Конспект урока русского языка «Правила речевого поведения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Цели и задачи:
1) формировать понятие о правилах речевого этикета;
2)научить использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) Воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 60.5 КБ |
pravila_rechevogo_obshcheniya.ppt | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правила речевого поведения»
«Общаясь, люди создают друг друга»
Лихачев Д.С.
Цели и задачи:
1) формировать понятие о правилах речевого этикета;
2)научить использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) Воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка
Оборудование:
словари русского языка,
раздаточный материал,
мультимедийная установка
Формы работы: групповая, коллективная
Тип урока: урок-мастерская
Ход урока:
1. Введение в тему урока.
- Здравствуйте, сегодня на очередном уроке речевого общения мы поговорим о правилах речевого поведения.
-А теперь давайте разберемся, о чем же пойдет речь?
- Что такое правило?
- В словаре С.И. Ожегова находим такую словарную статью.
ПРАВИЛО – 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. 2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения. 3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Обманывать не в его правилах.
- Какое перед нами слово с точки зрения лексического значения? (многозначное). Прочитаем все его значения.
- Какое значение использовано в теме урока? (3)
- Значит, сегодня мы будем говорить о нормах речевого поведения, то есть о речевом этикете.
2. Работа в справочнике.
- Запишем в справочнике:
1. Тема
2. Речевой этикет – правила, нормы речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.
- Так как правила речевого поведения обязательны для всех членов общества, а мы с вами таковыми тоже являемся, то соблюдать их просто обязаны. Но чтобы их соблюдать их нужно знать, к концу урока мы с вами создадим свод правил речевого поведения.
3. Работа в справочнике
Правила речевого поведения:
Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.
Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.
КТО? – КОМУ?
ГДЕ?
КОГДА? ГОВОРИТ
РС ПОЧЕМУ?
ЗАЧЕМ?
- И, конечно, речевой этикет не может обойтись без этикетных слов.
- Вспомните, что такое этикетные слова? (вежливые)
- На какие группы они делятся?
(ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.)
- Начнем со слов приветствия. Они имеют разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает.
Разыгрывание нескольких ситуаций
ЗАДАНИЕ 1. “Умеем ли мы здороваться?”
1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер)
2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер)
3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её? (дорогая милая моя мамочка!)
Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми.
- Запишем первое правило:
1. Речевое поведение выбирай с учётом речевой ситуации
4. Можно ли эти слова назвать этикетными? Почему?
“Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Привет, детка! Как дела!”(Смена определенного интонационного оформления изменила значение этикетных слов )
-Запишем второе правило:
2. При разговоре учитывай интонацию, темп и тембр голоса.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитаем несколько отрывков их художественных произведений, где используются разные формы прощания и определим их значение.
Текст 1.- Я не всех зверей возьму в Африку, - сказал доктор Айболит. -.. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сестры. Кроме того, я возьму с собой Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.
. – А нас? – закричали Таня и Ваня. - Неужели мы останемся здесь без тебя?
- Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки. – До свидания, дорогие друзья!..
Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:
- Ничего не поделаешь: мы ещё маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать. (К.Чуковский)
Текст 2. А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: “В добрый путь!” (С.Михалков)
Вопросы по содержанию:
- Определите отличия в значении встретившихся словах прощания.
- Что вы скажете об употреблении слова “до свидания”? Часто или редко мы его употребляем?
- Имеет ли значение возраст собеседников для использования этой формы прощания?
- Близки ли по значению формы прощания “счастливого пути” и “в добрый путь”? Кому они чаще всего адресуются? Обратите внимание на интонацию автора при произношении словосочетания “счастливый путь”. Что вкладывает автор в эти слова? Какие чувства выражает восклицательной интонацией?
- Чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? они противоположны по значению. В каких ситуациях вы используете эти словосочетания?
-В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала).
Работа в группах (для каждой группы задания лежат на столах).
1 группа. Речевая ситуация: просьба.
Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,
Вежливые слова и выражения:
Пожалуйста
Прошу вас (тебя)
Будьте добры, будьте так добры
Будь другом..
Если вам (тебе) не трудно..
