Работа со словарем. Виды словарных тетрадей.
учебно-методический материал
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения.
Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал для овладения разными умениями самостоятельно усваивать новые компетенции, необходимые в современном мире. Большое внимание учащиеся уделяют работе с информацией. Тем самым, задачей всех учебных предметов, в том числе и изучение иностранного языка, должна быть формирование универсальных учебных действий при работе с информацией.
При изучении иностранного языка большое внимание нужно уделить обучению лексической грамотности, так как лексика является важнейшим компонентом речевого инструмента.
Естественно, при изучении иностранного языка возникает потребность в использовании словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_na_temu_rabota_so_slovarem.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения.
Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал для овладения разными умениями самостоятельно усваивать новые компетенции, необходимые в современном мире. Большое внимание учащиеся уделяют работе с информацией. Тем самым, задачей всех учебных предметов, в том числе и изучение иностранного языка, должна быть формирование универсальных учебных действий при работе с информацией.
При изучении иностранного языка большое внимание нужно уделить обучению лексической грамотности, так как лексика является важнейшим компонентом речевого инструмента.
Естественно, при изучении иностранного языка возникает потребность в использовании словаря.
Актуальность данной работы заключается в том, что словарь — это важный источник информации для учащихся. Он помогает понять значения слов, расширяет словарный запас и делает речь более грамотной.
Цель работы заключается в систематизации информации для активации лексики в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Цель данной работы: изучить особенности словарей английского языка. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по теме, представленный в литературе интернет-источниках. 2. Проанализировать разные типы словарей английского языка, определить их структуру и особенности. Предметом исследования являются словари английского языка.
Словарь — собрание слов (иногда также морфем или словосочетаний), расположенных в определённом порядке, используемое качестве справочника, который объясняет значения описываемых единиц, даёт различную информацию о них или их перевод на другой язык либо сообщает сведения предметах, обозначаемых ими.
Словари играют большую роль в духовной культуре, в них отражаются знания, которыми обладает данное общество в определённую эпоху. Словари выполняют социальные функции: информативную (позволяют кратчайшим способом — через обозначения — приобщиться к накопленным знаниям) информативную (фиксируя значения и употребления слов, способствуют совершенствованию и унификации языка как средства общения). Словари возникли в глубокой древности, приобретая всё большую роль в накоплении и передаче информации. Практикой и теорией составления словарей занимается наука-лексикография. Лексикография (др.-греч. λεξικόν, lexikon — «словарь» иγράφω, grapho — «пишу») — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование. Изучению лексикографии как самостоятельной дисциплины с последнее время уделяется довольно много внимания, особенно за рубежом.
Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья –основная структурная единица словаря. Это текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Но словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова. Совокупность заглавных статей образуют словник, или левую часть словаря. Правая часть словаря – та, в которой объясняется заголовочная единица. Правая часть словаря, как правило, включает зоны: грамматическая характеристика слова, толкование(значение), тип значения (прямое, переносное), словообразовательное гнездо, и так называемая «заромбовая» часть, которая имеет соответствующее условное обозначение (знак ромба) и включает в себя устойчивые словосочетания и фразеологизмы. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря. Кроме корпуса, влюбим словаре есть предисловие, раздел «Как пользоваться словарем» и «Список условных сокращений». Итак, словарная статья в словаре – это портрет слова. Чтобы правильно этот портрет воспринимать, надо уметь читать словарную статью, извлекая из нее всю заключённую в ней информацию. Функции словарей Первичная функция словаря заключается в описании значений слов, причем словарные описания, или толкования, должны быть ясными и понятными, по возможности без использования в них таких слов, которые менее употребительны и менее понятны, чем само толкуемое слово. Обычно сначала толкуются более общеупотребительные значения, а за ними следуют более редкие. Также словари включают богатый запас лингвистической информации. Они являются общепринятым источником сведений о правильном написании и произношении слов, приводя предпочтительные и альтернативные произношения и написания в тех случаях, когда их допускается более одного. Словари могут также приводить грамматическую информацию, этимологию слов (их происхождение и историческое развитие), производные формы, синонимы и антонимы. Более крупные словари включают в себя технические термины, географические названия, иностранные слова и биографические статьи. Чаще, однако, эти типы сведений разносятся по разным видам более частных словарей. Поскольку быстрому темпу современной жизни соответствуют постоянные изменения в языке, словари должны обновляться в соответствии с требованиями времени. Новые слова должны включаться в часто переиздаваемые словари в порядке их дополнения. Столь же важны полнота и скрупулезность.
