Конспкект урока "Разряды местоимений - существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Тема: «Разряды местоимений - существительных».
Цель: познакомить детей с разрядами местоимений - существительных.
Задачи: - научить детей распознавать разряды местоимений - существительных;
-расширять понятие детей о местоимении как части речи;
-научить употреблять местоимения – существительные в речи
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_razryady_mestoimeniy.doc | 387 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-СОШ с.Карпёнка Краснокутского района Саратовской области.
Урок русского языка
в 5 классе:
«Разряды местоимений - существительных».
Учитель русского языка и литературы
Мусагалиева Ж.М.
Тема: «Разряды местоимений - существительных».
Цель: познакомить детей с разрядами местоимений - существительных.
Задачи: - научить детей распознавать разряды местоимений - существительных;
-расширять понятие детей о местоимении как части речи;
-научить употреблять местоимения – существительные в речи
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-диалог.
Ход урока:
- Орг. Момент.
Солнышко ясное встало.
-Доброе утро!-
Сказало.
-Доброе утро!-
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснёшься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
-Доброе утро,
Друзья, всё равно…
Придумано мудро:
-Доброе утро!
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
- Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком- «мордашкой».
- Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется.
- Надеюсь, что сегодня вам будет тепло и уютно у нас в гостях. Пусть солнце будет символом нашего урока.
II. Актуализация знаний.
-Тема нашего урока «Разряды местоимений - существительных».
На слайде рисунок
- В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность.Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!
И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Как вернуть свои имена, как узнать название предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь.
- Хорошо, я помогу вам вернуть имена.
- А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям - ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много - ОНИ.
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища.
-Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква «В» затерялась, и слова стали называться местоимениями.
Учитель.
- Местоимение заявляет о себе так:
На слайде:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
III. Новый материал .
Учитель.
-Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов.
- На какой вопрос отвечает начальная форма местоимения – существительного? (Кто? Что?)
- Скажите, чем отличается местоимение от существительного? (указывает на предмет и лицо, не называя его).
-По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на разряды.
- Посмотрите на солнце, у него 6 лучей, столько и разрядов у местоимений – существительных.
- Местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения.
-Первый разряд – личные местоимения:
1 - я, мы;
2 - ты, вы;
3 – он, она, оно)
- На что указывает личное местоимение? (Личное местоимение указывает на лицо)
Задание:
Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения.
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С.Пушкин
«Отгадай шуточные загадки».
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
(Вы-мы-ты)
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
Учитель:
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя)
–Что вы знаете об этом местоимении? На что указывает возвратное местоимение?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)
Конкурс 4 «Подумайте».
Задание:
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ – Д.п.
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ – Р.п.
3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ – П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
СОБОЮ – Т.п.
Относительные, вопросительные местоимения.
Посмотрите на слайд. Вы видите относительные и вопросительные местоимения существительные.
Вопросительные: кто? Что?
Относительные: кто, что.
- В чем отличие относительных местоимений и вопросительных? (Вопросительные местоимения -существительные– это вопросы существительного. Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных).
Задание:
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)
Учитель:
–Видите на слайде неопределённые местоимения. (никто, нечего, кое-кто, что-либо,… )
-На что указывают неопределённые местоимения? (указывают на неопределённые предметы)
–Неопределённые и отрицательные местоимения образованы от вопросительных.
- С помощью чего они образуются?
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)
–Обратите внимание на отрицательные местоимения. С помощью чего они образуются?
(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)
Игра-диалог.
– Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? Никто.
- Что вас омрачает? Ничто.
– Кого винить, если сам виноват? Некого.
– Что исправить, если нет ошибок? Нечего.
IV. Закрепление новой темы.
Задание 1: Прочитайте слова, выберите местоимения существительные. Определите разряд, ставя при необходимости в начальную форму.
Нечто, у вас, мыли, выл, мы, собой, ничто, ничтожно, ли, ты, же, мною, что, что-то, что-либо, чтобы, у них, ни, ни для кого, низ, усни, кто, бы, некто, не, он, ох, никого, кого, оно, ого, она.
Задание 2
– Знаете ли, как зовут эту куколку? – Комплиментина. Почему? Потому что она, как в руки кому попадёт, так тот человек начинает другому говорить комплименты. Передаём куклу из руки в руки и говорим друг другу комплименты, делаем признания, которые долго хранили в душе, употребляя местоимения – существительные. (Вы сегодня красивы; У вас красивый шарф; Никто с вами не сравнится; Кое – кто вами очарован; как хорошо, что сегодня собрались; Что за чудо! Кто это прекрасная леди!.... )
- Давайте говорить друг другу комплименты!
У вас на столах лежат слова песни Б.Окуджавы.
(Поют песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).
V. Подведение итогов.
-Чему вы сегодня на уроке научились?
-Назовите ключевые слова урока.
-Какую роль играют местоимения-существительные в нашей речи?
- Спасибо за отличную работу! А теперь покажите мне ещё раз свои рисунки «мордашки». Я вижу, что улыбок стало больше, стало быть, урок удался!
- У каждого из вас есть право отдать своё солнышко тому, кто, по вашему мнению, хорошо работал на уроке.
-Спасибо за работу!
личные
возвратное
вопросительные
относительные
отрицательные
неопределённые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.
Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...
Местоимения-существительные
Познакомить детей с местоимениями-существительными, их отличия от существительных...
Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...
Урок русского языка в 5 классе по теме" Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных"
Цель урока: совместно с учащимися открыть новую орфограмму: " Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.Задачи: научить находить орфограмму по опознавательно...
Урок русского языка в 5 классе в ОС "Школа 2100" с использованием ИКТ. Неопределенные местоимения-существительные и их правописание.
Это урок открытия нового знания. Первый урок в системе уроков по данной теме.С учетом возрастных особенностей учащихся я использовала на уроке интерактивную доску, т.к. данное средство обучения являет...
Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...
Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]] ...