Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_i_nn.docx | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка по теме
«Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Задачи:
- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.
- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.
- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2Актуализация знаний учащихся.
А) Карточка (для сильного) РАБОТА У ДОСКИ
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сеяная мука, ветреная погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.
Б) Совместная работа. Запись предложений с причастиями. Найти и выделить причастные обороты, объяснить постановку запятых. Объяснить написание н и нн в выделенных словах.
- На песчаном дне, сплошь усеянном маленькими обломками камней, слабо колыхались перепутанные водоросли.
- Памятники изобразительного искусства, связанные с историей страны, представляют большой интерес.
- Материал, собираемый писателем для работы, хранится в записных книжках, представляющих особую художественную ценность.
В) Проверка карточки и формулировка правила написания н и нн в причастиях и прилагательных.
Фронтальный опрос.
- Как звучит тема сегодняшнего урока?
- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?
- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени? (помимо прочего, имеют краткую форму)
- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени? (с отглагольными прилагательными, ср.: покрашенный пол, крашеный пол)
- Что нам известно об отглагольных прилагательных? (они образованы от глаголов несовершенного вида без приставок и зависимых слов)
- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? (в кратких причастиях пишется одна Н, в кратких прилагательных столько же Н, сколько и в полных)
- Какую цель мы для себя поставим? (научиться отличать краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных, знать условия выбора Н-НН в словах, названных частей речи.)
3. Изучение новой темы.
А). Создание проблемной ситуации.
- Ребята, я вам предлагаю выполнить следующее задание:
Дочь умна и воспита…а.
Девочка хорошо воспита…а бабушкой.
Море взволнова(н,нн)о
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
Некоторые люди очень рассея…ы.
Семена рассея…ы по полю.
- Перепишите предложения и вставьте пропущенные орфограммы (выполняется самостоятельно).
Проверка выполнения. На доске делается запись:
Дочь умна и воспитанна. Девочка хорошо воспитана бабушкой.
Лицо девочки было взволнованно. Море взволновано.
Некоторые люди очень рассеянны. Семена рассеяны по полю.
В каких предложениях будут краткие прилагательные, а в каких - причастия? Дети высказывают свои предположения.
Здесь мы имеем дело с краткими прилагательными особого рода, которые образовались путем перехода причастий в прилагательные. Чтобы различать их, необходимо помнить общие отличительные признаки причастий и прилагательных
Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то.
Краткое причастие
- можно заменить глаголом (воспитала)
- можно поставить вопрос к зависимому слову (кем? чем?): (воспитана (кем?) бабушкой)
Краткие отглагольные прилагательные
- заменяются полной формой (девочка воспитанная)
- обозначают постоянный признак предмета
- часто используются в переносном значении
- Так какую задачу поставим сегодня на урок?
- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным, образованным путем перехода причастий в прилагательные), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.
В) Смысловое чтение (работа по учебнику) «Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 63
4. Закрепление
а) Распределительный диктант.
Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; объясните.
Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.
б) Упр.85 в рабочих тетрадях
В) Физминутка (встать – краткое прил., сесть – краткое прич.)
- Маша избалована родителями.
- Девочка капризна и избалованна.
- Тучи рассеяны ветром.
- Книга нами прочитана
- Учительница талантлива и начитанна.
- Пианино кем-то расстроено.
- Студентка забывчива и рассеянна.
- Реки скованы льдом.
- Море взволновано ветром
- Ночь волшебна и таинственна.
- Шерсть запутана котёнком.
- Мама обижена на сына.
- Хозяйка сосредоточенна и озабоченна.
- Комиссия образована вчера.
- Дети веселы и раскованны.
в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.
2. Её манеры изысканны.
3. Ягоды подавлены в корзине.
4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.
7. Вещи утеряны в дороге.
8. Студентка рассеянна.
9. Публика избалована гастролёрами.
10. Все трудности временны.
11. Вещи утеряны в дороге.
Проверим и оценим себя сами (Слайд 7)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Н | + |
| + |
| + | + | + |
| + |
| + |
НН |
| + |
| + |
| + |
| + |
| + |
5.Рефлексия
Чему учились на уроке?
Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?
6. Домашнее задание: п.22, Упр.№142
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | ||||||||||||
НН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»
Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...
Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».
Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....
Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс
Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Одна идве буквы н в суффиксах причастий и прилагательных"
Предлагается методическая разработка открытого урока с презентацией для 7 класса по теме "Одна и две буквы н в суффиксах причасттий и прилагательных"...
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
Конспект урока по русскому языку 7 класс...
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе...