Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Данилина Галина Олеговна

Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma._4_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

 Урок письма

для учащихся  начальной школы.

Тема: «Учимся писать письма с героями мультфильма».

Цель урока: познакомить учащихся с эпистолярным жанром.

Задачи урока:

  1. развивать способность к сочинительству, тонко выражать свои мысли, формировать навык письменного речевого общения;
  2. научить  подписывать конверты и грамотно составлять текст письма;
  3. учить работать в коллективе, толерантно выполнять совместную работу, учиться приходить к единому мнению;
  1. организовывать творческую деятельность по созданию письма, оригинальность оформления.   

 Оборудование: толковые словари, почтовый ящик, конверты разного  цвета, фломастеры, карандаши, белые листы бумаги.

В основу урока положена игровая ситуация, путешествие по станциям.

Проводят детей по станциям герои мультфильма: почтальон Печкин, дядя Федор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по группам по 4-5 человек. Входят герои мультфильма.

Почтальон Печкин:

Вот посылка у меня,

Но отдать сегодня я

Не могу ее, друзья:

Документов у вас нет,

Вот такой для вас ответ.

Дядя Федор:

Как же так? Она ведь наша!

Вот и адрес: школа, класс.

Шутишь Печкин по привычке,

Удивить решил ты нас?

Почтальон Печкин:

Испытания пройдите,

Почтальону угодите.

И тогда посылка ваша,

Будь хоть в ней манная каша.

Дядя Федор:

Ну, ребята, дружно вместе

Испытания пройдем,

На вопросы все ответим

И посылку заберем.

  1. Путешествие по станциям.  

  Станция 1.« Размышляй-ка»

 Почтальон Печкин:

Вот станция первая « Размышляй-ка»,

Подумай ты и угадай-ка:

Откуда к нам эти слова пришли?

В толковом словаре ответ найди.

Работа с толковым словарём С.И. Ожегова. Выяснение лексического значения слов: письмо, почтальон, почтамт, конверт.

Учитель: - К какому жанру относится письмо как носитель информации?

(К эпистолярному жанру. Эпистолярная литература - от греч. Epistole- письмо)

Станция 2. «Историческая»

Почтальон Печкин:

Где и как появилась почтовая служба?

Об этом вам знать непременно нужно.

Как доставляли письма тысячи лет назад?

Сейчас об этом послушаем сообщения ребят.

Сообщения детей. Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.

Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км.

Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался “бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.

Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию.

Станция 3. «Адресная»

Почтальон Печкин:

Чтоб письмо получить,

Знать не надобно много:

Укажи область, город, улицу, дом

И отправь послание в дорогу.

           Чтение письма Ваньки Жукова из рассказа А.П.Чехова «Ванька Жуков»

Учитель: -Чего не хватает в письме?

-Получит ли его адресат?

-Что является главным, для того, чтобы адресат получил письмо?(Адрес)

        Используя предложенный образец, дети учатся подписывать конверт .

Станция 4. «Приветствий и прощаний».

Почтальон Печкин:

    Как здороваться в письме  и как прощаться?

    В этом тоже нужно упражняться.

   «Здравствуйте», «привет», «салют», «хелло»-

    Знай: уместно только одно слово.

    Не забудьте вы и попрощаться,

    Вежливым быть  нужно, а не им казаться.    

Учитель: - Какие должны быть самые первые слова в письме? Давайте познакомимся с некоторыми образцами писем и запишем классические формы приветствия. (Подготовленные ученики читают вслух приветствия из писем А.С.Пушкина и писем его героев, дети записывают приветствия в тетрадь).

  1. «Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною…”»
  2. «Шефу корпуса жандармов А. Х. Бенкендорфу. С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга А.С. Пушкин.»
  3. «Привет всем тем, кто прикоснулся к познанию собственного “Я”. Услышьте меня, не делайте “моих” ошибок…»
  4. «Ваше превосходительство», «Ваше благородие» и т. д.

Продолжите предложенный перечень своими примерами.

             -  Какие фразы должны быть в конце письма?

               Работа в группах по конструированию моделей прощания.

Станция 5. « Подумай-ка»

Почтальон Печкин:

Вот конверты перед вами,

В них послания прислали.

Их вы молча прочитайте.

И ответ скорее дайте:

Где личное письмо и деловое?

Где поздравительное или другое?

            Дети работают в группах. Читают письма и определяют вид письма.

                 Письмо 1.    Дорогая, милая моя мамочка!

 Решил сообщить о своих боевых делах. Бьём фрицев. Сейчас, когда пишу тебе – передышка, кругом такая тишина, что кажется, нет войны. А через несколько часов будет  бой, бой не на жизнь, а на смерть. Враг ещё силён. Но наша великая любовь к Родине даёт нам силы разгромить врага и не отдавать ему наш Севастополь. Дорогая, моя, так скучаю по тебе и сёстрам. Как они там? Береги себя. Со мной всё будет хорошо. А теперь высылаю тебе цветочек, не знаю как его название, он рос возле  моего пня, на котором я сижу и пишу тебе письмо. Я целую его и посылаю тебе, дорогая, моя мама. Поцелуй и ты его и мы на какой-то момент побудем вместе. Этот милый цветок как бы на время меня вернул к мирной жизни, и я на мгновение почувствовал свой родной край, твои добрые глаза, ласковые руки и тихий голос: « Береги себя, сынок» - когда провожала меня на фронт. Спасибо тебе за всё, береги себя. До скорой Победы.

