Фонетика. От теории к практике
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Презентация по разделу "Фонетика". Теоретический материал и практические задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika._ot_teorii_k_praktike.pptx | 95.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звуки русского языка Гласные Согласные ударные безударные твердые мягкие звонкие глухие Непарные звонкие: [ л ] , [ м ] , [ н ] , [ р ] , [j’] Непарные глухие: [ х ] , [ ц ] , [ ч ’] , [ щ ’] Всегда твердые: [ ж ] , [ ш ] , [ ц ] Всегда мягкие: [ ч ’] , [ щ ’] , [j’]
Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука ( согласный [j’] + гласные [ э ] , [ о ] , [ у ] , [ а ]) В начале слова После ъ и ь После гласной [ j’a ма ] [ ма j’a к ] [ c’j ’ эл ], дру [ з ’j’ а ]
Оглушение парных звонких согласных на конце слова Оглушение парных звонких согласных перед глухими согласными Озвончение парных глухих согласных перед звонкими согласными Ду [ п ] [ ф ] се [ з ] бить
Ъ Ь После приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я подъезд, съёмка В сложных словах двухъярусный, четырехъязычный В остальных случаях, когда требуется разделительный знак вьюга, ладья, льёт Запомните: АД Ъ ЮТАНТ
Буква Ь не пишется в сочетаниях : ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН, СТ, НТ Бочка, ночник, окончить, каменщик, спорщик, помощница, мостик, бантик
Гласные после шипящих Ж ю ри Брош ю ра Параш ю т
Тест по теме «Фонетика» Укажите слова, где буквы е, ё, ю , я обозначают два звука: 1.Мера. 2. Вьюга. 3. Метель. 4. Ёж. 5. Мед. 6. Яша. 7. Ряд. 2.Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. 1. Семя. 2. Вьюга. 3. Люк. 4. Полет. 5. Каюта. 3.Какие из данных согласных звуков являются звонкими? 1. Ц 2. З 3. Р 4. Х 5. В 4. После Ж, Ш, Ч, Щ пишутся И, У, А, но не пишутся Ы, А, Ю. Назовите слова, которые отступают от данного правила. 1. Брош_ра . 2. Сч_стье . 3. Ч_до . 4. Ч_ща . 5. Ж_ри .
Разделите слова на 3 группы: с Ъ, Ь, без разделительного ъ или ь знака РУЖ..Ё, С..ЁЖИЛСЯ, РАЗ..ЕЗД, СТАЛ..НЫЕ, РЕЧ..КА, БЕЛ..Ё, С..ЁМКА,ПРОЛ..ЁТ, ПРЕД..ЮБИЛЕЙНЫЙ, ДОБ..ЕМСЯ, РАЗ..ЯСНИТЬ, С.. ЭКОНОМИТЬ, ФАН..ТИК, АД..ЮТАНТ
1.Охарактеризуйте следующие звуки: 1 вариант 2 вариант [ х ], [ д ], [ж], [ щ '], [ j '], [ р ']; [б], [л], [ ш ], [ч'], [ ц ], [ з ']. 2 . Перечислите буквы: 1 вариант 2 вариант не обозначающие звуков; обозначающие два звука. 3 . Перечислите звуки: 1 вариант 2 вариант непарные звонкие, непарные глухие, непарные твердые. непарные мягкие. 4 . Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием, и сделайте их транскрипцию: 1 вариант 2 вариант лодка, скользкий, стол, текст, старушка, город, гром, ошибка, скот, указка, косьба, просьба. конечно, якорь 5 . Сделайте фонетический разбор слов: 1 вариант 2 вариант пятью, восторг, местный. указка, полив, честный.
О - Е (Ё) в корнях после шипящих После шипящих в корнях слов под ударением пишется Ё, если можно подобрать слово с Е После шипящих буква О пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с Е После шипящих буква О пишется в безударных и ударных слогах в заимствованных словах шёлк - шелка зачёт - вычет щёголь - щеголять шёпот - шептать крыжовник, изжога, шорох, трущоба, трещотка, шов Шорты, шомпол, шоссе, жокей, шофер, капюшон
Ож о г – сущ. – ожог руки Ож ё г – гл. – ожёг руку Обожж ённ ый – образованное от глагола слово с суффиксом – ённ - (- ён -)
О - Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий Снеж ок , образц ов ый, лиц о , свеч ой Овраж ек , ситц ев ый, туч ей , птиц ей, одобряющ е Под ударением О Без ударения Е Запомните: Буква Ё пишется после шипящих в суффиксах некоторых иноязычных слов: дириж ё р, стаж ё р, тренаж ё р и др. Искл : ещ ё
И - Ы после Ц Ы И В окончаниях существительных мн.ч.: огурц ы , лестниц ы В окончаниях прилагательных: куц ый , бледнолиц ый В суффиксах прилагательных: птиц ын , цариц ын В словах цыган, цыпленок, цыц , на цыпочках, цыкнуть и производных от них В остальных случаях: цифра, цирк, циркуль
Ь после шипящих на конце слова пишется: У существительных женского рода в И.п. ед.ч.: Рожь, дочь У глаголов во всех формах; при этом ь сохраняется и перед – ся , -те: Беречь, беречься, режь, режьте У наречий на Ш и Ч (сплошь, навзничь) и в одном слове на Ж (настежь)
Вставьте пропущенные буквы. Пч .. лка , ш .. лковый , друж ..к, сыноч ..к, ш ..рты, щ .. ки , ш .. колад , ч.. лка , руч .. нка , ш ..пот, ш .. рох , крыж..вник, плюш..вый, ж.. лтый , щ .. тка , печ .. нка , беч .. вка , холщ ..вый, горяч.., певуч.., гараж..м, нош.. й , луч..м.
Вставьте пропущенные буквы. Преступник ночью дом подж _ г, Но, совершив такой подж _ г, Он и лицо себе обж _ г. Так, получив большой ож _ г, Он был наказан за подж _ г.
Вставьте пропущенные буквы. Ц..пленок в ц .. рке выступал, Играл на ц .. мбалах . На мотоц .. кле разъезжал, И ц .. фр он знал немало. Он из ц .. линдра доставал Морковь и огурц ... . И только одного не знал: Где пишут ЦЫ, где ЦИ.
Вставьте пропущенные буквы. Профессору Синиц..ну. Я отправился в экспедиц .. ю . Погода неблагоприятна: ц ..клон. Удалось собрать коллекц .. ю насекомых. Птиц.. мешают в работе.
Тест по теме «Правописание и-ы после ц ». 1. Укажите ряд, в котором в каждом слове пишется буква и. А) Ц_рковой , ц_ферблат , ц_кнуть . Б) Ц_тата , дисц_плина , милиц_я . 2. Укажите слово, в котором допущена ошибка. А) Конституция. Б) На ципочках . В) Нумерация. Г) Циклон. 3. Напишите слова. Призыв на военную службу – Номер, с которым выступают в цирке – Лекарство для прививок – Основной закон государства -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю....
Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"
Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....
Дистанционный курс:"Решаем тесты ЕГЭ (часть А)"(теория и практика)
Дорогие друзья! Приглашаю вас принять участие в изучении нового дистанционного курса. Он содержит учебный материал для фундаментальной подготовки к экзаменам. Курс поможет вам самостоятельно по...
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка. Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...
Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике
Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...
Успешные практики реализации дополнительных общеразвивающих программ ("Теория и практика журналистики")
На протяжении 6 лет автор данной статьи реализует на базе МБУДО "Дом детского творчества" г. Заинск Республики Татарстан свою авторскую программу "Теория и практика журналистики" для обучающихся 14-18...