Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык
методическая разработка по русскому языку на тему
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального образования 19.02.10 Технология продукции общественного питания; 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий; 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок; 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов. Цель данных методических указаний – помочь обучающимся в организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Русский язык.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Мичуринский филиал
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине Русский язык
Специальности:
19.02.10 Технология продукции общественного питания
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок
19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
Брянск, 2015
ББК 74.57 | ||
М 54 | ||
РАССМОТРЕНО: Цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин ПРОТОКОЛ № _____________ От «_____» ________________ г. Председатель ЦМК ______________ А.А. Сивкова | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по учебной работе «___» _____________ г. _____________ Л.А. Панаскина |
М 54 | Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык / Сост. В.В. Елаш. – Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, 2015. – 24 с. Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального образования 19.02.10 Технология продукции общественного питания; 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий; 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок; 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов. Цель данных методических указаний – помочь обучающимся в организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Русский язык. |
ББК 74.57
© Елаш В.В., 2015
© Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Введение ………………………………………………………………………... | 4 |
Виды самостоятельной работы по дисциплине. Методика ее выполнения …………………………………………………….. | 5 |
Тезис. Методика написания тезисов …………………………………………... | 5 |
Конспект. Методика составления конспекта …………………………………. | 6 |
Мультимедийная презентация …………………………………………………. | 7 |
Тест. Методика составления тестов …………………………………………… | 8 |
Таблица. Правила составления таблицы ……………………………………… | 10 |
Кроссворд. Правила составления кроссворда ………………………………… | 11 |
Доклад. Методика написания доклада ………………………………………... | 12 |
Проектная деятельность по дисциплине …………………………………... Самостоятельная работа по дисциплине …………………………………... | 12 16 |
Информационное обеспечение обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.
В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Данные методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Русский язык предназначены для обучающихся базового уровня СПО, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа обучающихся направлена не только на достижение учебных целей – обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций;
- развитию исследовательских умений.
Выполнение самостоятельной работы позволит обучающимся овладеть навыками правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. При этом виде деятельности определяются механизмы саморазвития личности обучающегося, включение его в активную самостоятельную познавательную деятельность.
Под самостоятельной работой следует понимать деятельность обучающихся как в процессе обучения, так и во внеаудиторное время. Задания выполняются обучающимися без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством.
В учебных планах самостоятельная работа стала обязательной частью максимальной учебной нагрузки и соответствует 39 часам.
Цель данных методических рекомендаций – обеспечить эффективность самостоятельной работы обучающихся в получении навыков грамотной устной и письменной речи.
Задачи методических рекомендаций:
- активизация самостоятельной работы обучающихся;
- содействие развитию творческого отношения к искусству грамотной речи;
- расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов;
- выработка навыков пользования словарями и справочниками по русскому языку;
- расширение и обогащение активного словаря, необходимого для повседневного общения;
- обеспечение содействия, управления и контроля в осуществлении самостоятельной работы.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Русский язык являются:
- работа с текстом;
- составление таблиц;
- творческая работа;
- подготовка сообщений, докладов;
- создание мультимедийных презентаций.
Перечень самостоятельных работ соответствует тематическому плану по дисциплине Русский язык.
Выполняя задания по самостоятельной работе, обучающийся должен знать особенности употребления в речи основных единиц языка, изобразительно-выразительные возможности русского языка, орфоэпические, лексические, синтаксические, грамматические нормы языка, функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК. МЕТОДИКА ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ
Тезис. Методика составления тезисов
Тезис – основная мысль, положение, развиваемое и доказываемое в каком-нибудь сочинении, выступлении.
Основные действия при составлении тезисов:
- Прочитать текст, документ, исторический источник.
- Выделить основные смысловые части.
- Сформулировать мысль (основное положение каждой смысловой части) в развернутой форме.
- Установить последовательность расположения мыслей (тезисов).
- Записать тезисы.
- Проверить написанное.
Рекомендации по составлению тезисов:
- изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки;
- в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;
- не приводите факты и примеры;
- сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность;
- по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте.
Тезисы могут быть цитатными, или свободными (мысли передаются своими словами), или смешанными, сочетающими то и другое.
