Словари.Виды словарей.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovari.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Словари. Орфографический словарь» 5 класс
Цели: расширить знания школьников о словарях русского языка, совершенствовать навыки работы со справочной литературой; развивать речь учащихся и формировать умение пользоваться словарями разных типов; воспитывать любовь к слову, интерес к изучению русского языка.
Ход урока.
1. Оргмомент. Объявление темы, целей урока. (Слайд № 1) Деление класса на группы. Звучит детская песенка «Чему учат в школе».
2. Вступительное слово учителя.
Несомненно, в школе учат многому. Даже маленьким детям известно, что люди черпают знания из книг, ведь, «книга – источник знаний», как сказал М. Горький. А вы уже не маленькие дети, и вам известно, что существуют особые книги, в которых знания сконцентрированы, собраны из многих других источников. Эти книги – словари. Вы уже знакомы с некоторыми из них. Сегодня мы продолжим знакомство со словарями русского языка, узнаем, какую информацию можно получить из словарей разных типов, поработаем с ними практически.
Очень красиво о словарях сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».
Эти слова станут эпиграфом нашего урока. (Слайд № 2)
3. Сообщение учащегося.
Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако, для того чтобы получить помощь от словарей, еще не достаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими правильно пользоваться. Каждый словарь имеет определенное назначение.
Все словари подразделяются на два основных типа: лингвистические (языковые) и энциклопедические. Они преследуют разные цели и задачи.
Особенностью энциклопедий и энциклопедических словарей является то, что в них объясняются не слова, а реалии (предметы и лица, явления и понятия), обозначаемые теми или иными словами.
В лингвистических словарях собираются и объясняются сами слова и фразеологизмы, толкуется их лексическое и грамматическое значение, их употребительность в речи.
4. Групповые выступления учащихся.
Итак, наша главная цель – подружиться со словарями и сделать их своими помощниками. Весь класс разделен на четыре группы - семейки. Каждая семейка подготовила сообщение о каком-либо словаре и практическое задание другим группам для работы со своим словарем.
В течение всего урока, по мере выступления команд, мы будем заполнять таблицу «Информативность словарей». ( Карточки-таблицы выдаются каждому учащемуся или руководителям семеек.)
4.1. Сообщение первой семейки: «Орфографический словарь»
Было время, когда школьники не имели такого словаря. Составление орфографического словаря для начальной и средней школы началось лишь в 30-е годы ХХ века профессором А.М. Пешковским. Затем работу над этим словарем продолжил Д.Н. Ушаков, выдающийся лингвист, диалектолог, лексикограф. Вышедший впервые в 1934 году «Орфографический словарь» переиздавался более 40 раз. Он предназначался для школьников, однако стал настольной книгой учителей, редакторов, писателей и всех тех, кто имел дело со словом.
Из предисловия вы узнаете о том, как пользоваться словарем, какую помощь он может вам оказать. Словарь назван орфографическим, но в нем имеются сведения не только о написании слов и их вариантов, но и практические сведения о значении некоторых слов, их произношении, а также указываются трудные случаи образования грамматических форм. Орфографические словари дисциплинируют всех в едином и правильном написании слов. Помните об этом и обращайтесь во всех затруднительных случаях к вашему другу – орфографическому словарю.
А теперь мы предлагаем вам поработать редакторами. (Карточка с текстом для редактирования выдается одной из семеек)
Представьте, что во время летних каникул вы получили от своего друга такое письмо: «Сдраствуй друг. Ришил тибе написать письмо. Ты знаишь што я уехал к бабушки. Атдыхаю у ние надачи. Пагода фее время стаит очинь харошая. Сдесь есь рика. Ана ниширокая. Я свабодно даплываю да ие сиридины. Фсе ребята щитают миня знаминитым плафцом. Как ты праводишь каникулы? Мая бабушка приглашает тибя кнам надачу. Ты спраси у своих радителей можит тебя атпустят камне. Абязательно приижай. Пиридавай привет тваим папи и мами. Каньчаю писать. Твой друк.» (Слайд № 3)
Основное задание: исправьте в тексте ошибки, используя орфографический словарь. Дополнительное задание (повышенной сложности): определите, какие правила орфографии и пунктуации не выучил этот грамотей.
Две оставшиеся команды участвуют в орфографической эстафете, они получают другие карточки с заданиями. Каждый член семейки вписывает пропущенные буквы в одно слово и передает карточку следующему. Подсказывать запрещается, но можно пользоваться словарем.
Карточка для эстафеты: к...р...мель, форт...п...ано, в...нт...ляция, б...гаж, б...нзин, д...льфин, г...рд...роб, гл...д...олус, в...н...грет, р...п...тиция, т...мп...ратура, в...т...ран, э...к...латор, д...р...ктор, м...трёшка.
(Наблюдатели-ведущие учитывают скорость выполнения и дисциплину. Затем проверяют карточки и сообщают, кто победил в эстафете. Показывают правильный вариант. (Слайд № 4) После этого проверяется задание первой группы – письмо. (Слайд № 5) Исправленный текст выводится на экран.)
Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.
4.2. Сообщение второй семейки: «Толковый словарь»
Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Более 50 лет он составлял “Толковый словарь живого великорусского языка”, в который вошло около 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц и поговорок.
В нашей стране выпущено множество толковых словарей. Сейчас самым большим толковым словарём является 20-томный “Словарь современного русского литературного языка”, в нём более 120 тысяч слов. Есть и “Школьный толковый словарь русского языка” М.С. Лапатухина, который включает около семи тысяч слов.
Вы можете подумать, что объяснять значение многих слов не обязательно, ведь, они и так понятны. Это ошибочное мнение. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Конечно, прежде всего, стол – это разновидность мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните наше задание.
