"Фонетика и орфоэпия"
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме

Платонова Галина Федоровна
Урок по закреплению и обобщению знаний по данной теме проводится в игровой форме. Отрабатываются умения использовать теоретический материал на практике. Урок-игра создает атмосферу непринужденной обстановки, что способствует творческому развитию учащихся и коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_5_fonetika_i_orfografiya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА

РУССКОГО  ЯЗЫКА.   5 КЛАСС.

( 2 ЧАСА)

                           

   Тема: Фонетика. Орфоэпия. Обобщение и систематизация знаний.

   Цели: - образовательные:

               -более глубокое обобщение и дальнейшая систематизация

                знаний;

             - развивающая:

               - речь, память, внимание, вербально - логическое мышление,

                 аналитико – синтетическую деятельность учащихся,

                умения сравнивать, обобщать, классифицировать, работать

                со словарями; совершенствовать дикцию;

             -воспитательная:

              -воспитывать самостоятельность, уверенность, умение

               сопереживать за товарища;

              -интерес к русскому языку.

   Оборудование:

             -учебники русского языка под редакцией М.Разумовской и др.

             - словари: «Орфоэпический словарь» под ред. Р.И.Аванесова,

             -« Орфографический словарь», « Толковый словарь»;

             - таблички поэтапного повторения материала:


    В( а) л – в(о ) л     Произношение (  ),  __!      !    Ударение          


             - рисунки: старичок Лесовичок с корзинкою, Звездочет на ракете,

               царь Нептун на морском коньке со своей свитой – рыбками;

             - карточки со скороговорками и тестами;

             -телевизор, видеомагнитофон, кассета « Вовка в тридевятом царстве»

              и запись на ней разных звуков и мелодий (шум моря, мычание

              коров, свист ветра, завывание метели и т.д.).

       

   Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний.

   

             Структура урока и хронология каждого этапа

   

            Название этапа и его

  дидактическая   задача

Содержание этапа

1.Оргмомент- 1 мин.

Подготовка к начальной работе

на уроке.

Приветствие, проверка готовности,

средства обучения, оборудования.

 2.Мобилизующий этап- 6 мин.

Подготовка учащихся к повторе-

нию и систематизации изучен-

ного материала.

Постановка перед учащимися проблемы. Формирование темы и цели

урока.

3. Повторение, обобщение зна-

ний- 6-8 мин.

Привести полученные знания в

Систему. Выделить главные мо-

 менты.

Выполнение заданий, которые позво-

 ляют пользоваться  системой

( индукция, дедукция) для выявления

целостности данной темы:

- звуки-смыслоразличители;

- классификация звуков;

- произношение;

- ударение.

4.Проверка качества знаний- 10 мин.

Применение знаний, формирование умения применять

 знания в новых ситуациях.

Выполнение

      тестовых заданий.

5. Подведение итогов- 5 мин.

  Предварительное выявление

  итогов урока на основании

  мнения учащегося.

 

Выступления учащихся, обсуждение

  хода   урока, самоанализ,

стимулирование учащихся.

   

Ход урока

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, все ли

                   готово к уроку. Спасибо. Сегодня готовимся к контрольной

                   работе.

                             Как сегодня хорошо!

                             Просто здорово:

                             В гости к нам сюда пришел

                             Телевизор с видео!

                              Вот вопрос:

                             Зачем и кто его принес?

                             Вы кино пришли смотреть?

                                  ( Нет!)

                             Танцевать и песни петь?

                                   ( Нет!)

                             А куда вы все пришли?

                                     ( На урок)

                 

                    И я шла на урок. Но так как в классе есть телевизор с видео,

                    я предлагаю сначала посмотреть сказку. Согласны?

                                          ( Да!)

                    Только смотрите и слушайте очень внимательно, чтобы

                     ответить на вопрос: из какой сказки герои и о чем они говорили?

                     ( Включаю телевизор, но без звука. В классе замешательство, шум.)

                 

                 -Что такое? Почему шумим?

                          ( Нет звука).

                 - Извините, я забыла его включить.

                          ( Включаю магнитофон с записью разных звуков:

                             свист ветра, шум дождя, раскаты грома, плеск воды,

                             пение птиц, лай собаки, мычание коровы, удар колокола).

                  ( Шум в классе продолжается).

                 

                - Почему шумим? Уже узнали, о чем говорят герои?

                                  ( Нет, звуки эти не помогли нам понять разговор людей).

                - Чтобы понять, о чем разговор, какие звуки должны использоваться?

                                 ( Звуки речи).

                              ( Выключаю ТСО).

                - О чем же пойдет речь на уроке?

                                ( О звуках речи).

                - В каких разделах лингвистики изучаются звуки речи?

                                ( В фонетике и орфоэпии).

                -На прошлом уроке мы закончили изучение этих разделов.

                  Что хотелось бы еще раз сделать по этой теме?

                                 ( Повторить).

                 - Правильно. Какова же тема урока?

                                  ( Повторение изученного в фонетике и орфоэпии).

                 - Запишите в тетради число, «Классная работа», а также спишите

                   с доски тему урока: « Фонетика и орфоэпия. Повторение

                   пройденного».

                             ( Дети работают в тетрадях).

                 - Мы будем не только повторять, но и обобщать, приводить

          знания в систему, порядок.

                      ( Звучит музыка. Открываю занавес. На доске – старичок

                Лесовичок с корзинкою около елки, на которой « растут» шишки)

           

                - Мы попадаем с вами на лесную полянку, где встречаем Лесовичка.

                 Он хочет наполнить свою корзинку шишками. Давайте ему поможем.

                Для этого, сорвав шишку, надо выполнить задание, которое дано

                на шишке. Выполнив правильно задание, шишку можно положить

                в корзину. Начинать срывать шишки надо снизу елки. Кто первый?

                    ( Один из учеников идет к доске, срывает шишку и читает задание:

(См. Слайды)

   Ребята! Предлагаю игру « Эхо»: смех, олень, град, снаряд, экран, клещ,

 мель, кремень.

   

  - Что происходит со словами, если убрать одну фонему?

            ( Меняется лексическое значение слова).

  - Молодцы! Ответили правильно, можно положить шишку в корзинку.

   Следующий.

           ( Срывает нижнюю шишку и читает задание:

               


   « Аукцион». От слова « рот», не меняя гласного звука, а только согласные,



   образовать новые слова.



               


               

           ( пот, пол, вол, вор, бор, сор, сом, сок, бок, кок, кол, ком, лом, дом, дог,

            бог, рог).

  - Кто последний назовет слово, тот и кладет шишку в корзинку.

    Следующий.

           


        Игра « Превращения слов»:



     Задания:



             - сделать хищника домашним животным, лишив его одного звука



                           ( волк- вол)



             - измени одну букву, и зверек превратится в змею



                            ( еж- уж)



             - вместо животного, живущего под землей, появится пещера, обычно



               искусственная, если заменить один звук другим



                            ( крот- грот)




       

     ( Примечание: на шишке написано « Игра « Превращения слов», а задания к игре – на столе у учителя. От каждого ряда 1 ученик берет 1 задание, отвечает, помогает ему его ряд в случае затруднения. Шишка кладется в корзинку после

выполнения всех трех заданий).

      - Что же происходило со словами, если убирался или заменялся один звук

      или буква?

                 ( Меняется лексическое значение слова).

      - Для чего же служат звуки?

                 ( Звуки различают слова по смыслу, поэтому их называют

                « смыслоразличителями»).

     - Я предлагаю выйти к доске трем ученикам по одному от каждого ряда и

       сорвать по шишке следующего яруса.

     

         ( Задание 1: Выньте из каждого слова по одной фонеме, чтобы получилось

                              другое слово.

         Задание 2: Добавьте одну фонему, чтобы получилось новое слово.

          Задание 3: Замените одну согласную фонему, чтобы получилось другое

                             слово.)

     - Это задание выполняется  тремя учениками на доске, а остальные

        работают в тетрадях по рядам.

            ( Самостоятельная работа учащихся. Слова написаны в 3 столбика

      на доске:  1.  Выньте одну фонему:

                           краска- (каска, краса)

                           склон- (слон)

                           полк- (пол)  

                           тепло- (тело)    

                           беда- (еда)  

                           экран- (кран)

                       2.   Добавьте одну фонему:

                           рубка- (трубка)

                           дар- (удар)

                           стол- (столб)                  

                           клад- (склад)

                           лапа- (лампа)  

                           шар- (шарф)  

                           усы- (бусы)                                                              

                           укус- (уксус)

                       3.   Замените одну согласную фонему:

                           ногти- (когти)

                           булка- (будка)

                           лапка- (ласка, папка)

                           зубы- (губы, дубы)

                           киска- (миска, каска)

                           галка- (палка)

                           норка- (нотка)

 

  - Сверьте свои работы с работой учеников на доске. У кого есть замечания, дополнения, вопросы?

         ( К слову «киска» можно подобрать слово «кирка», а к слову «лапка»-

         «лавка»)

  - С заданием справились. Ещё одна шишка «отправляется» в корзинку.

