Местоимения- существительные в тексте.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Трифонова Ольга Викторовна

Местоимения- существительные в тексте. Урок русского языка по программе Бунеева для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 136

Тема:        Местоимения­существительные в тексте.

                Р/р Творческое списывание с выбором слова

                из ряда данных

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников. 

М/п: извлекать информацию из  текстов, пользоваться разными видами чтения и аудирования.

М/к: осуществлять взаимодействие в группе, формулировать собственное мнение и обосновывать свою позицию, координировать с позициями партнеров в сотрудничестве.

3ЛР: определять роль и употреблять в художественном тексте местоимения­существительные разных разрядов, редактировать текст, избегать речевых ошибок при создании текста.

Задачи:

Образовательные:   умение находить местоимения в тексте; определять их грамматические признаки.

Развивающие :  развитие умения работать со словом, самостоятельности;  развитие  навыков грамотного культурного общения.

Воспитательные:  воспитывать   культуру речевого общения, бережное отношение к слову

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

 Проверка готовности к уроку.

II. Языковая разминка.

Проверка домашнего задания

      -  Я, ты, он, она –Вместе – целая страна, Вместе – дружная семья. Сегодня у нас  урок, который мы проведем вместе, как одна большая дружная семья. Я надеюсь, что мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами творчество. Вы изучили тему «Местоимение» и должны вспомнить всё изученное, а я, в свою очередь, постараюсь донести до вас что-то новое. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество, - это язык, главная задача которого состоит,  как вы думаете, в чем?...  ( Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении.) Общаясь между собой, мы употребляем различные части речи. Перечислите их.

Из  самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…

- Что же она делает? (указывает…)- Что называется местоимением?  ЦОР  Дома вы подготовили

Рисунки о разрядах  местоимений

-Найти местоимения, определить их разряд.

 Познавательные УУД:

2. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, обобщать.

III. Формулирование темы и целей урока.

– Разгадайте кроссворд, и тогда вы сможете по этим ключевым словам сформулировать тему урока.

                 

1) То, что играет актёр в кино или спектакле. (Роль.)

2) Часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, указывает на лицо или предмет. (Местоимение.)

3) Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. (Текст.)

– Предположите, какие задачи будут решаться на уроке. Составьте возможный план урока.

План нужно записать на доске.

1. Читать тексты.

2. Находить в них местоимения­существительные.

3. Определять разряд местоимений­существительных.

4. Выявлять роль местоимений­существительных в тексте.

 Ученик -  местоимение.  Вот что говорит о себе сама часть речи:

 Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.  Верны ли слова нашего местоимения? Сопоставим их со словами  учёного.

Д С Лихачёв говорил: «Верный способ узнать человека, его моральный облик – прислушаться к тому, как  и что он говорит.»

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос тему урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

IV. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

1. Работа над эпиграфом.

Обратимся к словам А.М.Пешковского.  Как вы понимаете смысл высказывания  известного отечественного лингвиста? Проверим, так ли это.

2. Наблюдение над ролью местоимений­существительных в тексте. Поработаем учёными-лингвистами, проведём лингвистический эксперимент исследование.

 Итогом нашей работы станет заполнение раздела таблицы, с которой работали в течение всей темы.

А) Мы с вами на уроках учимся правильной и культурной речи, правилам этикета.  Одной  из самых важных  для этикета частей речи  является местоимение.

Психолог и языковед А.А. Леонтьев, отмечая особую роль личных местоимений, говорит, что местоимение – крохотное зеркало, в котором отражается система  отношений в обществе.  

(Форма обращения на ты говорит о более близких отношениях с человеком. Ты обозначает уважение, возникшее к кому-нибудь на почве товарищества, дружбы или любви. Таким образом, нужно быть  таким же вежливым, как и при обращении на вы. Стих

У нас принято, что члены семьи и близкие родственники между собой на ты. Часто на  ты обращаются сотрудники, коллеги, друзья.

1. Придают тексту эмоциональность. Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения;

- Умение правильно употреблять местоимение – очень важное умение. И сейчас вы в этом еще раз убедитесь. Приглашаю наших  гостей. Послушаем их рассказ, попытаемся  понять.

Б)  Понятен  Актеры

Ученик. Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им  - раз! Они ей – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Ведь он был с нею заодно…

Ученица. Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла!

- Ребята, разве причина непонимания между одноклассниками в  возрасте? В чем же?

