Словарь видов, форм, методов и приемов организации учебной деятельности на уроке родного (бурятского) языка и литературы
учебно-методическое пособие

Эрдыниева Татьяна Климовна

Этот словарь станет нужным и полезным для тех, кто захочет перейти от традиционного преподавания к универсальному и продуктивному сотрудничеству учителя  и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_metodov_priemov_po_bur_yaz_i_lit.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь видов, форм, методов и приемов организации учебной деятельности на уроке родного (бурятского) языка и литературы

Приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет...

А в работе – совершенствуется.

А.Гин.   

   Одним из актуальных вопросов модернизации современного школьного образования является введение ФГОС. В основу обучения, в соответствии с ФГОС, положен системно- деятельностный подход, основным результатом которого должны стать воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. При переходе на обучение по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменяются идея, цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Основная идея инновационного образования - учить не мыслям, а мыслить.

Этот словарь станет нужным и полезным для тех, кто захочет перейти от традиционного преподавания к универсальному и продуктивному сотрудничеству учителя  и ученика.

А

·      «Аквариум»               

   Форма урока - ученики делятся на 2-4 группы. Одна группа размещается в центре класса, создавая внутренний круг. Участники группы начинают обговаривать проблему предложенную учителем. Все остальные, молча, наблюдают за решением проблемы. На работу отводится 3-5 минут. После решения проблемы группа занимает место во внешнем кругу, а преподаватель задает вопросы учащимся:

-Энэ бодолгын харюу зүб гү, али буруу гү?

-Харюугай үндэһэ баримта хэр зэргэ хүсэтэй гээшэб?

-Ямар баримта дарангы/диилэхэ һууритайб?

После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа и обговаривает следующую проблему, предложенную педагогом. Все группы по очереди имеют возможность побывать в «Аквариуме».

·      «Ассоциации»           

    Метод - используется при мотивации изучения теоретического материала. Виды: песни, стихи, фотографии, афоризмы, рисунки. В форме кроссворда, цветка, прямоугольника.

·      «Ассоциативный конспект»

    Прием - нарисовать предмет, который символизирует этап жизни поэта, героя, ученого и прокомментировать свой выбор.

·      «Аукцион»                   

Форма - Публичная «продажа предметов с молотка», используется при повторении и усвоении знаний с темы. Предметы для «продажи» - знания. Предметы подбираются так, чтобы выстроить цепочку ответов, где последний ответ является итогом.

Б

·      «Бинарный урок»           

Урок (форма) объединяет деятельность двух преподавателей, разных дисциплин, активизирует самостоятельную деятельность учащихся и устанавливает закономерности межпредметных связей.

·      «Блиц-турнир»                 

 Форма - конкурсы, которые проводятся на обобщающих уроках и уроках повторения, с целью развития устной речи, проверки понимания  материала и скорости реакции.

·      «Блиц-интервью»             

Форма - Учащиеся делятся на экспертов, которые отвечают на вопросы и  журналистов, которые задают вопросы. Используется для  проверки знаний и умений учащихся, с конкретной темы или раздела.

·      «Брейн- ринг»                     

 Уроки (форма) эрудиции с интересными стартовыми заданиями и конкретными ответами.

·      «Броуновское движение»

    Метод – ученик  выступает в роли учителя.

В

·      «Веббинг»                        

  Прием, показывающий логическую связь между явлениями, действиями, основанный на ассоциативных и логических элементах учебной деятельности. Начинается с ключевого слова, вокруг которого наращиваются другие термины, связанные с ним ассоциативно или логично.

·      «Взаимоконтроль»        

   Урок (форма) опроса пройденной темы. Ученики делятся на группы по 3-5 человек и проверяют друг у друга выполнения заданий.

·      «Взаимоопрос»

        Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на “5”, на “4” и на “3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил “3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там

·      «Выбери позицию»          

   Метод - педагогом предлагается проблема или ситуация и 3 позиции: «ТИИМЭ, ҮГЫ, МЭДЭНЭГҮЙБ». Учащиеся выбирают пути решения проблемы и обосновывают выбранную ими позицию.                         

Д

·       «ДВА – ЧЕТЫРЕ – ВСЕ ВМЕСТЕ» «ХОЁР – ДҮРБЭ – ХАМТААРАА»      

  Вид - учителем предлагается проблема, ученики самостоятельно ее изучают, обговаривают в парах, потом принимают общее решение и выступают с ним в группе.

