Программа элективного курса "Тайны текста"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Пояснительная записка.
Одной из главных задач языкового образования является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. умение порождать тексты, адекватные намерению, сфере и ситуации общения, и лингвистически адекватно воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров. Поэтому именно текст, являющийся высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности.
Системная функция предлагаемого курса русского языка – поддержать изучение русского языка на заданном профильном стандартном уровне; курс предназначен для старшеклассников и ориентирован на подготовку учащихся к ЕГЭ.
Цель – развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно - мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачи:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста, его структуры;
- познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов;
- научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
- научить извлекать из текста необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты;
- научить самостоятельно создавать новые тексты заданного типа;
- развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, точность, последовательность;
- развить коммуникативные навыки и умения, необходимые для овладения различными видами чтения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_el.kursa_r.ya_.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
по русскому языку
Культура речи: «Тайны текста».
Учитель: Курапова О.И.
2015
Пояснительная записка.
Одной из главных задач языкового образования является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. умение порождать тексты, адекватные намерению, сфере и ситуации общения, и лингвистически адекватно воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров. Поэтому именно текст, являющийся высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности.
Системная функция предлагаемого курса русского языка – поддержать изучение русского языка на заданном профильном стандартном уровне; курс предназначен для старшеклассников и ориентирован на подготовку учащихся к ЕГЭ.
Цель – развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно - мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачи:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста, его структуры;
- познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов;
- научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
- научить извлекать из текста необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты;
- научить самостоятельно создавать новые тексты заданного типа;
- развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, точность, последовательность;
- развить коммуникативные навыки и умения, необходимые для овладения различными видами чтения .
Содержание курса.
На изучение теоретического материала – 16 ч
На выполнение самостоятельных и практических работ – 18 ч
Урок – резерв – 1 ч
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов | Форма работы | |
Теор.ч | Практ.ч | |||
1 2-3 4-6 7-8 9-11 12-13 14-16 17-18 19-21 22-24 25-27 28-30 31-33 34 | Введение. Текст. Основная мысль текста. Структура текста. Способы и средства связи между частями текста. Абзац. Микротема. Средства художественной изобразительности. Цитата в тексте. Лексический анализ текста. Виды сокращения текста (план, тезис, выписки, конспект, реферат). Сочинение на основе исходного текста. Сочинение – рассуждение, отзыв, эссе, рецензия. Сочинение – рецензия. Специфика написания, план. Памятка работы над сочинением. Сочинение –рассуждение. Особенности написания, схема построения текста-рассуждения. Сочинение эссе. Трудные моменты написания. Отзыв на прочитанный текст. Основные моменты, требования и трудности в написании. Урок- резерв. | 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 | 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 | Лекция Лекция / практикум Лекция / практикум Лекция –беседа / практикум Лекция / практикум Лекция / практикум Лекция / с/работа уч-ся Лекция с эл-ми беседы Лекция / с/работа уч-ся Лекция / практикум Лекция / практикум Лекция / практикум Лекция / практикум |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | |
Планир. | Фактич | |||
1 2 3 4 5-6 7 8 9 10-11 12 13 14 15-16 17-18 19-20 21 22 23-24 25 26-27 28 29-30 31 32-33 34 | Введение. Текст. Основная мысль текста. Структура текста. Практическая работа. Способы и средства связи между частями текста. Практическая работа. Абзац. Микротема. Практическая работа. Средства художественной изобразительности. Практическая работа. Цитата в тексте. Практическая работа. Лексический анализ текста. Практическая работа. Виды сокращения текста (план, тезис, выписки, конспект, реферат). Сочинение на основе исходного текста. Сочинение – рассуждение, отзыв, эссе, рецензия. Практическая работа. Сочинение – рецензия. Специфика написания, план. Памятка работы над сочинением. Практическая работа. Сочинение –рассуждение. Особенности написания, схема построения текста-рассуждения. Практическая работа. Сочинение эссе. Трудные моменты написания. Практическая работа. Отзыв на прочитанный текст. Основные моменты, требования и трудности в написании. Практическая работа. Урок- резерв. | 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 |
Образовательные результаты:
К концу курса учащиеся должны :
* иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;
* знать характеристики текстов разных жанров;
* обладать навыками информационной переработки текста;
* отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;
* создавать самостоятельные тексты заданного стиля и жанра;
* оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения.
Формы текущего контроля:
- оценка аналитической работы учащихся;
- оценка составленных текстов;
- оценка результатов аналитической переработки текстов( конспекта, реферата, …);
- оценка сочинений- эссе, рецензии, отзыва;
- оценка подготовленного доклада.
Форма итогового контроля – зачет.
- Вопросы по теории текста (собеседование).
- Лексический анализ предложенного текста или оценка сочинения (рецензии, эссе, рассуждения (по выбору) на предложенный текст.
Список литературы:
- Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи, - М., 1979.
- Васильева А.Н. Основы культуры речи, -М., 1990.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н.., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика, - М., 1991.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка, М., 1993.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту, - М., 1993.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. –Л., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста
Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также при написании сочи...
Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"
Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....
Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"
Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа элективного курса " Текст под микроскопом".
Программа элективного курса....
рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"
Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа...