Словари.Виды словарей.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovari.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Словари. Орфографический словарь» 5 класс
Цели: расширить знания школьников о словарях русского языка, совершенствовать навыки работы со справочной литературой; развивать речь учащихся и формировать умение пользоваться словарями разных типов; воспитывать любовь к слову, интерес к изучению русского языка.
Ход урока.
1. Оргмомент. Объявление темы, целей урока. (Слайд № 1) Деление класса на группы. Звучит детская песенка «Чему учат в школе».
2. Вступительное слово учителя.
Несомненно, в школе учат многому. Даже маленьким детям известно, что люди черпают знания из книг, ведь, «книга – источник знаний», как сказал М. Горький. А вы уже не маленькие дети, и вам известно, что существуют особые книги, в которых знания сконцентрированы, собраны из многих других источников. Эти книги – словари. Вы уже знакомы с некоторыми из них. Сегодня мы продолжим знакомство со словарями русского языка, узнаем, какую информацию можно получить из словарей разных типов, поработаем с ними практически.
Очень красиво о словарях сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».
Эти слова станут эпиграфом нашего урока. (Слайд № 2)
3. Сообщение учащегося.
Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако, для того чтобы получить помощь от словарей, еще не достаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими правильно пользоваться. Каждый словарь имеет определенное назначение.
Все словари подразделяются на два основных типа: лингвистические (языковые) и энциклопедические. Они преследуют разные цели и задачи.
Особенностью энциклопедий и энциклопедических словарей является то, что в них объясняются не слова, а реалии (предметы и лица, явления и понятия), обозначаемые теми или иными словами.
В лингвистических словарях собираются и объясняются сами слова и фразеологизмы, толкуется их лексическое и грамматическое значение, их употребительность в речи.
4. Групповые выступления учащихся.
Итак, наша главная цель – подружиться со словарями и сделать их своими помощниками. Весь класс разделен на четыре группы - семейки. Каждая семейка подготовила сообщение о каком-либо словаре и практическое задание другим группам для работы со своим словарем.
В течение всего урока, по мере выступления команд, мы будем заполнять таблицу «Информативность словарей». ( Карточки-таблицы выдаются каждому учащемуся или руководителям семеек.)
4.1. Сообщение первой семейки: «Орфографический словарь»
Было время, когда школьники не имели такого словаря. Составление орфографического словаря для начальной и средней школы началось лишь в 30-е годы ХХ века профессором А.М. Пешковским. Затем работу над этим словарем продолжил Д.Н. Ушаков, выдающийся лингвист, диалектолог, лексикограф. Вышедший впервые в 1934 году «Орфографический словарь» переиздавался более 40 раз. Он предназначался для школьников, однако стал настольной книгой учителей, редакторов, писателей и всех тех, кто имел дело со словом.
Из предисловия вы узнаете о том, как пользоваться словарем, какую помощь он может вам оказать. Словарь назван орфографическим, но в нем имеются сведения не только о написании слов и их вариантов, но и практические сведения о значении некоторых слов, их произношении, а также указываются трудные случаи образования грамматических форм. Орфографические словари дисциплинируют всех в едином и правильном написании слов. Помните об этом и обращайтесь во всех затруднительных случаях к вашему другу – орфографическому словарю.
А теперь мы предлагаем вам поработать редакторами. (Карточка с текстом для редактирования выдается одной из семеек)
Представьте, что во время летних каникул вы получили от своего друга такое письмо: «Сдраствуй друг. Ришил тибе написать письмо. Ты знаишь што я уехал к бабушки. Атдыхаю у ние надачи. Пагода фее время стаит очинь харошая. Сдесь есь рика. Ана ниширокая. Я свабодно даплываю да ие сиридины. Фсе ребята щитают миня знаминитым плафцом. Как ты праводишь каникулы? Мая бабушка приглашает тибя кнам надачу. Ты спраси у своих радителей можит тебя атпустят камне. Абязательно приижай. Пиридавай привет тваим папи и мами. Каньчаю писать. Твой друк.» (Слайд № 3)
Основное задание: исправьте в тексте ошибки, используя орфографический словарь. Дополнительное задание (повышенной сложности): определите, какие правила орфографии и пунктуации не выучил этот грамотей.
Две оставшиеся команды участвуют в орфографической эстафете, они получают другие карточки с заданиями. Каждый член семейки вписывает пропущенные буквы в одно слово и передает карточку следующему. Подсказывать запрещается, но можно пользоваться словарем.
Карточка для эстафеты: к...р...мель, форт...п...ано, в...нт...ляция, б...гаж, б...нзин, д...льфин, г...рд...роб, гл...д...олус, в...н...грет, р...п...тиция, т...мп...ратура, в...т...ран, э...к...латор, д...р...ктор, м...трёшка.
(Наблюдатели-ведущие учитывают скорость выполнения и дисциплину. Затем проверяют карточки и сообщают, кто победил в эстафете. Показывают правильный вариант. (Слайд № 4) После этого проверяется задание первой группы – письмо. (Слайд № 5) Исправленный текст выводится на экран.)
Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.
4.2. Сообщение второй семейки: «Толковый словарь»
Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Более 50 лет он составлял “Толковый словарь живого великорусского языка”, в который вошло около 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц и поговорок.
В нашей стране выпущено множество толковых словарей. Сейчас самым большим толковым словарём является 20-томный “Словарь современного русского литературного языка”, в нём более 120 тысяч слов. Есть и “Школьный толковый словарь русского языка” М.С. Лапатухина, который включает около семи тысяч слов.
