Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_na_temu_uchimsya_pisat_pisma.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 12
станицы Дербентской муниципального образования
Северский район Краснодарский край
Учитель русского языка и литературы
Сулименко Ирина Анатольевна
Урок русского языка в 5 классе
по теме: «Учимся писать письма!»
Цель урока: Дать представление учащимся о том, какие бывают письма, познакомить учащихся с композицией письма. Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре.
Вступительное слово учителя:
Наш урок будет посвящён древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. Современный молодой человек не стесняется произнести: «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…» Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: «Я, знаете ли, прочитать этого не сумею – грамоты не одолел». Это факт – утрачено искусство писать письма.
- Лексическая работа: (запись в тетрадь)
Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Эпистолярный жанр - о литературных произведениях в форме письма, переписки.
Сейчас много говорится о необходимости возрождения утерянных культурных традиций, звучат голоса и о важности, значимости эпистолярного жанра. И наш урок не случайно называется такой побудительной фразой: «Учитесь писать письма!» Я призываю вас быть соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства. Как вы думаете, почему так важно уметь писать письма? Зачем люди вообще придумали письмо?
(Ответы детей)
Письма действительно сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека.
-А какими бывают письма?
Работа с учебником 5 класса (Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.)
-Чтение материала для самостоятельных наблюдений (стр. 88)
(Ответы детей)
-Работа над упражнением № 213
-Перед вами письмо Н.А.Островского к матери.
-К какому стилю речи относится текст?
-Как вы это определили?
-С чего начинается письмо?
-О чём идёт речь в основной части?
-Задаёт ли автор письма вопросы?
-Как заканчивается письмо?
-Найдите все обращения. Какими знаками препинания они выделены?
Процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего. А если этого нет, то письмо может иметь вид следующего послания (ребятам предлагается работа по редактированию негативного текста):
Привет, Саша.
Вот решил написать тебе. У нас всё как всегда. Скоро у нас в школе будет смотр художественной самодеятельности. На зимних каникулах мы ездили в цирк. Там мне очень понравилось.
Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего.
Ну, пока.
Костя.
-Отвечает ли этот текст тем требованиям, которые необходимы для создания письма?
-Какие композиционные части отсутствуют? (Нет основной части, в которой мальчик рассказал бы подробно о своей жизни; нет вопросов к собеседнику; не соблюдается этикетная форма конца письма, нет желания быть интересным.)
-Исправьте текст, отредактируйте основную часть, придумайте варианты заключительных фраз. (Содержание основной части может быть изменено по усмотрению учащегося.)
-Самостоятельная работа учащихся по исправлению текста.
Образцы работ:
Здравствуй, моя милая подружка!
Получив твоё письмо, немедленно пишу ответ. Так хочется поделиться с тобой одной новостью. У нас в доме появился маленький диктатор. Как ты думаешь - кто? Это пушистый мягкий комочек по имени Снежок. Все в доме подчиняются его воле, его желаниям. Ужасный непоседа и проказник. Недавно испортил нам обои, но мы его всё равно любим. Приезжай, он очень тебе обрадуется.
Передавай привет своим родителям.
До скорой встречи.
Лиза.
-Мы говорили, что письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Важно помнить, что письмо – это труд души, обращённый к другому человеку. Помните, адресат ждёт от вас писем, полных дружеского расположения и участия.
-Задание на дом:
-Напишите письмо на одну из предложенных тем:
«Письмо Президенту», «Письмо моему учителю»
«Письмо другу. Однажды со мной случилось…»
-При выполнении домашнего задания используйте знания, полученные на уроке, и не забудьте об этикетных правилах письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"
В процессе урока ребята знакомятся со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....
Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"
Данный урок знакомит ребят со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....
Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"
Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Письмо"
Презентация предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Письмо"...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"
Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...
Развитие критического мышления на уроках русского языка через чтение и письмо.Подготовка к ОГЭ.
Данный материал может использоваться на уроке русского языка в 9 классе при подготовке Основного Государственного Экзамена.Работа с текстом....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Письмо как одна из разновидностей текста" с презентацией
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Письмо" с презентацией...