Задание группам: объяснить значение слова в каждом предложении.
Карточка для первой семейки:
1. Стол поставишь, стул придвинешь, посидишь… (Род мебели)
2. Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. (Вместе питались, совместное питание)
3. Анна Ивановна работает в адресном столе. (Бюро, учреждение)
4. В санатории нам определили пятый стол. (Диету)
Карточка для второй семейки:
1. Сельское предприятие продало государству сто голов. (Животных)
2. Вдали показалась голова колонны. (Начало)
3. Он в неравном бою сложил голову свою. (Жизнь)
4. От бессонницы у него разболелась голова. (Часть тела)
Задание для третьей семейки: определите слово по его значению.
1. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания. (Термос)
2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
3. Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт)
4. Свободное от учёбы и занятий время (Досуг)
Итог: проверка заданий в группах (Слайды № 6 – 8), отметки в таблице. (Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.)
4.3. Сообщение третьей семейки: «Фразеологический словарь»
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые мы не придумываем каждый раз, а воспроизводим по памяти. Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова», С.В. Максимова «Крылатые слова», «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молоткова. «Школьный фразеологический словарь русского языка», составленный Власом Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми.
В нашем словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Он интересен для людей любых профессий.
А сейчас просим выполнить наши задания.
Задание I – разминка для всех. (Слайд № 9) Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят …
- о кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит);
- о человеке, испытывающем чувство большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться);
- о человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла);
- о том, кто хуже, насравненно ниже другого в любом отношении? (В подметки не годится)
Задание II - главы семеек выбирают у ведущего карточки: 1-текст, 2-синонимы, 3-антонимы.
Наше задание первой группе: определите, сколько фразеологизмов в данном тексте и что они означают? За справками обращайтесь к фразеологическому словарю. Карточка с текстом: Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову, т.к. у меня голова идёт кругом, но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! (А. Шибаев).
Дополнительное задание: прочитайте текст, заменив фразеологизмы их толкованием. Сделайте вывод об использовании фразеологизмов в речи.
Задание второй группе: подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям. Карточка: Во всю прыть, с гулькин нос, усердно трудиться, очень плохо, говорить вздор, совсем близко. (Для справок: засучив рукава, рукой подать, нести околесицу, из рук вон, кот наплакал, раз-два и обчелся, по пальцам пересчитать можно, сломя голову, со всех ног, раз-два и готово.)
Задание третьей группе: подберите антонимические фразеологизмы к словосочетаниям. Карточка: Во всю прыть, с гулькин нос, усердно трудиться, очень плохо, говорить вздор, совсем близко. (Для справок: спустя рукава, за тридевять земель, как по маслу, как из рога изобилия, нога за ногу спотыкается)
Итог: проверка выполненных заданий (Слайды № 10 – 12), отметки в таблице. (Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.)
4.4. Сообщение четвертой семейки: «Словарь синонимов» и «Словарь антонимов»
Мы хотим рассказать вам ещё о двух словарях. В них находятся слова-друзья и слова-враги. Это «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, содержащий свыше 500 пар антонимов, и «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда. В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов – синонимическими рядами. В начале каждого ряда находится доминанта – главное слово, а за ним располагаются остальные синонимы. Если вы будете пользоваться этими словарями, то ваша речь будет образной, грамотной, яркой и выразительной.
А теперь наше задание. Русский язык чрезвычайно богат. Леонид Леонов в романе «Русский лес» употребил около 150 глаголов, обозначающих речь: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить и др. (Слайд № 13)
Задание для первой группы: К слову «победить» в словаре дано 14 синонимов. А сколько назовёте вы? Запишите.
Задание для второй группы: Подберите синонимы для характеристики старательного ученика и недобросовестного ученика. Запишите их.
Задание для третьей группы: Найдите в загадках синонимы и антонимы. Выпишите их, прокомментируйте. (Карточка с загадками)
1. Простое слово промежуток,
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все… .
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… .
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим… .
После урока непременно
Нужна ребятам… .
2. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня… .
За справками обращайтесь к словарям синонимов и антонимов.
Итог: проверка выполненных заданий (Слайды № 14 – 16), отметки в таблице. (Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.)
5. Подведение итогов урока.
Сегодня мы узнали много нового о некоторых словарях. Научившись пользоваться словарями, вы полюбите их, как настоящих друзей. Французский писатель А. Франс, к которому мы сегодня уже обращались, выразил свою любовь к словарям следующими словами: «Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за всё то, что есть в них прекрасного и величественного… Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества». (Слайд № 17)
Обращайтесь к словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они окажут вам при изучении русского языка и литературы, истории и географии, физики, алгебры и других предметов, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.
6.Домашнее задание. (Слайд № 18) Заполните таблицу «Мои домашние словари»:
Автор | Название словаря | Количество томов | Количество слов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь
Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...
Презентация к празднику словарей "Русской речи государь под названием СЛОВАРЬ"
Презентация содержит материал о жизни и деятельности знаменитых составителей словарей: Владимире Ивановиче Дале и Сергее Ивановиче Ожегове....
Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...
Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».
Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...
Наработка глагольного словаря и словаря слов-признаков на занятиях и в режимных моментах
Вот некоторые из дидактических игр и заданий по формированию грамматического строя: важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с и...
Работа со словарем. Виды словарных тетрадей.
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения.Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал для овладения разными умениями самостоятельно усваивать новые ком...
Словарь видов, форм, методов и приемов организации учебной деятельности на уроке родного (бурятского) языка и литературы
Этот словарь станет нужным и полезным для тех, кто захочет перейти от традиционного преподавания к универсальному и продуктивному сотрудничеству учителя и ученика....