Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме
«Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»
Цель: познакомить детей с разрядами местоимений, углубить знания о личных местоимениях-существительных.
Задачи:
– расширять понятие детей о местоимении как части речи, разрядах местоимений.
– научить:
- употреблять местоимения-существительные в речи.
-опознавать местоимения-существительные в тексте
- выявлять отличие существительных от местоимений- существительных
-определять признаки личных местоимений-существительных.
-определять роль местоимений-существительных в тексте.
- развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.
- воспитывать любовь к русскому языку, Родине, чувство коллективизма;
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: урок-диалог.
Ход урока.
1Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
– Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком - смайликом.
– Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется от интересной, плодотворной совместной работы.
– Надеюсь, что сегодня вам будет тепло и уютно. Пусть солнце будет символом нашего урока. А в конце урока наше солнце засияет ещё ярче от ваших улыбок-смайликов, потому что как сказал К.Г.Паустовский: « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык", и мы сегодня откроем очень много интересных тайн этой великой науки.
2.Формулирование темы и целей урока.
– Послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:
Утром – как заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жарптицей…
А стемнеет – ОН придёт:
Тоненький, смущённый, –
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна!
– А что такое он, оно, она с языковой точки зрения? (Местоимения.)
– Что вам помогло догадаться о словах-отгадках? (Род местоимений.)
Сегодня мы с вами будем говорить о местоимении.
Примечание. С личными местоимениями ученики знакомились в начальной школе.
– Прочитайте название раздела 7 и § 55.
– Как название раздела связано с темой, изучавшейся ранее? (Местоимения тоже относятся к существительным.)
– Назовите ключевые слова урока. (Местоимения-существительные, разряды, личные.)
– Как вы понимаете слово разряды? (Разновидности, группы.)
По ключевым словам попробуйте определить цель урока.
– Какова цель урока?
(Знакомство с разрядами местоимений, с местоимениями –существительными и личными местоимениями-существительными, их особенностями и роли в предложении и тексте)
3. Актуализация и углубление изученного.
1. Работа в минигруппах. Лингвистический эксперимент.(по вариантам) 1 вариант называет местоимения, которые заменяют существительные, 2 вариант местоимения, которые заменяют прилагательные.
Упр. 467 – наблюдение над местоимениями, «заменяющими» существительные и прилагательные.
Ученики выявляют сходство с изученными частями речи по вопросам и значению – выделенные слова указывают на предмет (лицо) или признак. Но значение у них особое, эти слова не называют, а заменяют, указывают на другие слова.
2. Повторение по вопросам после упр. 467.
Какую роль играют местоимения в речи.
Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).
3. Введение нового материала.
Чтение сведений в рамке о разрядах местоимений по значению.
– Что нового для себя узнали?
– Прочитайте названия разрядов (без примеров).
– Можете ли вы предположить что-то о значении местоимений этих разрядов?
Примечание. Нужно обратить внимание учеников на то, что сразу все разряды местоимений заучивать не надо, они будут освоены в процессе дальнейшего изучения.
По своим морфологическим признакам часть местоимений сходна с именами существительными, часть с именами-прилагательными.
В 5 классе мы познакомимся только с местоимениями-существительными.
4.Открытие новых знаний.
Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов.
Рассмотрим таблицу на стр.75. Разряды местоимений-существительных.
– На какой вопрос отвечает начальная форма местоимения-существительного? (Кто? Что?)
– Скажите, чем отличается местоимение от существительного? (указывает на предмет и лицо, не называя его).
Упр. 469 – поиск ответа на вопрос: чем отличаются имена существительные от местоимений-существительных?
Чтение текста упр. 469 про себя изучающим чтением, самостоятельные выводы об отличиях местоимений и существительных.
Ребята формулируют проблему на последующие уроки по разрядам местоимений-существительных.
– Местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения-существительные.
1.я, мы;
2.ты, вы;
3.он, она, оно
– На что указывает личное местоимение? (Личное местоимение указывает на лицо и, подобно именам существительным, зеркальными отражениями которых они являются, личные местоимения изменяются по числам.)
Проведём лингвистический эксперимент. Попробуем задать к личным местоимения вопросы кто? или что?
1 ряд задаёт вопросы к местоимения 1 лица,
2 ряд к местоимения 2 лица,
3ряд к местоимения 3 лица.
Решение проблемной ситуации.
Почему к местоимения 3 лица можно задать и кто? И что?
(местоимения 3 лица указывают не только на человека, но и на предмет.
