Письмо. Как писать письма?
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Кравчук Нина Андреевна

Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания  письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект39.5 КБ
Microsoft Office document icon сообщение ученика28 КБ
Microsoft Office document icon приложения38.5 КБ
Файл презентация301.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока   в 6 классе.

 Тема: « Письмо»

Цели урока: 

 Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания  письма

Задачи урока:

Образовательная.  знакомить учащихся  с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;

Развивающая. Развивать орфографические и пунктуационные навыки, развивать интерес к эпистолярному жанру  

Воспитательные. Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.

Оборудование:      Приложения;  раздаточный материал   карточки-задания;    

        презентация     на тему «История письма»

Ход урока

1.Организационный момент- приветствие учащихся, сообщение темы,  целей(1-2слайд) и задач урока 

2.Вступительное слово учителя:

 XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны стали электронные сообщения и как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярным.

Сегодня на уроке мы рассмотрим структуру, культуру написания письма; познакомимся  с историей письма, будем учиться писать письма и правильно оформлять конверт.

        3. Объяснение нового материала учителем.

Учитель: Ребята, а что же такое письмо? Обратимся к выдержке из «Словарю русского языка» Ожегова С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо».

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)

Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

- Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма).

  • Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

- Зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)

- Какие виды писем вы знаете? СЛАЙД( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету)

- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями). 

         4.  Страничка истории

- Как вы думаете, какими были первые письма? Прослушаем краткое сообщение

5.  Композиция письма. (Записать в тетрадь)

-  Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение) дальше СЛАЙДЫ

Посмотрите ПРИЛОЖЕНИЕ 3

-   Что такое обращение?

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка).

- Расскажите о знаках препинания при обращении.

Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата. Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

9. Словарная работа

 - Сейчас посмотрим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.

Угадайте слова.

б) бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

в). Пункт назначения письма, местонахождения лица, кому оно предназначено.

г). Цифровое, условное обозначение населённого пункта.

д)Краткое, быстрое, экстренное сообщение о чем-то.

е). Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

конверт, адрес, индекс, телеграмма, почтальон.

10. Творческая работа учащихся.

Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы учимся правильно писать письма. И для этого есть определённые правила.

11. Правила написания письма. (приложение 1)

 

13. Правила  оформления конверта (приложение 2)

- Чтобы письмо дошло до получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес. Ученики рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.  

-Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)

- Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить  общение через письма? (Ответы учащихся)

15.Подведение итогов. Рефлексия

Подошёл к концу наш урок.

- Для чего нужны письма?

- Как называется жанр письма?

-Какие виды писем вы знаете?

-Какие композиционные части выделяются в письме?

Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.

17.  Домашнее задание. Красиво оформить конверт

 



Предварительный просмотр:

История обмена информацией.
История обмена известиями начинается с каменного века. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".
  Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать стволы деревьев и позднее барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Барабаны до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами.
Древнеегипетская почта была основана преимущественно на использовании многочисленных пеших гонцов, Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.
 Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю - на кораблях. В более крупных центрах были учреждены станции летучек почты, которые служили для отдыха и ночёвки путешествующих всадников. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные и, на случай нужды, повозки.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         

Правила  написания письма.

  • Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее. Не позднее чем через три-пять дней после получения.
  • Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым…
  • Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
  • Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
  • В правом верхнем углу письма  непременно поставь дату написания.
  • Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
  • Обязательно поставь подпись.
  • Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S. , что означает : «после написанного».
  • Никогда не употребляй шаблонных,  безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», « Найдешь ошибку – прими за улыбку».

                                                                                                                                                         

Правила  написания письма.

  • Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее. Не позднее чем через три-пять дней после получения.
  • Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым…
  • Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
  • Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
  • В правом верхнем углу письма  непременно поставь дату написания.
  • Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
  • Обязательно поставь подпись.
  • Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S. , что означает : «после написанного».
  • Никогда не употребляй шаблонных,  безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», « Найдешь ошибку – прими за улыбку».

Приложение 2

Оформление конверта.

От кого______________

Откуда______________

_____________________

_____________________

                                             

       

Кому____________________

_______________________

Куда____________________

_______________________

_______________________

_______________________

Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание  в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли  написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

 

Приложение 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление письма другу.

Слайд 2

Составление письма другу. Цели урока Рассмотреть структуру, культуру написания письма; Познакомиться с историей письма; Учиться писать письма и правильно оформлять конверт.

Слайд 3

Составление письма другу. Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.) Письмо- это эпистолярный жанр речи , оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

Слайд 4

Составление письма другу. Эпистола (лат. epistole – письмо) литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

Слайд 5

Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету. Составление письма другу.

Слайд 6

Составление письма другу. Композиция письма 1. Приветствие и (или) обращение - название того, кому предназначено письмо. ( Дорогой друг!... Любимая моя бабушка!..) 2.Вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

Слайд 7

Составление письма другу. 3 . Основная часть - изложение информации, интересующей адресата. ( Рад сообщить… Хотел бы рассказать… Новостей немного… Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д. )

Слайд 8

Составление письма другу. 4. Заключение - выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д. С уважением… Уважающий Вас… Всегда Ваш… Любящий тебя… До свидания! До скорого свидания! Всего доброго! Передавай привет… Прощай!

Слайд 9

Составление письма другу. 5. Дата. Подпись. 6. Постскриптум. ( PS ) При законченном уже письме иногда вспоминается то, что в него случайно не вошло, а оговорить следует . Тогда в конце письма ставится знак PS и записываются необходимые сведения, слова.

Слайд 10

Составление письма другу. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. Пункт назначения письма, местонахождения лица, кому оно предназначено. Цифровое, условное обозначение населённого пункта. Краткое, быстрое, экстренное сообщение о чем-то. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

Слайд 11

Составление письма другу.

Слайд 12

Домашнее задание Упр. 251 ( п )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

учебный проект « Письмо. История письма. Виды писем».

Аннотация учебного проекта « Письмо. История письма. Виды писем».Учебный проект «Письмо. История письма.  Виды писем « проводится в рамках элективного курса при прохождении темы «Деловые бу...

Мы письма учимся писать и адрес точно оформлять.

Урок в 5 классе специальной (коррекционной) школы интерната VII вида.  Цели:   1. Показать роль писем в жизни людей.2. Научить правильно оформлять письмо и адрес....

Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».

Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром....

Урок развития речи по теме «Письмо. Виды писем»

Разработка урока по русскому языку. 6 класс....