Показатели сформированности коммуникативных УУД в 7 классе ( из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)
статья по русскому языку (7 класс) на тему
В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Работа над коммуникативным УУД позволяет включить учащихся в такой процесс. Дидактическая система УМК по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелёва позволяет эффективно организовать обучающую и диагностирующую деятельность.
Ключевые слова: коррекционное обучение, ситуация успеха, деятельностный подход, компетнтностный подход, метапредметные результаты, коммуникативные универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazateli_sformirovannosti.docx | 69.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Чайкин Юрий Витальевич, учитель русского языка
и литературы МБОУ Верхнеподпольненская СОШ
Аксайского района Ростовской области.
Показатели сформированности коммуникативных УУД в 7 классе
( из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)
Аннотация.
В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Работа над коммуникативным УУД позволяет включить учащихся в такой процесс. Дидактическая система УМК по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелёва позволяет эффективно организовать обучающую и диагностирующую деятельность.
Ключевые слова: коррекционное обучение, ситуация успеха, деятельностный подход, компетнтностный подход, метапредметные результаты, коммуникативные универсальные учебные действия.
Школа дает учащимся знания по определенным предметам, формируя фундамент научных знаний и представлений о мире. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечить и развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальности. Для человека необходимо умение выразить свою мысль, работать в коллективе. Социальная адаптация выпускника очень важна. Что же может для этого сделать школа?
Многое… Многое уже и сделано. Однако общество непрерывно развивается, модернизируется и школьная система образования. На первый план выходит развитие универсальных учебных действий, при помощи которых в дальнейшем выпускник сможет продолжить как свое образование, так и самообразования. Именно в этом важность нового направления: научить учащихся пользоваться инструментарием познания. Тема эта достаточно широка, но мы остановимся на некоторых аспектах работы по развитию коммуникативной деятельности в условиях интегрированного обучения, когда в одном классе обучаются и по общеобразовательным программам и по коррекционным.
Работа над коммуникативными УУД в среднем звене во многом продолжает традиции, заложенные в начальной школе, но во многом и отличается. Это уже можно увидеть в классификации коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают в себя:
речевую деятельность:
применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни;
способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, математики).
навыки сотрудничества:
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и культурного общения;
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения – цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации;
овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения;
участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях;
умение самостоятельно добывать знания, работать с различными видами информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степеньюсвернутости – план, пересказ, изложение, конспект;
овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.
В 5-6-ах идет развитие коммуникативной компетенции. Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, редактирует и создает тексты различных типов и стилей речи.
Формирование коммуникативных УУД продолжается и в 7 классе. На данном этапе продолжается обучение универсальным учебным действиям в соответствии с учебной программой.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ | |
Речь и речевое общение | |
Умение общаться — важная часть культуры человека. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Речь диалогическая и монологическая. Сочетание разных видов монолога. Диалог-обмен мнениями, диалог-расспрос. Приемы эффективного слушания в ситуации диалога. | Сравнивать образцы диалогической и монологической речи. Сочетать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Владеть разными видами диалога. |
Речевая деятельность | |
Правила эффективного слушания в ситуации диалога. Аудирование (выборочное, ознакомительное, детальное). Правила эффективного слушания в ситуации диалога. Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Различные стратегии способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой научного и научно-популярного стиля. Говорение. Разные виды пересказа прочитанного и прослушанного в соответствии с условиями общения. Создание собственного высказывания в соответствии с поставленными коммуникативными целями, с темой, ситуацией и условиями общения. Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания тезисов, конспекта, расписок. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром | Владеть приемами эффективного слушания в ситуации диалога. Овладеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), пользоваться правилами эффективного слушания в ситуации диалога. различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, аннотации. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций. Осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения. |
Текст (11 ч.) | |
Текст. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Способы развития темы в тексте. Виды связи предложений в тексте. Повествование, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи. Способы развития темы в тексте. | Знать признаки текста, определять тему, основную мысль текста. Находить ключевые слова, составлять текст по ключевым словам. Определять способы развития темы в тексте; виды связей предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации. Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста |
Функциональные разновидности языка (8 ч.) | |
Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Основные жанры научного стиля: отзыв, тезисы, их особенности.. Жанры публицистического стиля: статья, её особенности. Жанры официально-делового стиля: расписка, её особенности. Язык художественной литературы. | Выявлять особенности научного стиля речи. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Писать отзыв, тезисы, расписку, статью. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с отзывом о прочитанном/прослушанном тексте. |
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (8 ч.) | |
Культура речи | |
Культура речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм. | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Оценивать правильность и уместность употребления в речи изученных предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов; и в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
Язык и культура | |
Отражение в языке культуры и истории народа, происходящих в современном языке изменений. Пословицы и поговорки русского народа, современный городской фольклор. Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого. . | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Уместно употреблять русские пословицы и поговорки, современный городской фольклор. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Осознавать историческую изменчивость культурных традиций. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов. |
В 7 классе уже сформирован ряд умений и навыков учащихся, касающихся как анализа речевой деятельности, так и владения всеми видами речевой деятельности. Поэтому контроль усвоения программного материала и овладения коммуникативными универсальными учебными происходит в двух направлениях. Во-первых, необходимо отследить, как сформированы знания, умения и навыки в 5-6-х классах. Во-вторых, необходим контроль за вновь полученными знаниями.
