Технологическая карта урока "Омонимы"
методическая разработка по русскому языку по теме

 Телегина Тамара Дормидонтовна

Технологическая карта урока  Омонимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 5 класс. ОМОНИМЫ

Цели

Познакомить с омонимами; учить отличать омонимы от многозначных слов, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные

- овладеть основными понятиями темы;

- различать омонимы и многозначные слова;

- опознавать омонимы и их разновидности;

- наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах;

- использовать их в собственной речи;

Метапредметные 

- пользоваться толковым словарём и словарём омонимов;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план);

-  строить продуктивное речевое взаимодействие в группе;

- точно и ясно выражать мысль и оценивать свою и чужую речь.

Личностные 

- осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;

Методы и формы
обучения

Словесные, наглядные, практические, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, разноуровневое дифференцированное домашнее задание, создание «ситуации успеха». Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная формы.

Образовательные ресурсы

Электронное интерактивное приложение (CD- диск), толковый словарь С.И. Ожегова, словарь омонимов и омоформ русского языка Ю. Н. Гребнева,  учебный словарь омонимов русского языка Л.А. Введенской, Н.П. Колесникова, раздаточный материал для групповой работы.

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
и термины

Омонимы, многозначные слова


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учеб-

ной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

МАТЬ-ЗЕМЛЯ

Скажи мне,

Как правильно землю назвать:

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше, наверно,

Сказать ей:

«Родная!

Земля – наша милая,

Добрая мать!»

Так ласковей будет звучать

И вернее.

Ведь все, что мы любим, –

Все создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты…

    Я. Абидов

– О чем это стихотворение? Назовите его тему.

– Какова его главная мысль?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа по тексту, работа с толковым словарем

– Выпишите из толкового словаря все значения слова «земля».

(Земля:

1) Планета.

2) Суша (в отличие от водного или воздушного пространства).

3) Почва, грунт.

4) Страна, государство.)

– О какой «земле» говорится в стихотворении? (Родина, все то, что мы любим.)

– Дополните словарную статью в тетради

Отвечают на вопросы; выписывают значения слова из толкового словаря

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы, вопросы для уточнения информации; записи
в тетрадях

3. Выявление места
и причины
затруднения

Беседа, обучающая игра.

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

– Итак, слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова земля?

Игра «Кто больше?»

– Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясните каждое значение.

На слайде: Кто (что) может быть…

– дорогим (1-й вариант);

– добрым (2-й вариант)?

Слова для справок: мех, время, человек, совет, весть, день, память.

Сверка с эталоном

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них
недостаточно для полных ответов.

Фронтальная.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения

необходимой для решения проблемы информации.

Вопросы для уточнения информации.

– Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значение.

– Какие же слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько лексических значений; многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.)

– Как строится словарная статья в толковом словаре? (Сначала дается заглавное значение, затем переносное.)

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.

Работа со словарем

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке

Выполнение упражнений

4. Целеполагание и построение проекта выхода
из затруднения.

Творческая практическая деятельность

по реализации

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа.

Составление связных рассказов, письменная работа

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– А теперь отгадайте загадки.

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо. (Коса.)

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (Коса.)

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской. (Коса.)

Словом коса подписываются 3 рисунка на слайде.

– Похожи ли предметы, изображенные на рисунках?

– Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся.)

– Есть ли сходства в значении этих слов?

– Сколько предметов изображено на рисунках?

– Сколько слов их обозначают?

– Здесь три разных слова или одно многозначное?

Организует и сопровождает совместную деятельность обучаю-

Отвечают на вопросы, выполняют задания;

формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или

письменная работа

построенного проекта

щихся, подводит к выводу о том, что представленные слова разные, так как называют три разных, ничем не похожих предмета, не имеют ничего общего в значении и похожи только внешне: по написанию и произношению.

– Такие слова называются омонимами. Заглянем в толковый словарь.

Коса¹ – вид прически.

Коса² – сельскохозяйственное орудие.

Коса³ – мыс, отмель.

– Как располагаются омонимы в толковых словарях? (В разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.)

– Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи? Как отличить одно слово с несколькими значениями от слов-омонимов? (Определить значение.)

самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их
на практике.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах. Знакомство с прак-

– А теперь потренируемся определять многозначные слова и слова-омонимы.

Скороговорки.

С пе́репелом пе́репел в паре пел. Пе́репела пе́репел перепе́л.

Приносили вести со́рок соро́к, со́рок соро́к с сорока́ дорог.

Три сороки – три трещотки потеряли по три щетки: три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

– О ком говорится в скороговорке?

– Расставьте знаки ударения.

– Найдите омонимы. Докажите.

– Что у них совпадает: написание или произношение?

– Ответьте на шуточные вопросы

1) Каким ключом нельзя открывать двери?

2) Какую ноту кладут в суп?

3) Из какого крана нельзя брать воду?

4) Из каких ноготков не соберешь букета?

Сверка с эталоном на слайде

Организует просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев» (презентация), обсуждение прочитанного отрывка.

Выполняют упражнения на карточках, формулируют собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку зрения; смотрят презентацию

Проверяют по словарям омонимов в парах

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные
знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Вопросы для уточнения информации

тическим материалом по теме

ИСПОРЧЕННАЯ ПОГОДА

– Сначала мы с тобой нападем на след, – сказал попугай.

– Не надо! – испугался слоненок.

– Почему? – удивился попугай.

– Ну… – смутился слоненок, – мы на него нападем, он даст сдачи, получится драка. Не надо.

(Г. Остер)

– Что помогло создать комический эффект? (Столкновение значений слова напасть.)

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий

 Читают раздаточный материал

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

6. Включение

в систему знаний
и повторение

Работа учащихся в парах, составление диалога. Обобщение полученных
на уроке сведений, оценивание

– Составьте комический диалог, используя возможности омонимов.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

Выполняют задание, отвечают на вопросы

Групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют
и объясняют ошибки.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

- В любом океане есть айсберги. Что такое айсберги? (отколовшийся от ледника массив с глубоко погружённой подводной частью). В нашем океане для меня айсберги – это слова-омонимы.

- Существуют различные разновидности омонимов. Сегодня мы поговорили лишь о небольшой части омонимов (которые, как у айсберга, находятся над водой). А ещё много секретов слова-омонимы хранят под водой. ОМОФОНЫ, ОМОФОРМЫ, ОМОГРАФЫ.  О них мы поговорим на следующем уроке. Для этого дома создайте  2-3 слайда :1 группа – омофоны, 2 группа – омографы, 3 группа – омоформы. 4 группа выполнит рисунки к омонимам на карточках.

Записывают домашнее задание

7.

Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился –

выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков
и операционных, исследова-

Карточки обратной связи

тельских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов" сиспользованием презентации к уроку....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. "Омонимы"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.Тема урока: Омонимы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели:Образовательные:·         научить...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова омонимы" 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о словах одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению.Задачи урокаДидакти...