Тезисы могут послужить основой будущего доклада, статьи, сочинения, ответа на вопрос, например, на экзамене, или быть вторичным текстом, составленным по чьей-то работе. Таким образом, как и план, тезисы могут передавать либо содержание уже готового, имеющегося, чужого текста, либо будущего, создаваемого автором текста. Как и в плане, в тезисах каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей, быть с ней связана; то есть тезисы передают внутреннюю логику высказывания, они должны раскрывать тему или основную мысль текста. Объединяет тезисы с планом то, что они иногда нумеруются, это облегчает восприятие и воспроизведение чужого текста, а при создании собственного текста помогает выстроить его, сделать будущее высказывание логичным.
Конспект. Методика составления конспекта
Конспект (от латинского conspectus) – обзор. Конспект – краткое изложение, краткая запись содержания. Это наиболее совершенная форма записи в процессе самостоятельной работы с историческим источником, книгой. Конспекту присущи краткость, связность и последовательность.
В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.
Рекомендации по составлению конспекта
Когда будете читать изучаемый материал впервые, выделите его основные смысловые части, определите главное, сделайте выводы. Наиболее значимую информацию кратко и последовательно изложите своими словами либо запишите в виде цитат.
Таким образом, конспект включает в себя основные положения, факты, примеры и выводы. Используйте условные обозначения, сокращайте отдельные слова. Выделяйте пункты и подпункты, подчеркивайте, выделяйте цветом ключевые слова. Ценность конспекта заключается в том, что автор может писать его не по заданному образцу, а удобным для себя способом.
Следовательно, конспектирование:
- помогает пониманию и усвоению нового материала;
- способствует выработке умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме;
- формирует умение излагать своими словами мысли других людей.
Основные действия при составлении конспекта одного документа, текста:
1.Записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания, издательства (Если конспектируется статья, то обязательно надо указать, в каком журнале она была напечатана).
2. Прочитать весь текст.
3. Выделить основные смысловые части или главные мысли текста.
4. К каждой главной мысли подобрать необходимые факты.
5. Установить связь, переходы между частями.
6. Записать текст конспекта.
7. Проверить написанное.
Презентации – широко распространенный тип мероприятия, устраиваемого с самыми различными целями и применяемого в разных сферах. Презентация вызывает особый интерес, поскольку располагает простором для интересных и нестандартных решений. В настоящее время различные организации часто проводят презентации, поэтому оценка эффективности такого типа мероприятия является актуальной.
Мультимедийная презентация – это наглядная интерпретация важных пунктов содержания текста доклада, которая акцентирует внимание на основных моментах. Все презентации можно условно разделить на деловые (информация для слушателей) и творческие (для освещения культурно-массовых мероприятий).
Для создания мультимедийной презентации в MS Power Point на деловую тематику следует придерживаться определенных критериев разработки, помогающих в достижении конкретных поставленных целей:
- Прежде всего, необходимо определиться с темой и основными пунктами доклада, которые будут отражены в работе с мультимедийной презентацией.
- Выбрать фон, не отвлекающий от содержания самой презентации (обычно это однотонные, неброские и спокойные тона, не следует выбирать яркие цвета: красный, желтый, оранжевый).
- Установить шрифт (не более трех видов), размер должен быть не менее 28!
- Подобрать цветовую гамму сочетания фон - шрифт (например, на синем фоне хорошо виден шрифт белого, желтого и оранжевого цвета и другие).
- Слайды не должны содержать только текстовую информацию, целесообразно использовать схемы, графики различную графическую информацию.
- При вставке в презентацию графических файлов (картинок, фотографий) необходимо их подписывать и сжимать (делать разрешение меньше).
- Использовать анимацию (если это необходимо) следует только для определенных объектов.
- Если в ходе доклада неминуемо обращение к докладу в текстовом варианте, то следует применять методы создания гиперссылок.
- Сохранить презентацию необходимо только в популярных форматах: ppt (шаблон сохранения в офисе 2015) или pdf (этот формат не поддерживает анимацию).
Тесты можно использовать не только на занятии в аудитории, но и можно предложить студентам составить тестовые задания, что научит правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания, применять их на практике.
При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных группы тестов:
- задание на выбор правильного ответа;
- приведение в соответствие или классификацию объектов;
- расположение объектов в определенном порядке;
- “открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.
Методика составления тестов
Основными этапами любого тестирования являются:
- Целеполагание, т.е. постановка конкретных целей перед тестированием.
- Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей программе, учебникам и пройденному материалу.
- Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
- надежность, точность, лаконичность;
- недопустимость применения двусмысленных вопросов;
- использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для составления тестов. - Подготовка ключа к тесту.
При составлении вопросов и ответов теста важно:
- избегать вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью;
- реже использовать отрицание в основной части, избегать двойных отрицаний, таких как «Почему нельзя не делать…»;
- применять правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта;
- место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.
- лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
Рекомендации к заданиям с выбором ответа:
1. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
2. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов;
3. Задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;
4. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2 – 3 ключевых слова для данной проблемы;
5. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других;
6. Из текста должны быть исключены все ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;
7. Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова;
8. Основная часть задания должна быть освобождена от всякого иррелевантного для данной проблемы материала;
9. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова за счет ввода их в основной текст заданий;
10. В ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда», «ни один из перечисленных», «все перечисленные», т.к. в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа;
11. Из числа неправильных должны исключаться ответы, вытекающие один из другого;
12. Из числа тестовых должны исключаться задания, содержащие оценочные суждения или мнения испытуемого по какому-либо вопросу;
13. Все варианты ответов должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых;
14. Ни один из вариантов ответов не должен являться частично правильным, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный;
15. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов;
16. Ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста, т.е. не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста;
17. Если задание содержит среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредотачивается только на этих двух ответах;
18. Все ответы должны быть параллельны по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста.
В дополнение к основным общим требованиям существует еще ряд других, обусловленных спецификой выбранной тестовой формы.
Задания закрытой формы. В задании можно выделить основную часть утверждения, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы. Среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты. Число неправильных ответов определяется видом задания, обычно оно не превышает пяти.
В дополнение к общим имеется еще ряд требований к заданиям закрытой формы:
- в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
- в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
- частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
- из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого.
Задания закрытой формы сопровождаются инструкцией: «Обведите номер правильного ответа».
Задания открытой формы. При ответе на открытое задание нужно дописать пропущенное слово или число на месте прочерка. Задание составляется так, что требует четкого и однозначного ответа и не допускает двоякого толкования.
Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины.
В процессе разработки задания необходимо упрощать усложненные синтаксические конструкции.
Для задания открытой формы рекомендуется использовать инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».
Задания на соответствие. В этих заданиях проверяется знание связей между элементами двух множеств. Слева обычно приводятся элементы данного множества, справа – элементы, подлежащие выбору. Число элементов второго множества может превышать число данных.
К заданиям предлагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: «Установите соответствие».
Как и в заданиях закрытой формы, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов во втором множестве.
Задания на установление правильной последовательности. Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценивания уровня владения последовательностью действий, процессов, вычислений и т.д.
В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия или процессы, связанные с определенной задачей. Тестируемый должен установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально определенном для этого месте.
Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет вид «Установите правильную последовательность».
Таблица (от лат. tabula – доска) – способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.
Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по размеру и легко обозримой.
Общий заголовок таблицы должен кратко выражать ее основное содержание.
Строки подлежащего и графы сказуемого располагают в виде частных слагаемых с последующим подытоживанием по каждому из них.
Для удобства анализа таблицы при большом числе строк подлежащего и граф сказуемого возникает потребность в их нумерации.
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающегося по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамке таблицы. Таблица – какой-либо материал, сгруппированный в виде нескольких столбцов (граф), имеющих самостоятельные заголовки и отделенных друг от друга линиями (чертами). Составление таблиц – группировка материалов какой-либо лекции или её раздела в отдельную таблицу (таблицы).
Таблица должна содержать самые существенные сведения и характеристики, изложенные предельно кратко и понятно. При заполнении таблицы следует строго следовать тому, что спрашивается в ее «шапке». Размещение материала вне таблицы считается ошибкой. После заполнения таблицы обучающийся должен сделать выводы письменно.
Составление таблиц и схем требует глубокого знания материала, умения быстро ориентироваться в большом по объему материале, умения выражать свои мысли в виде кратких обобщений, вместе с тем такого типа самостоятельная работа придает знаниям необходимую глубину и прочность, поднимают их на новую ступень.
Кроссворд – это головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем – по вертикали.
Составление кроссворда по теме и ответов к нему – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней.
Кроссворд – игра-задача – заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные по значениям слова. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки.
Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям).
Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»).
Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.
Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Доклад. Методика написания доклада
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.