Остановимся на контроле коммуникативных УУД, сформированных в 5 и 6 классах, хотя надо понимать, что обучение новому и диагностика изученного идут одновременно.
Есть еще одна особенность диагностики коммуникативных универсальных учебных действий: трудно проконтролировать владение всеми навыками при выполнении одного задания. Поэтому диагностика коммуникативной деятельности – дело трудоемкое и продолжительное по времени. И в этой связи очень важно, что в учебнике по русскому языку под редакцией А.Д,Шмелева дана система заданий позволяющая как обучать коммуникативной деятельности, так и ее диагностировать.
Неоднократность проведения диагностики дает возможность отслеживать развитие коммуникативных УУД у каждого учащегося.
Деятельность учителя включает следующие этапы:
- планирование диагностической работы;
- разработка заданий;
- конструирование проверочной работы;
- разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом;
- подготовка инструкций.
Успешным делает работу как раз системность работы над коммуникативными УУД, что позволяет осуществлять диагностику, следить за динамикой интеллектуального развития учащихся, учитывать индивидуальные особенности ученика.
Какова же технология работы над коммуникативным УУД классах интегрированного обучения.
Для этого необходимо определить следующие этапы:
- Диагностика учебных способностей.
- Объяснение учебного материала с учетом способностей учащихся.
- Подготовка разноуровневых заданий по темам.
- Выполнение разноуровневых заданий на уроках.
- Организация групповой работы.
- Подготовка разноуровневых домашних заданий.
- Разноуровневый контроль.
Для чего нужны такие диагностические работы? Это тот самый инструмент, который позволяет понять уровень освоения, настроить учебный процесс на индивидуальные возможности ученика и создать условия для достижения качественного образовательного результата. Таким образом, учитель обозначает основные направления своей деятельности.
Результат диагностики позволяет
- скорректировать собственную деятельность по содержанию учебного процесса;
- определить, насколько эффективно использован потенциал учебников;
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося;
- коррекция в развитии использования коммуникативных УУД.
Коррекционное обучение проявляется прежде всего в применении разноуровневых заданий. Конечно, разноуровневые задания прочно вошли в арсенал учителя, но это касается только предметной компетенции. Здесь применение разноуровневых заданий уже стало традиционным. Однако есть и ряд проблем, которые возникают во время отслеживания результатов. Какие технологии, критерии и нормы оценивания нужно использовать при контроле достижений учащихся?
Как же быть при развитии коммуникативных компетенций? И здесь целесообразно посмотреть на ту систему заданий, которая предлагается в учебнике под редакцией А.Д.Шмелева.
Вначале остановимся на развитии речевой деятельности.
Речевая деятельность | |||||||||
ФИО | применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни | способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам | применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне | ||||||
высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | |
Иванов | + | + | + | ||||||
Петров | + | + | + | ||||||
Сидоров | + |
Для расширения возможности учащихся авторы учебники предлагают разнообразные задания. Эта система работы предполагается на протяжении всего учебного года. Посмотрим, как данная система проецируется на все разделы учебника русского языка. Работа над учебными коммуникативными действиями намечена достаточно объемная. Поэтому приведем лишь по одному упражнению из каждой главы.
