МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 12 Химия
учебно-методический материал по химии (11 класс)

Ракчеева Наталия Александровна

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Химия» разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом СОО.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_sam_rabota_78ch.1.doc507.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования   Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение

«Ставропольский  региональный многопрофильный колледж»  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 12  Химия

 

Ставрополь, 2019

Автор-составитель: преподаватель   Ракчеева Наталия Александровна 

Методические указания  по выполнению внеаудиторной

самостоятельной работы обучающихся  по дисциплине

 ОУД. 12  ХИМИЯ

– ГБПОУ СРМК,  2019, стр. - 44.

Рассмотрено на заседании

кафедры «Математических и естественно-научных дисциплин»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Химия» разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом СОО.    

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

3

1. Общие сведения

4

2. Инструкция для студентов для работы с рекомендациями

6

3. Тематический план изучения дисциплины

8

4. Технологическая карта самостоятельной работы

12

5. Порядок оформления видов и форм отчетности

по самостоятельной работе

16

6. Ведомость учета выполнения самостоятельной работы

41

7. График выполнения самостоятельной работы

42

8. Критерии оценивания самостоятельной работы

43

Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов

44

Примерные темы индивидуальных проектов (Приложение № 1)

46

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания  предназначены  для  организации внеаудиторной  самостоятельной работы при  изучении дисциплины «Химия» обучающимися независимо от форм обучения.

 Методические указания включают:

- тематический план изучения дисциплины;

- технологическую карту самостоятельной работы;

- перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы;

- порядок оформления видов и форм отчётности по самостоятельной работе обучающихся:

  • рекомендации по подготовке презентации
  • рекомендации по написанию реферата
  • рекомендации по написанию и проработке  конспекта
  • рекомендации по написанию и оформлению тезисов
  • рекомендации по написанию доклада
  • рекомендации по оформлению плана

-ведомость учета выполнения самостоятельной работы;

- график выполнения самостоятельной работы;

- критерии оценивания самостоятельной работы;

- перечень рекомендуемых учебных изданий.

Форма отчетности предусматривает изучение источников информации по вопросам плана изучаемых тем, ответов на вопросы самоконтроля, проработке конспекта,  подготовке презентаций, написании рефератов, докладов, сообщений, решении расчетных задач.

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Химия» разработаны в соответствии с рабочей программой  учебной дисциплины ОУД. 11 Химия.

Содержание методических рекомендаций  по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования нового поколения.

По учебному плану рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины следующее: максимальная учебная нагрузка обучающегося 117, в том числе:

78- обязательное аудиторная учебная нагрузка обучающегося;

самостоятельная работа -39.

Целью методического пособия является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся, определение ее содержания, установление требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Задачами методических указаний  по самостоятельной работе являются:

- развитие комплексного подхода к изучению дисциплины на основе освоения  ее  методологических основ применения  ранее полученных знаний и умений с использованием  междисциплинарных связей;

-   активизация самостоятельной работы обучающихся;

-    содействие развитию творческого отношения к данной дисциплине;

-    выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и нормативными документами;

-    управление познавательной деятельностью обучающихся.

Функциями методических указаний  по самостоятельной работе являются:

- определение содержания работы обучающихся по овладению программным материалом;

-   установление требований к результатам изучения дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся.

Дисциплина «Химия» относится к дисциплинам общеобразовательного цикла.

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.11  Химия, обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

  • сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
  • сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  • владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
  • сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

  1. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДЛЯ РАБОТЫ

С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

Уважаемый студент!

Вы должны знать, что самостоятельная работа, как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО, является важным элементом образовательного процесса. В соответствии с учебным планом по специальностям технического профиля в процессе изучения учебной дисциплины «Химия» Вам    необходимо    более    углубленно сформировать    и совершенствовать профессиональные и общие компетенции через выполнение заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Чтобы выполнить предусмотренные задания Вам необходимо воспользоваться рекомендациями по выполнению и оформлению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Химия».

В соответствии с рабочей программой по дисциплине  «Химия» объем часов, отводимый на самостоятельную работу составляет 39 часов.

Обратите внимание, что все виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы указаны в технологической карте внеаудиторной самостоятельной работы и перечне тем и рекомендаций по ее выполнению. Вам необходимо очень подробно и тщательно изучить эти два документа.Они являются вашим ориентиром и маршрутом в выполнении предложенных вам видам работ. Особое внимание обратите на выполнение практических заданий предусмотренных для самостоятельного выполнения. В технологической карте обозначены формы выполнения и контроля заданий, они различны.