Выполнение доклада практикуется в учебном процессе в целях приобретения обучающимися необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска (изучение литературы по выбранной теме, анализа источников и точек зрения, обобщение материала, формулирования выводов).
Процесс написания доклада включает: выбор темы; подбор специальной литературы и иных источников, их изучение; составление плана; написание текста работы и её оформление; устное изложение текста. Доклады пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов, и определяется собственная позиция обучающегося с изложением соответствующих аргументов.
Работу над докладом следует начинать с общего ознакомления с темой. После этого необходимо изучить литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за периодическими изданиями («Русский язык в школе», «Русская речь» и другие).
План доклада должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрыл название работы. Доклад, как правило, состоит из введения (обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы), основного материала (суть проблемы и пути её решения) и заключения (выводы, оценки, предложения).
Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять простыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Ориентировочный объём доклада – от 5 до 7 страниц компьютерного текста.
При изложении материала нужно плавно переходить от одного вопроса к следующему, желательно обобщать материал каждого пункта (раздела) доклада используя таки слова, как «таким образом», «итак», «необходимо подчеркнуть» и т.п. Такие обобщения гарантируют правильное и полное восприятие материала аудиторией.
Если в материале используются цитаты или определения других авторов, то необходимо ссылаться на таких авторов.
В конце доклада должен быть краткий вывод, который показывает, насколько цель доклада была выполнена. В выводе (заключении) должны быть отражены все задачи и степень их выполнения.
Содержание доклада обучающийся представляет на семинарском занятии, научной конференции. После доклада автор отвечает на заданные вопросы.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Проектная деятельность – это особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. На сегодняшний день проектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности обучающихся по ФГОС СОО.
Задачи проектной деятельности в учебном процессе:
- Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).
- Развитие умения анализировать и критически мыслить.
- Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии).
- Формирование позитивного отношения к деятельности (обучающийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- Формирование интереса к будущей профессиональной деятельности.
Существуют различные классификации проектов. Остановимся на классификации Е.С. Полат, предлагающей шесть основных критериев, по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
- исследовательские,
- творческие,
- ролевые, игровые,
- информационные,
- практико-ориентированные (прикладные),
- поисковые,
- ознакомительно-ориентировочные.
2. По признаку предметно-содержательной области:
- монопроекты (в рамках одной области знания),
- межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
- внутриаудиторные
- внутритехникумовские;
- региональные,
- международные.
4. По количеству участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
5. По продолжительности проекта:
- краткосрочные,
- средней продолжительности,
- долгосрочные.
6. По результатам:
- доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
- макет, схема, план-карта;
- видеофильм;
выставка; и др.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы, в том числе по социальному проекту, могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
По своей структуре проект состоит из следующих основных компонентов:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников.
При наличии приложений информация о них должна содержаться в оглавлении.
При написании работы целесообразно придерживаться следующего содержания каждой из её частей.
Оглавление состоит из перечня разделов, глав, подразделов и/или параграфов работы и включает: введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и – при наличии – наименование приложений, для каждого из которых указываются номер страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Введение проекта включает в себя краткое обоснование актуальности его темы, которая может рассматриваться в связи с недостаточной научной разработанностью проблемы, ее объективной сложностью для изучения и информационной ценностью материала, в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг нее, а также в связи с практической ценностью материала. В этой части необходимо также показать, почему заявленная тема представляет научный интерес и практическое значение. Таким образом, тема проекта должна быть актуальна или с научной точки зрения, или из практических соображений. Четко определяется цель, формируются конкретные основные задачи, отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов, указываются объект и предмет исследования. Можно перечислить использованные основные материалы, приемы и методы исследования, дать краткую характеристику работы. По объему введение в работе не превышает одной страницы.
Основная часть работы включает 1-2 главы, подразделяемые на параграфы, последовательно и логично раскрывающие содержание исследования. Объём 8-10 страниц. Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы. Вопросы теории излагают во взаимосвязи и для обоснования дальнейшего исследования проблемы в практической части работы. Практическая часть носит аналитический и прикладной характер. В ней излагается фактическое состояние изучаемой проблемы. В основной части должен быть изложен не только анализ собранной информации, но и точка зрения обучающегося по заявленной проблеме. В конце каждой главы пишутся выводы.
В заключении обобщаются теоретические и практические выводы и предложения, которые были соответственно сделаны и внесены в результате проведенного исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Объем заключения не более одной страницы.
