Открытый урок по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ход урока — викторина
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир литературы, а путешествие наше пройдет в форме игры-викторины в которой участвуют 2 команды (команда родителей и детей).
Первый конкурс будет называться "Подготовка к путешествию".
Задание: придумать литературное название своим командам и девиз сопутствующий успехом.
(время - 1 минута, конкурс оценивается по 5-бальной системе).
Второй конкурс "Разминка"
Задание: каждой команде поочерёдно загадывают загадки. Если ответ правильный, то команда получает 2 балла, если ответ неверен, другим командам даётся возможность ответить и заработать баллы.
Загадки:
Первой команде:
а) Виден край, да не дойдёшь (горизонт)
б) Двое ходят, двое смотрят, а один водит и приказывает (человек)
в) Пять братьев вместе родятся, а ростом разные (пальцы)
Второй команде:
а) Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадет. И я никуда не пойду, пока он идёт (дождь)
б) Взглянешь-заплачешь, а краше его нет на свете (солнце)
в) Сторож плохой: слепой, глухой. Не тронешь - молчит, а тронешь - кричит (звонок)
Третьей команде:
а) Сама пестрая, ест зеленое, даёт белое.(корова)
б) Идет в баню чёрен. А выходит, красен (рак)
в) Скручено, связано, на кол посажено, а по двору пляшет (метла)
3. Третий конкурс "Пословицы и поговорки"
Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, подставит необходимую цифру (время - 1 минута, за каждый правильный ответ 2 балла)
1. «Собери пословицу».
Не спеши языком –
Сам пропадай,
С кем поведешься,
Труд человека кормит,
Глаза страшатся,
Хочешь много знать –
Ученье – свет,
По одежке встречают,
Грамоте учиться –
торопись делом.
а товарища выручай.
от того и наберешься.
а лень портит.
а руки делают.
надо мало спать.
а неученье тьма.
а по уму провожают.
всегда пригодится.
Четвертый конкурс "Наши рисунки"
Задание: команды получают по 3 рисунка (сюжет из пройденных произведений).
Необходимо назвать изображенного героя, из какого он произведения и кто его автор.
Пятый конкурс "Веселый художник"
- Какой из отрицательных героев чаще всего встречается в русских народных сказках? (Баба Яга)
Задание: Нарисовать Баба Ягу. Поочерёдно каждый участник команды рисует:
Первый
- голову
Второй
- лицо (глаза, рот, нос)
Третий
- ноги, руки
Пятый
- метлу
Шестой
- ступу
(Конкурс оценивается по 5 бальной системе)
Шестой конкурс "Великие и знаменитые"
Задание: одновременно всем командам задаётся 1 вопрос . Но прежде чем озвучить ответ, его необходимо зафиксировать на листочке.(А,Б или В)
1.Какой писатель стал автором известной сказки "Приключения Чипполино"?
А) Шарль Перро.
Б) Агния Барто.
В) Джанни Родари.
2. Где родился Александр Сергеевич Пушкин?
А) В Петербурге
Б) В Москве
В) В Киеве
3. Кто герой басен Ивана Андреевича Крылова?
А) Люди
Б) Звери
В) Неодушевленные предметы
Какое учебное заведение было открыто Михаилом Васильевичем Ломоносовым?
А) Морская академическая в Санкт Петербурге
Б) Университет в Москве
В) Университет дружбы народов в Москве
Кого из приведенных ниже русских знаменитостей можно назвать одновременно физиком, художником, астрономом, металлургом, географом, просветителем и государственным деятелем?
А) Александр Сергеевич Пушкин.
Б) Михаил Васильевич Ломоносов.
В) Василий Андреевич Жуковский.
Седьмой конкурс "Капитанов"
Задание: за 30 секунд капитану необходимо ответить на 16 вопросов. Если нет ответа, то нужно говорить "Дальше". За каждый правильный ответ капитан получает 2 балла (предварительно проводится жеребьёвка).
Первому капитану.
Проворная зверюшка живет в дупле - избушке(белка)
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит(гусь)
Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит(дятел)
Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит(крапива)
Человек, лечащий животных по сказке К. Чуковского(Айболит)
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает(сова)
Много рук, а нога одна(дерево)
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет(бабочка)
Самая маленькая девочка (Дюймовочка)
Зеленая царевна(лягушка)
Слабоумный паренек (Иванушка - дурачок)
Дружит со щукой (Емеля)
Драгоценный петух (золотой)
Собеседница вороны, укравшая у нее сыр(лиса)
Отчество у Мороза (Иваныч)
Название сказки обо всех временах года (12 месяцев)
Старухино изделие из муки (колобок)
Второму капитану
Деревянный мальчишка(Буратино)
Сколько было богатырей у мертвой царевны?(7)
Где хранится смерть Кощея? (в яйце)
Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки (лиса)
Мальчик, превратившийся в козленка (Иванушка)
Как звали его сестренку? (Аленушка)
Транспорт с крыльями, который украл мальчик для Бабы Яги (гуси - лебеди)
Кто развалил теремок? (медведь)
Папа Буратино (Карло)
Он похож на елку, шуба вся в иголках (ёж)
Без рук, без ног, а на брюхе ползет (змея, червяк)
Зимой белый, летом серый (заяц)
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая (лиса)
Работящие зверьки строят дом среди реки (бобры)
Волшебный конек Иванушки (Горбунок)
Лежит - молчит, подойдешь — заворчит (собака)
Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)
Последний конкурс.
