МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК".
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Макаров Андрей Дмитриевич

Данные методические рекомендации,  предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_ukaz_po_srs_ang_makarov.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение  

высшего профессионального образования

«Тюменский индустриальный университет»

Нефтегазовый колледж им. Ю.Г. Эрвье

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОГСЭ.03  ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

по программе подготовки специалистов среднего звена

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений  

форма обучения -  очная

курс – 1,2,3

семестр – 1,2,3,4,5,6

Тюмень, ТИУ

2017

Аннотация

Данные методические рекомендации,  предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Цель методических рекомендаций – развитие и совершенствование практических навыков по составлению индивидуальных англо-русских терминологических словарей на основе самостоятельно выбранных текстов общепрофессиональной направленности и изучающего чтения оригинальной технической литературы по своей специальности. Развитие умений работать с деловой документацией, заполнять и самостоятельно составлять различные ее формы, также являются главной задачей данных указаний.

Методические указания

по выполнению самостоятельных работ

рассмотрены на заседании цикловой комиссии

социально-экономических и

общеобразовательных дисциплин

Протокол от ________________  № ____

Председатель цикловой комиссии

_____________________ И.А.Пьянкова

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УМР

_____________________ А.А.Плаксина

 «____»____________________ 2017 г.

  Методические указания по выполнению самостоятельных работ разработал:

  Преподаватель 1 квалификационной категории _________________  А.Д.Макаров

                

        

   

   

      Самостоятельная работа  - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за  работой студентов и обучающихся).

       Самостоятельная работа является важным видом учебной и научной деятельности студента и обучающихся. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения.

      Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".

       Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.

        К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

       Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов (СРС) разработаны в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Иностранный язык». Цель самостоятельного изучения дисциплины – совершенствование ранее полученных знаний и практических навыков по дисциплине «Иностранный язык». Ее правильная организация позволит более полно ознакомиться с дисциплиной, преодолеть трудности усвоения курса.

       Выполнение самостоятельной работы предполагает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы по каждой из изучаемых тем, использование других источников информации, например Интернета.

       В образовательном процессе выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):

       Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

      Внеаудиторная  самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

      Данные методические указания предусматривают следующие виды работ: реферат, сочинение, электронная презентация, глоссарий, инструкция, диалог.

      Инструкция — документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок или способ выполнения или осуществления чего-либо. Требования и указания формулируются в повелительном наклонении. Объём инструкции должен составлять не менее 8 и не более 15 пунктов.

      Реферат - письменный реферат или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Объём реферата - не менее 1 печатной страницы: размер шрифта Times New Roman 14, межстрочный интервал 1.5, левое и верхнее поля 2см, правое и нижнее поля 1,5 см. Выравнивание по ширине. Реферат может быть представлен в форме электронной презентации. Приложение 1.

     Доклад - это один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное, сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Цель доклада - сообщение информации на определённую тему. Объём реферата - не менее 1 печатной страницы: размер шрифта Times New Roman 14, межстрочный интервал 1.5, левое и верхнее поля 2см, правое и нижнее поля 1,5 см. Выравнивание по ширине. Доклад может быть представлен в форме электронной презентации.

       Электронная презентация - это набор слайдов, призванных быстро и эффективно донести до аудитории некоторую информацию или в чём-либо её убедить. Презентация позволяет дополнять информацию изображениями и спецэффектами: различные виды представления изображений или информации, а также анимация. Всё это повышает интерес слушателей к представляемой информации и эффективность её восприятия. Количество слайдов в презентации может варьироваться, но не должно быть менее 10 и более 20 (это ограничение не относится к глоссарию).  Приложение 2.

       Глоссарий — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.       Глоссарий может быть составлен в виде списка терминов и их перевода или в виде электронной презентации с использованием возможностей программы Power Point: дополнение либо замена перевода изображениями, появление перевода не сразу, а после клика мышью и т.п. Количество терминов в глоссарии должно быть не менее 20, в случае увеличения количества терминов в два, три и т.д. раза глоссарий может быть выполнен группой из соответственно 2, 3 и т.д. студентов.

      Сочинение - это творческая работа, в которой студент рассуждает на предложенную тему. Сочинение состоит из трёх частей: введения (вступления), основной части, вывода (заключения). Объём сочинения должен составлять не менее 80 и не более 120 слов. 

      Диалог — форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми. Это творческая работа, в которой студент составляет диалог между двумя собеседниками, указанными в задании или выбранными студентом самостоятельно в соответствии с предложенной темой. Диалог состоит не менее чем из 5 и не более чем из 10 реплик со стороны каждого участника.

       Деловое письмо - это продукт письменной деятельности. В деловых письмах используется официальный стиль. Объём письма зависит от конкретной ситуации.

       Эссе студента. При написании эссе формируются умения излагать свои мысли, мнение по поводу изучаемых тем. Основная цель эссе – представить собственные мысли по заданной теме, обращая внимание на грамотность изложения.  Содержание эссе должно соответствовать заданной теме и представлять собой аргументированную точку зрения, представленную в небольшом объеме – 1-1,5 страницы. В конце должны содержаться выводы.

     Критерии оценки работы: качество содержания, самостоятельность мышления, убедительность аргументации, грамотность, оформление работы.

Критериями внеаудиторной самостоятельной работы являются:

•  уровень усвоения студентом учебного материала,

•  умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

•  сформированность общенаучных умений,

•  обоснованность и четкость изложения ответа,

•  оформление материала в соответствии с требованиями. Большинство самостоятельных работ данного пособия выполняются индивидуально, возможность выполнения работы группой отражена в заданиях.

Контроль результатов на учебных занятиях может проходить в устной, письменной или смешанной форме с предоставлением продукта творческой деятельности студента.

Тема

Содержание самостоятельных работ

Кол-во часов

Тема. Описание жилища

 и учебного заведения.

Подготовить презентацию «Мой колледж».

4

Тема. Хобби, досуг, увлечения.

Написать доклад «Мой любимый артист (спортсмен, писатель)».

4

Тема. Описание местоположения объекта.

Подготовить презентацию «Мой родной город (деревня)».

4

Тема. Англоговорящие страны

Подготовить презентацию «Люди, изменившие мир».

4

Тема. Нефтяная и газовая промышленность

Написать реферат о великих геологах, нефтяниках и газовиках Тюменской области.

4

                

Критерии оценки:

«3» - вы полностью и правильно выполнили задание, работа оформлена в соответствии с требованиями, чисто, аккуратно и без исправлений, объём работы приближен или равен максимуму от предъявленных требований;

«2» - вы выполнили большую часть задания, есть недочеты объём работы составляет среднее арифметическое между минимумом и максимумом от предъявленных требований;

«1» - половина задания вызвала у вас затруднения, много неточностей, объем работы составляет минимум от предъявленных требований.

Основные источники:

  1. Агабекян, И. П. Английский язык для средне-специальных учебных заведений [Текст]: Учебник для СПО / И. П. Агабекян. -  Р-на Д.: Феникс, 2014. – 376 с.
  2. Планета английского: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО [Текст] / Т. Г. Безкоровайная, Н. И. Соколова, Е. А. Койранская, Г. В. Лаврик. – М.: Издательский центр «Академия» , 2014. – 256 с.: ил.
  3. Голубев, А.П. Английский язык для технических специальностей : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования [Текст] / А.П. Голубев, А.П. Коржавый, И.Б. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.

Дополнительные источники:

  1. Выборова, Г. Е., Махмурян, К. С. Тесты по английскому языку [Текст] / Г. Е. Выборова, - М., 2009. – 160 с.
  2. Кравцова, Л. И. Английский язык для средне-специальных учебных заведений [Текст]: Учебник для СПО / Л.И. Кравцова. – М., 2012. – 564 с.
  3. Шевелёва, С. А. Грамматика английского языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Шевелёва. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 423 с. - ISBN 978-5-238-01755-6.

Приложение 1.

1.РЕФЕРАТ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

Целью настоящих рекомендаций является методическая помощь студентам для самостоятельного составления реферата на иностранном языке на выпускную квалификационную  работу. Данная работа является логическим продолжением и завершением курса изучения иностранных языков (в частности английского и французского) в университете.

Знание иностранных языков является социальным заказом современности. От профессиональных навыков, полученных в процессе изучения иностранных, в данном случае английского и французского языков, во многом зависит способность будущего специалиста после окончания учебного заведения быстро и эффективно включиться в практическую деятельность.

Итак, что же такое реферат к выпускной квалификационной работе? «Реферат»  имеет латинские корни и происходит от слова «referre», что в буквальном переводе означает «докладывать». Реферат - это сопроводительный документ к выпускной квалификационной работе, представляющий  краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации и позволяющее быстро составить предварительное мнение о выпускной квалификационной работе.

В процессе составления реферата студент обязан:

-  уметь четко и логично поделить текст (работу) на соответствующие смысловые разделы, проанализировать их и составить краткое резюме на иностранном языке;

- уметь практически применять знания по лексике и грамматике, полученные при изучении курса иностранного языка;

- уметь работать с литературой по специальности на иностранном языке и первоисточниками информации.

2. СТРУКТУРА  РЕФЕРАТА, МЕТОДЫ ЕГО СОСТАВЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ

Реферат, как функциональный тип текста, имеет свою структуру. Он должен содержать:  

- библиографическое описание (фамилия и инициалы автора, название работы, данные учебной группы, а также сведения об объеме выпускной квалификационной  работы: количество страниц, иллюстраций (таблиц, графиков и т.д.), приложений;

– текст реферата (объект исследования,   цель (цели) работы,   задачи работы,    методы исследования, результаты и их новизна,   значимость работы и выводы,  рекомендации по использованию результатов работы. На каждый из разделов может отводиться по два предложения. Поэтому четкость изложения мысли является очень важным при написании реферата;

– ключевые слова, которые являются определяющими для раскрытия сути выпускной  работы, размещают после текста реферата. Перечень ключевых слов включает от 5 до 15 слов (словосочетаний), напечатанных  в строчку через запятые и расположенных в алфавитном порядке.

 Рекомендуемый объем – 2—3 листа А 4. Все требования к оформлению реферата (шрифт, интервалы, поля) совпадают с требованиями к оформлению выпускных квалификационных работ. Язык реферата  должен быть лаконичным, простым и ясным. Не следует увлекаться "рекламным" слогом. Реферат  должен соответствовать научному стилю речи, но желательно избегать малопонятных терминов и сложных синтаксических конструкций. Качественный реферат привлекает внимание читателя, позволяет составить ясное представление о данном исследовании, побуждает прочесть весь материал. Тексты реферата на русском и иностранном языках помещаются сразу за титульным листом.

Итак, обобщая вышесказанное, реферат — это не пересказ работы, а резюмирование её основных положений.

Во-вторых, реферат должен отражать проблему исследования и результаты работы.

В-третьих, реферат не должен быть большим по объему: как правило, это  не более 1 листа А 4.

В-четвертых, в реферате должна присутствовать профессиональная терминология, отражающая ту отрасль научного знания, в рамках которой написана работа.

В-пятых, реферат должен быть представлен на русском и изучаемом студентом европейском языке, чаще всего английском, без орфографических и стилистических ошибок.

Реферат на иностранном языке должен содержать:

- объект исследования;

- анализ исследуемой темы;

-  рекомендации по сути исследования;

-  область применения и перспективы.

Текст реферата на английском языке должен начинаться с заголовка ABSTRACT (на  французском RÉSUMÉ). Материал желательно излагать в настоящем времени. Следует избегать сложных предложений и грамматических оборотов, употребление личных и указательных местоимений свести до минимума, но при этом  можно широко использовать неопределенно-личные предложения. Сообщая о теме или предмете исследования, необходимо пользоваться в первую очередь формами настоящего времени Present Indefinite (во французском –Présent), а в тех случаях, когда нужно подчеркнуть законченный характер действия, — Present Perfect (во французском – Passé Composé). Форма прошедшего времени Past Indefinite используется при описании проделанной работы (эксперимента, исследования, вычисления), если работа послужила основой для каких-либо заключений.

В работе не допускается использование разговорной или неформальной лексики, разговорных конструкций типа (gonna, wonna). Составленный реферат вместе с русским вариантом представляется преподавателю на проверку и затем вшивается в работу.

Приложение 2.

Компьютерную презентацию удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 7 слайдов).

Презентация  создается индивидуально или в группе. Работа может быть представлена либо в электронном варианте, либо напечатана  на бумаге формата А4 (на одном листе – один слайд). Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Первый слайд обязательно должен содержать Ф.И.О. студента, название учебной дисциплины, тему презентации, Ф.И.О. преподавателя. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;
  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
  • значимая информация выделяется с помощью цвета, начертания, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Последний слайд должен быть повторением первого. Это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика, либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Оформление презентации

Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, размер – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации  - не менее 18.

В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Оформление слайдов не должно отвлекать от его содержания. Нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях.

Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

         Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык

Методические указания по организации самостоятельной работы  обучающихся по  дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального обра...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной учебной дисциплины "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Физической культуре», основные понятия и определения...

Методические указания по организации самостоятельной работы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по «Основам безопасности жизнедеятельности» для профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»: ме...

Методические указания по организации самостоятельной работы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», основные понятия и ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 12 Химия

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Химия» разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образователь...

Методические указания по организации самостоятельной работы студента по ЛПЗ учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» 43.02.14 «Гостиничное дело»

Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский язык) для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

   Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного формирования устойчивых навыков и умений по разн...