Работа со словарем. Виды словарных тетрадей.
учебно-методический материал
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения.
Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал для овладения разными умениями самостоятельно усваивать новые компетенции, необходимые в современном мире. Большое внимание учащиеся уделяют работе с информацией. Тем самым, задачей всех учебных предметов, в том числе и изучение иностранного языка, должна быть формирование универсальных учебных действий при работе с информацией.
При изучении иностранного языка большое внимание нужно уделить обучению лексической грамотности, так как лексика является важнейшим компонентом речевого инструмента.
Естественно, при изучении иностранного языка возникает потребность в использовании словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения.
Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал для овладения разными умениями самостоятельно усваивать новые компетенции, необходимые в современном мире. Большое внимание учащиеся уделяют работе с информацией. Тем самым, задачей всех учебных предметов, в том числе и изучение иностранного языка, должна быть формирование универсальных учебных действий при работе с информацией.
При изучении иностранного языка большое внимание нужно уделить обучению лексической грамотности, так как лексика является важнейшим компонентом речевого инструмента.
Естественно, при изучении иностранного языка возникает потребность в использовании словаря.
Актуальность данной работы заключается в том, что словарь — это важный источник информации для учащихся. Он помогает понять значения слов, расширяет словарный запас и делает речь более грамотной.
Цель работы заключается в систематизации информации для активации лексики в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Цель данной работы: изучить особенности словарей английского языка. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по теме, представленный в литературе интернет-источниках. 2. Проанализировать разные типы словарей английского языка, определить их структуру и особенности. Предметом исследования являются словари английского языка.
Словарь — собрание слов (иногда также морфем или словосочетаний), расположенных в определённом порядке, используемое качестве справочника, который объясняет значения описываемых единиц, даёт различную информацию о них или их перевод на другой язык либо сообщает сведения предметах, обозначаемых ими.
Словари играют большую роль в духовной культуре, в них отражаются знания, которыми обладает данное общество в определённую эпоху. Словари выполняют социальные функции: информативную (позволяют кратчайшим способом — через обозначения — приобщиться к накопленным знаниям) информативную (фиксируя значения и употребления слов, способствуют совершенствованию и унификации языка как средства общения). Словари возникли в глубокой древности, приобретая всё большую роль в накоплении и передаче информации. Практикой и теорией составления словарей занимается наука-лексикография. Лексикография (др.-греч. λεξικόν, lexikon — «словарь» иγράφω, grapho — «пишу») — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование. Изучению лексикографии как самостоятельной дисциплины с последнее время уделяется довольно много внимания, особенно за рубежом.
Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья –основная структурная единица словаря. Это текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Но словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова. Совокупность заглавных статей образуют словник, или левую часть словаря. Правая часть словаря – та, в которой объясняется заголовочная единица. Правая часть словаря, как правило, включает зоны: грамматическая характеристика слова, толкование(значение), тип значения (прямое, переносное), словообразовательное гнездо, и так называемая «заромбовая» часть, которая имеет соответствующее условное обозначение (знак ромба) и включает в себя устойчивые словосочетания и фразеологизмы. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря. Кроме корпуса, влюбим словаре есть предисловие, раздел «Как пользоваться словарем» и «Список условных сокращений». Итак, словарная статья в словаре – это портрет слова. Чтобы правильно этот портрет воспринимать, надо уметь читать словарную статью, извлекая из нее всю заключённую в ней информацию. Функции словарей Первичная функция словаря заключается в описании значений слов, причем словарные описания, или толкования, должны быть ясными и понятными, по возможности без использования в них таких слов, которые менее употребительны и менее понятны, чем само толкуемое слово. Обычно сначала толкуются более общеупотребительные значения, а за ними следуют более редкие. Также словари включают богатый запас лингвистической информации. Они являются общепринятым источником сведений о правильном написании и произношении слов, приводя предпочтительные и альтернативные произношения и написания в тех случаях, когда их допускается более одного. Словари могут также приводить грамматическую информацию, этимологию слов (их происхождение и историческое развитие), производные формы, синонимы и антонимы. Более крупные словари включают в себя технические термины, географические названия, иностранные слова и биографические статьи. Чаще, однако, эти типы сведений разносятся по разным видам более частных словарей. Поскольку быстрому темпу современной жизни соответствуют постоянные изменения в языке, словари должны обновляться в соответствии с требованиями времени. Новые слова должны включаться в часто переиздаваемые словари в порядке их дополнения. Столь же важны полнота и скрупулезность.
Типы английских словарей. В лексикографии выделяют огромное количество словарей, все они делятся по разным признакам, таким как:
1.по содержанию – энциклопедические словари;
2.поотбору лексики – тезаурусы, охватывающие всю лексику языка, и частные словари, отражающие некоторые тематические и стилевые ее пласты (словари терминологические, диалектные, просторечия, арго и т.д.), либо особые разновидности слов ( словари неологизмов, архаизмов, редких слов, сокращений, собственных имен);
3.поспособу описания слов – специальные, раскрывающие отдельные аспекты слов и отношений между ними (этимологические, орфографические, орфоэпические и др.);
4. по единице лексикографического описания (меньше слова – словари корней, морфем, больше слова – фразеологические, словари цитат);
5.по расположению материала – идеографические, аналогические (слова располагаются не по алфавиту, но по смысловым ассоциациям), обратные (в которых слова располагаются алфавиту конечных букв слова),
6. по эпохе функционирования слов – исторические,
7.по числу языков – многоязычные, двуязычные и одноязычные.