Контроль за выполнением заданий для внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель будет осуществлять с помощью карты-маршрута внеаудиторной самостоятельной работы студента (см приложение). Она будет выдана на руки каждому из Вас. Кроме того, приводится стандарт карты-маршрута. Карта - маршрут предполагает необходимый стандарт набора баллов по оценке сформированных знаний, умений, общих и профессиональных компетенций в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Если предлагаемые условия не выполняются, то рекомендуемые баллы корректируются в сторону уменьшения. На руках у студента должен быть незаполненный образец карты-маршрута по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Каждый вид задания будет оценен соответствующим баллом. Карта маршрута должна находиться в Вашем портфолио студента. Отметки о выполнении заданий будет производить преподаватель.

Сроки проверки заданий преподаватель устанавливает в зависимости от применяемых видов контроля: текущий, рубежный, промежуточная аттестация. В основном контроль будет осуществляться на этапе рубежной аттестации, т. е. после изучения каждой темы учебной дисциплины «Химия». В зависимости от количества часов, отведенных на выполнение заданий и их сложности, преподаватель может осуществить текущий контроль. Преподаватель может спросить по теме любые вопросы в любой последовательности. О проведении контроля Вы будете заранее предупреждены. Карта - маршрут с оценками преподавателя вместе с портфолио студента окончательно должна быть представлена на этапе промежуточной аттестации, т. е. на  дифференцированном зачете по учебной дисциплине.

3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 ХИМИЯ

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Максимальная учебная нагрузка

Всего

Из них практических

занятий

Введение

2

2

Раздел I Общая и неорганическая химия

44

4

18

62

Тема1.1  Основные понятия и законы

4

2

6

Тема1.1.1 Основные понятия химии

2

Тема1.1.2  Основные законы химии

2

Тема1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома

6

2

          8

Тема1.2. 1 Периодический закон Д.И.Менделеева.

2

Тема1.2.2 Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева.

2

Тема1.2.3 Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки

2

Тема1.3 Строение вещества

8

2

10

Тема1.3.1 Ионная  и ковалентная химическая связь.

2

Тема1.3.2 Металлическая связь и водородная связь

2

Тема1.3.3 Чистые вещества и смеси.

2

Тема1.3.4 Дисперсные системы.

2

Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

4

1

2

6

Тема 1.4.1 Вода. Растворы. Растворение

2

Тема 1.4.2Электролитическая диссоциация.

 Практическое занятие. Составление схем электролитической диссоциации солей, кислот, оснований

2

Тема1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

8

1

2

10

Тема 1.5.1Кислоты и их свойства.

2

Тема 1.5.2 Основания и их свойства.

2

Тема 1.5.3 Соли и их свойства.

Практическое занятие. Составление уравнений  реакций ионного обмена неорганических и органических соединений.

2

Тема 1.5.4 Оксиды и их свойства.

2

Тема 1.6. Химические реакции

6

1

4

10

Тема 1.6.1 Классификация химических реакций.

Практическое занятие. Составление уравнений химических реакций, доказывающих генетическую связь  между классами соединений.

2

Тема 1.6.2 Окислительно-восстановительные реакции

2

Тема 1.6.3 Скорость химических реакций. Обратимость химических реакций.

2

Тема 1.7. Металлы и неметаллы

8

1

4

12

Тема 1.7.1 Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Классификация металлов по различным признакам.

2

Тема 1.7.2 Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

2

Тема 1.7.3 Общие способы получения металлов.

2

Тема 1.7.4 Неметаллы.

Практическое занятие. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств.

2

Раздел II Органическая химия

32

4

13

45

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

4

3

7

Тема 2.1.1 Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

2

Тема 2.1.2 Классификация органических веществ. Классификация реакций в органической химии.

2

Тема2.2. Углеводороды и их природные источники

10

1

3

13

Тема 2.2.1 Алканы

2

Тема 2.2.2 Алкены

2

Тема 2.2.3 Диены и каучуки.

2

Тема 2.2.4 Алкины. Арены

Практическое занятие. Качественный анализ органических соединений. Углеводороды.  

2

Тема 2.2.5 Природные источники углеводородов.

