Разработка урока русского языка по теме "Правописание предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Бобырева Елена Павловна

План-конспект урока русского языка "Правописание союзов" с дидактическими материалами и презентацией по теме "Правописание союзов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_soyuzov.doc90.5 КБ
Office presentation icon pravopisanie_soyuzov.ppt128 КБ

Предварительный просмотр:

          Урок русского языка, 7 класс

Тема: «Правописание союзов»

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению правописания союзов;

Задачи:

- образовательные:  формировать умение отличать союзы от омонимичных    

                                                                                        форм других частей речи ;               

                                      отработать навык правописания союзов;

- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать,    

                                                                             сопоставлять, делать вывод;

                              совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции        

                                                                                           учебной деятельности;

                            совершенствовать умение работать в паре;

- воспитательные:  воспитывать потребность правильно оценивать                        

                                                                                собственную деятельность;

                                   воспитывать культуру речи;

                                   воспитывать внимательное отношение друг к другу;

Тип урока:    урок изучения нового материала

Форма урока:   урок-презентация

Оборудование:  компьютер, мультимедиопроектор, презентация в Power Point, карточки, тест.

                                     Ход урока

  1. Организационный момент

  В тетрадях учащиеся записывают число, классная работа, но тему пока не записывают.

  1. Определение темы урока, целеполагание.

      Актуализация изученного

а) индивидуальное задание (карточка №1, по плану рассказать о союзе как о части  речи);

      б) работа в паре  (карточка № 2)

                         Заполнить таблицу

простые союзы

составные союзы

 

Сформулируйте тему урока, цели учебного занятия;

Сформулировать вывод о том, какие союзы пишутся в одно слово, а        какие – в два и более. (Самопроверка, презентация Power Point, слайд №2)

  1. Изучение нового материала. Проблемное задание (презентация Power Point, слайд №3)

Как вы думаете, в каком столбце слова написаны верно? Аргументируйте свой ответ. К каким частям речи относятся записанные слова? Попытайтесь определить, как отличить союз от созвучных слов других частей речи.

  1. Работа в паре. Составление таблицы, помогающей отличить союз от омонимичных форм других частей речи (карточка №3, презентация Power Point, слайд №4)

        Сверить свои наблюдения и выводы с материалом параграфа 33,  

         страница 186 (учебник М.М. Разумовской, Москва, «Дрофа», 2008) 

  1. Закрепление

 а) фронтальная работа (презентация Power Point, слайд №5)

Проанализировать предложения, объяснить написание выделенных слов

 

 б) индивидуальная работа (карточка №4)

  Задание: выписать номера предложений, в которых выделенные слова являются союзами и пишутся слитно.

        6.    Контроль усвоения изученного

   а) тест с последующей самопроверкой и оцениванием (презентация Power Point, слайд №6)

        7.   Рефлексия (презентация Power Point, слайд №7)

       1.  Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

                 2. Закончите предложения:

                          Сегодня на занятии мне удалось….

                          Самым интересным для меня было….

                          Особенно трудным мне показалось….

   8. Домашнее задание

 Упражнение 400, стр. 186 (подобрать обратные примеры)

       

                    Дидактический материал к уроку

 

                                       Карточка №1

          Расскажите, что вы знаете о союзе как о части речи

                                       План ответа

  1. Определение союза, грамматическая роль.
  2. Группы союзов по значению и употреблению в речи.
  3. Разряды союзов по значению.
  4. Разряды союзов по строению.    

                                              Карточка №2

  1. Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова ярко разгорелся.
  2. Беседа протекала легко и непринужденно, как будто мы давно знали друг друга.
  3. Лыжные соревнования отменили, потому что началась метель.
  4. Это хорошо, когда жизнь оставляет место для мечты.
  5. Намеченная встреча не состоялась, так как мне пришлось срочно уехать.
  6. Человеку надо жить, работать, относиться к людям так, чтобы честно заслужить настоящую славу.
  7. Не только я, но и все ребята были рады встрече.

                                      Карточка №4

  1. Что(бы)  хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.
  2. Работать со справочной литературой трудно, (за)то полезно.
  3. Составьте режим дня с начала учебного года, посоветуйте так(же) поступать своим друзьям.
  4. Полезно так(же) понравившиеся стихи заучивать наизусть, что(бы) обогащать свой язык.
  5. За(то) время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
  6. Вначале лучше сделать самые трудные уроки, (по)тому что их выполнение потребует больше времени.

                                                 Тест

  1. Определите тип союза в предложении: Все боязливо стали осматриваться вокруг, так как услышали неясный шум.

А) составной

Б) простой

     2. Какой по значению союз употреблен в предложении: Мал ерш, да колюч.

         А) соединительный;

         Б) противительный;

         В) разделительный;

      3. Укажите правильное объяснение написания выделенного слова: Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать, и мама тоже молчала.

          А) тоже – всегда пишется слитно;

          Б) тоже – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

      4. В каком предложении употреблен союз?

          А) Что(бы) еще интересного придумать для викторины?

          Б) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

       5. Укажите предложение со слитным написанием выделенного слова:

          А) Мебель грубоватая, за(то) прочная.

          Б) Берись за(то), к чему у тебя лежит душа.

                                                 

                                 Карточка №3

                           

                            Заполните таблицу

    Союзы

Омонимичные сочетания

  1. Неизменяемые слова
  2. Не являются членами предложения
  3. Связывают однородные члены и части сложного предложения
  4. Пишутся слитно

  1. Изменяемые слова
  2. Являются членами предложения
  3. Указывают на предмет, признак, обозначают признак действия
  4. Пишутся раздельно

Я то(же) буду читать книгу

Работа выполнена, (при)чем очень хорошо.

Я не попал на выставку, (за)то встретился с друзьями.

Делай то(же), что и другие.

Что(бы) мне почитать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».  Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...

методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"

Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....

Презентация к уроку русского языка по теме "Предлог, союз, наречие", 5 класс

Цели:•научить опознавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных, различать предлоги и приставки, писать предлоги отдельно от самостоятельных слов....

Поисковые задачи на уроках русского языка. Тема «Производные предлоги».

Деятельностный подход   в обучении. Поисковые задачи на уроках русского языка....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Контрольная работа по теме "Предлог"

Данная контрльня работа составлена в форме теста с использованием текстового материала, позволяет проверить уровень освоения как теоретических, так и практических знаний о предлоге...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи. Предлог»

Язык - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам...

Разработка урока русского языка по теме "Производные предлоги" в 7 классе

готовый материал для проведения урока о правописании производных предлогов...