Словарь видов, форм, методов и приемов организации учебной деятельности на уроке родного (бурятского) языка и литературы
учебно-методическое пособие
Этот словарь станет нужным и полезным для тех, кто захочет перейти от традиционного преподавания к универсальному и продуктивному сотрудничеству учителя и ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_metodov_priemov_po_bur_yaz_i_lit.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарь видов, форм, методов и приемов организации учебной деятельности на уроке родного (бурятского) языка и литературы
Приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя.
Инструмент без работы ржавеет...
А в работе – совершенствуется.
А.Гин.
Одним из актуальных вопросов модернизации современного школьного образования является введение ФГОС. В основу обучения, в соответствии с ФГОС, положен системно- деятельностный подход, основным результатом которого должны стать воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. При переходе на обучение по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменяются идея, цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Основная идея инновационного образования - учить не мыслям, а мыслить.
Этот словарь станет нужным и полезным для тех, кто захочет перейти от традиционного преподавания к универсальному и продуктивному сотрудничеству учителя и ученика.
А
· «Аквариум»
Форма урока - ученики делятся на 2-4 группы. Одна группа размещается в центре класса, создавая внутренний круг. Участники группы начинают обговаривать проблему предложенную учителем. Все остальные, молча, наблюдают за решением проблемы. На работу отводится 3-5 минут. После решения проблемы группа занимает место во внешнем кругу, а преподаватель задает вопросы учащимся:
-Энэ бодолгын харюу зүб гү, али буруу гү?
-Харюугай үндэһэ баримта хэр зэргэ хүсэтэй гээшэб?
-Ямар баримта дарангы/диилэхэ һууритайб?
После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа и обговаривает следующую проблему, предложенную педагогом. Все группы по очереди имеют возможность побывать в «Аквариуме».
· «Ассоциации»
Метод - используется при мотивации изучения теоретического материала. Виды: песни, стихи, фотографии, афоризмы, рисунки. В форме кроссворда, цветка, прямоугольника.
· «Ассоциативный конспект»
Прием - нарисовать предмет, который символизирует этап жизни поэта, героя, ученого и прокомментировать свой выбор.
· «Аукцион»
Форма - Публичная «продажа предметов с молотка», используется при повторении и усвоении знаний с темы. Предметы для «продажи» - знания. Предметы подбираются так, чтобы выстроить цепочку ответов, где последний ответ является итогом.
Б
· «Бинарный урок»
Урок (форма) объединяет деятельность двух преподавателей, разных дисциплин, активизирует самостоятельную деятельность учащихся и устанавливает закономерности межпредметных связей.
· «Блиц-турнир»
Форма - конкурсы, которые проводятся на обобщающих уроках и уроках повторения, с целью развития устной речи, проверки понимания материала и скорости реакции.
· «Блиц-интервью»
Форма - Учащиеся делятся на экспертов, которые отвечают на вопросы и журналистов, которые задают вопросы. Используется для проверки знаний и умений учащихся, с конкретной темы или раздела.
· «Брейн- ринг»
Уроки (форма) эрудиции с интересными стартовыми заданиями и конкретными ответами.
· «Броуновское движение»
Метод – ученик выступает в роли учителя.
В
· «Веббинг»
Прием, показывающий логическую связь между явлениями, действиями, основанный на ассоциативных и логических элементах учебной деятельности. Начинается с ключевого слова, вокруг которого наращиваются другие термины, связанные с ним ассоциативно или логично.
· «Взаимоконтроль»
Урок (форма) опроса пройденной темы. Ученики делятся на группы по 3-5 человек и проверяют друг у друга выполнения заданий.
· «Взаимоопрос»
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на “5”, на “4” и на “3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил “3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там
· «Выбери позицию»
Метод - педагогом предлагается проблема или ситуация и 3 позиции: «ТИИМЭ, ҮГЫ, МЭДЭНЭГҮЙБ». Учащиеся выбирают пути решения проблемы и обосновывают выбранную ими позицию.
Д
· «ДВА – ЧЕТЫРЕ – ВСЕ ВМЕСТЕ» «ХОЁР – ДҮРБЭ – ХАМТААРАА»
Вид - учителем предлагается проблема, ученики самостоятельно ее изучают, обговаривают в парах, потом принимают общее решение и выступают с ним в группе.
· «Диалог»
Короткая дискуссия. Форма реализации какой-либо беседы, опроса и повторения с опорой на свой жизненный и читательский опыт, обмен мыслями, репликами.
· «Дискуссия»
Форма - публичное обговаривание спорного вопроса. Развивает критическое мышление, дает возможность определить собственную позицию, формирует навыки отстаивания своей мысли, повышает знания с данной проблемы.
· «Диспут»
Одна из форм организации работы с учащимися, которая помогает развивать их мышление, социально-моральную зрелость, формирует взгляды и убеждения личности.
Ж
· «Живые рисунки»
Эффективный прием, применяемый после прочитанного или прослушанного литературного произведения. Инсценировка с помощью пантомимы, цитат подобранных к литературным героям, а так же заданий ассоциативного мышления, например:
З
· «За» и «Против» /«ЗҮБШӨӨНЭБ – ЗҮБШӨӨНЭГҮЙБ»
Метод, демонстрирующий разнообразные взгляды на проблему или ситуацию, где ученики учатся защищать свою собственную позицию и слушать других.
· «Задание массивом»
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.
· «Зачет»
Форма проверки знаний, умений и навыков. Организуется как в классическом академическом стиле, так и в форме игры, может быть письменным и устным.
· Защитный лист /«Хамгаалха саарһан»
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.
В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в “кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
И
· «Идеальное задание»
Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
· «Идеальный опрос» (почти шутка)
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
· «Интерактивный тренинг»
Форма интерактивного обучения, которая за короткий период не только дает знания, но и возможность приобрести новые навыки, которые могут изменить подход к решению проблемы.
· «Интегрированный урок»
Урок (форма), который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, идей, теорий из разных наук, предметов.
· «Интрига»
Действенный приём, который позволяет ввести в урок интригу. Попробуйте хоть однажды скрыть от учеников имя автора (стихотворения или рассказа) и превратить разговор на уроке в его отгадку. Так можно делать, например, на зачётной работе: после изучения лирики нескольких авторов ученикам выдаются анонимные тексты стихотворений для определения авторов (позицию обосновать).
К
· «Комментатор»
Прием работы во время просмотра фильмов, диафильмов, диапозитивов, репродукций.
· «Компаративный анализ»
Урок (форма) анализа художественной литературы, где изучается конкретный сюжет, мотив, образ, который прослеживается в литературах разных народов и эпох.
· «Кредит доверия»
В некоторых случаях ставим отметку в “кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: “По отметкам ты на “4” (“5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.
· «Кто больше»
Прием работы при закреплении изученного материала. Необходимо назвать или записать как можно больше терминов, понятий, героев….из пройденной темы.
Л
· «Лингвистический эксперимент»
Вид работы при знакомстве с поэзией. Учитель предлагает незаконченные строки из стихотворения. Необходимо дописать и сравнить с оригиналом.
М
· «Микрофон»
Метод групповой или коллективной работы. Говорит тот, у кого символический микрофон. Ответ не комментируется и не оценивается. Каждый имеет право высказать свое мнение или позицию.
· «Мозговой штурм»
Урок (форма) повторения и коллективного поиска решений. Ученики попадают в «экстремальную ситуацию», где необходимо быстро дать правильный ответ на поставленную проблему, задачу, вопрос.
О
· «Отгадай, кто я»
Прием - индивидуальная работа, где ученик выступает от имени героя или известной особы, не называя ее, но описывая.
· «Оценка – не отметка»
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...
Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное... Через 10 минут ученики справляются. Учитель: “Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз...”
П
· «Пометки на полях»
Приём педагогической техники. Изучение новой темы начинается с учебно-мозгового штурма, с приемов активизации внимания. Сначала ученики работают индивидуально.
1. После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что-то знали, что-то слышали или видели по объявленной проблеме.
Понятно, что информация может быть неполная, неточная, даже искажённая. Цель – актуализация знаний.
2. На следующем этапе мы предлагаем работу в паре – обменяться информацией, дополнить друг друга.
3. Затем пары объединяются в группы (как правило, по 4 человека, то есть ученики передней парты поворачиваются к своим соседям).
4. Затем каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая-то его систематизация (таблица, схема и т.д.).
5. И лишь после этого каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.