2

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения

10

2

3

13

Тема  2.3.1 Спирты. Фенол.

2

Тема 2.3.2 Альдегиды.

2

Тема2.3.3 Карбоновые кислоты. Практическое занятие. Решение ситуационных задач по теме «Альдегиды»

2

Тема 2.3.4 Сложные эфиры и жиры

2

Тема 2.3.5 Углеводы.

Практическое занятие. Строение и  химические свойства углеводов.

2

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

6

1

4

10

Тема 2.4. 1 Амины. Аминокислоты

2

Тема 2.4. 2 Белки. Полимеры

2

Тема 2.4. 3 Пластмассы. Волокна, их классификация. Практическое занятие.Решение экспериментальных задач по органической химии

2

Дифференцированный зачет

2

2

Индивидуальный проект

8

-

8

8

Итого по дисциплине

78

8

39

117

4.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации по выполнению и оформлению  самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  «Химия» включают в себя технологическую карту самостоятельной работы, отражающую в себе изучаемые разделы и темы дисциплины, тематику самостоятельной работы, количество часов, виды самостоятельной работы, ее информационное обеспечение и форму контроля. Она  разработана таким образом, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выполнять предложенные задания, а преподаватель будет только проверять выполненные задания.

Тенденция современного образования - самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.

Технологическая карта самостоятельной работы поможет обучающимся организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной карты обучающиеся узнают наименования тем и  тематику самостоятельной работы; ее виды как обязательные, так и по выбору обучающихся. Информационное обеспечение, обозначенное в карте, содержит в себе источники информации для самостоятельной работы. Предусмотренная форма контроля определяет функции преподавателя по проверке  результатов самостоятельной работы и указывает на ее оформление. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику освоения содержания учебной дисциплины.

Самостоятельная работа выполняется  обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, включает единицы содержания, выделенные преподавателем для самостоятельного изучения.

Наименование и номер раздела

Наименование

темы

Тематика сам. работы

Кол-тво часов

 Виды сам. работы

Информационное обеспечение

Форма контроля

Раздел 1

Общая и неорганическая химия.

Тема 1.1 

Основные понятия и законы  химии

 

Основные   законы  химии

2

самостоятельная  работа №1

Решение расчетных задач

 Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: Практикум : учеб. пособие. – 5 –е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2016.                                                         

проверка решения расчетных задач  

           Тема 1.2

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома

Аллотропные видоизменения веществ

2

самостоятельная работа№2

Составление конспекта  по теме: Аллотропные видоизменений углерода и их применение

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

проверка составления конспекта

  Тема1.3

Строение вещества

Концентрация  растворов

2

Са Самостоятельная работа №3. Решение задач по определению  концентрации  растворов.

 Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: Практикум : учеб. пособие. – 5 –е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2016.                                                         

проверка решения задач  

 Тема 1.4

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Растворы

2

Сам самостоятельная работа №4

Подготовка  реферата по теме: «Вода как реагент и среда для химического процесса»

Общая и неорганическая химия http://www.iprbookshop.ru/66393.html

 защита реферата  

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Металлы и их свойства

2

самостоятельная работа №5

Подготовка  доклада по теме: «Металлы в современной технике. Сплавы».

Химия http://www.iprbookshop.ru/49800.html

 защита доклада    

 

Тема 1.6.

Химические реакции

Окислительно-восстановительные реакции

4

самостоятельная работа№6. Подготовка сообщения по теме: «Значение галогенов, кислорода и азота в жизни человека»

Шпаргалка по неорганической химии http://www.iprbookshop.ru/65212.html

проверка подготовки сообщения

Тема 1.7. Металлы и неметаллы

Металлы

4

  самостоятельная работа№7.  Подготовка реферата на тему «Охрана окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами»

Общая и неорганическая химия http://www.iprbookshop.ru/66393.html

защита реферата

Раздел II Органическая химия.

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

3

самостоятельная работа №8

Подготовка презентационного доклада на тему: «Жизнь и деятельность А. М. Бутлерова»

Органическая химия в рисунках, таблицах, схемах http://www.iprbookshop.ru/67352.html

защита презентационного доклада

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

Природные  углеводороды

3

самостоятельная работа №9

Подготовка реферата по теме:  «Современные  направления нефтехимии»

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

 защита реферата

Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

Кислородсодержащие органические соединения

3

самостоятельная работа №10

Решение задач по теме «Кислородосодержащие органические соединения».

