Союз как часть речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Белякова Елена Геннадьевна

Урок русского языка в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soyuz_kak_chast_rechi.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Союз как часть  речи

Цель: Формирование общего понятия о союзе как служебной части речи.

Задачи:

Образовательные: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала;  совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; воспроизвести сведения о  постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.

Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.

Воспитательная: воспитывать чувство любви к ближнему.  

Тип урока:  урок усвоения нового материала.

Ход урока.

1.Оргмомент. Число. Классная работа. Подпишите технологическую карту урока.

2.Повторение изученного ранее.

- Мы продолжаем с вами изучать служебные части речи. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.

Учащиеся составляют устный рассказ-сообщение по теме «Предлог».

Тест

1. Какой раздел русского языка мы изучаем?

А) синтаксис   Б) фонетику          В) морфологию

2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

А) с существительным        Б) с предлогом       В) с наречием

3. Какой частью речи является предлог?

А) служебной            Б) самостоятельной

4. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?

А) не выделяются        Б) производные и непроизводные

5. Какие выделяются группы предлогов по составу?

А) сложные    Б) простые и составные

6. Как изменяются предлоги?

А) по лицам и числам         Б) не изменяются           В) по родам, числам и падежам

3. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка целей и задач урока.

Наше знакомство со служебными частями речи продолжается. Сегодня мы будем вести разговор о союзе. Конечно же, вы знакомы с союзом, вы часто употребляете союзы как в устной речи, так и в письменной. Сегодня вы свои знания о союзе расширите. Новую информацию мы систематизируем.

Запишем в картах тему урока: Союз как часть речи.

Таким образом,

          Цель: Познакомиться с союзом как с частью речи.

Задачи:

            1)Знать признаки союза как части речи

2)Совершенствовать умение находить союзы в предложениях и словосочетаниях.

3)Познакомиться с разрядами союзов по значению.

     Прочитайте сказку.

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют.

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к волшебнику и видит: стоят шесть прекрасных девушки, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Верность, другую – Забота, третью – Доверие, четвертую – Доброта, пятую – Самопожертвование, шестую – Взаимопонимание.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…

Письменно выполните задание:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста.
  3.  Какие проблемы поднимаются в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей. Что такое настоящая любовь?)
  4. Как вы думаете, кого  выбрала Любовь? Почему? (Письменно продолжите текст, ответив на вопросы)

P.S. Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

 (Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать всё хорошее, что вмещается в одном человеке?)

         

         Какие слова вы использовали для того, чтобы доказать свою мысль, выстроить своё рассуждение? (Союзы)

  1. Выпишите из текста все союзы.  Какой союз встречается в тексте чаще всего? (и)

(Кстати, самый употребляемый союз как в устной речи, так и в письменной – союз “И”.

Ученые исследовали союз “И” установили,  что:

  • “И” – один из самых древних союзов русского языка;
  • Союз “И” за тысячелетия не изменил ни своего звучания, ни своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения.)

4. Знакомство с новым материалом.

Читаем теоретический материал на стр.175-177. В тетрадях для справочного материала составляем опорную схему.

Союз

                    Сочинительные                                                               Подчинительные

                                                                         Соединяют:                                                                    

                    А) однородные члены                                                      А) части СПП

                    Б) части сложного предложения

Разряды по значению:

1)Соединительные: и, да (-и), ни..ни, также, тоже и др. 1)Изъяснительные: что, чтобы, будто и др.

2)Противительные: но, а, да (=но), зато, однако.           2)Обстоятельственные:    

3)Разделительные: или, либо, не то…не то и др.            время: когда, едва, пока, прежде чем и др.

                                                                                       цель: чтобы, для того чтобы и др.

                                                                                        условия: если

                                                                                        уступки: хотя, несмотря на то что

                                                                                        причины: потому что, так как, оттого что

                                                                                        следствие: так что

                                                                                        сравнения: как будто, как будто, словно.

5. Физкультминутка.

6.Закрепление материала

Вставьте подходящие по смыслу союзы.

1)Когда я работал волонтером в больнице, я познакомился с маленькой девочкой по имени Лиза, страдавшей от редкой и серьезной болезни. 2)Ее единственным шансом на спасение было переливание крови от ее пятилетнего брата. 3)Он переболел этой болезнью, и его организм выработал антитела, способные с ней справиться. 4)Доктор объяснил мальчику, что от него нужно, и спросил, готов ли он отдать сестре свою кровь. 5)Мальчик колебался не более секунды, а после сказал: «Если это спасет ее жизнь, я согласен».

6)Когда шло переливание, он смотрел на то, как на бледные щеки его сестры возвращался румянец. 7)Он смотрел и улыбался… 8)Но после он внезапно помрачнел и спросил у доктора дрожащим голосом: "А я скоро умру?"

9)После мы узнали, что мальчик неправильно понял доктора и решил, что для спасения сестры он должен отдать всю свою кровь.

Письменно выполните задание:

Распределите союзы по значению

Сочинительные           Подчинительные

Ответьте на вопросы (устно):

-Мальчик любил сестру?

-Вернёмся к первому тексту. Как вы думаете, какую подругу из шести девушек выбрала любовь мальчика?

          Письменно ответьте на вопросы, используя сочинительные и подчинительные союзы (укажите значение союза).

  1. Какие качества проявил пятилетний мальчик?
  2. Какие чувства вызывает у вас поступок мальчика?

Выпишите из текста номера предложений, соответствующие данным схемам.

1. ( Когда ), [      ]. ___________

2. [O и O ]. _________________

Составьте схему предложения № 3 ([      ], и [      ]).

7.Подведение итогов. На основе знаний, информации, полученных на уроке, заполните опорную схему (взаимопроверка).

1.Союзы – это _______________________________________________________________.

          2.Они служат для _____________________между собой _______________________________    

           и ______________________________________________________________________________.

3.По своему значению и употреблению союзы делятся на две группы ____________________

_________________________________ и ____________________________________________.

 

8. Рефлексия.

Какая была тема урока? Какие цели и задачи мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

 Дз.

9. Технологические карты сдают все ученики. 



Технологическая карта урока

 ФИ________________________________________

1.Число:_____________________________________________________________________

2.Тест. Решите тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.

1. Какой раздел русского языка мы изучаем?

А) синтаксис   Б) фонетику          В) морфологию

2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

А) с существительным        Б) с предлогом       В) с наречием

3. Какой частью речи является предлог?

А) служебной            Б) самостоятельной

4. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?

А) не выделяются        Б) производные и непроизводные

5. Какие выделяются группы предлогов по составу?

А) сложные    Б) простые и составные

6. Как изменяются предлоги?

А) по лицам и числам         Б) не изменяются           В) по родам, числам и падежам

3.Тема урока:_________________________________________________________________

            Цель урока: Познакомиться с союзом как с частью речи.

Задачи урока:

              1)Знать признаки союза как части речи

2)Совершенствовать умение находить союзы в предложениях и словосочетаниях.

3)Познакомиться с разрядами союзов по значению.

Прочитайте сказку.         ________________________________

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют.

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к волшебнику и видит: стоят шесть прекрасных девушки, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Верность, другую – Забота, третью – Доверие, четвертую – Доброта, пятую – Самопожертвование, шестую – Взаимопонимание.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Письменно выполните задание:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему текста.
  3.  Какие проблемы поднимаются в тексте? 
  4. Как вы думаете, кого  выбрала Любовь? Почему? (Письменно продолжите текст, ответив на вопросы)
  5. Выпишите из текста все союзы. __________________________________________

4.Знакомство с новым материалом.

стр.175-177. В тетрадях для справочного материала составляем опорную схему.

          5. Физкультминутка

6.Закрепление материала. Вставьте подходящие по смыслу союзы.

1)___________ я работал волонтером в больнице, я познакомился с маленькой девочкой по имени Лиза, страдавшей от редкой ______серьезной болезни. 2)Ее единственным шансом на спасение было переливание крови от ее пятилетнего брата. 3)Он переболел этой болезнью, ____ его организм выработал антитела, способные с ней справиться. 4)Доктор объяснил мальчику, ______ от него нужно, _____ спросил, готов ли он отдать сестре свою кровь. 5)Мальчик колебался не более секунды, ______ после сказал: «___________это спасет ее жизнь, я согласен». 6)_____________шло переливание, он смотрел на то, __________ на бледные щеки его сестры возвращался румянец. 7)Он смотрел ______ улыбался… 8)______ после он внезапно помрачнел _____спросил у доктора дрожащим голосом: "Я скоро умру?" 9)После мы узнали, _______ мальчик неправильно понял доктора ____ решил,________ для спасения сестры он должен отдать всю свою кровь.

Распределите союзы по значению

Сочинительные

Подчинительные

Ответьте на вопросы (устно):

-Мальчик любил сестру?

-Вернёмся к первому тексту. Как вы думаете, какую подругу из шести девушек выбрала любовь мальчика?

Письменно ответьте на вопросы, используя сочинительные и подчинительные союзы (укажите значение союза).

1)Какие качества проявил пятилетний мальчик?

         2)Какие чувства вызывает у вас поступок мальчика?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите из текста номера предложений, соответствующие данным схемам.

1. (Когда ), [      ]. ___________

2. [O и O ]. _________________

         Составьте схему предложения № 3 _____________________________________________

7. Подведение итогов. Заполните опорную схему.

1.Союзы – это _____________________________________________________________.

2.Они служат для___________________между собой ____________________________________  и _______________________________________________________.

3.По своему значению и употреблению союзы делятся на две группы ______________________ и __________________________________.

8. Рефлексия.

Какова тема сегодняшнего урока? Какие цели и задачи мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли цели урока?

Какие задания показались наиболее интересными? ______________________________________

Что нового о союзе как части речи вы узнали сегодня на уроке? ___________________________

__________________________________________________________________________________

Как вы оцениваете свою работу на уроке?  _____________________________________________

Для слабоуспевающих (опорная схема)

Союзы

                    Сочинительные                                                          

Подчинительные

Соединяют:

А) однородные члены  

Б) части сложного предложения

А) части СПП

Разряды по значению:

1)Соединительные: и, да (-и), ни..ни, также, тоже и др.

1)Изъяснительные: что, чтобы, будто и др.

2)Противительные: но, а, да (=но), зато, однако.

2)Обстоятельственные:    

3)Разделительные: или, либо, не то…не то и др

время: когда, едва, пока, прежде чем и др.            цель: чтобы, для того чтобы и др.

 условия: если

уступки: хотя, несмотря на то что

причины: потому что, так как, оттого что следствие: так что

 сравнения: как будто, как будто, словно.

                                               

         

Союзы

                    Сочинительные                                                          

Подчинительные

Соединяют:

А) однородные члены  

Б) части сложного предложения

А) части СПП

Разряды по значению:

1)Соединительные: и, да (-и), ни..ни, также, тоже и др.

1)Изъяснительные: что, чтобы, будто и др.

2)Противительные: но, а, да (=но), зато, однако.

2)Обстоятельственные:    

3)Разделительные: или, либо, не то…не то и др

время: когда, едва, пока, прежде чем и др.            цель: чтобы, для того чтобы и др.

 условия: если

уступки: хотя, несмотря на то что

причины: потому что, так как, оттого что следствие: так что

 сравнения: как будто, как будто, словно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Союз как часть речи"

Презентацию можно использовать на уроке по теме "Союзы"...

Союз как часть речи

Справочно-теоретический материал с практическими заданиями...

"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.

Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....

Союз как часть речи.

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской М.М....

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».

Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...