    За работу на доске ставлю оценки…

  - Ребята! Чем слова отличаются друг от друга, когда мы их изменили?

           ( По смыслу)

  - Итак, на ёлочку я прикрепляю табличку:

     

   

 В [ А ] Л - В [ О ] Л

     

    - Что она показывает?

             ( Звуки служат для того, чтобы различать смысл слов.)

    - Мы добрались до верхушки ёлки. Идёт срывать шишку Ирочка.

         ( Задание: Составить «цепочку» слов, которые должны оканчиваться

     на парный звонкий или глухой.

      1 ряд: ХОЛОД- (дед, дог, газ, зуб, брод и так далее)

      2 ряд: АВТОБУС- (след, друг, град, дрозд…)

      3 ряд: МОРОЗ- (зуб, багаж, жук, куб…)

     

     (Примечание: слова лежат на столе учителя)

   - Работу выполняем в тетрадях, а 3 ученика - на доске. Подчеркните парные

  звонкие и глухие, твердые и мягкие.

        (Во время самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь,

  выставляю оценки тем, кто закончил раньше)

   - Проверяем работу учеников на доске, выставляем им оценки и комментируем.

   - А теперь прочитайте свои «цепочки» слов, которые получились у вас, по

 одному ученику с каждого ряда.

   - Итак, шишку отправляем в корзинку.

     А сейчас немного отдохнем перед трудным заданием.

   Ф И З М И Н У Т К А

  - Осталась последняя шишка. Пожалуйста, Тима, иди к доске.

        Задание: Игра «Эстафета».Фонетический разбор слов.

    1 ряд: пожалеет

    2 ряд: лошадей

    3 ряд: оцените

      (Один ученик ряда берет карточку со словом, читает его и записывает

  в транскрибции, указывает количество слогов, ставит ударение; передает

  мел своему соседу, тот выписывает первый звук, дает ему характеристику

  и передает мел дальше)

  [ П Ъ Ж Ы э Л, Э J,Э Т]  [ Л Ъ Ш Ы э Д Э J]  [ А Ц Ы э Н, И Т, Ь]

 

  - Объясните произношение звуков [ Ы э ]  [ Ъ Ь].

        (После твердых шипящих и «ц»  на месте «е» в первом предударном слоге

  произносится [Ы э] (« ы» с призвуком «э». Произношение слов « ржаной, жалеть, лошадей» надо запомнить: [Ы э]. В некоторых безударных слогах

  вместо [А] после твердых согласных произносится [Ъ], а после мягких [Ь].

  Эти гласные звуки имеют особое название:[Ъ]- ер, [Ь]- ерь).

 

   - Отлично. Повторим с вами классификацию звуков. На какие группы делятся

  все звуки?

                 (Гласные и согласные. Гласные бывают ударные и безударные,

   согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие).

    (Прикрепляю табличку:

       

           

                                               З В У К И

                 Гласные                                             Согласные

Ударные и безударные                             Твердые  и  мягкие

                                                                     Звонкие  и  глухие            

   

    - Ребята! Какой раздел изучает звуки речи?

                (Фонетика)

      (Включаю магнитофон. Звучит припев песни:

         И снится нам не рокот космодрома,

         Не эта ледяная тишина…)

   - Смотрите! Смотрите!

     Ракета летит,

     А в ней Звездочет.

     Руками он машет,

     Кого-то зовёт.
    И вот из кармана

     Письмо достаёт.

   - Ну-ка, кто прочитает, о чём говорится в письме?

    -                       «Дорогие земляне!

     С вами в космосе встречались мы не раз. Но вот задача: стали прилетать

    к нам иностранцы, а у них при произношении слов очень плохо получаются

    некоторые звуки. Например, они говорят: «У слона ффобот. Положи в чай

    саффар.». Какую из скороговорок им прописать для тренировки

    произношения звуков:

           «От топота копыт пыль по полю летит»

           «В семеро саней по семеро в сани уселись сами»

           «Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-,ха-ха»?

  - Какую же скороговорку вы посоветуете?

       (Последнюю)

  - В письме есть приписка. Позвольте мне ее зачитать:

          «Усядьтесь и вы на пригорке

            Да расскажите друг другу скороговорки».

   - На каждом вашем столе лежат карточки со скороговорками. В парах

     каждый выберете себе одну из них, научитесь говорить ее, проверьте

     друг друга, а потом кто-то попробует рассказать вслух.

   

                       

                              С К О Р О Г О В О Р К И

     Сеня в сени сено нёс-

     Щекотало щеки, нос.