· «ПОПС-формула»/«баримталһан бодол-тайлбарилга-жэшээ-бодомжо»
П – позиция / баримталһан бодол
О – объяснение (или обоснование) / тайлбарилга
П – пример / жэшээ
С – следствие (или суждение) / бодомжо
Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Таким образом, получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
· «Пресс»
Метод дискуссии, используется при возникновении противоположных взглядов по данной теме, проблеме. Аргументация своей позиции начинается словами:
Я считаю/Минии һанахада…
Потому что/ Юундэб гэхэдэ…
Например / Жэшээнь….
Вывод/Тобшолол…
· «Проект»
Форма - Самостоятельное теоретическое изучение проблемы на протяжении определенного времени, которое заканчивается творческим отчетом.
· «Путешествие» / «Аяншалга»
Метод - познавательная игра. Изучение темы с помощью карт, рисунков, ребусов, книг…
Р
· «Рейтинг»
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
· «Рейтинговый диктант»
Такой вид учебной деятельности предлагается ученикам для оценки достоверности материала. Учитель зачитывает 10-12 суждений, заданий – ответы обозначаются значком + «да/зүб», если правильно, а если не правильно, то – «нет/буруу». Ответы записываются в один ряд и нумеруются.
С
· «Сам себе учитель»
В течение последних 10 минут урока предлагается учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулирует учитель.
· «Система стимулов»
а) «Листочек с отложенной оценкой»
Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
б) «Развернутая оценка»
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.
в) Достаточно хорошей оценкой могут быть:
-маленькая грамота;
-благодарственное письмо или диплом “За победу на уроке”, “За маленькое открытие”, “За помощь другу”;
-благодарственная запись в дневнике;
-книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
· «Солидарный опрос»
Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбирается наиболее предпочтительный (тот, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагается ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
· «Составь задание»
Учебник может стать хорошим помощником ученикам для их продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе они составляют и формулируют учебные задачи.
· «Сочинение»/ «Зохёолго»
Вид творческой работы учащихся. Знание фактического материала и изложение своих мыслей.
Т
· «Тест»
Вид учебной деятельности. Проверка знаний, умений, навыков.
· «Тихий опрос»
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
· «Тренинг»
Вид групповой работы, которая обновляет знания и навыки, проверяет отношение к проблеме, повышает мотивацию и раскрывает личность каждого.
У
· «Урок – композиция»
Урок (форма), на котором материал излагается с помощью музыки, репродукций.
· «Урок – телепередача»
Вид учебной деятельности. Урок проходит в виде популярных телевизионных программ.
Ф
· «Факультативные занятия»
Форма - дифференцированное обучение, рассчитано на развитие познавательного интереса.
Ц
· «Цветик - семицветик»
Прием - игра: на лепестках написано задание, которое необходимо решить.
· «Цепочка»
Прием направлен на более эффективное запоминание правил, исключений, выражений. Суть его заключается в том, что правило (исключения, выражения) произносится не одним учеником, а вразбивку целой группой. Благодаря этому приёму проверяются репродуктивные знания гораздо большего количества учеников. Помимо этого, использование данного приёма будет способствовать эффективному повторению. Возможны варианты использования приёма ЦЕПОЧКА.
1. К доске вызываются два ученика, которые по очереди произносят по одному слову из правила.
2. На уроках чтения или литературы при декламации стихотворения возможен вариант произнесения не одного слова, а одной строчки.
Я
· «Я – диктор» / «Би дикторби»
Прием работы, требующий от учащихся умения правильно, грамотно, выразительно говорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка
ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...
«Методы и формы организации учебной деятельности на уроке английского языка»
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностранного языка в совр...
Выступление на ШМО "Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
Применение методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получен...
Методическая разработка на тему: «Формы, методы и приемы организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроке английского языка в 5-6 классах"»
В данной методической разработке представлены и описаны 10 разных форм, методов и приемов организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроках английского языка в 5-6 классах....
Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"
В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...
Роль проектной деятельности на уроках родного (татарского) языка и литературы
Повышение интереса ребёнка к предмету является большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытив...
Проектная деятельность на уроках родного (татарского) языка и литературы и её оценивание
Проектная деятельность на уроках родного (татарского) языка и литературы и её оценивание...