Практикум по фонетике и орфоэпии
методическая разработка по русскому языку на тему

 Телегина Тамара Дормидонтовна

Практикум по фонетике и орфоэпии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Практикум по фонетике и орфоэпии58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ____________________________________________________________

Практикум по фонетике, орфоэпии

5 класс

Вариант 1

1. Дайте определение понятия             орфоэпия ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пользуясь орфоэпическим словарём учебника, поставьте ударение в словах.

Баловать, свёкла, форзац, щавель, яичница, начать, повторишь, кухонный, принял, звонишь

3. Объясните  смысл орфоэпических помет, используемых в орфоэпических словарях.

Машущий и доп. махающий ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Класть, нельзя ложить ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Узнайте по фонетической записи слова, восстановите их буквенный   облик., следуя орфографическим правилам  русского языка. [ш т о] [ р´и б´и н ы] , [м ч а ц а],  

[í´а б л а к а]

_______________________________________________________________________________________

5. Выберите группу слов, в каждом из которых есть мягкие согласные звуки.

а) чаща, шина, яма, точка, дело, тень;            б) яма, точка, дело, чаща, грач;

в) дело, тень, точка, шина;                               г) дело, тень, чаща, шина.

6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука:

а) яма, ёж, день, юла, семья;                          б) яма, ёж, юла, баян, жюри;

в) день, семья, баян, жюри, юла                    г) юла, семья, яма, ёж, баян.

7. Определите, сколько букв и звуков в слове съёмка:

а) 5б., 5зв.;            б) 5б., 6зв.;           в) 6б, 5зв.;              г) 6б., 6зв.

8. Выберите группу слов, которые правильно разделены для переноса:

а) вес-ти-бюль, под-смот-ре-ть;

б) вес-ти-бюль, подсм-от-реть;

в) вес-ти-бюль, под-смот-реть

9. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием, и сделайте их транскрипцию:

Лодка, шоссе, скользкий,  старушка, торта, город, гром, просьба, глотка, яичница;                        

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Найдите звонкие согласные:

а) [в]    б) [д]     в) [ц ]     г)[ж]          д) [щ]      е)[ч]

11. Охарактеризуйте следующие звуки: [х], [д], [ж], [щ'], [j'],  [р'];                         

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Сделайте фонетический разбор слов: пятью, восторг, местный;

Фамилия, имя ____________________________________________________________

Практикум по фонетике, орфоэпии

5 класс

Вариант 2

1. Дайте определение понятия             фонетика ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пользуясь орфоэпическим словарём учебника, поставьте ударение в словах.

Принять, звонить,  клала, включишь, балуешься, положишь, приняла, щавель, красивейший, медведей

3. Объясните  смысл орфоэпических помет, используемых в орфоэпических словарях.

И́скристый  и искри́стый

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умести́мся,  не рек. уме́стимся

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Узнайте по фонетической записи слова, восстановите их буквенный   облик., следуя орфографическим правилам  русского языка. [з´и л´он ы í] , [т а в о], [í´о л к а] , [с´иí´а í´а] .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выберите группу слов, в каждом из которых есть твёрдые согласные

а) жир, весь, каша, цирк, щель;                       б) жир, каша, цирк, шар;

в) жир, каша, шар, щель;                                  г) каша, шар, щель, весь, жир

6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука:

а) юг, боец, съёмка, парашют, яд;                     б) юг, съёмка, парашют, яд, полёт

в) боец, съёмка, парашют, полёт                       г) съёмка, юг, яд, боец.

7. Определите, сколько букв и звуков в слове съесть:

а) 4б., 4зв.;            б) 6б., 4зв.;           в) 6б, 5зв.;              г) 6б., 6зв.

8. Выберите группу слов, которые правильно разделены для переноса:

а) мед-веж-ья, объ-яв-лять     б)  мед-ве-жья, объ-яв-ля-ть        в) мед-ве-жья, объ-яв-лять.        

9. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием, и сделайте их транскрипцию:

Сводка, стол, текст, пастбище,  ошибка, скот, указка, косьба,   конечно, торты.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Найдите глухие согласные:

а) [м]    б) [х]     в) [й ]     г)[р]          д) [з]      е)[б]

11. Охарактеризуйте следующие звуки:[б], [л], [ш], [ч'], [ц], [з'].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12. Сделайте фонетический разбор слов:   семью, полив, честный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по фонетике и орфоэпии

Проверочный тест для 5 класса по родному языку и литературе для 5 класса на тему "Фонетика"и "Орфоэпия"...

Фонетика һәм орфоэпия иленә сәяхәт

Фонетика темасын узганда файдалана торган материал....

Урок-КВН "Фонетика. Графика. Орфоэпия".

Аннотация         Почему именно игровая форма урока? Почему особенно актуальна данная форма проведения урока в 5- классах?Еще выдающийся учёный-психолог Л.С. Вы...

"Фонетика и орфоэпия"

Урок по закреплению и обобщению знаний по данной теме проводится в игровой форме. Отрабатываются умения использовать теоретический материал на практике. Урок-игра создает атмосферу непринужденной обст...

"Фонетика и орфоэпия"

Презентация к уроку "Фонетика и орфоэпия" 5 класс...

Контрольная работа по фонетике и орфоэпии. 5 класс.

Контрольная работа состоит из 4 вариантов с ответами....

Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок  в сильных классах расссчитан на 1 час,  в слабых - на 2 часа....