Урок обучения грамоте в 1 классе «Гласный звук [а] и буквы А, а»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предлагаю урок для 1 класса «Гласный звук [а] и буквы А, а», который поможет коллегам молодым специалистам на должном уровне провести урок по данной теме. К уроку предлагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_1_klassa_bukva_a.docx | 30.73 КБ |
dopolnenie_k_uroku.docx | 584.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте 1 класс
на тему «Гласный звук [а] и буквы А, а»
Мараховской Н.А.
учителя начальных классов
общеобразовательной школы
I-III ступеней обучения
с. Саханка, Новоазовского р-на
с. Саханка, 2016 год
Тема: Гласный звук [а] и буквы А а.
Цель:
Образовательная: Познакомить детей со звуком [а], буквами А а, и их употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [а] , узнавать графический образ этих букв.
Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.
Оборудование: компьютер, проектор, счетные палочки, цветные карандаши, тексты для каждого ученика, касса букв.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Учитель читает стихотворение:
Профессий на свете
Имеется много.
Кто хочет работать?
Открыта дорога.
Желает Алёша
Прославить страну,
Поможет сильнее
Стать тренер ему.
А если в машине
Мотор барахлит –
Механик починит всё,
Как Айболит.
Четыре рубашки
Пошила швея,
У каждого в жизни
Работа своя.
Кто строит, кто учит,
Кто в небе летает,
А кто-то компьютеры
Изобретает.
Врач лечит больных,
Пахарь трудится в поле,
А дети старательно
Учатся в школе.
- Работа над новой темой урока.
- Выделение звуков:
- Что надо говорить, когда доктор осматривает тебе горло?
- Как воет волк?
- Сравнение выделенных звуков:
- Как меняется положение губ при произнесении звуков – а - у - ?
- Что общего при произнесении этих звуков?
- Вывод:
Звуки, при произнесении которых язык не имеет преград во рту, называют гласными. На схеме обозначают красным цветом.
- Работа с учебным пособием:
Рассмотрите картинку. Кто нарисован? (на картинке нарисован АИСТ) Произнесите слово – АИСТ. Какой звук вы слышите в начале слова? Дайте характеристику этому звуку. Обозначьте красным цветом на схеме этот гласный звук. Назовите слова, которые начинаются с это звука.
- Графическое изображение звуков буквами:
Показ печатных и письменных букв - А, а, У, у.
Сравнительный анализ графического изображения:
Что общего? Чем отличается? Из каких элементов состоят эти буквы?
Физминутка.
Руки подняли и показали: это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем: крылья сложим назад.
Работа в тетради для печатания по образцу:
- Графическое изображение буквы – А –
- Графическое изображение буквы – У –
- Как зовут, когда заблудятся в лесу?
- Как плачут малыши?
Складывая буквы вместе, мы произносим слова.
- Графическое изображение слов по образцу – АУ, УА –
Пальчиковая гимнастика.
Потешка «Апельсин» (из плотно сжатого кулачка по очереди ребята разгибают пальчики ведущей руки)
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!
Подбери слова к схемам и соедини линиями с картинками (пособие).
– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.
– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный)
Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.
Разминка.
- А теперь вместе со мной повторяем:
Астра, азбука, айва
Начинается на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
- Очень хорошо!
Игра «Доскажи словечки».
- Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.
1. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его….(арбуз)
- Правильно, арбуз.
2. Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявший пыль,
Побежит …(автомобиль)
- Правильно, автомобиль.
3. Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква…
- Молодцы! С заданием справились.
«Сделай букву»
- Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.
- А теперь придумайте слова со звукам [а].
- Молодцы!
- Как вы думаете. Из чего бывают буквы?
- Буквы бывают из всего! Смотрите!
- Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)
- Попробуйте и вы сделать букву А. Что вам необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки.
- Напишите букву в воздухе, на столе; (выложить печатную букву из выбранных материалов).
- Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, в полголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.
Игра «Кто внимательный» .
– Я называю слова. Если звук [а] в начале – встаём, в середине – топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.
1-й раз – арбуз - встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,
2-й раз – апельсин – встать, лекарство – топаем, доска – хлопаем.
3-й раз – амур, лошади, лягушка.
- Молодцы! Внимательные!
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы, слова считать.
Зайка, зонтик, змей, корзина,
Ваза, воздух и резина,
Трубы, козлик и тазы,
Зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка, не ленись,
Да смотри не ошибись!
Отработать межпредметную связь с математикой. Повторить счёт в пределах «первого пятка», нумерацию чисел от 1 до 5.
- Закрепление изученного материала.
Продолжая работать над предыдущим материалом, задать вопрос или задание учащимся: В каких словах встретился знакомый звук? Какой звук вы услышали? Какой это звук? Как он произносится? Какой буквой обозначается на письме? Каким цветом обозначается на схеме слов? Какие ещё звук и букву мы сегодня изучили?
Аналогичные вопросы и задания.
Дополнительный энциклопедический материал для расширения общего кругозора детей, способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и актуального развития учащихся.
Усы и уши.
Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча и даже телом, как рыбы и раки.
У всех животных прекрасный слух, но вот у морской медузы он особенный. За 15 часов она слышит приближение бури!
Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте.
Что же касается усов, то только у дяденек они для красоты. Животные же усами ощущают предметы. Чтобы поесть, процеживают между усов воду, как киты, у которых усы во рту.
И даже пугают своих врагов, грозно шевеля усами, как Таракан – Тараканище в сказке пугал зверей.
- Подведение итога урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
Ножка, ножка и черта-
Получилась буква «А».
С этой буквой подружись
И скорей читать учись!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки [Х], [Х\'], буква Х. "Слияние", "Вне слияния"
Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа и синтеза с элементами обучения грамоте. Тема «Звуки [Х], [Х’], буква Х». Знакомство с терминами «Слияние», «Вне слияния»....
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....
Технологическая карта урока русского языка 1 класс "Согласные звуки, обозначение их буквами."
Разработка урока в форме технологической карты...
Конспект занятия по обучению грамоте в подгот. группе. ЗВУКИ М-МЬ. БУКВА М.
Занятие по ознакомлению со звуками М-МЬ детей подготовительной группы...
- Мне нравится (2)