки «Древние письмена»:

Учитель: Значит, умение писать письма – это творчество, без которого трудно обойтись. Вот сегодня мы узнаем все секреты письма.  

        Кому же мы будем писать письма? (Родителям, друзьям, знакомым, и даже врагам). И вам тоже, наверное,  приходилось обращаться к жанру личного письма (эпистолярному жанру), и вы, как всякий человек, любите получать письма. Но признайтесь: всегда ли вы посылали и получали содержательные и интересные послания, которые хотелось опять и опять перечитывать. У каждого автора письма свой стиль, манера. Сколько людей – столько и писем. Но все они должны быть грамотными и аккуратно написаны на чистом листе бумаги.  Сегодня, ребята, мы будем с вами учиться писать письма, правильно подписывать конверты, чтобы они попадали своему адресату.

Задание:   Скажите, герой какого рассказа отправил письмо на деревню дедушке Константину Макаровичу?

Кто автор этого рассказа? Какие ошибки допустил Ванька Жуков в своём письме?

Работа с текстом. Зачитывается письмо Ваньки Жукова (хорошо читающим учеником).

Учитель: Ребята, обратите внимание на то, как Ванька подписывает письмо. Как вы думаете, получит ли его дедушка? Почему? (отвечают)

Учитель: Правильно, не получит, потому что деревень в России много, а фамилия адресата не

указана. Кстати, а  кто такой “адресат”?

 Словарная работа. Учащиеся находят в словаре Ожегова лексическое значение слова “адресат”, записывают в тетради.

Адресат — тот, кому адресовано послание.

Как же мы назовем того, кто пишет это письмо?

Адресант — тот, кто пишет это послание.

Подумайте, какие коммуникативные задачи, (задачи, которые вы ставите перед собой и стремитесь решить при  общении с другими людьми) преследует адресант? (Сообщить, оповестит, поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами, поблагодарить; и т.д.) Значит, мы можем сказать о том, что существуют разные виды писем: личное письмо; письмо-просьба; письмо-поздравление

Учитель: Ребята, а мы получили с вами первое письмо. Представьте такую ситуацию. Вы путешествуете по морю на белоснежном лайнере. Вдруг погода  резко меняется, начинается сильный шторм, корабль терпит крушение - и вы, напуганные и обессиленные, оказываетесь на необитаемом острове. Кругом ни души. Нет спичек, чтобы развести костер, нет пищи, чтобы насытиться, а главное — вам всем очень-очень хочется домой, да и в школу пора собираться, т.к. на дворе конец августа. Что делать? Вдруг в небе появляется черная точка, которая с каждой секундой увеличивается все больше и больше. Наконец вы уже четко можете разглядеть орла, к лапке которого что-то привязано. Орел опускается на остров, и вы получаете первое послание с материка: письмо, ручку и листы бумаги. Вот что было написано в письме: « Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал, что вы попали в беду, и решил незамедлительно помочь  вам. «Почему?» - спросите вы. Мой ответ очень прост. Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных, унылых. А вы любые трудности, невзгоды вам по плечу. Отправьте с орлом подробное письмо о вашем пребывании на острове. Не отчаивайтесь и ждите очередных вестей. Жму ваши мужественные руки.      Ваш друг Робинзон Крузо'   Август 2007 г.

Задание: Что же вы в первую очередь напишите уважаемому Робинзону Крузо?

Ответы учащихся.

А теперь выполним первое задание Робинзона Крузо.

Задания:

Напишите ответ Робинзону Крузо. Чтобы правильно составить ответное послание, определим части письма (вместе с учениками).

Учитель: Каждое письмо, ребята, начинается с приветствия и с обращения к адресату, которое всегда на письме выделяется запятыми. Затем следует та информация, которой вы хотите поделиться.

Части письма (записать в тетради)

  1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.
  2. Вступление — извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть — изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение - выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
  5. Подпись. Дата.

Задание 1: составить ответ Робинзону Крузо.

