Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Шахова Анна Ивановна

Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie_2100.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

5 КЛАСС

ТЕМА: «Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды  

                                                местоимений»

ЦЕЛИ:  1) показать роль местоимений в речи, особенности употребления данной

                  части речи, отличие её от именных частей речи;

              2) научиться определять основные морфологический признаки по соотнесению

                  местоимений с именами существительными и прилагательными;

              3) познакомить с основными разрядами местоимений по значению.

ХОД УРОКА

I. ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ ТЕМУ

     — Сегодня мы начнем изучать интересную тему по морфологии. Предлагаю прослушать вам, ребята, текст. (Чтение без текста в скобках.)  

        (Я [ Луговской] только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна). Он бежал у самой моей ноги. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл… Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. (К.Паустовский).

  1. Выделенное предложение записать под диктовку, прокомментировать, назвать части речи.

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ:

          —  Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека до самой телефонной станции?

         —  Кто бы это мог быть? (выслушивание предположений)

  1. Чтение учителем первого предложения.

—С какой целью автор использует слова Я и ОН? (чтобы не было повторов, тафтологии, как лексические синонимы).

—Являются ли эти слова названиями, или только указывают на предметы?

—Какая это часть речи?

II. «ОТКРЫТИЕ » ТЕМЫ.

  1. Записывание темы урока в тетради.
  2. Вопрос учителя:

—  Как вы думаете, как произошёл термин МЕСТОИМЕНИЕ («вместо имени»)

(именные части речи в грамматике – это СУЩ., ПРИЛАГ.)

—  Зачем же нужно использовать другие слова вместо имён? (МЕСТОИМ. – сам. часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их, или спрашивает об этих предметах).

  1. Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что частоте употребления местоимения занимают третье место (после существ. и глаголов).Так говорят учёные лингвисты. Попробуем сами доказать это, проводя небольшой лингвистический эксперимент.

- Подсчитаем общее количество существительных (1 ряд), глаголов (2 ряд) и местоимений, выделенных слов, (3 ряд) в тексте упр. 467 (стр.73) – результаты оглашаются.

- А ученые брали 9000 самых употребительных слов; среди них сущ. – 4000, глаголов -2500, а местоимений – всего 69 (не принимая во внимание повторений)

Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи. возникает ВОПРОС: «А ЗАЧЕМ НУЖНО ТАК ЧАСТО ПОВТРЯТЬ МЕСТОИМЕНИЯ? РАЗВЕ НЕТ ИМ АЛЬТЕРНАТИВЫ СРЕДИ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ?»

 - Вернемся к тексту упр.467 и попробуем заменить подчеркнутые повторяющиеся местоимения другими словами. Что получится?

(Вывод: без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого их количества повторение неизбежно, т.к. возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качество, количество. Местоимение создают нам речевое удобство, т.к. экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них!)

Об этом поведал Януш Корчак (сообщение ученика)

Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: КТО?

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки КТО, ты должен был спросить: «Это Казик стучит? Или Менька? Или тётя? Или гончар? или продавец посуды?... » А то всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился бы. А так: «Кто там?»- и в этом коротеньком «КТО» сидят имена всех на свете людей. «КТО» - это местоимение.

        - ОБОБЩИМ  сказанное о роли местоимений в нашей речи (ответы учащихся)

- А теперь прослушайте слова ученого-лингвиста А.А. Реформатского:               «Местоимения удобны «…», но в них нет «перелива красок настоящего живого слова…». Они, «как запасные игроки на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят, когда вынуждено «освобождают игру» знаменательные слова»

III. ВЫЯСНЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ МЕСТОИМЕНИЯ

  1. Если местоимения – слова- «дублёры», заменяющие имена существительные, прилагательные. То они обладают теми же морфологическими признаками. Что и знаменательные слова.

РАССМОТРЕНИЕ ТАБЛИЦЫ на с.74, 75.

  1. Что же вы увидели в таблице? (При своем малом количестве местоимения имеют множество значений. По которым местоимения объединяются в группы – в науке их называют РАЗРЯДАМИ, их девять)
  2.  Упр.469.
  3. ИТОГИ УРОКА
  4. Д/З. 1) Приготовить рассказ о местоимении в любой форме;  2) Найти и записать в тетрадь на выбор шумелку или ворчалку Вини-Пуха. Подчеркнув местоимения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Конспект урока русского языка по теме: "Разряды местоимений"

Конспект урока относится к разделу "Самостоятельные части речи" , предназначен для учащихся 10 класса, с ограниченными возможностями здоровья....

Урок русского языка по теме "Разряды местоимений"

Урок русского языка по теме "Разряды местоимений" в 6 классе содержит презентацию, конспект урока и раздаточный материал. Рекомендуемое место в учебном плане - после темы "Местоимение к...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» по УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для...

Квест по русскому языку на тему: "Разряды местоимений"

Этот квест содержит теоретический материал по теме "Разряды местоимений", тест и кроссворд по данной теме....