Типы английских словарей. В лексикографии выделяют огромное количество словарей, все они делятся по разным признакам, таким как:
1.по содержанию – энциклопедические словари;
2.поотбору лексики – тезаурусы, охватывающие всю лексику языка, и частные словари, отражающие некоторые тематические и стилевые ее пласты (словари терминологические, диалектные, просторечия, арго и т.д.), либо особые разновидности слов ( словари неологизмов, архаизмов, редких слов, сокращений, собственных имен);
3.поспособу описания слов – специальные, раскрывающие отдельные аспекты слов и отношений между ними (этимологические, орфографические, орфоэпические и др.);
4. по единице лексикографического описания (меньше слова – словари корней, морфем, больше слова – фразеологические, словари цитат);
5.по расположению материала – идеографические, аналогические (слова располагаются не по алфавиту, но по смысловым ассоциациям), обратные (в которых слова располагаются алфавиту конечных букв слова),
6. по эпохе функционирования слов – исторические,
7.по числу языков – многоязычные, двуязычные и одноязычные.
Алфавитные одноязычные толковые словари. Основным типом словарей являются разные по объему алфавитные одноязычные толковые словари, показывающие значение, употребление, грамматические и фонетические особенности слов. Эти словари появляются на определенном уровне развития языковой культуры народа, когда, с одной стороны, начинает ощущаться потребность в общем нормализующем описании лексики языка, а с другой, язык достаточно развит, чтобы предоставить лексикографам средства для такого описания. Первый толковый словарь английского языка составлен Робертом Кодри (1604). Целую эпоху английской лексикографии составил вышедший в 1775 г. толковый нормативный словарь английского писателя, критика и языковеда Самуэля Джонсона. Несколько позднее, чем английская, начинается развиваться и американская лексикография. По странному совпадению составителя первого американского словаря звали также Самуэль Джонсон. За последние годы англоязычная лексикография обогатилась целым рядом изданий больших толковых словарей. Прежде всего, вышло в свет второе издание Большого Оксфордского словаря. Несколько новых изданий известных толковых словарей появилось за последнее время и в США. Компания Меррием-Уэбстер выпустила очередное дополнение к этому словарю – 12000 слов, отражающее рост английской лексики за последние четверть века. В книгу объемом свыше 100 авторских листов вошло большое число научно-технических терминов, например, compact disc. Однимиз наиболее крупных «сокращенных» словарей является словарь Websters New WorldDictionary, выпускаемый издательством Саймон и Шустер. Особое внимание уделялось включению американизмов, причем включались не только специальные термины и слова литературного языка, но и разговорная и жаргонная лексика. Атаке в словаре дается этимология географических названий.
Энциклопедические и лингвистические словари. От толковых по разным признакам отличаются иные типы словарей: по содержанию– энциклопедические словари, объясняющие не слова, но сами предметы и понятия, ими обозначаемые.