·      «Диалог»                                         

   Короткая дискуссия. Форма реализации какой-либо беседы, опроса и повторения с опорой на свой жизненный и читательский опыт, обмен мыслями, репликами.

·    «Дискуссия»                                  

    Форма - публичное обговаривание спорного вопроса. Развивает критическое мышление, дает возможность определить собственную позицию, формирует навыки отстаивания своей мысли, повышает знания с данной проблемы. 

·     «Диспут»      

    Одна из форм организации работы с учащимися, которая помогает развивать их мышление, социально-моральную зрелость, формирует взгляды и убеждения личности. 

Ж

·  «Живые рисунки»                       

   Эффективный прием, применяемый после прочитанного или прослушанного литературного произведения. Инсценировка с помощью пантомимы, цитат подобранных к литературным героям, а так же заданий ассоциативного мышления, например:  

З

·     «За» и «Против» /«ЗҮБШӨӨНЭБ – ЗҮБШӨӨНЭГҮЙБ» 

Метод, демонстрирующий разнообразные взгляды на проблему или ситуацию, где ученики учатся защищать свою собственную позицию и слушать других.

·  «Задание массивом»

Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.

·  «Зачет»

 Форма проверки знаний, умений и навыков. Организуется как в классическом академическом стиле, так и в форме игры, может быть письменным и устным.

·  Защитный лист /«Хамгаалха саарһан»

    Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.

В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в “кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем. 

И

·  «Идеальное задание»

    Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

·   «Идеальный опрос» (почти шутка)

    Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

· «Интерактивный тренинг»      

   Форма интерактивного обучения, которая за короткий период не только дает знания, но и возможность приобрести новые навыки, которые могут изменить подход к решению проблемы.

·   «Интегрированный урок»          

   Урок (форма), который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, идей, теорий из разных наук, предметов.

·    «Интрига»

Действенный приём, который позволяет ввести в урок интригу. Попробуйте хоть однажды скрыть от учеников имя автора (стихотворения или рассказа) и превратить разговор на уроке в его отгадку. Так можно делать, например, на зачётной работе: после изучения лирики нескольких авторов ученикам выдаются анонимные тексты стихотворений для определения авторов (позицию обосновать).

К

·    «Комментатор»  

Прием работы во время просмотра фильмов, диафильмов, диапозитивов, репродукций.

·    «Компаративный анализ»         

Урок (форма) анализа художественной литературы, где изучается конкретный сюжет, мотив, образ, который прослеживается в литературах разных народов и эпох.

·   «Кредит доверия»

   В некоторых случаях ставим отметку в “кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: “По отметкам ты на “4” (“5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.

·   «Кто больше»                              

    Прием работы при закреплении изученного материала. Необходимо назвать или записать как можно больше терминов, понятий, героев….из пройденной темы.

Л

·    «Лингвистический эксперимент»

     Вид работы при знакомстве с поэзией. Учитель предлагает незаконченные строки из стихотворения. Необходимо дописать и сравнить с оригиналом.

М

·   «Микрофон» 

     Метод групповой или коллективной работы. Говорит тот, у кого символический микрофон. Ответ не комментируется и не оценивается. Каждый имеет право высказать свое мнение или позицию.

·   «Мозговой штурм» 

      Урок (форма) повторения и коллективного поиска решений. Ученики попадают в «экстремальную ситуацию», где необходимо быстро дать правильный ответ на поставленную проблему, задачу, вопрос.

О

·    «Отгадай, кто я» 

   Прием -   индивидуальная работа, где ученик выступает от имени героя или известной особы, не называя ее, но описывая.

·   «Оценка – не отметка»

Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...

Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное... Через 10 минут ученики справляются. Учитель: “Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз...”

П

·   «Пометки на полях»

Приём педагогической техники. Изучение новой темы начинается с учебно-мозгового штурма, с приемов активизации внимания. Сначала ученики работают индивидуально.

1. После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что-то знали, что-то слышали или видели по объявленной проблеме.

Понятно, что информация может быть неполная, неточная, даже искажённая. Цель – актуализация знаний.

2. На следующем этапе мы предлагаем работу в паре – обменяться информацией, дополнить друг друга.

3. Затем пары объединяются в группы (как правило, по 4 человека, то есть ученики передней парты поворачиваются к своим соседям).

   4. Затем каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая-то его систематизация (таблица, схема и т.д.).

   5. И лишь после этого каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.

· «ПОПС-формула»/«баримталһан бодол-тайлбарилга-жэшээ-бодомжо»

П – позиция / баримталһан бодол

О – объяснение (или обоснование) / тайлбарилга

П – пример / жэшээ

С – следствие (или суждение) / бодомжо

    Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

    Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Таким образом, получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

·  «Пресс»

     Метод дискуссии, используется при возникновении противоположных взглядов по данной теме, проблеме. Аргументация своей позиции начинается словами:

Я считаю/Минии һанахада…

Потому что/ Юундэб гэхэдэ…

Например / Жэшээнь….

Вывод/Тобшолол…

·   «Проект» 

    Форма - Самостоятельное теоретическое изучение проблемы на протяжении определенного времени, которое заканчивается творческим отчетом.

·    «Путешествие» / «Аяншалга»

Метод - познавательная игра. Изучение темы с помощью карт, рисунков, ребусов, книг…

Р

·  «Рейтинг»

     Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.

    Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

·  «Рейтинговый  диктант»             

   Такой вид учебной деятельности предлагается ученикам для оценки достоверности материала. Учитель зачитывает 10-12 суждений, заданий – ответы обозначаются значком + «да/зүб», если правильно, а если не правильно, то    – «нет/буруу». Ответы записываются в один ряд и нумеруются.

С

·  «Сам себе учитель»

    В течение последних 10 минут урока предлагается учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулирует учитель.

·  «Система стимулов»

а) «Листочек с отложенной оценкой»

   Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.

б)  «Развернутая оценка»

    Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.

в) Достаточно хорошей оценкой могут быть:

-маленькая грамота;

-благодарственное письмо или диплом “За победу на уроке”, “За маленькое открытие”, “За помощь другу”;

-благодарственная запись в дневнике;

-книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.

·   «Солидарный опрос»

   Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбирается наиболее предпочтительный (тот, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагается ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

· «Составь задание»

Учебник может стать хорошим помощником ученикам для их продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе они составляют и формулируют учебные задачи.

·   «Сочинение»/ «Зохёолго»

    Вид творческой работы учащихся. Знание фактического материала и изложение своих мыслей. 

Т

·    «Тест» 

  Вид учебной деятельности. Проверка знаний, умений, навыков.

·   «Тихий опрос»

     Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

·   «Тренинг» 

  Вид групповой работы, которая обновляет знания и навыки, проверяет отношение к проблеме, повышает мотивацию и раскрывает личность каждого. 

У

·   «Урок – композиция»                  

   Урок (форма), на котором материал излагается с помощью музыки, репродукций.

·   «Урок – телепередача»                  

   Вид учебной деятельности. Урок проходит в виде  популярных телевизионных программ.

Ф

·  «Факультативные занятия»        

   Форма -  дифференцированное обучение, рассчитано на развитие познавательного интереса. 

Ц

·    «Цветик - семицветик»                 

 Прием - игра: на лепестках написано задание, которое необходимо решить.

·  «Цепочка»

    Прием направлен на более эффективное запоминание правил, исключений, выражений. Суть его заключается в том, что правило (исключения, выражения) произносится не одним учеником, а вразбивку целой группой. Благодаря этому приёму проверяются репродуктивные знания гораздо большего количества учеников. Помимо этого, использование данного приёма будет способствовать эффективному повторению. Возможны варианты использования приёма ЦЕПОЧКА.

1. К доске вызываются два ученика, которые по очереди произносят по одному слову из правила.

2. На уроках чтения или литературы при декламации стихотворения возможен вариант произнесения не одного слова, а одной строчки.

Я

·  «Я – диктор» / «Би дикторби»                                     

   Прием работы, требующий от учащихся умения правильно, грамотно, выразительно говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка

ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...

«Методы и формы организации учебной деятельности на уроке английского языка»

Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностранного языка в совр...

Выступление на ШМО "Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Применение методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать  созданию реальных возможностей для получен...

Методическая разработка на тему: «Формы, методы и приемы организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроке английского языка в 5-6 классах"»

В данной методической разработке представлены и описаны 10 разных форм, методов и приемов организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроках английского языка в 5-6 классах....

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...

Роль проектной деятельности на уроках родного (татарского) языка и литературы

Повышение интереса ребёнка к предмету является большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытив...

Проектная деятельность на уроках родного (татарского) языка и литературы и её оценивание

Проектная деятельность на уроках родного (татарского) языка и литературы и её оценивание...