В главе 1, в упражнении 58, предлагается следующее задание:
- Просмотрите текст и фактические данные к иллюстрации. Определите тему текста и его стиль. Подумайте, где этот текст мог бы быть опубликован. Как вы думаете, какую роль в текстах этого стиля выполняют числительные? Как в текстах этого стиля записываются числовые обозначения – цифрами или словами?
- Послушайте текст. Запишите все числительные словами в той форме, в которой они были использованы в тексте. Определите их разряд по значению и составу, падеж.
- Какие способы передачи приблизительного количества, возраста, веса и тому подобного использованы в прослушанном тексте? Какие еще выражения можно использовать для этого?
- Выполните задания по своему выбору:
А. Напишите на основе текста короткую заметку для школьного сайта, подберите к ней заголовок. Обязательное условие: используйте все числительные, приведенные в данных к иллюстрации.
Б. Спишите текст, дополняя его числительными, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
В данном упражнении можно проследить применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне – математическом.
В главе 2, в упражнении 21, предлагается следующее работа с текстами:
- Вспомните, что такое фразеологизмы и чем они отличаются от обычных, свободных сочетаний слов. Прочитайте первую часть текста, расскажите, есть ли в ней ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. О каких выражениях говорится в этом тексте?
- Прослушайте вторую часть текста и расскажите о связи данных иллюстраций с возникновением выражения, о котором идет речь в этой части.
- Прочитайте третью часть текста. Напишите, основываясь на прочитанном тексте, каким должен быть человек, решивший заняться языкознанием. Сформулируйте авторскую позицию и выразите своё отношение к этой точке зрения.
- Определите, общеупотребительными или специальными являются выражения бить склянки и бить ранду. Докажите, что эти выражения являются фразеологизмами, то есть словосочетаниями.
Однако применение полученных ЗУН анализа языковых явлений может осуществляться не только на межпредметном уровне, но и внутрипредметном. В этом упражнении идет развитие ЗУНов по такому разделу лингвистики, как фразеология.
В главе 3, в упражнении 4, предлагается следующее задание:
Проектное задание. Работа в группе.Подготовьте рассказ о странах, в которых сейчас говорят на славянских языках. Разделите их в соответствии с лингвистическим делением ветви славянских языков на подгруппы. Используйте знания, полученные вами на уроках географии, и другие источники, например материалы портала Грамота.РУ. Если кто-то из ваших одноклассников путешествовал по одной из славянских стран, вы можете использовать в своей презентации его фотографии и «путевые заметки».
Применение полученных ЗУН анализа языковых явлений происходит на уровне географических понятий.
В главе 4, в упражнении 6, предлагается следующее проектное задание:
Познакомьтесь с новым сайтом ГРАМОТА.РУ о древнерусских берестяных грамотах. Используя возможности этого информационного ресурса Интернета, самостоятельно выберите для себя тему проектного исследования, посвященного истории русского литературного языка.
В этом упражнении русский язык используется как средство получения знаний, как по самой истории, так и по истории русского литературного языка.
В главе 5, в упражнении 22, предлагаются следующие задания:
- Просмотрите текст, определите его тему. Попробуйте восстановить слова на месте пропусков. Как называется аппарат, изображенный на иллюстрации? По какому словарю можно установить происхождение этого слова?
- Слушайте текст, записывая в столбик пропущенные слова. Подберите слова из текста, которые составляют с ними словосочетания.
В данном случае русский язык используется как средство получения знаний по физике.
В главе 6, в упражнении 21, предлагается следующее задание:
Расскажите, что вы знаете об авторе повести «Тарас Бульба» и о времени создания этого произведения. Прочитайте отрывок, найдите в нем примеры устаревших слов и норм литературного языка. Обратите внимание на написание выделенного слова и выясните его историю, обратившись к этимологическому словарю.
При выполнении этого упражнения можно проследить применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в частности, по литературе.
В главе 7, в упражнении 66 предлагается следующее задание:
Подберите приложения к данным словам. Расскажите, что вы знаете об этих объектах. Напишите об одном из них заметку для школьного журнала.
При выполнении этого упражнения можно проследить применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни.
Большое внимание уделяется в учебнике и развитию навыкам сотрудничества.