Послушайте текст и подумайте, о каких особенностях личных местоимений идёт в нём речь.
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
Оказывается личные местоимения могут изменяться по падежам, причём изменять личные местоимения по падежам , не изменяя их корни нельзя.
Рассмотрим на примере изменения местоимения я.
И.-я
Р.- меня
Д.-мне
В.-меня
Т.-мной
П.-обо мне
Сделайте вывод о склонении местоимений-существительных.
Как вы видите, формы косвенных падежей личных местоимений имеют основу отличную от формы Им.п.
Итак, мы определили, что местоимения изменяются по числам и падежам, а изменяются ли они по родам? Давайте вспомним , какие личные местоимения мы подставляем, чтобы определить род имён существительных.
Личные местоимения 3 лица единственного числа: он, она, оно, подобно существительным изменяются по родам. Бывают мужского, среднего и женского рода, с их помощью можно определить род имён существительных.
Фронтальная работа (Я называю существительное, вы определяете местоимение, с помощью которого определяется род имени существительного) Комната, кресло, тюль, цветок, кофе, полка, пол.
Например: стол- он мой (М.р)
Книга-она моя (ж.р._
Окно-оно моё( ср.р)
Ребята, я хочу сегодня открыть ещё одну тайну правильного словоупотребления глагола скучать с предлогом по и личными местоимениями мы и вы.
Как оказывается по-разному мы скучаем. Кто-то говорит : «Я скучаю по Вам», кто- то : «Я скучаю по ВАС»
А как сказать правильно? Нам помогут в этом инициалы великого русского поэта А.С.Пушкина. Во-вторых слово-синоним , подскажите синоним к слову скучать(грустить) и стихотворная правилозапоминалочка.:
-Родина-мать, грущу по Вас,-
И подписался просто А.С.
Ребята, составьте предложения по рядам. 1 ряд составляет предложение со словом Родина, употребив в предложении местоимения 1 лица. Предложение по цели высказывания повествовательное. 2 ряд , употребив в предложении местоимение 2 лица, по цели высказывания вопросительное, 3 ряд замените существительное Родина личным местоимением.
Ребята пишут предложения на смайликах. От каждого из нас зависит будущее нашей Родины. А мы –это я, ты, вы, он, она, они, оно (солнце), на котором в конце урока появятся ваши весёлые смайлики с полными оптимизма словами о Родине.
Об остальных интересных случаях употребления местоимений -существительных, их синтаксической функции вы рассмотрите на следующем уроке.
Физкультминутка. Звучит клип Софии Ротару на слова Р.Рождественского «Я, ты, он, она- вместе целая страна…»
V.Развитие учебноязыковых и речевых умений.
Упр. 470 – развивается умение находить личные местоимения в тексте, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Выполняется в парах.
Коллективное обсуждение (каждая пара называет свои примеры).
Словарноорфографическая работа: балет.
– К какой тематической группе можно отнести это слово?
– Подберите однокоренные слова и составьте с ними предложение.
Упр. 471 – развивается умение опознавать местоимения-суще
ствительные в тексте, определять признаки личных местоимений, орфографически и пунктуационно правильно оформлять текст.
Самостоятельно. Взаимопроверка.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Предположите, как дальше будет построено изучение темы «Местоимение».
– Ответьте на шуточные вопросы загадки:
а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы.)
в) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я.)
- Что вызвало трудности в изучении темы? С чем это связано?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
- По каким критериям будете оценивать себя?
VII. Домашнее задание.
1. Выписать 3–4 предложения с местоимениями из учебника по литературе.
2. Словарное слово записать в словарик.
3. Составить план текста в рамке о местоимениях-существительных (разряды местоимений-существительных – выучить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-171050-1358794954.jpg)
Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.
Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-176289-1357879725.jpg)
Местоимения-существительные
Познакомить детей с местоимениями-существительными, их отличия от существительных...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-183734-1371728080.jpg)
Конспкект урока "Разряды местоимений - существительных"
Тема: «Разряды местоимений - существительных».Цель: познакомить детей с разрядами местоимений - существительных.Задачи: - научить детей распознавать разряды местоимений - существительных...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-259609-1369626444.jpg)
Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-259609-1369626444.jpg)
Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]] ...
Местоимения личные разных разрядов в таблицах
Местоимения личные в именительном падеже, в объектном падеже, в притяжательном падеже, возвратные местоимения, абсолютные местоимения в красочных таблицах с краткими пояснениями, где выделение цветом ...