Повторение по теме "Имя существительное" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Данный урок разработан для повторения по теме "ИМя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока | 26.46 КБ |
презентация к уроку | 742.77 КБ |
Предварительный просмотр:
"Имя существительное. Повторение и обобщение изученного материала"
Цели урока (для учителя):
- Повторить и обобщить знания учащихся о значении морфологических признаках, синтаксической роли имени существительного.
- Закрепить правописание изученных орфограмм, развить орфографическую зоркость.
- Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока : Повторить и обобщить знания учащихся о значении морфологических признаках, синтаксической роли имени существительного. Закрепить правописание изученных орфограмм, развить орфографическую зоркость. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.
Работа с текстом До чего хорош летний лес! Прекрасна голубизна неба, радует взгляд зелень трав и пестрота цветов. Качают головками колокольчики, блистают белизной лепестков ромашки, разлетаются от ветра пушистые одуванчики. Припекает солнышко, веет теплый ветерок. Покой и тишина вокруг. Порхают бабочки и стрекозы с лимонными, оранжевыми, фиолетовыми крылышками. Щебечут птички, ищут мошек и букашек. Вот выскочил из-под пня серый мышонок, припустился во всю прыть, затем вдруг неожиданно замедлил свой бег и исчез в норке. Но вот наступают сумерки, в воздухе чувствуется свежесть. Затихает лес, погружается в дремоту. После нескольких часов, проведенных здесь, надолго сохраняется радость и бодрость.
1) Выпишите существительные с суффиксами - изн , -ость / -есть, - ышк , - ок , -к-, -чик, - онок . Какоезначение придают эти суффиксы существительным ? Приведите свои примеры существительных с этими суффиксами. 2) Укажите существительные, обозначающие действие как предмет 3) Выпишите 2-3 существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа, произведите морфологический разбор одного из них.
А. Подчеркните существительные как члены предложения, определите их падежи. Ветер раскачивает ветви берез и осин. Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Что ты, белая березка, кручинишься? Дифференцированное задание по выбору учащегося Б. Составьте со словом « Москва » предложения так, чтобы это существительное являлось а ) обстоятельством, б) сказуемым, в ) дополнением, г ) определением, д ) обстоятельством, е ) не являлось членом предложения.
Расскажите своему партнеру правило правописания букв Е – И в падежных окончаниях имен существительных. В случае затруднения обращайтесь к таблице.
Из данных слов составьте словосочетание с подходящим предлогом: на, в, о (об) и запишите их. Графически обоснуйте написание Е или И в безударном окончании существительного Ошибка, изл …. жение ; знаки предл …. жение ; предл ….гать, заметка; ошибиться , расч ….т, вспомнить, ш….пот, спросить, предл …. жение ; справиться , здоровье, докладывать, сенокос.
Ключ № 3. П.п. на – ие на – ие П.п. на – ие Ошибка в изложени и Знаки в предложени и I скл., П.п. II скл., П.п. Предлагать в заметк е Ошибаться в расчет е II скл., П.п. П.п. на – ие Вспомнить о шепот е Спросить о предложени и II скл., П.п. II скл., П.п. Справиться о здоровь е Докладывать о сенокос е
Из данных слов составьте словосочетания, запишите сначала те из них, в которых имеются существительные с окончаниями -ом, -ой , затем те, в которых употреблены существительные с окончаниями –ем, -ей. Расскажите своему партнеру правило правописания гласных О – Е после шипящих и -Ц- в окончаниях существительных. Осв …щен, солнце; ог … рчить , неудача; любоваться, чиж; Закрыть, ключ; доволен, встреча; удовлетворен, чертёж; разг … раться , румяец , пож …мать плечо. Ключ № 4. Освещен солнцем, огорчить неудачей, любоваться чижом, закрыть ключом, доволен встречей, удовлетворен чертежом, разгораться румянцем, пожимать плечом.
Запишите данные ниже слова в два столбика: с -Ь- и без -Ь- . Графически обозначьте орфограмму: (много) дач(?), блиндаж(?), залеж (?), пейзаж(?), стеллаж(?), упряж (?), бреш (?), (возле) пастбищ(?), варенье из груш(?)
Ключ № 5 Залежь ( III -е склонение) (много) дач (не III -е склонение) Упряжь ( III -е склонение) блиндаж (не III -е склонение) Брешь ( III -е склонение) пейзаж (не III -е склонение) стеллаж (не III -е склонение) (возле) пастбищ (не III -е склонение) (варенье) из груш (не III -е склонение)
Рассмотрите картинку. Вы , наверное, узнали мартышку из басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». Напишите небольшой рассказ о том, что произошло с обезьянкой, по какой причине она приобрела так много очков и почему они ей не помогли. Покажите на Вашем тексте, что существительное «очки» может являться разными членами предложения. Какова особенность слова «очки» с точки зрения морфологии?
Тест I. Укажите существительные с гласной « Е » в окончании. 1) Луч…м, 2) солнц…м, 3) ситц …м, 4) свеч…й, 5) полотенц …м II. Укажите существительные с Ь после шипящего 1) Ветош (?), 2) много туч(?), 3) из училищ(?), 4) роскош (?), 5) плющ(?) III. Укажите существительные с окончанием И 1) Идти по алле…, 2) ехать по площад …, 3) присутствовать на лекци …, 4) отдыхать в санатори …, 5) находиться в галере…, 6) рассказать о впечатлени …
IV. Найдите ошибки в определении синтаксической роли имен существительных и исправьте их. Стаи перелетных птиц радостно оповещают родной край о своём возвращении . « Здравствуй, родина!» – на разные голоса приветствуют они родные места. 1) Стаи – подлежащее 2) Птиц – дополнение 3) Край – дополнение 4) Родина – подлежащее
V. Найдите ошибки в определении морфологических признаков существительного « молодёжь » и исправьте их Я всегда с радостью смотрю на нашу прекрасную молодёжь 1) нарицательное 2) одушевленное 3) III склонение 4) во множественном числе 5) в Именительном падеже VI. Напишите слова, соответствующие данным схемам. Укажите значения суффиксов вэтих словах. еньк ……… ? онок ……… ? ушк ………. ? ость……… ?
Проверьте 1)2,3,5 2) 1,4 3) 2,3,4,6 4) 2, 4 «птиц» - определение; Родина - обращение 5) 4, 5 «молодёжь» - существительное единственного числа; в винительном падеже 6) Возможны следующие слова : дороженька (уменьшительно-ласкательное значение ) медвежонок (обозначает детёныша животного ) избушка (уменьшительно-ласкательное значение ) яркость (обозначает признак как предмет) Нормы оценок Всё верно – «5»; ошибки в 1-2-х заданиях – «4»; ошибки в 3-х заданиях – «3»; ошибки в 4-х заданиях – «2».
Интернет -ссылки https ://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fds02.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F051f%2F00026296-7889a4c3%2Fhello_html_m754c7498.png&text=% D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=1&lr=172&rpt=simage https://yandex.ru/images/search?text=% D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0690%2F0000a2cf-57595ee2%2Fhello_html_47ad4cad.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=172
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...
Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"
Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...
Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.
Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».
Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...
Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"
Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...