Существует основное противопоставление словарей – лингвистические и энциклопедические словари. Главное различие двух типов словарей состоит в следующем. Энциклопедии преследуют цель описать денотат слов – факты действительности. В лингвистических словарях, наоборот, основное внимание уделяется самому слову, хотя нельзя обойтись и без некоторой информации о самих денотатах. Итак, лингвистический словарь – это справочная книга, которая содержит слова, расположенные определенном порядке, с дефинициями, транскрипцией и другой лингвистической информацией. Задачей словаря является описание лексики языка. Специальные словари. Общим словарям противостоят специальные словари, в которых либо ограничивается круг привлекаемых слов, либо они рассматриваются с какой-то особой точки зрения. В терминологических словарях объясняются термины той или иной специальности. Словари иностранных слов адресованы широкому читателю, в них охватывается лексика, воспринимаемая как заимствованная. В диалектные словари включаются слова, отсутствующие в литературном языке, но встречающиеся в диалектах данного языка (например, шеститомный словарь английских диалектов под редакцией Джозефа Райта). Фразеологические словари посвящены устойчивым словосочетаниям. Существуют филологические словари, в которых лексика ограничена определенным кругом текстом. Словари синонимов, одним из наиболее распространенных и неоднократно переиздававшихся словарей синонимов является словарь Соуля, известны также словари Алена и оксфордский, некоторые из них содержат также антонимы. К синонимическим словарям близки идеографические словари, в которых расположение слов определяется какой-то схемой идей, служащей семантическим каркасом словаря. Большую популярность приобрел словарь RogetsThesaurus of English Words and Phrases, изданный впервые еще в прошлом веке. Пего имени любой идеографический словарь иногда называют тезаурусом.
Итак, тезаурус –словарь, в котором представлены все слова языка с перечнем примеров их употребления в текстах. Диахронические словари. Все перечисленные выше словари относятся к синхронным словарям, им противостоят словари диахронические. Давнюю традицию имеют этимологические словари, в которых объясняется происхождение слов. В 1721 г. вышел первый английский этимологический словарь. Наиболее известными этимологическими словарями английского языка являются словари Скита и Уикли.
В исторических словарях представлена лексика языка на протяжении долгого периода его развития. Это словари-гиганты. Большой Оксфордский словарь включает 500 тыс слов, полтора миллиона иллюстративных примеров. Над его созданием 75 лет трудился многочисленный коллектив филологов. Первый том словаря вышел в 1884г. Вообще, издание состояло из 10 томов и называлось: A New English Dictionary on Historical Principles Founded Mainly on the Materials Collected by the Philological Society. Существуют также сокращенные издания: The Shorter Oxford English Dictionary.
Русско – английские и англо – русские словари. «Несистематический словарь трудностей» П. Палажченко Автор этого словаря – многолетний сотрудник ООН, дипломат, журналист, переводчик М.Горбачева и Э.Шеварднадзе – Павел Палажченко. Словарь содержит сведения лексикологического, лексикографического, культурно –лингвистического характера. «Несистематический словарь» – попытка поделиться накопленным опытом. Словарь обращен к переводчикам англо – русской комбинации – самой распространенной у нас в стране самой коварной. В состав словаря входят – трудные по значению слова, библейская лексика, шекспиризмы, вещи «для общего развития». Этот словарь не учебник, а интересная книга для чтения. Словарь делится на два раздела: с русского на английский и, наоборот, с английского нерусский. Каждая словарная статья дает определение понятию, приводит пример из настоящих источников (газеты, журналы, литературные источники и т.д.), т.е. даёт полное объяснение для понимания, читающего человека.
Как работать со словом в словаре. Найдите в словаре исходную форму искомого слова, если вы не догадались о ней самостоятельно. Старайтесь всегда работать с начальной формой. В таком случае вам запомнится именно исходный вариант, от которого вы всегда сможете образовать нужную форму. Пробегите глазами список омонимов нужного слова, если они есть. Выберите среди них нужный. Омонимы – это разные слова, которые пишутся одинаково: например, lead – это «свинец» и «вести». Обычно этот этап не представляет сложности и выполняется интуитивно. Прочитайте перевод или определение слова. У него может быть несколько значений: в словарях они пронумерованы. Выберите вариант, который лучше всего подходит к контексту. Не пытайтесь обязательно запомнить все значения, сосредоточьтесь только на выбранном. Так вы свяжете слово ассоциациями и запомните его, а в противном случае можете запутаться и забыть все значения. Обязательно прочитайте или прослушайте произношение незнакомого слова. Даже если вы читаете про себя, даже если вы вряд ли когда-нибудь будете произносить вслух слово вроде onomatopoeia, даже если вы точно уверены в том, как правильно прочитать новое слово – в любом случае ознакомьтесь с его произношением. Некоторые слова могут содержать сюрпризы, а другие просто помогут вам развить языковую интуицию. Прочитайте дополнительную информацию. Это могут быть примеры, коллокации, идиомы, фразовые глаголы, пометки о технических терминах, устаревшей лексике, сленговых выражениях и многое другое. В некоторых словарях приводятся синонимы и антонимы. Эта информация поможет создать ассоциации со словом.
Виды словарных тетрадей. Есть много способов организовать словарь. Вот некоторые из них:
Способ первый, самый примитивный и распространённый: по порядку, т.е. слова и выражения выписываются в словарь по мере прохождения уроков в учебнике. Например, урок №1: новые слова и выражения этого урока списком с переводом и транскрипцией (такая традиционная схема не очень удобна, поскольку не даёт представления о контексте, в котором встретилось слово или выражение, т.е. нужна ещё, как минимум, дополнительная колонка с примерами).
Способ второй: вести словарь, разбив его на разделы по алфавиту (A-Z), как в традиционном словаре. Втыком словаре, в отличие от обычного, не будет лишней информации, только то, что было изучено в контексте. Способ третий: Ведение словаря по темам. Суть в том, что весь словарь (тетрадка) разбивается на ряд крупных тематических разделов с подразделами, которые заполняются постепенно в течение всего курса. Каждый раздел разбивается не на три, а на пять колонок, посхеме: word/ expression – phonemics (почему не привычное некоторым transcription) – meaning/translation – example(s) – usage/comments/notes.Основные четыре колонки заполняются сразу, обязательно с примером (где слово или выражение используется в контекстном значении), а последнюю колонку заполняют по мере сбора информации о слове (выражении).
Заключение
Потенциальные возможности работы со словарями огромны, поэтому методика использования словарей в учебном процессе чрезвычайно важна.
Очень важно правильно ведение словаря, так как от этого зависит качество обучения и эффективность запоминания новых слов. Очень важно иметь творческий подход к работе с иноязычной лексикой и созданию словарных тетрадей. Только заинтересованная, креативная работа со словами поможет научиться стилистически и грамматически правильно управлять словарным запасом изучаемого языка.
Словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка, а также это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.
Список использованных источников
- Иванча, А.В. Лексикография английского языка: учебное пособие / А.В. Иванча. – Саррантов: Сарат. гос. ун-т, 2022 – 64 с.
- Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - С-П.: КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2020. – 208с.
- Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов/ Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2020. – 253с.
- Потиха З.А. , РозентальД. Э. Лингвистические словари и работа с ними. / Москва: «Прсвещение»,2020.- 154 с.
- Синельников, А. П. Психология обучения иностранным языкам/ А.П. Синельников. — М.: Изд. группа «Основа», 2019. — 128 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разные виды словарной работы
В данной папке собраны разные виды словарной работы: поморфемный словарный диктант, материал для тематических словарных диктантов( например, Н иНН в словах разных частей речи). Есть и тематическ...
«Виды словарных работ на уроках английского языка. Из опыта работы».
Заучивание большого количества лексики, расширение словарного запаса – одно из важных направлений при изучении иностранного языка....
Виды словарных работ
Виды словарных работ на уроках английского языка...
Виды словарных работ
Виды словарных работ, презентация...
дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...
Словари.Виды словарей.
Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку....
Доклад на ШМО учителей-предметников "Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках письма и развития речи"
Виды работы со словарными словами В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изу...