Не могли бы Вы (ты)..
1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.
Убирайте за собой посуду!
У нас посуду убирают сами.
Не забыл ли ты убрать за собой посуду?
(Ответ: 3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.)
Работа с классом.
- Предлагается рассмотреть ещё одну ситуацию, в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из этого получилось (чтение учителем отрывка).
На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:
- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!
Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.
- Что девочка сделала неправильно?
- Почему все её осудили?
- Запишем третье правило:
3. Будь корректен.
2 группа Речевая ситуация: отказ.
Слова и выражения для вежливого отказа:
Остался бы, да не могу,
Извините, но я это сделать не в силах
С радостью бы пришел, но не могу.
1. Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.
Какой вариант отказа ты выберешь?
Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.
О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.
Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.
(Ответ: 1 – царь рассердится на тебя и бросит в темницу;
2 – почему все-таки ты не можешь остаться? (нет причины отказа);
3 – правильный ответ.)
- Запишем четвертое правило:
4. При отказе будь особенно вежлив и убедителен.
3 группа. Речевая ситуация: утешение.
Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно успокоить, можно помочь, можно поддержать.
Не беспокойся.. не огорчайся.. не тревожьтесь… не волнуйтесь… успокойся..
1. Представь себе, что ты успокаиваешь героев мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.
1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?
- Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь дом ещё лучше прежнего.
Твоя пословица:
2. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика очень огорчились.
- Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится – вернется.
Твоя пословица:
3. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.
- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.
Твоя пословица:
Пословицы для выбора:
Горе не беда – с кем не была.
Нет худа без добра.
Одна беда – не беда.
Эта беда – не беда, только бы больше не была.
Наши лепешки тоже поели кошки.
И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.
- Запишем пятое правило:
5. Не скупись на добрые слова.
- Третья группа работала с пословицами. Кто помнит, что такое пословица? (Краткое народное изречение поучительного характера). Я всегда вам говорила, что народ весь свой жизненный опыт поместил в жанрах устного народного творчества. Наша задача в данных ниже пословицах найти правила речевого поведения:
1. Сердечное слово до сердца доходит.
6. Будь искренен.
2. Малое слово большую обиду творит.
7. Не обижай собеседника.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
8. Сначала подумай – потом говори.
4. Слово народы поднимает.
9. Относись к слову с уважением.
Подведение итога:
Вот что у нас получилось:
Правила речевого поведения:
1. Речевое поведение выбирай с учётом речевой ситуации
2. При разговоре учитывай интонацию, темп и тембр голоса.
3. Будь корректен.
4. При отказе будь особенно вежлив и убедителен.
5. Не скупись на добрые слова.
6. Будь искренен.
7. Не обижай собеседника.
8. Сначала подумай – потом говори.
9. Относись к слову с уважением.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
- Современный речевой этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.
Хочется верить, что выведенные сегодня правила речевого поведения, останутся в ваших сердцах на всю жизнь, помогут вам в трудную минуту, сделают вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей светлее, добрее, радостнее.
«Общаясь, люди создают друг друга», - писал Д. С. Лихачев
Д/З – придумай рассказ по пословице
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА №1
Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой. Объясни свой выбор.
Убирайте за собой посуду!
У нас посуду убирают сами.
Не забыл ли ты убрать за собой посуду?
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА №2
Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.
Какой вариант отказа ты выберешь? Объясни свой выбор.
1.Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.
2.О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.
3. Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА №3
Представь себе, что ты успокаиваешь героев мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.
1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?
- Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь дом ещё лучше прежнего.
Твоя пословица:
2. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.
- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.
Твоя пословица:
Пословицы для выбора:
Горе не беда – с кем не была.
Нет худа без добра.
Одна беда – не беда.
Эта беда – не беда, только бы больше не была.
Наши лепешки тоже поели кошки.
И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания. Пунктуация как система правил."
Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...
Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспект урока русского языка в 8 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва). Тема : «Этичность речевого общения. Цифровой этикет».
Урок русского языка в 8 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва).Тема урока: «Этичность речевого общения. Цифровой этикет».Место урока в системе изучаемого раздела: №91 по программе, дв...