Органическая химия в рисунках, таблицах, схемах http://www.iprbookshop.ru/67352.html

проверка  решения задач

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Химия и экология

4

самостоятельная работа №11

Подготовка презентации  на тему: «Экологические аспекты использования углеводородного сырья»

Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: Практикум : учеб. пособие. – 5 –е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2016.                                                         

защита

презентации

 

Индивидуальный проект

8

Примерные темы индивидуальных проектов

(Приложение № 1)

Электронно- библиотечная система   IPRbooks  http://www.iprbookshop.ru/

  Защита проекта на семинаре, студенческой научно- практической  конференции,на учебном занятии.

5. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВИДОВ И ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже - раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы   пользоваться   ими   как   планом для

выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде - не больше 7 строк;

маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде - 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии - «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без        эффектов        анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта   можно   достигнуть,   если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации - рискованно, оптимальный вариант -в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим - показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 - 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления кегль - для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон - черный текст; темно-синий фон - светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над      основной      информацией (текстом,

иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное    отображение    объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPoint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPoint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью

нее?);

  • к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Приложение 1.

Оценочный лист компьютерной презентации

ФИО ________________________________________________________

Учебная дисциплина __________________________________

Тема_________________________________________________________

Группа___________специальность________________________________

Преподаватель________________________________________________

Критерии

ДА

(2 балл)

НЕТ

(1 балл)

Оценка в баллах

18-15 -оценка «5»;

14-10 - оценка «4»;

9-4 - оценка «3»;

3 и ниже-оценка«2»

Лаконичность, ясность

Уместность применения

Соответствие содержанию выступления

Содержательность материала презентации

Наглядность материала

Разумное использование эффектов

Название слайдов

Наличие списка источников

Дизайнерские новинки

Итог

Подпись преподавателя__________________________________________________

  1. Методические рекомендации по оформлению реферата

Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.

Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

  • Титульный лист.
  • Оглавление.
  • Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).
  • Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
  • Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
  • Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8-10 различных источников.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Приложение 2.

Оценочный лист реферата

ФИО __________________________________________________

Группа_____________________  

специальность________________________

Преподаватель___________________________________

Тема реферата_____________________________________________

Учебная дисциплина_________________________________

Критерии оценки реферата

Максим.

 кол-во

баллов

Кол-во баллов

Новизна текста

Актуальность темы исследования

2

Самостоятельность в постановке проблемы

2

Наличие авторской позиции

3

Стилевое единство текста

2

Степень раскрытия сути исследуемой проблемы

Соответствие плана теме реферата

3

Соответствие содержания теме и плану

3

Полнота и глубина раскрытия основных положений

3

Обоснованность способов и методов работы с материалом

1

Умение работать с литературой

2

Умение систематизировать и структурировать

1

Умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения

1

Обоснованность выбранных источников

Полнота использования работ по проблеме

1

Привлечение работ известных исследователей, новых статистических данных и т.п.

1

Требования к оформлению

Грамотность и культура оформления

1

Владение терминологией

1

Соблюдение орфографического режима

1

Соблюдение единой стилистики изложения

1

Наличие приложений

1

Средний балл

Окончательная оценка

      Оценка в баллах

30-25 -оценка «5»;

24-20 - оценка «4»;

19-15 - оценка «3»;

14 и ниже - оценка «2»

Подпись преподавателя ___________________

  1. Методические рекомендации по оформлению конспекта.

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Конспект:

  • подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;
  • показывает внутреннюю логику изложения;
  • содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;
  • отражает отношение составителя к материалу;
  • может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.

Виды конспектов графически представлены на рис. 1.

Общий алгоритм конспектирования состоит в следующем:

  • прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения;
  • выяснить в словаре значение новых непонятных слов, выписать их в тетрадь или словарь в конце тетради;
  • вторично прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведется своими словами, не переписывая текст. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;
  • прочитать конспект ещё раз, доработать его.

Вместе с тем, существуют некоторые особенности создания конспектов различных видов. Остановимся кратко на этом вопросе.

Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Выделение главной мысли - одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, - писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».

Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

План-конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и заполняется. Положительной чертой этого вида конспектов является то, что он учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

Этапы работы:

Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.

