Рабочая программа по русскому языку 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе по УМК В.В.Бабайцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая по русскому языку | 60.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Нарышкино»
Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.
Рассмотрено На заседании педагогического совета Протокол №_1_от «23 » августа 2016г. | Утверждаю. Директор МБОУ ООШ с.Нарышкино ___________Филатова Т.М. Приказ № 25 от «23 » августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 КЛАСС.
Разработана Ивченко Еленой Викторовной, учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании педагогического совета.
Протокол № 1 от « 23 » августа 2016 года.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
- Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, т.к. является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях РФ состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке, умений и навыков полноценной, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
- Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г); Примерной программы основного общего образования по русскому языку; Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др. Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2008. - с.63-110).
3. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Данная программа позволяет достичь следующих целей:
- формирование учащихся языковой интуиции;
- приобретение и систематизация знаний о родном языке;
- овладение функциональной грамотностью;
- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- овладение навыками и умение понимания и анализа текстов различных видов;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки о выдающихся учёных-лингвистах;
- формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира
и решить поставленные задачи. Соответствует государственным образовательным стандартам, обязательному минимуму содержания образования по русскому языку; требованиям, предъявляемым к уровню подготовки учащихся по русскому языку.
5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).
Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.
Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.
Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.
Введено понятие многозначных членов предложения. Они сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.
6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания мира русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов. В процессе обучения русскому языку в 5 – 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы.
В основе программы и комплекса в целом – линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс и основной (систематический) курс. Изучение сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
- Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. . Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 8-м классе предусматривает 102 часов при регулярности 4 часа в неделю (34 учебные недели).
Количество часов 102 ч) распределено следующим образом:
*изучение материала -98 ч
*контрольные работы –38 ч
- Формы организации образовательного процесса.
- фронтальные;
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- практикумы.
9. Технологии обучения, используемые для изучения курса.
Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения, здоровьесберегающих технологий, а также теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий , работ по личностно-ориентированному обучению.
10. Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения и ключевые компетенции:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
11. Виды и формы контроля.
Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, диктант с грамматическим заданием),промежуточный, итоговый. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Формы контроля (текущего и итогового):
диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями, цифровой, знаковый ит.п.), тест, комплексный анализ текста, сочинение по плану, по опорным словам и др.; устное сообщение на лингвистическую тему, устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, игровые формы(лото, эстафета, 3-й лишний).
12. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
13. Информация об используемом учебнике.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.
Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.
Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
Содержание рабочей программы
Повторение изученного в 5-7 классах.
Синтаксис.
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (их виды). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т. д.).
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе на: | ||
Урки | Тестовые работы | Контрольные работы (зачеты, сочинения и т. д.) | |||
1. | Вводный урок о русском языке | 2 | 1 | ||
2. | Повторение изученного 5-7кл. | 8 | 7 | 4 | |
3. | Введение. Синтаксис и пунктуация | 1 | 2 | ||
4. | Словосочетание | 4 | 4 | 1 | 1 |
5. | Предложение | 1 | 1 | ||
6. | Простое предложение | 4 | 4 | 2 | |
7. | Главные члены предложения | 5 | 5 | 2 | |
8. | Второстепенные члены предложения | 5 | 5 | 4 | |
9. | Односоставные предложения. Полные и неполные предложения | 8 | 8 | 1 | 4 |
10. | Предложения с однородными членами | 11 | 11 | 2 | |
11. | Предложения с обособленными членами | 14 | 14 | 1 | 4 |
12. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | 12 | 12 | 1 | 4 |
Всего: 102 часа.
Литература и средства обучения:
для обучающихся:
1. В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа . 2011 г
2. Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа. 2011
3. Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. М.: Дрофа. 2010 .
4. В. В. Бабайцева, М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа. 2014
5. Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. М.: Дрофа, 2008
6. Тихонова В. В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2008.
для учителя:
1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа, 2010
2. В. В. Леденева. Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа. 2008
3. О. А. Кудинова. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М.: ЭКСМО. 2005
4. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение. 2008
5. Г. А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение 2008
6. Е. Н. Колокольцев, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведения изобразительного искусства). 8-9 классы. М.: Дрофа . 2009
7. Т. М. Пахнова. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. М.: Дрофа. 2010
8. С. И. Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа. 2005
9. С. И. Львова. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. М.: Мнемозина. 2008
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Колич. часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | Примечания | |
по плану | фактич. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Вводный урок о русском языке | 1 | Знать о роли русского языка как национального языка русского народа, об отражении в языке культуры и истории народа. Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. | 02.09 | 02.09 | |
2 | Общие сведения о языке, богатство и выразительность русского языка | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблю-дать в практике письма основные правила ор-фографии, анализировать тексты с точки зрения богатства и выразительности русского языка. | 03.09 | 03.09 | |
3 | Комплексное повторение. Правописание основных типов орфограмм | 2 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии, составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | 05.09 09.09 | 05.09 09.09 | |
4 | Комплексное повторение. Морфология и орфография | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма правила орфографии. | 10.09 | 10.09 | |
5 | Комплексное повторение. Правописание не с различными частями | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь определять условия выбора нужной орфограммы. | 12.09 | 12.09 | |
6 | Р.Р. Подробное изложение текста публицистического характера | 2 | Знать основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. | 16.09 17.09 | 16.09 17.09 | |
7 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы. | 19.09 23.09 | 19.09 23.09 | |
8 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи | 1 | Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью. | 24.09 | 24.09 | |