               Журчали ручьи и урчали,

                Жужжали шмели над ручьями.

     Кошка крошка на окошке

     Кашку кушала по крошке.

                 Карл у Клары украл кораллы,

                 А Клара у Карла украла кларнет.

     Собирала Маргарита

     Маргаритки на горе.

     Растеряла Маргарита

     Маргаритки на дворе.

                  Лена искала булавку,

                  А булавка упала под лавку.

                  Под лавку залезть было лень:

                  Искала булавку весь день.

     Испугался грома Рома,

     Заревел он громче грома,

     От такого рева гром

     Притаился за бугром.          

      - Для чего нужны скороговорки?

                  (Для отработки произношения звуков)

     - Да, скороговорки отрабатывают дикцию, правильное произношение.

     В орфоэпическом словарике в конце учебника найдите не менее пяти слов

     с  разными произносительными пометами. Выпишите их. Произнесите

     правильно.

             (Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка. Чтение вслух)

     - В орфоэпическом словарике, поясняющем произношение слов, найдите

      слова «диалог, значимый, клала, положить, шофёр». Обозначьте ударение

      и вслух произнесите эти слова. Сделайте орфоэпический разбор любого

      слова.

             (Фронтальная проверка)

    (Включаю магнитофон. Раздается звук бушующего моря).

   

    - Кто там скачет

      На своем коньке

      Да ещё с трезубцем

      В могущественной руке?

  - ( Царь Нептун!)

              (На доске появляется царь Нептун со своей свитой- рыбками)

    - Вам придется, ребята, поймать рыбку и выполнить ее задание.

   Первый ученик:

           

Отгадайте загадки. Отгадки запишите, поставив ударение и разделив слова на слоги

       

   Учитель:  Был бы друг,

                     Будет и …(досуг).

        Пчелка, милая пчела,

        Ты бы меду мне…(дала).

                      Цапля важная, носатая,

                      Целый день стоит, как…(статуя).

        Всем известный математик

        Академик Иванов

        Ничего так не боялся,

        Как больниц и ….(докторов).

                       Три цвета есть у светофора.

                       Они понятны для ….(шофёра).

       А у Толи и у Веры

       Обе мамы…..(инженеры).

                       На свете старушка

                       Спокойно жила,

                       Сухарики ела и кофе…(пила).

  - Что помогло отгадать загадки и правильно произнести слова?

                  (Ритм и рифма стихотворений нередко помогают произнести то или

        иное слово правильно)

  - Сколько слогов в словах? От чего зависит количество слогов?

                      (Зависит от того, сколько гласных в слове)

  - Чему мы учились, начиная со скороговорок и выполняя последующие

    задания?

                      (Правильно произносить звуки и слова)

  - Абсолютно правильно.

                       (Прикрепляю к  доске  табличку:

                       

П Р О И З Н О Ш Е Н И Е

 

   -  Немного отдохнем.                          

Ф И З М И Н У Т К А

   

   - Продолжим выполнять задания царя Нептуна. Кто ловит рыбку?

        Задание:

Поставьте в словах ударение, записав их в алфавитном

порядке

 

                         

                  -Слова записаны на доске: иглы, стены, руки, ноги, воды, козы, реки, волны,

  замок, ирис, козлы, атлас.

                 (Самостоятельная работа в тетрадях. Проверка работы. Если ударение

    поставлено по-другому, хором произносят это слово).

  - Как вы понимаете слово «козлы» с ударением на букву «О»?

(…).  Чтобы знать точное толкование слов, куда надо обратиться?

                 (К «Толковому словарю»)

  - Кристина будет искать это слово в словаре, а мы продолжим работу.

    Что произошло со словами, когда изменилось место ударения?

                       (Слова изменили или форму, или смысл)

  - Почему это возможно?

                       (Наше русское ударение подвижное и разноместное)

  - Какую же роль может играть ударение?

                     (Изменять смысл или форму слова)

  - Мы вспомнили ещё раз, как важно в словах соблюдать ударение.

                (Прикрепляю табличку:

У Д А Р Е Н И Е

  - Итак, Кристина готова.

                     (Зачитывает толкование слова «козлы»)

  - Какое задание принесла следующая рыбка?

           (Ученик ловит рыбку и зачитывает задание)

                 

        Распределите слова на группы в зависимости от

     того, в каком разборе они нуждаются.

             

                   На доске - слова:     Хорь, стул, нарочно, собака, красивее,

                                                 легкий, стадо, пустячный.

 

  - Проверим работу по ключу:

      Фонетический разбор:                                   Орфоэпический:

   Хорь, стул, собака, стадо.                         Нарочно, красивее, легкий,

                                                                        пустячный.

 

  - Кто выполнил работу без ошибок?  Кто допустил ошибки?(…)

     

   Задания вы выполнили все. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: для чего

   нужно изучать фонетику и орфоэпию?

                                (чтобы грамотно, правильно говорить, уметь отличать

             звуки и буквы, чтобы знать, что написание не зависит от произношения)

   - А сейчас подведем итог ваших знаний по этому разделу: проведем тестирование. На ваших столах лежат листочки с тестами для двух вариантов.

    Приступили к работе.

Т Е С Т

1 вариант

 

  1. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие:

      1) испуг                                          3) гриб

      2) тягач                                           4) жест

  2. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв:

      1) полет                                          3) южный                  

      2) ехать                                           4) подъём

  3. Укажите, в каком столбике слова расположены строго по алфавиту:

      1) журавль             2. ежевика                3. ежевика           4. игра

      2) ежевика                 журавль                    журавль               инспектор

      3) игра                        инспектор                игра                      ежевика

      4) инспектор              игра                          инспектор            журавль

  4. Найди ошибку в произношении звуков:

       1) А [Т] Е ЛЬЕ                             3) ПА [Н] ЕЛЬ

       2) [Т] ЕРМИН                               4) ИН [Д] ЕКС

  5. Найдите слово, в котором допущена ошибка в произношении слова:

        1) [ПИэ] ТНАДЦАТЬ                  3) Р [ЖА] НОЙ

        2) [ЖЫэ] ЛАТЬ                            4) [ПА] ЛЁТ

  6.  Найдите ошибку в ударении:

        1) алфавит                                     3) понял

        2) диалог                                       4) звонит

                  ( Ударение на буквах «и, о, о, о»)

 

                                                            Т Е С Т

                                                         2 вариант

  1.  Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие:

           1) песня                                   3) жук

           2) шубка                                  4) помощь

  2.  Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв:

            1) юнга                                   3) ездить

            2) ружьё                                 4) письмо

  3.  Укажите, в каком столбике слова расположены строго по алфавиту:

            1) кабинет             2) застежка         3) застежка         4) кабинет

            2) кубышка                кабинет              кубышка              кубышка

            3) застежка                кубышка             кабинет                марка    

            4) марка                     марка                   марка                  застёжка

   4.  Найдите ошибку в произношении звуков:

            1) МО [Д] ЕЛЬ                               3) МОР [Ф] ЕМА

            2) КУ [П] Е                                      4) ИН[Д] ЕКС

   5.  Найдите слово, в котором допущена ошибка в произношении звуков:

            1) [ЖЭ] НИХ                                  3) [ЛИэ] СОК

            2) ЗА [ШЫэ] ПТАЛ                        4) [ША] ЛУН

   6.  Найдите ошибку в ударении:

             1) создала                                       3) сильна  

             2) километр                                    4) значимый

         ( ударение  в 1 слове на слог «да»,

                             во 2 слове – «ме»

                             в 3 слове – «на»

                             в 4 слове – «на»)

         (Самостоятельная работа. Сдача листочков на проверку.

   - Что же мы сегодня на уроке повторяли, обобщали, закрепляли?

  Посмотрите на доску, вам помогут сформулировать ответ таблички(….)

   - А фонетический разбор  каких слов делали? (Трудных случаев)

   - Понравился ли вам урок и чем именно?(…).

     Мы выполнили все, что планировалось. Работали вы очень хорошо, спасибо

     всем за активность. Оценки (…).

        Домашнее задание: ещё раз повторить то, в чём вы сомневаетесь, чтобы

   Справиться с завтрашней контрольной работой.

         

       

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по фонетике и орфоэпии

Проверочный тест для 5 класса по родному языку и литературе для 5 класса на тему "Фонетика"и "Орфоэпия"...

Фонетика һәм орфоэпия иленә сәяхәт

Фонетика темасын узганда файдалана торган материал....

Урок-КВН "Фонетика. Графика. Орфоэпия".

Аннотация         Почему именно игровая форма урока? Почему особенно актуальна данная форма проведения урока в 5- классах?Еще выдающийся учёный-психолог Л.С. Вы...

"Фонетика и орфоэпия"

Презентация к уроку "Фонетика и орфоэпия" 5 класс...

Контрольная работа по фонетике и орфоэпии. 5 класс.

Контрольная работа состоит из 4 вариантов с ответами....

Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок  в сильных классах расссчитан на 1 час,  в слабых - на 2 часа....

Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "

Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....