Вывод 3. Неправильное употребление местоимений делает высказывание смешным и непонятным. Местоимения должны уместно замещать другие части речи.

В) Повторы Упр. 525 – самостоятельное конструирование текста с выбором предложенных слов.

 Затем учитель предлагает ученикам авторский вариант текста (его можно представить на слайде  или раздать распечатки на каждую группу, желательно, чтобы кто­то из ребят принёс книгу с рассказом «Белые амадины» и прочитал нужный фрагмент):

И откуда­то вышел высокий дядька с орденскими колодками на груди – двенадцать штук наград, я сосчитал. У него в руках был плоский чемодан. Он его открыл. В чемодане было полно маленьких клеток, и в них были канарейки. Он вынул одну клеточку, в ней прыгал жёлтенький лимон. Семёнов поставил эту клетку на кафедру­трибунку, и у Лимончика стал такой вид, как будто он и впрямь серьёзный докладчик. Но раз до доклада есть ещё минут пять свободных, так он ещё попрыгает. Все сохраняли тишину и ждали, когда Лимончик запоёт. Но он и не думал петь. Он всё прыгал и трепыхался. Кто­то сзади меня шепнул:

– Если через десять минут не запоёт, снимут с конкурса. Вот тебе и Семёнов!

Умелое использование местоимений может придать нужную тональность речи, создать определенное настроение . При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями.

        1 ряд корректоры

2 ряд редакторы   исследователи составить  фразу

 На месте пропусков вставьте местоимения- существительные

Не хвали …., не осуждай других.

Если разговор …… не ведёт, то и одно слово лишнее.

Не слушайте .., …. говорит дурно о других и хорошо о …..

Выводы:   с какой целью использовались мест

 

Объект исследования

 

Роль местоимений

 местоимения-существительные

Объект исследования

Роль местоимений

  местоимения-существительные

Придают эмоциональность тексту

Устраняют  повторы

Делают  текст понятным, ёмким, выразительным

         Г) ёмкость  

а) Упр. 524 – .  Работа в группах.  Художественное редактирование. Ученикам предлагается вариант «исправленного» текста, в котором отсутствуют местоимения (учебники закрыты, раздаются карточки с текстом). После работы ученики сравнивают свои тексты с авторским текстом в учебнике (упр. 524) и делают вывод о том, насколько лучше авторский текст и почему.

После сравнения двух текстов ученики формулируют вывод о роли местоимений­существительных в тексте. (Они делают текст более кратким, понятным, выразительным.)

Затем ученики   выписывают местоимения­существительные и указывают их разряд.

– Какова же роль местоимений­существительных в тексте? (Высказывания учеников.)

– Перечитайте эпиграф. Насколько оправдались ваши предположения о содержании и целях урока?

3. Чтение текста в рамке после упр. 525.

– Как вы поняли, что значит компактнее?

– Что ещё могли бы добавить?

– Допишите ключевые слова, подчёркивающие роль местоимений­существительных в тексте.

Устранить … (повтор).

Сделать текст … (коротким, понятным, выразительным).

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из разных источников (текста (эпиграфа), словарной статьи).

2. Вычитывать все виды текстовой информации, использовать различные  виды чтения.

Коммуникативные УУД:

1. Уметь договариваться о совместной деятельности, работать в группах (парах).

 2.  Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Свободно излагать содержание  устной форме, соблюдая нормы построения текста.

4. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Личностные результаты:

Формирование интереса к чтению,  устойчивой привычки к чтению.

V.  Итог урока.

Рефлексия

– Вспомните план нашего урока. Все ли вопросы мы рассмотрели?

– Сделайте вывод о том, для чего нужны местоимения в тексте, в устной речи.

Местоимение – необходимая  часть речи в тексте

Бесполезная часть речи в тексте.

Закончи фразу:

Выполняя эту работу, я научился, ________________________

____________________________________________________

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности в соответствии с планом.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VI. Домашнее задание.

Упр. 526 (устно, подумать над темами сочинений).

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.

Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...

Местоимения-существительные

Познакомить детей с местоимениями-существительными, их отличия от существительных...

Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...

Урок русского языка в 5 классе по теме" Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных"

Цель урока: совместно с учащимися открыть новую орфограмму: " Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.Задачи: научить находить орфограмму по опознавательно...

Конспкект урока "Разряды местоимений - существительных"

Тема: «Разряды местоимений - существительных».Цель: познакомить детей с разрядами местоимений - существительных.Задачи: - научить детей распознавать разряды местоимений - существительных...

Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...