Алфавитные одноязычные толковые словари. Основным типом словарей являются разные по объему алфавитные одноязычные толковые словари, показывающие значение, употребление, грамматические и фонетические особенности слов. Эти словари появляются на определенном уровне развития языковой культуры народа, когда, с одной стороны, начинает ощущаться потребность в общем нормализующем описании лексики языка, а с другой, язык достаточно развит, чтобы предоставить лексикографам средства для такого описания. Первый толковый словарь английского языка составлен Робертом Кодри (1604). Целую эпоху английской лексикографии составил вышедший в 1775 г. толковый нормативный словарь английского писателя, критика и языковеда Самуэля Джонсона. Несколько позднее, чем английская, начинается развиваться и американская лексикография. По странному совпадению составителя первого американского словаря звали также Самуэль Джонсон. За последние годы англоязычная лексикография обогатилась целым рядом изданий больших толковых словарей. Прежде всего, вышло в свет второе издание Большого Оксфордского словаря. Несколько новых изданий известных толковых словарей появилось за последнее время и в США. Компания Меррием-Уэбстер выпустила очередное дополнение к этому словарю – 12000 слов, отражающее рост английской лексики за последние четверть века. В книгу объемом свыше 100 авторских листов вошло большое число научно-технических терминов, например, compact disc. Однимиз наиболее крупных «сокращенных» словарей является словарь Websters New WorldDictionary, выпускаемый издательством Саймон и Шустер. Особое внимание уделялось включению американизмов, причем включались не только специальные термины и слова литературного языка, но и разговорная и жаргонная лексика. Атаке в словаре дается этимология географических названий.
Энциклопедические и лингвистические словари. От толковых по разным признакам отличаются иные типы словарей: по содержанию– энциклопедические словари, объясняющие не слова, но сами предметы и понятия, ими обозначаемые.
Существует основное противопоставление словарей – лингвистические и энциклопедические словари. Главное различие двух типов словарей состоит в следующем. Энциклопедии преследуют цель описать денотат слов – факты действительности. В лингвистических словарях, наоборот, основное внимание уделяется самому слову, хотя нельзя обойтись и без некоторой информации о самих денотатах. Итак, лингвистический словарь – это справочная книга, которая содержит слова, расположенные определенном порядке, с дефинициями, транскрипцией и другой лингвистической информацией. Задачей словаря является описание лексики языка. Специальные словари. Общим словарям противостоят специальные словари, в которых либо ограничивается круг привлекаемых слов, либо они рассматриваются с какой-то особой точки зрения. В терминологических словарях объясняются термины той или иной специальности. Словари иностранных слов адресованы широкому читателю, в них охватывается лексика, воспринимаемая как заимствованная. В диалектные словари включаются слова, отсутствующие в литературном языке, но встречающиеся в диалектах данного языка (например, шеститомный словарь английских диалектов под редакцией Джозефа Райта). Фразеологические словари посвящены устойчивым словосочетаниям. Существуют филологические словари, в которых лексика ограничена определенным кругом текстом. Словари синонимов, одним из наиболее распространенных и неоднократно переиздававшихся словарей синонимов является словарь Соуля, известны также словари Алена и оксфордский, некоторые из них содержат также антонимы. К синонимическим словарям близки идеографические словари, в которых расположение слов определяется какой-то схемой идей, служащей семантическим каркасом словаря. Большую популярность приобрел словарь RogetsThesaurus of English Words and Phrases, изданный впервые еще в прошлом веке. Пего имени любой идеографический словарь иногда называют тезаурусом.
Итак, тезаурус –словарь, в котором представлены все слова языка с перечнем примеров их употребления в текстах. Диахронические словари. Все перечисленные выше словари относятся к синхронным словарям, им противостоят словари диахронические. Давнюю традицию имеют этимологические словари, в которых объясняется происхождение слов. В 1721 г. вышел первый английский этимологический словарь. Наиболее известными этимологическими словарями английского языка являются словари Скита и Уикли.
В исторических словарях представлена лексика языка на протяжении долгого периода его развития. Это словари-гиганты. Большой Оксфордский словарь включает 500 тыс слов, полтора миллиона иллюстративных примеров. Над его созданием 75 лет трудился многочисленный коллектив филологов. Первый том словаря вышел в 1884г. Вообще, издание состояло из 10 томов и называлось: A New English Dictionary on Historical Principles Founded Mainly on the Materials Collected by the Philological Society. Существуют также сокращенные издания: The Shorter Oxford English Dictionary.