Вы можете подумать, что объяснять значение многих слов не обязательно, ведь, они и так понятны. Это ошибочное мнение. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Конечно, прежде всего, стол – это разновидность мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните наше задание.
Задание группам: объяснить значение слова в каждом предложении.
Карточка для первой семейки:
1. Стол поставишь, стул придвинешь, посидишь… (Род мебели)
2. Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. (Вместе питались, совместное питание)
3. Анна Ивановна работает в адресном столе. (Бюро, учреждение)
4. В санатории нам определили пятый стол. (Диету)
Карточка для второй семейки:
1. Сельское предприятие продало государству сто голов. (Животных)
2. Вдали показалась голова колонны. (Начало)
3. Он в неравном бою сложил голову свою. (Жизнь)
4. От бессонницы у него разболелась голова. (Часть тела)
Задание для третьей семейки: определите слово по его значению.
1. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания. (Термос)
2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
3. Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт)
4. Свободное от учёбы и занятий время (Досуг)
Итог: проверка заданий в группах (Слайды № 6 – 8), отметки в таблице. (Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.)
4.3. Сообщение третьей семейки: «Фразеологический словарь»
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые мы не придумываем каждый раз, а воспроизводим по памяти. Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова», С.В. Максимова «Крылатые слова», «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молоткова. «Школьный фразеологический словарь русского языка», составленный Власом Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми.
В нашем словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Он интересен для людей любых профессий.
А сейчас просим выполнить наши задания.
Задание I – разминка для всех. (Слайд № 9) Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят …
- о кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит);
- о человеке, испытывающем чувство большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться);
- о человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла);
- о том, кто хуже, насравненно ниже другого в любом отношении? (В подметки не годится)
Задание II - главы семеек выбирают у ведущего карточки: 1-текст, 2-синонимы, 3-антонимы.
Наше задание первой группе: определите, сколько фразеологизмов в данном тексте и что они означают? За справками обращайтесь к фразеологическому словарю. Карточка с текстом: Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову, т.к. у меня голова идёт кругом, но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! (А. Шибаев).
Дополнительное задание: прочитайте текст, заменив фразеологизмы их толкованием. Сделайте вывод об использовании фразеологизмов в речи.
Задание второй группе: подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям. Карточка: Во всю прыть, с гулькин нос, усердно трудиться, очень плохо, говорить вздор, совсем близко. (Для справок: засучив рукава, рукой подать, нести околесицу, из рук вон, кот наплакал, раз-два и обчелся, по пальцам пересчитать можно, сломя голову, со всех ног, раз-два и готово.)
Задание третьей группе: подберите антонимические фразеологизмы к словосочетаниям. Карточка: Во всю прыть, с гулькин нос, усердно трудиться, очень плохо, говорить вздор, совсем близко. (Для справок: спустя рукава, за тридевять земель, как по маслу, как из рога изобилия, нога за ногу спотыкается)
Итог: проверка выполненных заданий (Слайды № 10 – 12), отметки в таблице. (Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.)
4.4. Сообщение четвертой семейки: «Словарь синонимов» и «Словарь антонимов»
Мы хотим рассказать вам ещё о двух словарях. В них находятся слова-друзья и слова-враги. Это «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, содержащий свыше 500 пар антонимов, и «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда. В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов – синонимическими рядами. В начале каждого ряда находится доминанта – главное слово, а за ним располагаются остальные синонимы. Если вы будете пользоваться этими словарями, то ваша речь будет образной, грамотной, яркой и выразительной.
А теперь наше задание. Русский язык чрезвычайно богат. Леонид Леонов в романе «Русский лес» употребил около 150 глаголов, обозначающих речь: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить и др. (Слайд № 13)
Задание для первой группы: К слову «победить» в словаре дано 14 синонимов. А сколько назовёте вы? Запишите.
Задание для второй группы: Подберите синонимы для характеристики старательного ученика и недобросовестного ученика. Запишите их.
Задание для третьей группы: Найдите в загадках синонимы и антонимы. Выпишите их, прокомментируйте. (Карточка с загадками)
1. Простое слово промежуток,
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все… .
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… .
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим… .
После урока непременно
Нужна ребятам… .
2. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня… .
За справками обращайтесь к словарям синонимов и антонимов.
Итог: проверка выполненных заданий (Слайды № 14 – 16), отметки в таблице. (Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.)
5. Подведение итогов урока.
Сегодня мы узнали много нового о некоторых словарях. Научившись пользоваться словарями, вы полюбите их, как настоящих друзей. Французский писатель А. Франс, к которому мы сегодня уже обращались, выразил свою любовь к словарям следующими словами: «Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за всё то, что есть в них прекрасного и величественного… Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества». (Слайд № 17)
Обращайтесь к словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они окажут вам при изучении русского языка и литературы, истории и географии, физики, алгебры и других предметов, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.
6.Домашнее задание. (Слайд № 18) Заполните таблицу «Мои домашние словари»:
Автор | Название словаря | Количество томов | Количество слов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Работа со словарями в начальных классах"
В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей превратиться в необходимость....
Логопедический словарь
Термины и определения в логопедии....
Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь
Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...
Презентация к празднику словарей "Русской речи государь под названием СЛОВАРЬ"
Презентация содержит материал о жизни и деятельности знаменитых составителей словарей: Владимире Ивановиче Дале и Сергее Ивановиче Ожегове....
Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...
Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».
Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...
Наработка глагольного словаря и словаря слов-признаков на занятиях и в режимных моментах
Вот некоторые из дидактических игр и заданий по формированию грамматического строя: важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с и...