Союз как часть речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Союз как часть речи
Цель: Формирование общего понятия о союзе как служебной части речи.
Задачи:
Образовательные: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; воспроизвести сведения о постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
Воспитательная: воспитывать чувство любви к ближнему.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Ход урока.
1.Оргмомент. Число. Классная работа. Подпишите технологическую карту урока.
2.Повторение изученного ранее.
- Мы продолжаем с вами изучать служебные части речи. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.
Учащиеся составляют устный рассказ-сообщение по теме «Предлог».
Тест
1. Какой раздел русского языка мы изучаем?
А) синтаксис Б) фонетику В) морфологию
2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?
А) с существительным Б) с предлогом В) с наречием
3. Какой частью речи является предлог?
А) служебной Б) самостоятельной
4. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?
А) не выделяются Б) производные и непроизводные
5. Какие выделяются группы предлогов по составу?
А) сложные Б) простые и составные
6. Как изменяются предлоги?
А) по лицам и числам Б) не изменяются В) по родам, числам и падежам
3. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка целей и задач урока.
Наше знакомство со служебными частями речи продолжается. Сегодня мы будем вести разговор о союзе. Конечно же, вы знакомы с союзом, вы часто употребляете союзы как в устной речи, так и в письменной. Сегодня вы свои знания о союзе расширите. Новую информацию мы систематизируем.
Запишем в картах тему урока: Союз как часть речи.
Таким образом,
Цель: Познакомиться с союзом как с частью речи.
Задачи:
1)Знать признаки союза как части речи
2)Совершенствовать умение находить союзы в предложениях и словосочетаниях.
3)Познакомиться с разрядами союзов по значению.
Прочитайте сказку.
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к волшебнику и видит: стоят шесть прекрасных девушки, одна другой краше.
- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Верность, другую – Забота, третью – Доверие, четвертую – Доброта, пятую – Самопожертвование, шестую – Взаимопонимание.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…
Письменно выполните задание:
- Озаглавьте текст.
- Тема текста.
- Какие проблемы поднимаются в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей. Что такое настоящая любовь?)
- Как вы думаете, кого выбрала Любовь? Почему? (Письменно продолжите текст, ответив на вопросы)
P.S. Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
(Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать всё хорошее, что вмещается в одном человеке?)
Какие слова вы использовали для того, чтобы доказать свою мысль, выстроить своё рассуждение? (Союзы)
- Выпишите из текста все союзы. Какой союз встречается в тексте чаще всего? (и)
(Кстати, самый употребляемый союз как в устной речи, так и в письменной – союз “И”.
Ученые исследовали союз “И” установили, что:
- “И” – один из самых древних союзов русского языка;
- Союз “И” за тысячелетия не изменил ни своего звучания, ни своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения.)
4. Знакомство с новым материалом.
Читаем теоретический материал на стр.175-177. В тетрадях для справочного материала составляем опорную схему.
Союз
Сочинительные Подчинительные
Соединяют:
А) однородные члены А) части СПП
Б) части сложного предложения
Разряды по значению:
1)Соединительные: и, да (-и), ни..ни, также, тоже и др. 1)Изъяснительные: что, чтобы, будто и др.
2)Противительные: но, а, да (=но), зато, однако. 2)Обстоятельственные:
3)Разделительные: или, либо, не то…не то и др. время: когда, едва, пока, прежде чем и др.
цель: чтобы, для того чтобы и др.
условия: если
уступки: хотя, несмотря на то что
причины: потому что, так как, оттого что
следствие: так что
сравнения: как будто, как будто, словно.
5. Физкультминутка.
6.Закрепление материала
Вставьте подходящие по смыслу союзы.
1)Когда я работал волонтером в больнице, я познакомился с маленькой девочкой по имени Лиза, страдавшей от редкой и серьезной болезни. 2)Ее единственным шансом на спасение было переливание крови от ее пятилетнего брата. 3)Он переболел этой болезнью, и его организм выработал антитела, способные с ней справиться. 4)Доктор объяснил мальчику, что от него нужно, и спросил, готов ли он отдать сестре свою кровь. 5)Мальчик колебался не более секунды, а после сказал: «Если это спасет ее жизнь, я согласен».
6)Когда шло переливание, он смотрел на то, как на бледные щеки его сестры возвращался румянец. 7)Он смотрел и улыбался… 8)Но после он внезапно помрачнел и спросил у доктора дрожащим голосом: "А я скоро умру?"
9)После мы узнали, что мальчик неправильно понял доктора и решил, что для спасения сестры он должен отдать всю свою кровь.
Письменно выполните задание:
Распределите союзы по значению
Сочинительные Подчинительные
Ответьте на вопросы (устно):
-Мальчик любил сестру?
-Вернёмся к первому тексту. Как вы думаете, какую подругу из шести девушек выбрала любовь мальчика?
Письменно ответьте на вопросы, используя сочинительные и подчинительные союзы (укажите значение союза).
- Какие качества проявил пятилетний мальчик?
- Какие чувства вызывает у вас поступок мальчика?
Выпишите из текста номера предложений, соответствующие данным схемам.
1. ( Когда ), [ ]. ___________
2. [O и O ]. _________________
Составьте схему предложения № 3 ([ ], и [ ]).
7.Подведение итогов. На основе знаний, информации, полученных на уроке, заполните опорную схему (взаимопроверка).
1.Союзы – это _______________________________________________________________.
2.Они служат для _____________________между собой _______________________________
и ______________________________________________________________________________.
3.По своему значению и употреблению союзы делятся на две группы ____________________
_________________________________ и ____________________________________________.
8. Рефлексия.
Какая была тема урока? Какие цели и задачи мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Дз.
9. Технологические карты сдают все ученики.
Технологическая карта урока
ФИ________________________________________
1.Число:_____________________________________________________________________
2.Тест. Решите тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.
1. Какой раздел русского языка мы изучаем?
А) синтаксис Б) фонетику В) морфологию
2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?
А) с существительным Б) с предлогом В) с наречием
3. Какой частью речи является предлог?
А) служебной Б) самостоятельной
4. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?
А) не выделяются Б) производные и непроизводные
5. Какие выделяются группы предлогов по составу?
А) сложные Б) простые и составные
6. Как изменяются предлоги?
А) по лицам и числам Б) не изменяются В) по родам, числам и падежам
3.Тема урока:_________________________________________________________________
Цель урока: Познакомиться с союзом как с частью речи.
Задачи урока:
1)Знать признаки союза как части речи
2)Совершенствовать умение находить союзы в предложениях и словосочетаниях.
3)Познакомиться с разрядами союзов по значению.
Прочитайте сказку. ________________________________
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к волшебнику и видит: стоят шесть прекрасных девушки, одна другой краше.
- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Верность, другую – Забота, третью – Доверие, четвертую – Доброта, пятую – Самопожертвование, шестую – Взаимопонимание.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Письменно выполните задание:
- Озаглавьте текст.
- Определите тему текста.
- Какие проблемы поднимаются в тексте?
- Как вы думаете, кого выбрала Любовь? Почему? (Письменно продолжите текст, ответив на вопросы)
- Выпишите из текста все союзы. __________________________________________
4.Знакомство с новым материалом.
стр.175-177. В тетрадях для справочного материала составляем опорную схему.
5. Физкультминутка
6.Закрепление материала. Вставьте подходящие по смыслу союзы.
1)___________ я работал волонтером в больнице, я познакомился с маленькой девочкой по имени Лиза, страдавшей от редкой ______серьезной болезни. 2)Ее единственным шансом на спасение было переливание крови от ее пятилетнего брата. 3)Он переболел этой болезнью, ____ его организм выработал антитела, способные с ней справиться. 4)Доктор объяснил мальчику, ______ от него нужно, _____ спросил, готов ли он отдать сестре свою кровь. 5)Мальчик колебался не более секунды, ______ после сказал: «___________это спасет ее жизнь, я согласен». 6)_____________шло переливание, он смотрел на то, __________ на бледные щеки его сестры возвращался румянец. 7)Он смотрел ______ улыбался… 8)______ после он внезапно помрачнел _____спросил у доктора дрожащим голосом: "Я скоро умру?" 9)После мы узнали, _______ мальчик неправильно понял доктора ____ решил,________ для спасения сестры он должен отдать всю свою кровь.
Распределите союзы по значению
Сочинительные | Подчинительные |
Ответьте на вопросы (устно):
-Мальчик любил сестру?
-Вернёмся к первому тексту. Как вы думаете, какую подругу из шести девушек выбрала любовь мальчика?
Письменно ответьте на вопросы, используя сочинительные и подчинительные союзы (укажите значение союза).
1)Какие качества проявил пятилетний мальчик?
2)Какие чувства вызывает у вас поступок мальчика?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста номера предложений, соответствующие данным схемам.
1. (Когда ), [ ]. ___________
2. [O и O ]. _________________
Составьте схему предложения № 3 _____________________________________________
7. Подведение итогов. Заполните опорную схему.
1.Союзы – это _____________________________________________________________.
2.Они служат для___________________между собой ____________________________________ и _______________________________________________________.
3.По своему значению и употреблению союзы делятся на две группы ______________________ и __________________________________.
8. Рефлексия.
Какова тема сегодняшнего урока? Какие цели и задачи мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли цели урока?
Какие задания показались наиболее интересными? ______________________________________
Что нового о союзе как части речи вы узнали сегодня на уроке? ___________________________
__________________________________________________________________________________
Как вы оцениваете свою работу на уроке? _____________________________________________
Для слабоуспевающих (опорная схема)
Союзы | |
Сочинительные | Подчинительные |
Соединяют: | |
А) однородные члены Б) части сложного предложения | А) части СПП |
Разряды по значению: | |
1)Соединительные: и, да (-и), ни..ни, также, тоже и др. | 1)Изъяснительные: что, чтобы, будто и др. |
2)Противительные: но, а, да (=но), зато, однако. | 2)Обстоятельственные: |
3)Разделительные: или, либо, не то…не то и др | время: когда, едва, пока, прежде чем и др. цель: чтобы, для того чтобы и др. условия: если уступки: хотя, несмотря на то что причины: потому что, так как, оттого что следствие: так что сравнения: как будто, как будто, словно. |
Союзы | |
Сочинительные | Подчинительные |
Соединяют: | |
А) однородные члены Б) части сложного предложения | А) части СПП |
Разряды по значению: | |
1)Соединительные: и, да (-и), ни..ни, также, тоже и др. | 1)Изъяснительные: что, чтобы, будто и др. |
2)Противительные: но, а, да (=но), зато, однако. | 2)Обстоятельственные: |
3)Разделительные: или, либо, не то…не то и др | время: когда, едва, пока, прежде чем и др. цель: чтобы, для того чтобы и др. условия: если уступки: хотя, несмотря на то что причины: потому что, так как, оттого что следствие: так что сравнения: как будто, как будто, словно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Союз как часть речи"
Презентацию можно использовать на уроке по теме "Союзы"...
Союз как часть речи
Справочно-теоретический материал с практическими заданиями...
"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.
Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....
Союз как часть речи.
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской М.М....
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».
Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы». Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...