Навыки сотрудничества | |||||||||
ФИО | коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке | овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях формального межличностного и культурного общения; | овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и культурного общения; | ||||||
высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | |
Иванов | + | + | + | ||||||
Петров | + | + | + | ||||||
Сидоров | + |
Какие же упражнения предполагают развитие навыков сотрудничества? Представим наиболее характерные упражнения из учебника.
В главе 1, в упражнении 8, предлагается ряд заданий направленных на развитие предметных и метапредметных универсальных учебных действий. Остановимся на том задании, которое требует навыков сотрудничества. Это задание предназначено для работы в паре.
1) Вспомните, как обозначается мягкость согласных на письме. Найдите слова с мягкими согласными, обозначенными разными способами. Сравните, кто больше нашел примеров в этом тексте.
А дальше уже идет работа со всем классом:
2) В каких случаях мягкость согласных не обозначена на письме.
Таким образом работа над коммуникативными УУД плавно включается в работе на уроке, где идет повторение изученного по теме «Фонетика».
В главе 2, в упражнении 42, предлагается следующее проектное задание:
Справочно-информационный интернат-портал ГРАМОТА.РУ совместно с одной из московских школ подготовил видеопроект «Русский язык. Классная работа». Посмотрите видеоролики, снятые работавшими над проектами школьниками. Используйте эту идею и разработайте свой проект, в котором вы можете рассказать о словах, которые начинают устаревать, или о тех, которые только появляются в языке. http://www.gramota.ru/class/video/
При выполнении данного упражнения происходит коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. Сама работа над проектным заданиям и его представление своим одноклассников на уроке требует навыков сотрудничества
В главе 3, в упражнении 103, предлагается следующее задание:
Работа в паре.
- Семиклассники, выполняя задание учителя, разделили слова на группы и допустили при этом несколько ошибок. Сформулируйте задание, которое было дано ученикам, и найдите их ошибки. Запишите группы слов правильно, вставляя, где необходимо, мягкий знак.
- Добавьте по три слова в каждую группу. Сверьте свои результаты.
Работа в паре – одна из форм групповой работы. Данное упражнения требует сотрудничества, где оба ученика – равноправные партеры.
В главе 4, в упражнении 95, предлагаются следующие задания:
- Прочитайте пример. Определите, относится ли он к языку художественной литературы. Найдите в нем стилистически окрашенные слова, выделите среди них союзы.
- Работа в паре. Как вы представляете себе персонаж, которому принадлежат эти слова? Перепишите текст, заменив слова с просторечной окраской нейтральными синонимами. Изменится при этом воображаемый вами персонаж? Сделайте вывод о том, для чего в художественных произведениях могут использоваться просторечные, диалектные, разговорные слова.
Чтобы выполнить это задание, надо продемонстрировать овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях формального межличностного общения.
В главе 5, в упражнении 30, предлагаются следующие задания:
- Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте отрывок из книги Ю.Н.Тынянова «Пушкин». Что вы можете сказать о персонажах текста?
- Расскажите, кто, где, когда, кому, с какой целью и с какой интонацией произносит выделенное предложение. Как лично вы относитесь к совету, данному Василием Львовичем Пушкиным племяннику? Напишите об этом небольшое сочинение.
Предполагаемая речевая ситуация предполагает владение нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и культурного общения. Учащиеся проецирует свое поведение на поведение других людей, в данном случае на литературных персонажей.
В главе 6, в упражнении 2, предлагается следующее проектное задание:
Проведите исследование и установите, в каких словарях русского языка можно найти значение приведенных в тексте примеров слов. Одинаково ли объясняется значение этих слов в разных источниках? Вы можете выполнять это задание индивидуально или в паре.
При выполнении данного упражнения коммуникативно целесообразно наладить взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, а также показать владение нормами речевого поведения в ситуациях формального общения.
В главе 7, в упражнении 79, предлагается следующее проектное задание:
Работа в паре. Прослушайте отрывок из статьи известного лингвиста К.С.Горбачевича «Дано ли нам предугадать? (О будущем русского языка)». Обсудите его основные мысли и выскажите свое отношение к мнению автора. Сделайте вывод о том, что у вас получилось – беседа или спор. Аргументируйте свои выводы.
При выполнении данного упражнения коммуникативно целесообразно наладить взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, а также показать владение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и культурного общения.
В основе речевой деятельности и навыков сотрудничества лежит владение всеми видами речевой деятельности.
Владение всеми видами речевой деятельности | ||||||||||||
ФИО | адекватное понимание информации устного и письменного сообщения – цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации | умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости – план, пересказ, изложение, конспект | овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения | умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения | ||||||||
высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | |
Иванов | + | + | + | |||||||||
Петров | + | + | + | |||||||||
Сидоров | + |
Как же ученик овладевает всеми видами речевой деятельности?
В главе 1, в упражнениях 31 и 32, предлагается система заданий, направленных на развитие речевой деятельности.
В упражнение 31 вначале предлагается ознакомиться с текстом:
Прочитайте интересный пример, который приводит Е.А.Земская в книге «Как делаются слова». Дайте свое толкование словам поэта Велимира Хлебникова, основываясь на значении входящих в их состав морфем. Какие слова употребляются в современном языке для выражения этих понятий?
Второе задание предполагает работу в группе.
Докажите, что в языке существуют слова с теми морфемами, которые использовал поэт при создании своих неологизмов – новых слов. Подберите слова, в которых данные морфемы имеют такое же значение. Сопоставьте свои примеры и выясните, одинаково ли вы понимаете значение служебных морфем.
При выполнении данного упражнения происходит овладение ресурсами отбора и систематизация материала на определенную тему. Учащиеся учатся анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.
В упражнении 32 предполагается дальнейшее развитие коммуникативных УУД. Однако для его выполнения предполагается достаточно много времени, поэтому его можно предложить для выполнения дома.
Проектное задание. Представьте время, когда люди будут совершать полёты между разными планетами и галактиками. Придумайте свои неологизмы (новые слова) для названий межгалактических и межпланетных полётов, космических станций и кораблей, пилотов этих кораблей. Для того чтобы облегчить понимание этих слов, придумайте текст с вашими неологизмами (например, фантастический рассказ).
Чтобы выполнить это задание, необходимо проявить умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения
В главе 2, в упражнении 61, предлагаются следующие задания:
- Прочитайте предложения. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание.
- Восстановите последовательность предложений в отрывке из повести Сергея Тимофеевича Григорьева «Александр Суворов», определив тему исходного текста.
- Послушайте текст и проверьте свои предположения. Определите тип речи и составьте план текста.
- Напишите сочинение на тему «Зимний сад», используя иллюстрацию учебника и изученный текст как образец.
Выполнение этого задания требует адекватного понимания информации устного и письменного сообщения – цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации. Так же необходимо проявить умение строить письменное высказывание.
В главе 3, в упражнении 97, предлагается следующие задания:
- Прочитайте вслух наречия из рубрики «Говорите правильно». Объясните, что обозначают выделенные буквы. Объясните способы образования наречий.
- Объясните значение наречий из рамки и определите их стилистическую окраску. Можно ли подобрать к ним синонимы? Дополните предложения этими наречиями.
При выполнении данного упражнения происходит овладение ресурсами отбора и систематизация материала на определенную тему. Учащиеся учатся анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения
В главе 4, в упражнении 22, предлагаются следующие задания:
- Рассмотрите фотографии, объясните, кому посвящены эти памятники. Что вы знаете об этих выдающихся людях?
- Слушайте текст, записывая по порядку предложно-падежные сочетания. Укажите падеж существительных. Подчеркните простые предлоги одной чертой, составные – двумя чертами.
- Послушайте текст еще раз и напишите свободное изложение, добавляя известную вам информацию из других источников. Незабудьте о памятниках в честь славянских первопечатниках.
При выполнении данного упражнения происходит овладение ресурсами отбора и систематизация материала на определенную тему. Учащиеся учатся анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения. Кроме того при выполнении данного упражнения можно проверить умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости – план, пересказ, изложение, конспект
В главе 5, в упражнении 32, предлагаются следующие задания:
- Сравните две картины. Как вы думаете, кем были женщины, изображенные на них? К какой социальной группе они относились? Какая из женщин напоминает вам героиню текста М.Горького.
- Работа в паре. Подберите членимые и нечленимые словосочетания с разными видами подчинительной связи для описания персонажей картин, их состояния и характеристики. Сравните ваши списки словосочетаний. Выберите наиболее удачные.
- Напишите сочинение по одной из картин, используя составленные словосочетания. Тему формулируйте самостоятельно.
В некоторых случаях владение универсальными учебными действиями можно проверить при выполнении одного упражнения.