  1. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
  2. Сформулируй и запиши вывод.

План-конспект может выглядеть как таблица. Например:

1)

Основные вопросы

Раскрытие вопросов

1.        Сущность, содержание, основные характеристики бренда.

2.        Взаимосвязь бренда с экономическими категориями «потребность», «спрос», «предложение.

3.        Технологии.

4.        Управление активами бренда и др.

Бренд - это атрибуты фирмы или товара, которые отражают их индивидуальность, привлекают внимание клиентов, создают имидж фирме, репутацию, способствуя продвижению товара на рынках.

Российскими авторами бренд трактуется как раскрученная торговая марка.

Символ бренда должен:

  • наиболее точно и полно отражать содержание товара;
  • обеспечить максимальное отличие от конкурентных брендов;
  • сформировать у потребителя убеждения, что этот бренд уникальный.

Уникальность символа бренда – главное требование при формировании бренда

2)

Ключевые слова

Суть,

основная мысль

Раскрытие основной мысли

Заключение, вопросы, личные отношения

Задание для самостоятельной работы при этом может быть сформулировано следующим образом:

Вариант 1. Внимательно прочтите предложенный текст (тексты) в учебнике (учебниках или распечатке). Представьте его в виде конспекта. На его основе составьте тезисы и план.

Вариант 2. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя предложенный преподавателем план. Оформите план-конспект.

Вариант 3. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя вид конспекта - тематический обзорный (раскрывает конкретную тему использованием нескольких источников).

Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат.

Характеристика конспекта: строится из высказываний тора, из изложенных им фактов. Чаще всего этот вид конспекта используется для работы с первоисточником. К нему студент может обращаться неоднократно. Но он не способствует актив мыслительной работе, поэтому, как правило, служит только люстрацией к изучаемой теме.

Этапы работы:

  1. Прочитать текст, отметить в нём основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.
  2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
  • ... (цитата);
  • ... (цитата); (вывод);
  • основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.
  1. Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.
  2. Сделать общий вывод.

Опорный конспект - это отражение изложения информация заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.

Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.

Этапы работы:

  1. Прочитать внимательно текст.
  2. Разделить его на смысловые части - блоки.
  3. Поставить к каждой части вопрос.
  4. Ответить на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.

Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий от студента при составлении, так как требует умений активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Однако именно этот вид конспектов в высшей степени способствует прочному усвоению учебного материала.

Этапы работы:

  1. Используя имеющиеся источники, выбрать материал по интересующей теме, изучить его и глубоко осмыслить.
  2. Сделать необходимые выписки основных мыслей, цитат, составить тезисы.
  3. Используя подготовленный материал, сформулировать основные положения по теме.

Тематический конспект - это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.

Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хро. но логическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.

Этапы работы:

  1. Изучить несколько источников и сделать из них выборку материала по определённой теме или хронологии.
  2. Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана.
  3. Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложить осознанный материал.

Приложение 3.

Оценочный лист конспекта

ФИО ________________________________________________________

Учебная дисциплина __________________________________

Тема конспектирования_________________________________________

Группа___________специальность_______________________________

Преподаватель________________________________________________

Критерии оценивания

Максим. кол-во баллов

Кол-во баллов

Оценка

20-17 –оценка «5»;

16-13 – оценка «4»;

12-9 – оценка «3»;

8  и ниже -оценка «2»

Системность

3

Краткость

3

Сохранение  логики материала

3

Убедительность

1

Умение  выделять главное

3

Аккуратность

1

Умение моделировать ситуацию

2

Грамотность

2

Общее впечатление

2

Общее кол-во баллов

Подпись преподавателя_____________________________________

4. Методические рекомендации по оформлению тезисов.

Тезис — это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Тезисы:

  • повторяют, сжато формулируют и заключают
  • прочитанное (или излагаемое устно);
  • всегда имеют доказательства;
  • всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания;
  • позволяют обобщить материал;
  • ценны для критического анализа статьи, доклада, сообщения.

Существуют различные виды тезисов: по структуре - простые, сложные, основные; по представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.

Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

  • преамбула;
  • основное тезисное положение;
  • заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

  • использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
  • с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины);
  • использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).

Графическое обозначение логики изложения осуществляется Через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов

  • тезисы глагольного строя, в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;
  • тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

При составлении тезисов студенту можно рекомендовать такой порядок действий:

  1. Познакомься с содержанием материала, при этом обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.
  2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана, стакера или отчеркиванием).
  3. Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).
  4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
  5. Тезисы пронумеруй - это позволит сохранить логику авторских суждений.
  6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого - это облегчит последующую работу с ним.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Известно, что ...

Следует отметить, что ...

Однако...

При этом важно, что ...

Предполагается, что ...

Специалисты ставят своей задачей ...

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

Ставит вопрос ...

Считает ...

Сравнивает ...

Приводит пример ...

Перечисляет ...

Характеризует ...

Подчеркивает ...

Тезисы с точки зрения нормативности являются одним из наиболее устойчивых жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов считается грубым искажением стилистической и коммуникативной норм. Среди типичных ошибок, допускаемых студентами при тезировании, можно назвать подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Приложение 4.

Оценочный лист тезисов

ФИО ________________________________________________________

Учебная дисциплина __________________________________

Тема_________________________________________________________

Группа___________специальность________________________________

Преподаватель________________________________________________

Критерии оценивания

Максим. кол-во баллов

Кол-во баллов

Оценка в баллах

20-15- оценка «5»;

14-10-оценка «4»;

9-7 – оценка «3»;

6 и ниже –

оценка «2»

Структура  тезисов

(простые, сложные, основные)

5

Умение кратко изложить мысль другого человека по данной теме

5

Решение основных проблем изучаемого материла

5

Логичность, структура (тезис – аргумент – вывод)

5

Общее кол-во баллов

Подпись

преподавателя_________________________________________________

5.Методические рекомендации по написанию и оформлению доклада.

Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Цель доклада - сформировать научно-исследовательские навыки и умения у студентов, способствовать овладению методами научного познания, освоить навыки публичного выступления, научиться критически мыслить. При этом главная составляющая - это публичное выступление.

Этапы подготовки доклада:

  • выбор темы доклада;
  • подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативных правовых актов;
  • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений ученых;
  • составление плана доклада;
  • написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Структура доклада:

1. Вступление, в котором указываются:

  • тема доклада;
  • цель доклада;
  • связь данной темы с другими темами;
  • актуальность, проблематика темы;
  • краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п.

2. Основная часть, которая содержит логичное, последовательное изложение материала.

3. Заключение, в котором:

  • подводятся итоги, формулируются выводы;
  • подчеркивается значение рассмотренной проблемы;
  • выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.;

4. Приложения (схемы, таблицы для более наглядного освещения темы).

Требования к оформлению работы:

  • размер бумаги – А 4;
  • поля: сверхнее, нижнее - 2 см; левое, правое - 2,5 см;
  • колонтитулы - 1,25 см;
  • ориентация книжная;
  • шрифт Times New Roman, высота 14pt;
  • межстрочное расстояние - одинарное;
  • выравнивание по ширине;
  • красная строка 1,5 см.

В случае невозможности выполнить работу в электронном варианте, допускается рукописное оформление доклада.

Министерство образования и молодежной политики  Ставропольского края

ГБПОУ  «Ставропольский  региональный многопрофильный колледж»

Доклад

по дисциплине ___________

на тему: «__________»

Выполнил(а):

студент(ка) __ курса, группы __

    Губина А.

Проверила:
преподаватель ____

Ставрополь, 20….

Требования к защите доклада:

1. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

2. Для успешного выступления с докладом заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

3. При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем.

Приложение 5.

Оценочный лист доклада

ФИО ________________________________________________________

Группа_____________________

специальность _____________________

Преподаватель____________________________________________

Учебная дисциплина_________________________________

Тип исследования______________________________________________

Тема исследования_____________________________________________

Критерии оценивания

Показатели оценивания

Кол-во баллов

1.

Качество выступления

Студент зачитывает доклад

2

Рассказывает, но не объясняет

3

Хорошее изложение материала

5

2.

Оригинальность доклада

Для доклада выбрана традиционная тема

2

Доклад выполнен по актуальной теме

3

Доклад содержит собственные идеи

5

3.

Структура доклада

Нелогичная структура доклада

2

Структура требует корректировки

3

Работа структурирована грамотно

5

4.

Владение специальным научным  аппаратом

Владеет базовой терминологией

2

Использует общенаучную и специальную терминология

3

Хорошо владеет специальным научным аппаратом

5

5.

