Урок-КВН "Фонетика. Графика. Орфоэпия".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Аннотация

         Почему именно игровая форма урока? Почему особенно актуальна данная форма проведения урока в 5- классах?

Еще выдающийся учёный-психолог Л.С. Выготский в своем труде
«Педагогическая психология» отмечал, что «игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. «...» Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

«...» В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

Форма КВН-урока помогает проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, привлечь к игре учеников разных уровней знаний. Подобранный материал повышает интерес у учащихся к  русскому языку через создание комфорта и сотрудничества на уроке, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень. Урок характеризуется доступностью, наглядностью, занимательностью.

   Данная   форма   занятия обеспечивает активное участие в уроке каждого  ученика,  повышает  авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников  за  результаты  общего учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokkvn.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №547  г. Москвы

Учитель русского языка

Трифонова Алёна Олеговна

Урок-КВН знатоков русского языка

(для учащихся 5-х классов)

Аннотация

        Почему именно игровая форма урока? Почему особенно актуальна данная форма проведения урока в 5- классах?

Еще выдающийся учёный-психолог Л.С. Выготский в своем труде
«Педагогическая психология» отмечал, что «игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. «...» Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

«...» В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

Форма КВН-урока помогает проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, привлечь к игре учеников разных уровней знаний. Подобранный материал повышает интерес у учащихся к  русскому языку через создание комфорта и сотрудничества на уроке, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень. Урок характеризуется доступностью, наглядностью, занимательностью.

   Данная   форма   занятия обеспечивает активное участие в уроке каждого  ученика,  повышает  авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников  за  результаты  общего учебного труда.

Цель урока:  систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по данной теме.

Задачи:

  1. образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу “Фонетика, графика, орфоэпия”; формировать умения применять полученные знания на практике;
  2. развивающие: развивать познавательный интерес к русскому языку, логическое мышление, творческую активность, способствовать развитию зрительной памяти учащихся;
  3. воспитательные: воспитывать любовь к слову и речевой культуре, создать условия для коллективной ответственности каждого учащегося, активизация познавательного интереса к русскому языку.

Оборудование:

  1. доска;
  2. проектор;
  3. презентация;
  4. карточки;
  5. кроссворд;
  6. раздаточный материал.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Форма урока: урок-КВН.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эпиграф:

         Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. (Н. В. Гоголь)

  1. Слово учителя.

Представление команд.

Конкурс капитанов.

(Задания для 1-й команды даны под буквой «А», для 2-й – под буквой «Б»).

  1. Выполнение заданий.

        Задание №1: даны слова (на карточках), составьте из них пословицу, объясните её значение. За каждую верно составленную пословицу капитан приносит своей команде 3 балла.

А) Птица, перья, речи, а, человек, по, видна, по.

(Видна птица по перьям, а человек — по речам).

Б) Кто, слушать, сеять, кто, пожинать, говорить, тот.

(Кто говорит, тот сеет; кто слушает — пожинает).

А) Наносить, слово, стыд, до, лишний, досада, доводить, и.

(Лишнее слово досаду наносит и до стыда доводит).

Б) Околица, не, пословица, речь, не, пустой, пень.

(Пень — не околица, пустая речь — не пословица).

А) Сказка, скоро, не, скоро, делаться, да, сказываться.

(Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается).

Б) Речи, потемки, умные, и, слышно, в.

(Умные речи и в потемках слышно).

Задание №2:  Вопросы для всех участников команд. Повторим все, что знаем о звуках. За правильный ответ команда получает от 1 до 3 очков в зависимости от полноты и правильности ответа.

  1. Что такое фонетика?
  2. Что такое звуки и буквы?
  3. На какие две группы делятся звуки речи?
  4. Сколько гласных звуков в русском языке?
  5. Сколько согласных звуков в русском языке?
  6. Назовите всегда твердые согласные.
  7. Назовите всегда мягкие согласные.
  8. Назовите сонорные согласные звуки.
  9. В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я?
  10. Что такое орфоэпия?

Задание №3:  Узнайте слово(-а), разгадав метаграмму. За каждую разгаданную метаграмму команда получает 2 балла.

 (Метаграмма это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово).

  1. Когда меня ты открываешь,
    Обычно воду наливаешь.
    Но
    н на б смени скорей -
    И обитатель я морей.

    Кран – Краб.
  2. С буквой щ - на самом деле
    Я на службе у Емели.
    м поставь на это место:
    Без меня не будет теста.

Щука – мука.

  1. Не найдёшь ли ты такого
    Удивительного слова:
    Если буква в нём меняется,
    Птица в рыбу превращается.

    Фазан – сазан.
  2. С з - нужна в бильярде я,
    С
    ж я - след после дождя,
    С
    п - я видеть помогаю,
    С
    н - путь ночью освещаю.
    Луза - лужа - лупа – луна

Задание №4: кто быстрее правильно расставит ударение в словах (карточки). За каждое слово – 0,5 балла.

(Задания для 1-й команды даны под буквой «А», для 2-й – под буквой «Б»).

А) баловАть, диспансЕр, договОр, докумЕнт, закУпорить, зубчАтый, Искра.

Б) каталОг, квартАл, кремЕнь, партЕр, слИвовый, красИвее, щавЕль.

Задание №5: необходимо сосчитать количество слогов, букв и звуков (время на выполнение данного задания – 2 минуты; слова на карточках). За каждое слово – 0,5 балла.

(Задания для 1-й команды даны под буквой «А», для 2-й – под буквой «Б»).

А) яблоко, прелестный, станция, каменный, объезд, рассчитать.

Б) еловый, местность, представление, длинный, судьи, подсчитать.

Задание №6:  выпишите слова, в которых:

А) все согласные твердые: ручей, собака, полёт, облако, пассажир, умный, объем, сжаться.

Б) все согласные мягкие: разлить, ученье, мечта, великий, растение, мяч, силён, речь, приветствие.

За каждое слово – 0,5 балла.

(Задания для 1-й команды даны под буквой «А», для 2-й – под буквой «Б»).

Задание №7:  В стихотворении В. В. Маяковского «Канцелярские привычки» есть такие строки:

На кипарисе,

стоящем века,

весь алфавит:

а б в г д е ж з к.

  1. Вставьте буквы, пропущенные автором в данном отрезке алфавита

 (1 балл за выполнение задания).

  1. Постройте в алфавитном порядке следующие буквы: ю т ъ я с ч э ц ь ш у ы ф р х ш (1 балл за выполнение задания).

Задание №8:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок  в сильных классах расссчитан на 1 час,  в слабых - на 2 часа....

Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "

Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...

Дәрес-план консректы "Фонетика.Графика.Орфоэпия"

Бу дәрес-план конспекты үтелгән темаларны кабатлау өчен уңайлы дип саныйм...

Дәрес-план консректы "Фонетика.Графика.Орфоэпия"

Бу дәрес-план конспекты үтелгән темаларны кабатлау өчен уңайлы дип саныйм...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:·       Систематизировать зн...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:·       Систематизировать зн...