Любой из участников команды читает наизусть, но с выражением стихотворение, чем больше выступающих и чем выразительней, тем больше баллов присуждает жюри.
«Блиц-игра»
Я задаю вопрос, команда, 1-я поднявшая руку, получает право ответа. За каждый правильный ответ команда получает призовую звездочку.
Вопросы:
1. С буквой «к» бери меня на покос, а без буквы «к» ужалю в нос.
(Коса – оса).
2. Из писка птиц мой первый слог возьмете,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.(Пирог).
3. Какие слова называются однокоренными? (Слова с одним и тем же корнем).
4. Как проверить безударную гласную в корне?
(Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная была бы под ударением).
5. Что такое диалог, монолог?
(Диалог – разговор двух или нескольких лиц, монолог – высказывание одного человека).
7. Когда пишется Ь после шипящих на конце слова у существительных?
8. Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (Трио)
9. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)
10. В каких словах есть три одинаковые гласные буквы, стоящие рядом? (Длинношеее, змееед).
11. В каком слове есть три местоимения? (Вымыты)
12. Как мышеловку можно записать 5-ю буквами?(Кошка)
13. Какие две ноты растут в огороде?(Фасоль)
14. В названии какой птицы надо заменить первую букву, чтобы получился доктор?(Грач)
«Крокодильчики».
Учитель: Сейчас мы проверим ваши актерские способности. Один человек из команды подходит ко мне и выбирает фразеологизм. Он должен изобразить его с помощью жестов, движений, но не произнеся ни одного звука. Если команда угадает выражение, то получит балл.
Фразеологизмы: язык без костей, водить за нос, взять себя в руки, глаза на лоб лезут.
Задание «Прятки».
Найдите другие слова в слове «грамотей»…
Запишите их на листочке. За каждое слово – 1 балл.
Время – 2 минуты
Игра "Доскажи словечко".
Команды отвечают по очереди.
За каждый правильный ответ – 1 балл
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем).
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно ... (карандаш).
3. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол на наш с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная ... (картошка).
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста).
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки).
6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки ... (коса).
7. В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь).
8. В зелёном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка).
«Угадай фразеологизм».
Кто знает, что такое фразеологизм?
Ведущий о фразеологизмах:
Фразеологизм – фраза, логос- учение, поучительная фраза.
Это яркое выражение для характеристики чего-либо.
Рассмотрим картинки. Какие фразеологизмы в них спрятаны?
Каков их смысл?
Один рисунок – коллективно. Далее – по очереди.
«Найти слово в слове».
В данных словах найдите другие слова:
глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.
Выигрывает та команда, которая найдёт больше слов.
(Лоб, ус, утка, кран, лев, оса, ель, зуб, стол, кол, дочка, пост, ель, точка, зонт, верх, дача, лото, рога, тина)
Задание: обеим командам: “В каких словах ЕЛЬ растет?”Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит. (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)
9 задание: Быстро и правильно произнести скороговорки (по командам)
- У пенька опять пять опят.
- У реки росла рябина, а река текла, рябила.
10 задание: составить новое слово, используя отдельные морфемы из других слов.
1 команде:
У слова НАЕЗДНИК возьмём приставку,
у слова САДОВНИК – корень,
у слова ПЕЧАЛИТЬ – суффикс,
у слова ПОДАЛ – суффикс,
у слова МЫШИ – окончание.
2 команде:
У слова ПЕРЕКЛИЧКА возьмём приставку,
у слова КРИКУН – корень,
у слова ПРЫГНУТЬ – суффикс,
у слова СТАТЬ – суффикс.
11 задание: Чем торгует продавец?
КЕ ЗЕ ФРУК СЛИ КОН СО ФИНИ ВАФ ФТР ЛИ ТЫ КИ ВЫ ФЕТЫ
(Ответ: вафли, зефир, сливы, конфеты, фрукты, финики, кефир, соки)
12 задание: «Кто быстрее?»
Все участники отвечают на шуточные вопросы.
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)
3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)
4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)
6. Какой месяц короче всех? (февраль)
7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)
8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)
9. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале)
10. Место на реке, где ее можно перейти (Брод).
11. Отверстие вулкана (Кратер).
12. Наука о небесных светилах (Астрономия).
13. Место, где скрещиваются улицы (Перекресток).
14. Речь, произнесенная одним лицом (Монолог).
15. Кто он? Его бояться - в лес не ходить. (волк)
16. Укажите название басни , мораль которой
А вы , друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (Квартет)
17. Кто он? Его на мякине не проведешь. (воробей)
18. Кто он? Хватит его баснями кормить. (соловей)
19. Кто он? Пустите его в огород. (козел)
20. Товарищ по работе. (Коллега).
Найдите лишнее слово и докажите: 1.носок, мозоль, георгин, помидор. 2.глушь, тишь, шалаш, ночь. 1.ворона, лиса Аленка, куница. 2.река, озеро, заяц, дорога.
Ведущий:
- Интересно ли прошла наша викторина?
- Чем она полезна?
- Что нового вы узнали?
Ведущий:
Вот таким занимательным и интересным может быть наш русский язык.
Яркий, как радуга после весеннего дождя; меткий, как стрелы; задушевный, как песня над колыбелью ребёнка…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...