Урок русского языка в 5 классе по теме" Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель урока: совместно с учащимися открыть новую орфограмму: " Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.
Задачи: научить находить орфограмму по опознавательному признаку, правильно писать слова с данной орфограммой, графически объяснять выбор написания; формировать умения сравнивать, сопоставлять факты языка, стимулировать познавательную активность, воспитывать внимательное отношение к слову.
На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, форма работы-эвристическая беседа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Чийпеш О.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 43
Г. Архангельска.
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: « Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях – существительных»
Цель: Совместно с учащимися открыть новую орфограмму: « Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных»
Задачи: - научить находить орфограмму по опознавательному признаку, правильно писать слова с данной орфограммой, графически объяснять выбор написания;
- формировать умения сравнивать, сопоставлять факты языка;
- стимулировать познавательную активность;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Технологии: проблемно-диалогическое обучение.
Форма работы: эвристическая беседа.
Приложение:
Карточка № 1
Скучен день до вечера,коли делать нечего.
Ничего не делая, мы учимся дурным делам.
Нечем хвалиться, когда дело из рук валится.
Худого человека ничем не уважишь.
Карточка № 2
Н.кто ему на это н.чего (не) ответил.
Н.кому было рассказать о случившемся.
Я н.кого здесь (не)знаю.
Больше ждать было н.кого.
Родную мать н.кем (не)заменишь.
Карточка № 3
(Кто?) не удивился прекрасному ответу одноклассницы?
(Кого?)послать на олимпиаду?
(Что?)сказать о нашем участии в конкурсе?
(Чем?) её не удивишь?
Карточки для индивидуальной работы у доски:
1.Подбери подходящие по смыслу отрицательные местоимения-существительные. Обозначь орфограмму:
Не встретил ---------
Не создавал --------
Не интересуется ------
Подарить ---------
2. Собери пословицу, обозначь орфограмму:
Убедишь, н.чем, упрямого, не.
И, н.кто,там, спорится, где, ссорится, не, дело.
Кто,добра, не,тому,делает, н.кому,худо.
День, слушать, а, говорит, до, н.чего,вечера.
Рефлексия:
До урока я не знал о….
На уроке я узнал новое о….
При изучении темы мне было трудно (понять, осмыслить, выделять)….
Правило я понял на «отлично», «хорошо». «удовлетворительно».
Я поработал на уроке «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Моё настроение----
Заполняется учениками в конце занятия.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания – правила: ученикам предлагаются следующие утверждения:
- Отрицательные местоимения-существительные указывают на неопределённое лицо или предмет;
- Отрицательные местоимения-существительные образованы от вопросительных с помощью приставок не-, ни-;
-Отрицательные местоимения – существительные выражают отрицание или отсутствие предмета или лица;
- Отрицательные местоимения – существительные изменяются по родам и числам;
- Отрицательные местоимения-существительные НЕКОГО и НЕЧЕГО не имеют И.п.
Если утверждение правильное, ученики ставят букву П, если неправильное – Н.
Задание выполняется самостоятельно на листочках, затем – взаимопроверка с выставлением оценок друг другу, во время которой комментируем все утверждения, дети отвечают на вопросы:
- Какие трудности встретились при выполнении данного задания?
- Над чем ещё надо поработать?
- Какое домашнее задание № 1 зададим себе? (запись домашнего задания № 1 – повторить правило на стр. 104).
Беседа:
- Как вы думаете, ребята, мы продолжим изучение отрицательных местоимений-существительных? ( Да)
- Почему вы так считаете? О чём нам предстоит говорить? (О правописании отрицательных местоимений-существительных)
- А какие трудности правописания данных местоимений возникают?( правописание приставок не-, ни)
- Обратите внимание на предложения на карточках № 1 (см. приложение).
- Прочитайте предложения. Что их объединяет?(Это пословицы).А что такое пословица?(ребята дают определение).Где можем узнать о лексическом значении слова?(в толковом словаре).Работа со словарём, чтение словарной статьи, сравниваем с определением, которое вспомнили. В какой речи употребляются пословицы?
-Попробуем объяснить смысл предложенных вам пословиц( чтение. Предположения детей).
- Ребята, сформулируйте задание к данным предложениям.(Выписать отрицательные местоимения-существительные).
- На какие группы можно их разделить?(с приставкой не- и приставкой ни-)
-Попытайтесь сформулировать тему урока.(приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях-существительных)
- Какая проблема возникает?(как различать не-, ни-?)
-Добавляем в формулировку темы слово РАЗЛИЧЕНИЕ.
- Зачем надо уметь различать не- и ни-?
-Подчеркнём в записанной теме ключевое слово-различение- поставим задачи урока, ответим на вопрос: «Чему будем учиться?»
3. Ребята, по выписанным вами местоимениям предположите о правописании приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.(гипотезы учащихся).
- Попытайтесь сформулировать правило.
- А что, по-вашему ,является опознавательным признаком орфограммы?
- Читаем правило на стр.105 , сравниваем с нашими предположениями.
- Составление схем к правилу, проговаривание по схемам. (учитель тоже представляет свой вариант);
- Какое домашнее задание № 2 зададим на этом этапе урока?(дети записывают д.з.№2-выучить правило на стр.105).
Физпауза
4 - Итак, что нового вы узнали об отрицательных местоимениях-существительных?
- Чем нам предстоит заниматься? Зачем?
-Выполнение упр. 504. Обращаем внимание на графическое обозначение орфограммы. Размышляем, какие местоимения не относятся к отрицательным и почему.
-Работа в парах с карточкой №2 (см.приложение): формулируем задание, выполняем в парах, проверяем по образцу, представленному на доске. В это время 3 чел. выполняют задания для индивидуальной работы на доске. Проверка с проговариванием правила, самооценка, взаимооценка.
- Подведение итогов: Чему учились? Какие трудности встретились? На что ещё необходимо обратить внимание?
5 –Работа с карточкой № 3 (см. приложение).
-Предположите, какое задание будет дано? (заменить вопросительные местоимения отрицательными).
-Выполнение и проверка.
Подведение итогов:
-Какой смысл вносят отрицательные местоимения в предложение?
-Какие приставки запомнили?
-Как их различать?
-Запишите ключевые слова темы .( комментируем ключевые слова)
-Все ли цели достигнуты?
-Запись д.з.№ 3-упр.507 или подбор пословиц с отрицательными местоимениями-существительными с приставками не-, ни.
6 Рефлексия: Учащимся предлагается проанализировать и оценить свою работу на уроке (см. приложение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения
Цели: Образовательные: 1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений; 2) формироват...
Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.
Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения....
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка ( 6 класс) "Отрицательные местоимения"
Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.Чтобы учащиеся не...
Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")
Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....