Качество ответов на вопросы

Не может ответить на вопросы

2

Отвечает на вопросы однозначно

3

Уверенно отвечает на вопросы

5

6.

Четкость выводов и обобщений

Отсутствие выводов и обобщений

2

Бездоказательность выводов

3

Выводу полностью характеризуют работу

5

7.

Использование демонстрационного

материала

Не использует демонстрационных средств

2

Использует,  но не ориентируется в материале

3

Уместно применяет демонстрационные материалы

5

8.

Оформление доклада

Оформление не соответствует требованиям

2

Оформление в соответствии с требованиями

3

Творческий подход к оформлению доклада

5

Общее кол-во баллов

Оценка

Оценка в баллах

 40-35 -оценка «5»;

 34- 30 –оценка «4»;

 29- 25–оценка «3»;

 24  и ниже -оценка «2»

Подпись преподавателя_________________________________________

5.   Методические рекомендации по оформлению плана.

План - замысел, проект, основные черты какой-либо работы, изложения. Способ рассмотрения, построения, подхода к чему-либо.

План - самая короткая форма оформления записей, которая:

  • отражает последовательность изложения мысли и обобщает ее;
  • раскрывает содержание текста;
  • восстанавливает в памяти содержание источника;
  • заменяет конспекты и тезисы;
  • помогает составлению записей разного рода (доклад, сооб-1 щения, отчет);
  • улучшает сделанную запись;
  • ускоряет проработку источника информации;
  • организует самоконтроль;
  • сосредоточивает внимание и стимулирует самостоятельность работы;
  • оживляет в памяти хорошо знакомый текст.

Но нужно помнить, что план не передает фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи. С помощью плана можно составлять записи разного рода: готовить сообщения, доклады, рефераты. Кроме того, он организует самоконтроль.

Принципы составления плана и его виды представлены на рис. 1 и 2.

Составление плана при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

  • чтение текста целиком;
  • деление его на смысловые части;
  • озаглавливание частей (на первых порах - заголовки, отражающие содержание части);
  • воспроизведение текста по составленному плану.

Приложение 5.

Оценочный лист плана

ФИО ________________________________________________________

Учебная дисциплина __________________________________

Тема_________________________________________________________

Группа___________специальность________________________________

Преподаватель________________________________________________

Критерии оценивания

Максим. кол-во баллов

Кол-во баллов

Отражение последовательности изложения мысли и её обобщение

5

Деление текста на смысловые части и их оглавление

4

Лаконичность, содержательность

4

Эффективность схемы подачи материала

5

Общее кол-во баллов

Оценка

      Оценка

18-16 -оценка «5»;

15-11 – оценка «4»;

10-7 – оценка «3»;

6  и ниже -оценка «2»

Подпись преподавателя_________________________________________

 6. ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:___________________________________________________________

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА  ХИМИЯ

ГРУППА №______________

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:________________

Ф.И. обучающегося

Раздел 1. Общая и неорганическая химия

Раздел II  Органическая химия

Тема 1.1

Основные понятия и законы  химии

Тема 1.2

ПЗ и ПС химических элементов Менделеева

Тема 1. 3

Строение вещества

Тема 1.4 Вода. Растворы. ЭЛД.

Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства

Тема 1.6 Химические реакции

Тема 1.7 Металлы и неметаллы

Тема 2.1. Основные понятия орган. химии и теория строения органических соединений

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

Тема2.3 Кислородсодержащие органические соединения

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Преподаватель_____________________________ (_______________________

  1. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы

Вид задания

Форма контроля

Срок сдачи

1

Раздел 1.

Тема1.1  Основные понятия и законы  химии

самостоятельная  работа №1 

Решение расчетных задач

Проверка

 решения расчетных задач

3,4 неделя

2

Тема 1.2  Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома

самостоятельная работа№2. Составление конспекта  по теме: Аллотропные видоизменения углерода и их применение

Проверка составления конспекта

5,6 неделя

3

Тема 1. 3  Строение вещества

самостоятельная работа №3

 Решение задач по определению  концентрации  растворов.