Задание 2 (тренировочное)  «Собери письмо». (Восстанови письмо, правильно распределив все его части)

Текст 1

  1. С уважением, ученица 6-го класса Лена К.
  2. Буду с нетерпением ждать вашего ответа.
  3. Помогите, пожалуйста, узнать, действительно ли это так и моя мечта никогда не исполнится?!                    
  4.  Мне очень хочется стать летчицей. Мои подруги говорят, что лучше не думать об этом, потому что это не женская профессия. Мальчишки просто смеются надо мной. Говорят, девчонок в небо не берут.
  5. Дорогая редакция!
  6. Может быть, есть специальные  аэроклубы, куда можно поступать девушкам? Или есть особая система самостоятельной спортивной подготовки? Ведь я понимаю, что эта профессия требует и специальных знаний, и очень хорошей физической подготовки.

 (Ответ: 5, 4, 3, 6, 2, 1.)

Определяем вид письма. (Письмо-просьба.)

Текст 2

  1. Дорогая бабуля!
  2. Мы пишем тебе уже из Крыма!
  3. Ты представить себе не можешь, как здесь тепло и солнечно!
  4. Я, наверное, немного увлеклась описанием, а тебе хочется узнать, как мы живем, едим ли фрукты,

  1. Как ты себя чувствуешь?
  2. Наш домик стоит на небольшом откосе, а внизу море. Знаешь, я .сначала, в первые дни, не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно накатывало на берег. Но сейчас все спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спится. Маме очень нравится море утреннее, когда оно кажется темным, непроснувшимся, тяжелым. Помнишь, как на известной картине Айвазовского? А я люблю лунную дорожку на море, теплую, словно парную, морскую волну. Представь себе: морская  

поверхность, спокойная, даже без пенных гребешков, и протянувшийся яркий лунный след, на который, кажется, можно ступить! Но только шаг должен быть легким, невесомым!

         6. Поэтому я передаю письмо маме, и она об этом расскажет...

  1. Целую тебя, бабуля! Твоя внучка Даша.
    (Ответ: 1, 2, 3, 5, 4, 6, 7.)  

Определяем вид письма. (Личное письмо.)

Кроме того, что вы должны правильно выстроить свое письмо, вы также должны подумать над правилами написания. Давайте вместе подумаем, какими правилами будем пользоваться при написании письма? (под запись)

- Мысли выражай сжато, точно и ясно.

- Старайся писать ясно и просто.

- Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.

- Будь искренним, дружелюбным. Не пиши  писем в минуты гнева, раздражения.

- Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.

- Стремись писать об интересных фактах и событиях.

- Обязательно отвечай на полученное письмо.

Слово учителя: Но вот письмо закончено, поставлена подпись. Его запечатывают в конверт. Теперь нужно написать адрес. Как это сделать? И вновь вернемся к Ваньке Жукову, который ограничился фразой «На деревню дедушке». Конечно же, письмо не могло дойти до адресата. А все ли из вас умеют правильно оформлять конверт?  Но чтобы вам никогда не делать таких ошибок, давайте посмотрим, как правильно подписывается конверт. (В руках учителя макет конверта, на партах учеников чистые конверты).

В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

Еще один совет учителя: Неряшливо, неграмотно оформленный конверт невыгодно характеризует личность писавшего, не следует делать и лишних надписей (типа: лети с приветом, вернись с ответом; жду ответа, как соловей лета).

Подведем итоги: 

  • Как называется жанр письма?
  • Как начинается каждое письмо?
  • Кто такой “адресат”?
  • Что такое “обращение”?
  • Как выделяются обращения на письме?
  • О чём пишут в письмах?
  • Чем заканчивается письмо?

Домашнее задание: Подумайте, кому вы в ближайшее время напишете письмо? Какое оно будет по виду и содержанию? Напишите письмо своему другу (подруге), живущему в другом городе, на одну из тем:

  • о своих успехах в учебных или иных занятиях
  • о своих увлечениях;
  • о фильме (телепередаче) или спектакле, который вам понравился;
  • о книге, которую вы прочитали; и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Умеем ли мы писать письма

Конспект урока-подготовки к написанию письма развивает интерес учащихся к эпистолярному жанру...

Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"

Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».

Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром....

Письмо. Как писать письма?

Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания  письма....