Конспкект урока "Разряды местоимений - существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мусагалиева Жанна Максотовна

Тема: «Разряды местоимений - существительных».

Цель: познакомить детей с разрядами местоимений - существительных.

Задачи: - научить детей распознавать разряды местоимений - существительных;

               -расширять понятие детей о местоимении как части речи;

               -научить употреблять местоимения – существительные в  речи

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_razryady_mestoimeniy.doc387 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ с.Карпёнка  Краснокутского района Саратовской области.

                 Урок русского языка

в 5 классе:

 

«Разряды местоимений - существительных».

        

Учитель русского языка и литературы

 Мусагалиева Ж.М.

Тема: «Разряды местоимений - существительных».

Цель: познакомить детей с разрядами местоимений - существительных.

Задачи: - научить детей распознавать разряды местоимений - существительных;

               -расширять понятие детей о местоимении как части речи;

               -научить употреблять местоимения – существительные в  речи

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-диалог.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. 

Солнышко ясное встало.

-Доброе утро!-

Сказало.

-Доброе утро!-

Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснёшься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

-Доброе утро,

Друзья, всё равно…

Придумано мудро:

-Доброе утро!

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

- Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком- «мордашкой».

- Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется.

- Надеюсь, что сегодня вам будет тепло и уютно у нас в гостях. Пусть солнце будет символом нашего урока.

II. Актуализация знаний.

     -Тема нашего урока «Разряды местоимений - существительных».

    На слайде рисунок

- В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность.Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!

И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Как вернуть свои имена, как узнать название предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь.

- Хорошо, я помогу вам вернуть имена.

- А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям - ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много - ОНИ.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища.

-Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква «В» затерялась, и слова стали называться местоимениями.

Учитель. 

- Местоимение заявляет о себе так:

На слайде: 

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.

III. Новый материал .

Учитель. 

-Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов.

- На какой вопрос отвечает начальная форма местоимения – существительного? (Кто? Что?)

- Скажите, чем отличается местоимение от существительного? (указывает на предмет и лицо, не называя его).

-По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на разряды.

- Посмотрите на солнце, у него 6 лучей, столько и разрядов у местоимений – существительных.

- Местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения.

-Первый разряд – личные местоимения:

1 - я, мы;
2 - ты, вы;
3 – он, она, оно)
- На что указывает личное местоимение? (
Личное местоимение указывает на лицо)
Задание:
Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения.

 
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С.Пушкин

 «Отгадай шуточные загадки». 
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна?
(Мы-шь)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
(Вы-мы-ты)
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам?
(Я-мы)
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква?
(Я)

Учитель: 
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя)
Что вы знаете об этом местоимении? На что указывает возвратное местоимение?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)

Конкурс 4 «Подумайте». 
Задание:
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ – Д.п.
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ – Р.п.
3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ – П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
СОБОЮ – Т.п.

Относительные, вопросительные местоимения.

Посмотрите на слайд. Вы видите относительные и вопросительные местоимения существительные.

Вопросительные: кто? Что?

Относительные: кто, что.

- В чем отличие относительных местоимений и вопросительных? (Вопросительные местоимения -существительные– это вопросы существительного. Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных).
Задание:
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

Учитель:
 –Видите на слайде неопределённые местоимения. (никто, нечего, кое-кто, что-либо,… )

-На что указывают неопределённые местоимения? (указывают на неопределённые предметы)

–Неопределённые и отрицательные местоимения образованы от вопросительных.

- С помощью чего они образуются?
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)


–Обратите внимание на отрицательные местоимения. С помощью чего они образуются?
(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)

Игра-диалог.

– Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? Никто.
- Что вас омрачает? Ничто.
– Кого винить, если сам виноват? Некого.
– Что исправить, если нет ошибок? Нечего.

IV. Закрепление новой темы.

Задание 1: Прочитайте слова, выберите местоимения существительные. Определите разряд, ставя при необходимости в начальную форму.

Нечто, у вас, мыли, выл, мы, собой, ничто, ничтожно, ли, ты, же, мною, что, что-то, что-либо, чтобы, у них, ни, ни для кого, низ, усни, кто, бы, некто, не, он, ох, никого, кого, оно, ого, она.

Задание 2

– Знаете ли, как зовут эту куколку? – Комплиментина. Почему? Потому что она, как в руки кому попадёт, так тот человек начинает другому говорить комплименты. Передаём куклу из руки в руки  и говорим друг другу комплименты, делаем признания, которые долго хранили в душе, употребляя местоимения – существительные. (Вы сегодня красивы; У вас красивый шарф; Никто с вами не сравнится; Кое – кто вами очарован; как хорошо, что сегодня собрались; Что за чудо! Кто это прекрасная леди!.... )

- Давайте говорить друг другу комплименты!

У вас на столах лежат слова песни Б.Окуджавы.

(Поют песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).

V. Подведение итогов.

-Чему вы сегодня на уроке научились?

-Назовите ключевые слова урока.

-Какую роль играют местоимения-существительные в нашей речи?

- Спасибо за отличную работу! А теперь покажите мне ещё раз свои рисунки «мордашки». Я вижу, что улыбок стало больше, стало быть, урок удался!

- У каждого из вас есть право отдать своё солнышко тому, кто, по вашему мнению, хорошо работал на уроке.

-Спасибо за работу!

личные

возвратное

вопросительные

относительные

отрицательные

неопределённые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.

Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...

Местоимения-существительные

Познакомить детей с местоимениями-существительными, их отличия от существительных...

Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...

Урок русского языка в 5 классе по теме" Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных"

Цель урока: совместно с учащимися открыть новую орфограмму: " Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.Задачи: научить находить орфограмму по опознавательно...

Урок русского языка в 5 классе в ОС "Школа 2100" с использованием ИКТ. Неопределенные местоимения-существительные и их правописание.

Это урок открытия нового знания. Первый урок в системе уроков по данной теме.С учетом возрастных особенностей учащихся я использовала на уроке интерактивную доску, т.к. данное средство обучения являет...

Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...