Русско – английские и англо – русские словари. «Несистематический словарь трудностей» П. Палажченко Автор этого словаря – многолетний сотрудник ООН, дипломат, журналист, переводчик М.Горбачева и Э.Шеварднадзе – Павел Палажченко. Словарь содержит сведения лексикологического, лексикографического, культурно –лингвистического характера. «Несистематический словарь» – попытка поделиться накопленным опытом. Словарь обращен к переводчикам англо – русской комбинации – самой распространенной у нас в стране самой коварной. В состав словаря входят – трудные по значению слова, библейская лексика, шекспиризмы, вещи «для общего развития». Этот словарь не учебник, а интересная книга для чтения. Словарь делится на два раздела: с русского на английский и, наоборот, с английского нерусский. Каждая словарная статья дает определение понятию, приводит пример из настоящих источников (газеты, журналы, литературные источники и т.д.), т.е. даёт полное объяснение для понимания, читающего человека.
Как работать со словом в словаре. Найдите в словаре исходную форму искомого слова, если вы не догадались о ней самостоятельно. Старайтесь всегда работать с начальной формой. В таком случае вам запомнится именно исходный вариант, от которого вы всегда сможете образовать нужную форму. Пробегите глазами список омонимов нужного слова, если они есть. Выберите среди них нужный. Омонимы – это разные слова, которые пишутся одинаково: например, lead – это «свинец» и «вести». Обычно этот этап не представляет сложности и выполняется интуитивно. Прочитайте перевод или определение слова. У него может быть несколько значений: в словарях они пронумерованы. Выберите вариант, который лучше всего подходит к контексту. Не пытайтесь обязательно запомнить все значения, сосредоточьтесь только на выбранном. Так вы свяжете слово ассоциациями и запомните его, а в противном случае можете запутаться и забыть все значения. Обязательно прочитайте или прослушайте произношение незнакомого слова. Даже если вы читаете про себя, даже если вы вряд ли когда-нибудь будете произносить вслух слово вроде onomatopoeia, даже если вы точно уверены в том, как правильно прочитать новое слово – в любом случае ознакомьтесь с его произношением. Некоторые слова могут содержать сюрпризы, а другие просто помогут вам развить языковую интуицию. Прочитайте дополнительную информацию. Это могут быть примеры, коллокации, идиомы, фразовые глаголы, пометки о технических терминах, устаревшей лексике, сленговых выражениях и многое другое. В некоторых словарях приводятся синонимы и антонимы. Эта информация поможет создать ассоциации со словом.
Виды словарных тетрадей. Есть много способов организовать словарь. Вот некоторые из них:
Способ первый, самый примитивный и распространённый: по порядку, т.е. слова и выражения выписываются в словарь по мере прохождения уроков в учебнике. Например, урок №1: новые слова и выражения этого урока списком с переводом и транскрипцией (такая традиционная схема не очень удобна, поскольку не даёт представления о контексте, в котором встретилось слово или выражение, т.е. нужна ещё, как минимум, дополнительная колонка с примерами).
Способ второй: вести словарь, разбив его на разделы по алфавиту (A-Z), как в традиционном словаре. Втыком словаре, в отличие от обычного, не будет лишней информации, только то, что было изучено в контексте. Способ третий: Ведение словаря по темам. Суть в том, что весь словарь (тетрадка) разбивается на ряд крупных тематических разделов с подразделами, которые заполняются постепенно в течение всего курса. Каждый раздел разбивается не на три, а на пять колонок, посхеме: word/ expression – phonemics (почему не привычное некоторым transcription) – meaning/translation – example(s) – usage/comments/notes.Основные четыре колонки заполняются сразу, обязательно с примером (где слово или выражение используется в контекстном значении), а последнюю колонку заполняют по мере сбора информации о слове (выражении).
Заключение
Потенциальные возможности работы со словарями огромны, поэтому методика использования словарей в учебном процессе чрезвычайно важна.
Очень важно правильно ведение словаря, так как от этого зависит качество обучения и эффективность запоминания новых слов. Очень важно иметь творческий подход к работе с иноязычной лексикой и созданию словарных тетрадей. Только заинтересованная, креативная работа со словами поможет научиться стилистически и грамматически правильно управлять словарным запасом изучаемого языка.
Словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка, а также это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.
Список использованных источников
- Иванча, А.В. Лексикография английского языка: учебное пособие / А.В. Иванча. – Саррантов: Сарат. гос. ун-т, 2022 – 64 с.
- Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - С-П.: КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2020. – 208с.
- Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов/ Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2020. – 253с.
- Потиха З.А. , РозентальД. Э. Лингвистические словари и работа с ними. / Москва: «Прсвещение»,2020.- 154 с.
- Синельников, А. П. Психология обучения иностранным языкам/ А.П. Синельников. — М.: Изд. группа «Основа», 2019. — 128 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разные виды словарной работы
В данной папке собраны разные виды словарной работы: поморфемный словарный диктант, материал для тематических словарных диктантов( например, Н иНН в словах разных частей речи). Есть и тематическ...

«Виды словарных работ на уроках английского языка. Из опыта работы».
Заучивание большого количества лексики, расширение словарного запаса – одно из важных направлений при изучении иностранного языка....
дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Словари.Виды словарей.
Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку....

Доклад на ШМО учителей-предметников "Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках письма и развития речи"
Виды работы со словарными словами В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изу...