Урок-КВН "Фонетика. Графика. Орфоэпия".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Аннотация
Почему именно игровая форма урока? Почему особенно актуальна данная форма проведения урока в 5- классах?
Еще выдающийся учёный-психолог Л.С. Выготский в своем труде
«Педагогическая психология» отмечал, что «игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. «...» Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.
«...» В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».
Форма КВН-урока помогает проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, привлечь к игре учеников разных уровней знаний. Подобранный материал повышает интерес у учащихся к русскому языку через создание комфорта и сотрудничества на уроке, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень. Урок характеризуется доступностью, наглядностью, занимательностью.
Данная форма занятия обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты общего учебного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokkvn.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №547 г. Москвы
Учитель русского языка
Трифонова Алёна Олеговна
Урок-КВН знатоков русского языка
(для учащихся 5-х классов)
Аннотация
Почему именно игровая форма урока? Почему особенно актуальна данная форма проведения урока в 5- классах?
Еще выдающийся учёный-психолог Л.С. Выготский в своем труде
«Педагогическая психология» отмечал, что «игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. «...» Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.
«...» В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».
Форма КВН-урока помогает проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, привлечь к игре учеников разных уровней знаний. Подобранный материал повышает интерес у учащихся к русскому языку через создание комфорта и сотрудничества на уроке, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень. Урок характеризуется доступностью, наглядностью, занимательностью.
Данная форма занятия обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты общего учебного труда.
Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по данной теме.
Задачи:
- образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу “Фонетика, графика, орфоэпия”; формировать умения применять полученные знания на практике;
- развивающие: развивать познавательный интерес к русскому языку, логическое мышление, творческую активность, способствовать развитию зрительной памяти учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову и речевой культуре, создать условия для коллективной ответственности каждого учащегося, активизация познавательного интереса к русскому языку.
Оборудование:
- доска;
- проектор;
- презентация;
- карточки;
- кроссворд;
- раздаточный материал.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
Форма урока: урок-КВН.
Ход урока
- Организационный момент.
Эпиграф:
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. (Н. В. Гоголь)
- Слово учителя.
Представление команд.
Конкурс капитанов.
(Задания для 1-й команды даны под буквой «А», для 2-й – под буквой «Б»).
- Выполнение заданий.
Задание №1: даны слова (на карточках), составьте из них пословицу, объясните её значение. За каждую верно составленную пословицу капитан приносит своей команде 3 балла.
А) Птица, перья, речи, а, человек, по, видна, по.
(Видна птица по перьям, а человек — по речам).
Б) Кто, слушать, сеять, кто, пожинать, говорить, тот.
(Кто говорит, тот сеет; кто слушает — пожинает).
А) Наносить, слово, стыд, до, лишний, досада, доводить, и.
(Лишнее слово досаду наносит и до стыда доводит).
Б) Околица, не, пословица, речь, не, пустой, пень.
(Пень — не околица, пустая речь — не пословица).
А) Сказка, скоро, не, скоро, делаться, да, сказываться.
(Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается).
Б) Речи, потемки, умные, и, слышно, в.
(Умные речи и в потемках слышно).
Задание №2: Вопросы для всех участников команд. Повторим все, что знаем о звуках. За правильный ответ команда получает от 1 до 3 очков в зависимости от полноты и правильности ответа.
- Что такое фонетика?
- Что такое звуки и буквы?
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Сколько согласных звуков в русском языке?
- Назовите всегда твердые согласные.
- Назовите всегда мягкие согласные.
- Назовите сонорные согласные звуки.
- В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я?
- Что такое орфоэпия?
Задание №3: Узнайте слово(-а), разгадав метаграмму. За каждую разгаданную метаграмму команда получает 2 балла.
(Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово).
- Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но н на б смени скорей -
И обитатель я морей.
Кран – Краб. - С буквой щ - на самом деле
Я на службе у Емели.
м поставь на это место:
Без меня не будет теста.
Щука – мука.
- Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова:
Если буква в нём меняется,
Птица в рыбу превращается.
Фазан – сазан. - С з - нужна в бильярде я,
С ж я - след после дождя,
С п - я видеть помогаю,
С н - путь ночью освещаю.
Луза - лужа - лупа – луна
Задание №4: кто быстрее правильно расставит ударение в словах (карточки). За каждое слово – 0,5 балла.
(Задания для 1-й команды даны под буквой «А», для 2-й – под буквой «Б»).
А) баловАть, диспансЕр, договОр, докумЕнт, закУпорить, зубчАтый, Искра.
Б) каталОг, квартАл, кремЕнь, партЕр, слИвовый, красИвее, щавЕль.
Задание №5: необходимо сосчитать количество слогов, букв и звуков (время на выполнение данного задания – 2 минуты; слова на карточках). За каждое слово – 0,5 балла.
(Задания для 1-й команды даны под буквой «А», для 2-й – под буквой «Б»).
А) яблоко, прелестный, станция, каменный, объезд, рассчитать.
Б) еловый, местность, представление, длинный, судьи, подсчитать.
Задание №6: выпишите слова, в которых:
А) все согласные твердые: ручей, собака, полёт, облако, пассажир, умный, объем, сжаться.
Б) все согласные мягкие: разлить, ученье, мечта, великий, растение, мяч, силён, речь, приветствие.
За каждое слово – 0,5 балла.
(Задания для 1-й команды даны под буквой «А», для 2-й – под буквой «Б»).
Задание №7: В стихотворении В. В. Маяковского «Канцелярские привычки» есть такие строки:
На кипарисе,
стоящем века,
весь алфавит:
а б в г д е ж з к.
- Вставьте буквы, пропущенные автором в данном отрезке алфавита
(1 балл за выполнение задания).
- Постройте в алфавитном порядке следующие буквы: ю т ъ я с ч э ц ь ш у ы ф р х ш (1 балл за выполнение задания).
Задание №8:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок в сильных классах расссчитан на 1 час, в слабых - на 2 часа....
Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "
Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....
Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...
Дәрес-план консректы "Фонетика.Графика.Орфоэпия"
Бу дәрес-план конспекты үтелгән темаларны кабатлау өчен уңайлы дип саныйм...
Дәрес-план консректы "Фонетика.Графика.Орфоэпия"
Бу дәрес-план конспекты үтелгән темаларны кабатлау өчен уңайлы дип саныйм...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:· Систематизировать зн...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:· Систематизировать зн...