Проверка  решения  задач

7,8 неделя

4

Тема 1.4  Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

самостоятельная работа №4

Подготовка реферата по теме «Вода как реагент и среда для химического процесса»

Проверка подготовки  реферата

5

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

самостоятельная работа №5

Подготовка   доклада по теме:

«Металлы в современной технике. Сплавы»

Проверка подготовки  доклада

9,10 неделя

6

Тема 1.6. Химические реакции

самостоятельная работа №6

Подготовка сообщения по теме: «Значение галогенов, кислорода и азота в жизни человека»

Проверка подготовка сообщений и их коллективное обсуждение

11,12 неделя

7

Тема 1.7. Металлы и неметаллы

самостоятельная работа №7

 Подготовка реферата по тему «Охрана окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами»

Проверка  подготовки реферата

11,12 неделя

8

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Самостоятельная работа№8.  Презентационный доклад на тему «Жизнь и деятельность А. М. Бутлерова»

 Защита  презентационного доклада

13,14 неделя

9

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

Самостоятельная работа №9

Подготовка реферата по теме  «Современные  направления нефтехимии»

Защита реферата

13,14 неделя

10

Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

Самостоятельная работа№10 Решение задач по теме «Кислородосодержащие органические соединения»

Проверка  решения  задач  

15,16 неделя

11

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Самостоятельная работа №11

Подготовка презентации  на тему: «Экологические аспекты использования углеводородного сырья»

Защита презентации и ее коллективное обсуждение

15,16 неделя

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны; допущена одна ошибка или два-три недочета.

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Примечание.

1) Преподаватель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если  работа выполнена оригинально.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения обучающимся. На последующем занятии предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

И  ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

        1.Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – 6 –е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.-272 с.-5000 экз.-ISBN 978-5-4468-5991-7.-Текст: непосредственный.

        2.Химия для профессий и специальностей технического профиля: Практикум : учеб. пособие /О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков, Н.М. Дорофеева; под ред. О.С. Габриеляна . – 6 –е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.-304 с.-ISBN 978-5-4468-4807-2.-Текст: непосредственный.

Интернет-ресурсы

  1. Громова, Е. Ю. Строение атома. Химическая связь [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. Ю. Громова, Л. А. Альметкина, Г. В. Булидорова. — Электрон. текстовые данные. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. — 108 c. — 978-5-7882-2276-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79533.html
  2. Маршалкин, М. Ф. Химия [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Ф. Маршалкин, И. С. Григорян, Д. Н. Ковалев. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 228 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63225.html
  3. Белкина, Е. И. Основные понятия и законы химии, строение атома и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Е. И. Белкина, К. П. Чуглова. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: Университет ИТМО, 2015. — 40 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67461.html
  4. Химия [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Е. В. Никитина [и др.]под ред. С. Д. Ващенко. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 220 c. — 978-5-321-02442-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68514.html

Примерные темы индивидуальных проектов (Приложение № 1)

  • Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
  • Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
  • Современные методы обеззараживания воды.
  • Аллотропия металлов.
  • Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
  • «Периодическому закону будущее не грозит разрушением...»
  • Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.
  • Изотопы водорода.
  • Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
  • Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
  • Плазма — четвертое состояние вещества.
  • Аморфные вещества в природе, технике, быту.
  • Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.
  • Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
  • Защита озонового экрана от химического загрязнения.
  • Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.
  • Косметические гели.
  • Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
  • Минералы и горные породы как основа литосферы.
  • Растворы вокруг нас. Типы растворов.
  • Вода как реагент и среда для химического процесса.
  • Жизнь и деятельность С. Аррениуса.
  • Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
  • Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
  • Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
  • Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
  • Оксиды и соли как строительные материалы.
  • История гипса.
  • Поваренная соль как химическое сырье.
  • Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
  • Реакции горения на производстве и в быту.
  • Виртуальное моделирование химических процессов.
  • Электролиз растворов электролитов.
  • Электролиз расплавов электролитов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Литература

Методические указания по организации самостоятельной работы  обучающихся по дисциплине Литература разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального образования ...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык

Методические указания по организации самостоятельной работы  обучающихся по  дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального обра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК".

Данные методические рекомендации,  предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся....

Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ПД.07 «Естествознание (физика)»

Представленные методические материала предназначены для организации самостоятельной работы для обучающихся,занимающихся по индивидуальному учебному плану....

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной учебной дисциплины "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Физической культуре», основные понятия и определения...

Методические указания по организации самостоятельной работы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по «Основам безопасности жизнедеятельности» для профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»: ме...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский язык) для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

   Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного формирования устойчивых навыков и умений по разн...