                                  Целую тебя, моя дорогая мамочка и сестёр.

                                         Апрель 1944 г.                                       Ваш Виктор

Ответ: письмо личное, потому что адресовано близким солдата.

Письмо 2. Здравствуйте, папа и мама!

Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика дядю Фёдора. Вы про него ещё заметку в газету писали. Этот мальчик живёт у нас. Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены. А его корова меня на дерево загнала. А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. Посмотрите ваша ли это пуговица. Если пуговица ваша, и мальчик ваш . Всё у вашего мальчика хорошо. И трактор есть, и корова. Он всяких зверей кормит. И кот у него есть хитрый-прехитрый. Я из-за этого кота в изолятор попал: он молоком угостил, от которого с ума сходят. Вы можете приехать за вашим мальчиком, потому что он ничего не знает. И я ему ничего не скажу. А мне привезёте велосипед. Я на нём буду почту развозить. И от новых штанов я бы не отказался.

До свидания.        Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района,   Печкин.

Ответ: письмо героя мультфильма можно считать деловым, потому что адресовано родителям, которые потеряли своего мальчика.

Письмо 3. Уважаемые родители Степанова Саши!

От всей души благодарим вас за достойное воспитание сына. Верим, что его успехи будут направлены не только на  благо школы, но и республики , страны.

Желаем вашей семье крепкого здоровья, счастья, продолжайте лучшие традиции семейного воспитания.

С уважением администрация школы.

Ответ: письмо благодарственное.

Письмо 4. Отрывок из письма Татьяны

героини романа «Евгений Онегин»  А.С.Пушкина .

 Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле,
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать только об одном…
И день и ночь до новой встречи.

Ответ: письмо личное (любовное).

Станция 6. «Строительная»

Почтальон Печкин:

       Может каждый, знаю я,

       Написать письмо друзьям,

       Брату Саше и Светуле,

       Маме, папе и бабуле.

       Но ряд правил соблюдай.

       Письмо – не каламбур; ты знай.

       Учитель: - У письма есть своя структура написания, которую обязательно нужно соблюдать. Соблюдая эти правила, вы проявляете уважение к тому, кому вы пишите письмо.

Станция 7. «Итоговая»

        Учитель: - Ребята, наш урок подошел к концу. На столах у вас лежат чистые  конвертики.  Напишите пожелания, замечания по уроку  и отправьте их по почте, опустив в почтовый ящик, который находится у Печкина. А он непременно доставит их адресату.

        Дети пишут небольшие послания, опускают их в почтовый ящик.

        Почтальон Печкин вытаскивает письма из почтового ящика и разносит их.

            В заключении урока ученик читает стихотворение для почтальона Печкина.

Письмо и время чем-то схожи.

Мы говорим про время: «Вот

Оно всегда идет вперед»,

Хотя ходить оно не может.

И то же самое письмо.

Скажите, у него есть ноги?

Но вот оно в конце дороги

Приходит к нам, но не само.

Понятны вам мои намеки?

Я речь веду о тех, кто нам

Разносит письма по домам

В положенные сроки.

Точней, речь об одном из них.

О том, кто жанр эпистолярный

Поддерживает регулярно,

Ему сегодня я читаю

От всей души прекрасный стих!

По улице, едва забрезжит

Заря, Печкин идет и в снег, и в зной.

Пусть нынче письма пишут реже

И тоньше сумка за спиной,

Но это труд, достойный оды.

И, не жалея пышных слов,

От имени всего народа

Поздравить я тебя  готов!

Домашнее задание. Написать письмо своей семье, рассказав об одном из школьных дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"

Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре....

Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"

Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...

Конспект урока литературы в 5 классе "Учимся писать письма"

Цели: 1. Познакомить школьников с историей возникновения письма, с его структурой, с основными правилами и вежливыми формами переписки.2. Развивать коммуникативные умения учащихся, связную речь, ...

урок русского языка в 3 классе "Учимся писать письма"

Цели:1)  познакомить детей со структурными компонентами письма,  понятием  «обращение» и со способом его оформления на письме;2)  обобщить знания детей о возникновении письма...

Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с историей письма;показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности;познакомить учащихся с правилами переписк...

план-конспект урока и презентация по теме "Учимся писать письма"

План-конспект урока и презентация по теме "Учимся писать письма" для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English"...

Урок в 5 классе "Учимся писать письма"

Тип урока: урок открытия и совершенствования  новых знаний (проводится в рамках уроков развития речи после изучения темы «Функциональные разновидности языка»)Вид урока: комбинированный (форма дея...