Заключение содержит выводы, конкретные предложения и рекомендации по исследуемым вопросам. Выводы являются конкретизацией основных положений работы. Здесь не следует помещать новые положения или развивать не вытекающие из содержания работы идеи. Выводы представляют собой результат теоретического осмысления и практической оценки исследуемой проблемы.
Список использованных для написания проекта источников (литературных, электронных и др.) оформляется по соответствующему шаблону. В нем в алфавитной последовательности указываются все источники, которыми пользовался обучающийся при подготовке работы. В информации о них необходимо в порядке нормативно-правовые акты, энциклопедии - учебники-книги-журналы/газеты - Интернет указать:
- автора (группу авторов);
- название источника;
- место издания источника;
- название издательства;
- год издания источника;
- количество страниц;
- адреса официальных (!) сайтов.
В списке использованных для написания проекта источников должно быть указано не менее шести ресурсов.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не были включены в основную часть. В приложения могут быть включены:
– результаты обзора литературных источников;
– документы, использованные при выполнении работы;
– таблицы вспомогательных цифровых данных или иллюстрирующих расчетов;
– инструкции, методики и другие материалы, разработанные автором в процессе выполнения работы;
– иллюстрации вспомогательного характера и др.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Наверху посередине страницы указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами и дается его обозначение. Строкой ниже записывается тематический заголовок приложения с прописной буквы. Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А». Иллюстрации и таблицы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения. Нумерация страниц работы и приложений, входящих в состав этой работы, должна быть сквозная.
Тему проекта обучающийся выбирает из перечня, данного в рабочей программе дисциплины Русский язык, или согласует предложенную самим тему с преподавателем.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК
Обучающимся необходимо внимательно изучить предложенную литературу. Затем, в соответствии с указанным порядком работы, выполнить задание. Заключительным этапом работы является либо ответ на контрольные вопросы, либо: проверка тетрадей, тестирование, опрос, заслушивание сообщений, просмотр мультимедийных презентаций.
Тема 1. Общие сведения о языке
Самостоятельная работа №1
История развития и периоды в развитии русского языка
Задание обучающимся:
Написать конспект «Периоды в развитии русского языка» по плану:
1) Вопрос о периодизации истории русского литературного языка.
2) Периоды русского литературного языка.
3) Период донационального развития русского литературно-письменного языка.
4) Периоды исторического развития русского национального языка:
- Середина XVII-XIX в.
- Русский язык XIX в.
- Русский язык XX века.
5) Формы современного русского национального языка:
- литературный язык;
- диалекты;
- просторечие;
- профессионализмы;
- жаргоны.
Литература:
Бабайцева, В.В. Русский язык 10-11 классы: учеб. / В.В. Бабайцева. -7-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2010. – 447 с.: ил.
Власенков, А.И. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень: учеб. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбаченкова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
Форма контроля:
ответ на контрольные вопросы;
проверка тетрадей.
Самостоятельная работа №2
Место и назначение русского языка в современном мире
Задание обучающимся:
Записать тезисы сообщения на тему «Место и назначение русского языка в современном мире»:
1) Русский язык как государственный язык РФ.
2) Место русского языка по числу говорящих на нем.
3) Влияние русского языка в мире:
- страны постсоветского пространства;
- страны западноевропейского зарубежья.
4) Русский язык – национальный язык русского народа.
Литература:
Бабайцева, В.В. Русский язык 10-11 классы: учеб. / В.В. Бабайцева. -7-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2010. – 447 с.: ил.
Власенков, А.И. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень: учеб. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбаченкова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
Форма контроля:
ответ на контрольные вопросы;
проверка тетрадей.
Тема 3. Лексика и фразеология
Самостоятельная работа №3
Сферы употребления русской лексики
Задание обучающимся:
Законспектировать параграф учебника на тему «Сферы употребления русской лексики» по плану:
1) Общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
2) Активный и пассивный словарный запас.
3) Однозначные и многозначные слова.
4) Прямое и переносное значения слов.
5)Синонимы (лексические, словообразовательные, синтаксические, стилистические), примеры.
6) Антонимы, примеры.
7) Омонимы, примеры.
8) Омографы, примеры.
9) Омофоны, примеры.
10) Паронимы, примеры.
Литература:
Власенков, А.И. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень: учеб. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбаченкова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
Форма контроля:
ответ на контрольные вопросы;
проверка тетрадей.
Самостоятельная работа №4
Исконно-русская и заимствованная лексика. Русская фразеология
Задание обучающимся:
Записать тезисный конспект «Исконно-русская и заимствованная лексика».
План конспекта:
1. Исконно русская лексика:
- общеславянские слова;
- восточнославянские слова;
- собственно русские слова.
2. Заимствованная лексика:
- старославянизмы;
- заимствования из других языков.
3. Употребление фразеологизмов.
Литература:
Власенков, А.И. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень: учеб. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбаченкова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
Форма контроля:
ответ на контрольные вопросы;
проверка тетрадей.
Тема 4. Морфемика и словообразование
Самостоятельная работа №5
Выразительные словообразовательные средства
Задание обучающимся:
Выписать из художественных произведений предложения с суффиксами субъективной оценки (не менее пяти).
Литература:
Тексты художественных произведений.
Форма контроля:
фронтальный опрос;
проверка тетрадей.
Тема 5. Морфология и орфография
Самостоятельная работа №6
Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи
Задание обучающимся:
Творческая работа (кроссворды, тесты, ребусы, рисунки).
Литература:
Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 46 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 368 с.
Русская грамматика [Электронный ресурс] / Академия наук РФ. Институт русского языка: сайт // Режим доступа: http://rusgram.narod.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Справочно-информационный интернет-портал Грамота. ру - русский язык для всех [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://www.gramota.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Тексты художественных произведений.
Форма контроля:
выставка работ.
Самостоятельная работа №7
Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написание слов
Задание обучающимся:
Составить таблицу по теме «Слитное, раздельное и дефисное написание слов».
Литература:
Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 46 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 368 с.
Русская грамматика [Электронный ресурс] / Академия наук РФ. Институт русского языка: сайт // Режим доступа: http://rusgram.narod.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Справочно-информационный интернет-портал Грамота. ру - русский язык для всех [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://www.gramota.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Форма контроля:
тестирование;
проверка тетрадей.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация
Самостоятельная работа №8
Падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым
Задание обучающимся:
Выписать из текстов художественной литературы 6 афоризмов на тему «Жизнь».
Литература:
Тексты художественных произведений.
Форма контроля:
фронтальный опрос;
проверка тетрадей.
Самостоятельная работа №9
Однородные и неоднородные определения. Обособление определений
Задание обучающимся:
Подготовить презентацию по теме занятия.
Литература:
Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 46 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 368 с.
Русская грамматика [Электронный ресурс] / Академия наук РФ. Институт русского языка: сайт // Режим доступа: http://rusgram.narod.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Справочно-информационный интернет-портал Грамота. ру - русский язык для всех [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://www.gramota.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Форма контроля:
просмотр мультимедийных презентаций.
Тема 7. Стили языка
Самостоятельная работа №10
Научный стиль
Задание обучающимся:
Подготовить слайды к презентации.
Литература:
Бабайцева, В.В. Русский язык 10-11 классы: учеб. / В.В. Бабайцева. -7-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2010. – 447 с.: ил.
Власенков, А.И. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень: учеб. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбаченкова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
Русская грамматика [Электронный ресурс] / Академия наук РФ. Институт русского языка: сайт // Режим доступа: http://rusgram.narod.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Справочно-информационный интернет-портал Грамота. ру - русский язык для всех [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://www.gramota.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Форма контроля:
просмотр мультимедийных презентаций.
Самостоятельная работа №11
Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, доклад, дискуссия
Задание обучающимся:
Написать сообщения на тему «Жанры публицистического стиля».
Литература:
Бабайцева, В.В. Русский язык 10-11 классы: учеб. / В.В. Бабайцева. -7-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2010. – 447 с.: ил.
Власенков, А.И. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень: учеб. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбаченкова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
Форма контроля:
заслушивание сообщений;
проверка тетрадей.
Самостоятельная работа №12
Своеобразие официально - делового стиля
Задание обучающимся:
Записать тезисный конспект статьи учебника «Своеобразие официально-делового стиля» по плану:
1.Официально-деловой стиль – исторически сложившийся жанр.
2. Клише – типичная черта официально-делового стиля (речевой стандарт).
3. Формы изложения и расположение материала в официально-деловых документах.
Критерии оценки конспекта:
- содержательность конспекта, соответствие плану;
-отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
- ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
-графическое выделение особо значимой информации;
- соответствие оформления требованиям;
- грамотность изложения;
- конспект сдан в срок.