В данном упражнении можно проследить применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Учащиеся анализируют картины, литературный источник.
При выполнении данного упражнения происходит овладение ресурсами отбора и систематизация материала на определенную тему. Учащиеся учатся анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения. Так же необходимо проявить умение строить письменное высказывание.
Кроме того, коммуникативно целесообразно наладить взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, а также показать владение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и культурного общения.
В главе 6, в упражнении 15, предлагаются следующие задания:
- Прочитайте «рассыпанный» на предложения текст. Объясните правописание слов со скобками и пропущеннымибуквами. Определите стилистическую окраску и значение выделенных слов.
- Попробуйте восстановить порядок предложений в тексте. Как вы думаете, почему это трудно сделать? Послушайте текст и проверьте себя.
- Спишите текст, восстанавливая по памяти порядок предложений.
Выполнение этих заданий требует адекватного понимания информации письменного сообщения – цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации.
В главе 7, в упражнении 78, предлагается следующее проектное задание:
Найдите на сайте «Грамота.ру» интерактивный учебник «О!Кликни улицы Москвы». В разделе «Копилка знаний» найдите рубрику «Как правильно писать русские городские географические названия?», выберите одну из статей и законспектируйте ее. Выступите с докладом в классе.
В конце учебного года необходимо комплексно проверить умение учащимися пользоваться коммуникативными универсальными учебными действиями. Их можно проверить при выполнении этого упражнения.
В данном упражнении можно проследить применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Учащиеся знакомятся с географическими названиями.
При выполнении данного упражнения происходит овладение ресурсами отбора и систематизация материала на определенную тему. Учащиеся учатся анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения. Так же необходимо проявить умение строить письменное высказывание, а также умение представлять устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения.
А для этого коммуникативно целесообразно наладить взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, а также показать владение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и культурного общения.
Диагностика коммуникативных УУД | |||||||||
ФИО | речевая деятельность | навыки сотрудничества | владение всеми видами речевой деятельности | ||||||
высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | |
Иванов | + | + | + | ||||||
Петров | + | + | + | ||||||
Сидоров | + |
После того как выяснен уровень владения речевой деятельностью, навыки сотрудничества, владение всеми видами речевой деятельности целесообразно выявить, какие проблемы возникали у учащихся в работе над коммуникативными УУД.
Такая общая таблица позволит определить основные направления контроля и дальнейшего формирования коммуникативных УУД каждого ученика.
Однако это только часть диагностической работы, направленной на контроль ЗУНов, полученных в 5-6-х классах.
Какие же диагностические работы по развитию коммуникативной компетенции можно предложить учащимся 7 класса?
В учебнике по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелева они уже заложены в самой концентрической системе.
Вначале остановимся на том, что должны узнать и чему научиться учащиеся в 7 классе.
Условно их можно разделить на две части: во-первых, ученики учатся создавать текст, а во-вторых, учатся правильно его строить.
Назовем те параграфы, которые учат создавать собственные тексты: «Беседа и спор», «Конспект», «Отзыв», «Статья», «Деловые бумаги. Расписка».
Подробнее остановимся на одной главе «Беседа и спор».
Вначале предполагается работа в группе. Безусловно, здесь продолжается работа над навыками сотрудничества. Групповая форма работы предполагает распределение определенных ролей.
Далее дается ряд упражнений, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий. В упражнении 88 предлагается рассмотреть репродукцию картин. Одна из них «Спор» Ю.И.Пименова, другая – «Беседа» В.Е.Маковского. Учащиеся должны самостоятельно определить названия картин, проанализировав изображенные ситуации общения, а также позы, жесты и мимику персонажей. Используя схему речевой ситуации, они рассматривают картину, отвечая на вопросы, с кем общаются, когда и где это происходит и какова цель этого общения. Таким образом, речь выходит за грань только русского языка, а наполняется метапредметными знаниями.
Далее авторы учебника предлагают другой вид деятельности: прослушать три беседы и соотнести их с иллюстрациями. Чтобы учащимся боле легче составить текст, они должны ответить на вопросы.
Все это подготавливает учащихся к встрече с теорией. В теоретической части дается понятие, чем отличается беседа от спора. Затем предлагается работа для более сильных учеников, касающаяся истории языка.
Следующий этап – это работа с различными видами речевой деятельности. Ученики читают текст, определяют его тему, подбирают наиболее подходящий заголовок. Кроме того, необходимо выделить главную информацию в каждом абзаце и записать ее в сжатом виде – в форме тезисного плана.
Диагностической работой может быть упражнение 93. Предлагается написать сочинение-миниатюру о беседе как жанре разговорной речи, в котором в качестве концовки использовать одну из пословиц.
Назовем теперь те параграфы, которые учат правильно строить тексты: «Использование наречий в текстах разных типов», «Служебные части речи как средство связи», «Цитирование в тексте», «Способы связи предложений в тексте».
Подробнее остановимся на одной главе «Использование наречий в текстах разных типов».
Вначале учащимся предлагается работа с текстом, рассказывающим об удивительном явлении природы. Ученики называют его тему, основную мысль, определяют, какие типы речи в нем сочетаются, при этом они аргументируют свои выводы. Одновременно учащиеся вспоминает тот материал, который они изучали на предыдущих уроках: они объясняют, помогают ли выделенные наречия связывать предложения, абзацы или другие смысловые части текста.
Следующий этап работы – это усвоение нового материала. Ученики изучают функции наречий в текстах различных типов речи: в тексте повествовании, в тексте описании, в тексте рассуждении.
Упражнение 86 включает в себя как обучающее задание, так и задание диагностирующего типа.
Задания обучающего типа:
- Послушай продолжение текста о В.А.Обручеве. К какому стилю его можно отнести? Есть ли в нем признаки научного стиля? Публицистического стиля? Художественного текста?
- Какой тип речи преобладают в этом тексте? Как бы вы определили его жанр: статья, заметка, эссе, рассказ?
- Послушайте текст второй раз, записывая наречия и ключевые слова. Определите роль наречий как средства связи. Помогают ли они разбить текст на абзацы?
А вот следующее задание являются диагностирующим:
- Составьте план и напишите конспект текста, сохраняя признаки исходного текста (средства связи, выразительные средства).
Домашнее задание, упражнение 87, тоже является заданием диагностирующего типа, предполагающим работу в группе:
Используя примеры наречий из текста на странице 196, напишите тексты, различающиеся типами речи и стилистическими характеристиками. Выберите лучшие варианты для обсуждения в классе. Оцените их выразительность, правильность, композицию, соответствие выбранному стилю.
Такая работа в течение учебного года позволяет учащимся научиться владеть коммуникативными универсальными учебными действиями. Что же касается учащихся VII вида, то надо иметь в виду, то надо понимать, что мы столкниваемся с двумя типами слабоуспевающих учеников.
К первому типу относятся дети, главной причиной отставания которых является слабая база знаний, так называемые педагогически запущенные школьники.
Ко второму типу относятся учащиеся с пониженной обучаемостью. Здесь педагогическая запущенность сочетается с поверхностью, инертностью, неустойчивостью, неосознанностью мыслительной деятельности. Здесь обучение связано с развитием умственных способностей. Сравнивать, находить общее и различия, сопоставлять, находить главное – не менее важно, чем предметное наполнение. Необходимо применять письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений.
В данном случае необходимо разрабатывать индивидуальный общеобразовательный план, который опирается на анализ диагностирующих заданий.
Другим способом организации учебной работы являются сами приемы организации учебной задачи, так как они позволяют включать различные виды заданий для развития и корректировки индивидуальности личности. Причем это корректировка выстраивается по определенной схеме: от самопознания и самоопределения к самоорганизации. Особенно важно овладения этими навыками в повседневной жизни, как школьной, так и внешкольной.
На первом этапе предлагается возможность самопознания. С учетом этого учитель планирует определенные действия учащихся.Сами задания и принцип отбора одинаков для всех учащихся. Отличие в путях их выполнения.
Узнай себя | ||
Коммуникативные УУД | Задания на создание возможностей самопознания | Способ корректировки |
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Самооценивание, самооценка, анализ содержания проверочной работы | План, алгоритм, схема. Продолжить предложения: В работе особенно удачно рассказано… В работе есть достоинства, но … К сожалению, в работе допущены ошибки. |
Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Анализ и оценка использованного способа работы | Задача решена самым рациональным способом… К сожалению, последовательность сочинения нарушена, так как |
Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи | Анализ себя как субъекта учебной деятельности | Свою работу я построил следующим образом… Во-первых, … Во-вторых, … Следовательно, … В следующей работе я буду более четко планировать свои действия. |
Умение аргументировать свою точку зрения | Анализ и оценка характера своего участия в учебной работе | В учебной работе я проявил активность, так как я хорошо понял тему… К сожалению, мне не все было понятно, поэтому я не проявлял активности Мое взаимодействие с другими участниками работы проявлялось в … |
Готовность к обсуждению разных точек зрения | Обнаружение своих личностных характеристик в персонаже или диагностической модели | Мне близок этот персонаж, потому что … В данном случае я поступил бы точно так, потому что … |
На втором этапе предлагается возможность самоопределения. С учетом этого учащиеся ставятся в ситуацию выбора.
Выбирай себя | ||
Коммуникативные УУД | Задания на создание возможностей самопознания | Способ корректировки |
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Выбор заданий различной качественной направленности | Задания теоретико-практической направленности |
Умение аргументировать свою точку зрения | Выбор уровня учебного задания | Ориентация на учебный балл |
Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи | Выбор форм отчетности учебной работы | Письменный, устный, в намеченные сроки. |
Готовность к обсуждению разных точек зрения | Выбор режима учебной работы | Распределенный режим – «работа порциями» |
Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Задание на самоопределение | Определение нравственной или эстетической позиции |
На третьем этапе речь идет о самоорганизации. С учетом этого уже сами учащиеся планирует определенные учебные действия. Конечно, чем выше сложность заданий, тем меньше поле деятельности учащихся с ЗПР, Однако их нельзя полностью исключать из этого процесса, планируя посильные задания. В некоторых случаях возможна предварительная индивидуальная работа с учащимися с ЗПР, чтобы не поставить их изначальную ситуацию «неуспеха».
Проявляй себя | ||
Коммуникативные УУД | Задания на создание возможностей самопознания | Способ корректировки |
Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Придумывание тем, задач, вопросов, сочинений | |
Владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами языка | Переработка в схемы, в опорные конспекты, постановка опытов | |
Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции | Участие в определенной роли | Оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор |
Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи | Выбор определенных жанров | Изоиллюстрация, художественный текст, построенный по определенному типу |
Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор | Реализация в определенной роли | Персонаж литературного произведения, специалист, исторический или современный деятель |
Работа в детском коллективе требует особых коммуникативных умений. Эти коммуникативные умения в дальнейшем будут реализованы вначале в юношеском, а затем во взрослом коллективе.
Твори совместно | ||
Коммуникативные УУД | Задания на создание возможностей самопознания | Способ корректировки |
Определение цели и функций участников, способов взаимодействия. Планирование общих способов работы. Обмен знаниями между членами группы для принятия совместных эффективных решений. Способность с помощью вопросов добывать необходимую информацию. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Обеспечивать бесконфликтную работу в группе. | Совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы | Театрализация, интеллектуальные командные игры. |
Работа в парах | Нет распределение ролей | |
Работа в проектном задании | Распределение ролей |
Работа над формированием коммуникативных учебных универсальных действий должна занять определенное место в образовательном процессе. В соответствии с требованиями ФГОС все более актуальным становится использование методов обучения, направленных на развитие личности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работыпо теме :развитие познавательной активности учащихся на уроке математике
Учитель я! Моя задача -Решить вопрос и дать ответИ детям посулить удачу,Познания раскрыть секрет.Вхожу я в класс, и сердце бьется;"Надеюсь, верю и люблю!"И эти три святые словаДуше ребенка отдаю...
рабочая программа по русскому языку, 5 класс, под редакцией Е. Я. Шмелёвой
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской ид...
Систематизация методов и средств коммуникативных УУД ( из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)
В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адаптироваться ...
Метод проектов на уроках русского языка в 5-6 классах: взаимодействие учителя и учащихся ( из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)
Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адапт...
Развитие лингвистической компетентности на уроках русского языка в 8 классе (из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)
Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адапт...
Материалы по русскому языку_5-9 классы_(учебник под редакцией А.Д. Шмелёва)
Рабочие программы по литературе...
Конспект урока русского языка в 8 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва). Тема : «Этичность речевого общения. Цифровой этикет».
Урок русского языка в 8 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва).Тема урока: «Этичность речевого общения. Цифровой этикет».Место урока в системе изучаемого раздела: №91 по программе, дв...