Литература:
Власенков, А.И. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень: учеб. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбаченкова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
Форма контроля:
ответ на контрольные вопросы;
проверка тетрадей.
Самостоятельная работа №13
Художественный стиль. Общая характеристика. Виды стилистических фигур
Задание обучающимся:
Сделать карточки по теме «Виды стилистических фигур».
Литература:
Тексты художественных произведений.
Форма контроля:
выставка работ.
Тема 8. Сложное предложение
Самостоятельная работа №14
Знаки препинания в БСП и в СПП с одним и несколькими придаточными
Задание обучающимся:
Сделать карточку с 5 предложениями из художественных произведений по теме занятия.
Литература:
Тексты художественных произведений.
Форма контроля:
выставка работ.
Тема 9. Наука о русском языке
Самостоятельная работа №15
Наука о русском языке
Задание обучающимся:
Доклады по теме «Наука о русском языке»:
- Русистика – наука о русском языке.
- Разделы русистики:
- грамматика (морфология и синтаксис)
- лексика
- фразеология
- фонетика
- графика
- орфография
- пунктуация
- орфоэпия
- словообразование
- стилистика
3) М.В. Ломоносов – основатель современной науки о русском языке.
Литература:
Бабайцева, В.В. Русский язык 10-11 классы: учеб. / В.В. Бабайцева. -7-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2010. – 447 с.: ил.
Власенков, А.И. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень: учеб. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбаченкова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
Интернет-ресурсы:
Русская грамматика [Электронный ресурс] / Академия наук РФ. Институт русского языка: сайт // Режим доступа: http://rusgram.narod.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Справочно-информационный интернет-портал Грамота. ру - русский язык для всех [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://www.gramota.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Форма контроля:
заслушивание докладов.
Самостоятельная работа №16
Ученые-русисты
Задание обучающимся:
Доклады на тему «Выдающийся ученый-русист»:
- А.А. Шахматов.
- Ф.И. Буслаев.
- В.В. Виноградов.
- А.Х. Востоков.
- В.И. Даль.
- С.И. Ожегов.
- А.М. Пешковский.
- Н.С. Трубецкой.
- И.И. Срезневский.
10) Д.Н. Ушаков.
Литература:
Русский язык. Сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Справочно-информационный интернет-портал Грамота. ру - русский язык для всех [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://www.gramota.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
Форма контроля:
заслушивание докладов.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники (ОИ):
1. Бабайцева, В.В. Русский язык 10-11 классы: учеб. / В.В. Бабайцева. -7-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2010. – 447 с.: ил.
2. Власенков, А.И. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень: учеб. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбаченкова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
Дополнительные источники (ДИ):
1. Барандеев, А.В. Русский язык. Пособие для факультативного курса: учеб. пособ. / А.В. Барандеев, И.И. Ворожбитская, Р.А. Лазаренко; Под ред. А.В. Барандеева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 368 с. – (СПО)
2. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 46 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 368 с.
3. Дудников, А.В. Русский язык: учеб. пособ. / А.В. Дудников, А.И. Арбузова, И.И. Ворожбитская. – 7-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1999. – 414 с.
4. Розенталь, Д.Э. Русский язык для школьников старших классов и поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. – 4-е изд.- М.: Дрофа, 1999. – 368 с.
5. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: Оникс 21 век; Мир и образование, 2003. – 384 с.
Интернет-ресурсы (И-P):
1. Русский язык. Сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
2. Русская грамматика » [Электронный ресурс] / Академия наук РФ. Институт русского языка: сайт // Режим доступа: http://rusgram.narod.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
3. Справочно-информационный интернет-портал Грамота. ру - русский язык для всех [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://www.gramota.ru. – Дата обращения: 06.02.2015. – Заглавие с экрана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Русский язык»
ММетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся по специальностям 09.02.04. Информационные системы (по отраслям); ...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Литература
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Литература разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального образования ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК".
Данные методические рекомендации, предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся....
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной учебной дисциплины "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»
В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Физической культуре», основные понятия и определения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 12 Химия
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Химия» разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образователь...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине "Русский язык"
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине "Русский язык" основной профессиональной образовательной программы 01.01.10. «Ремонтник горного оборудо...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский язык) для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного формирования устойчивых навыков и умений по разн...