9 | Способы подчинительной связи | 2 | Знать основные единицы языка, их признаки; виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; подбирать синонимические словосочетания для повышения выразительности речи, ее обогащения. | 26.09 30.09 | 26.09 30.09 | |
10 | Основные виды словосочетаний, строение, грамматическое значение, связь слов в словосочетании | 1 | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; использовать в устной и письменной речи. | 01.10 | 01.10 | |
11 | Цельные словосочетания | 1 | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложе-ния; подбирать синонимичные слово-сочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний; находить в тексте цель-ные словосочетания, давать толкование; использовать в устной и письменной речи. | 03.10 | 03.10 | |
12 | Р. Р. Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетаниях» | 1 | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь творчески решать учебные и практические задачи; составлять текст. | 07.10 | 07.10 | |
13 | Понятие о предложении. Предложение как средство выражения мысли; его строение, грамматическое значение | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | 08.10 | 08.10 | |
14 | Основные виды простого предложения | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь вычленять односоставные и двусоставные предложения в тексте; находить главные члены предложения; выполнять синтаксический разбор простого предложения. | 10.10 | 10.10 | |
15 | Порядок слов | 1 | Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово | 14.10 | 14.10 | |
16 | Повторение орфографии. Орфограммы корня | 2 | Знать нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; находить в тексте примеры на изученные орфограммы. | 15.10 17.10 | 15.10 17.10 | |
17 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения «Характеристика человека» | 2 | Уметь работать с текстом изучаемого художественного произведения. | 21.10 22.10 | 21.10 22.10 | |
18 | Подлежащее и способы его выражения | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. | 24.10 | 24.10 | |
19 | Сказуемое и его основные типы | 2 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовы-вать подлежащее со сказуемым выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного имен-ного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых | 28.10 29.10 | 28.10 29.10 | |
20 | Контрольный диктант. | 1 | Знать нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы. | 31.10 | 31.10 | |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием. | 11.11 | 11.11 | |
22 | Грамматические значения второстепенных членов предложения. Их роль в предложении | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить в тексте второстепенные чле-ны предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов | 12.11 | 12.11 | |
23 | Определение | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки, определения. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления; «собирать» эпитеты. | 14.11 | 14.11 | |
24 | Приложение | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки, определения. Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложе-ние как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях. | 18.11 | 18.11 | |
25 | Дополнение. Обстоятельство. Основные группы обстоятельств по значению | 1 | Знать определения всех членов предложения, их признаки, отличия. Уметь отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить | 19.11 | 19.11 | |
26 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы. | 21.11 25.11 | 21.11 25.11 | |
27 | Повторение орфографии. Орфограммы | 1 | Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 26.11 | 26.11 | |
28 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения | 2 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме. | 28,11 02.12 | 28,11 02.12 | |
29 | Односоставные предложения. Определенно-личные предложения | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; различать виды односоставных предложений; наблюдать за языковыми явлениями. | 03.12 | 03.12 | |
30 | Неопределенно-личные предложения | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; различать виды односоставных предложений; наблюдать за языковыми явлениями. Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными. | 05.12 | 05.12 | |
31 | Безличные предложения | 2 | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным. особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. | 9.12 12.12 | 9.12 12.12 | |
32 | Назывные предложения | 1 | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений. Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений. | 10.12 | 10.12 | |
33 | Обобщение | 1 | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них. Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам; составлять тест по теме. | 16.12 | 16.12 | |
34 | Особенности строения полных и неполных предложений | 2 | Знать особенности и функции неполных предложений. Уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | 17.12 19.12 | 17.12 19.12 | |
35 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Знать нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать правила орфографии. | 23.12 24.12 | 23.12 24.12 | |
36 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения | 2 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь строить микротекст в соответствии с заданной темой; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, совершенство-вать и редактировать собственный текст | 26.12 30.12 | 26.12 30.12 | |
37 | Углубление понятия об однородных членах | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию. | 13.01 | 13.01 | |
38 | Союзы при однородных членах предложения | 1 | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами. | 14.01 | 14.01 | |
39 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 2 | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами. | 16.01 20.01 | 16.01 20.01 | |
40 | Обобщающие слова при однородных членах; знаки препинания | 2 | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми. | 21.01 23.01 | 21.01 23.01 | |
41 | Однородные и неоднородные определения | 2 | Знать правила: постановка знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие этих знаков при неоднородных определениях. Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения. | 27.01 28.01 | 27.01 28.01 | |
42 | Повторение орфографии. Орфограммы | 2 | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученные правила, польз-ся определенными способами по их применению. | 30.01 03.02 | 30.01 03.02 | |
43 | Закрепление и обобщение темы «Однородные члены предложения» | 1 | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, составлять самостоятельно предложения с однородными членами. | 04.02 | 04.02 | |
44 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошиб-ками | 2 | Знать нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | 06.02 10.02 | 06.02 10.02 | |
45 | Понятие об обособленных членах | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены. | 11.02 | 11.02 | |
46 | Обособленные согласованные распространенные и нераспространенные определения | 1 | Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов. | 13.02 | 13.02 | |
47 | Обособление определений | 1 | Знать правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений. Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; конструировать предложения с определенным грамматическим заданием. | 17.02 | 17.02 | |
48 | Обособление определений и приложений, относящихся | 1 | Знать правила обособления определений. Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять определения и приложения интонационно и на письме; графически обозначать условия обособления. | 18.02 | 18.02 | |
49 | Обособление согласованных приложений. Отсутствие или наличие запятой перед союзом как | 2 | Знать правила обособления предложений. Уметь выявлять условия обособления; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных членов предложения; выразительно читать предложения с обособленными членами. | 20.02 24.02 | 20.02 24.02 | |
50 | Обобщение | 1 | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами; находить их в тексте; графически обозначать условия обособления. | 25.02 | 25.02 | |
51 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 2 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | 27.02 03.03 | 27.02 03.03 | |
52 | Р. Р. Сочинение на морально-этическую тему с заданным началом | 2 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. | 04.03 06.03 | 04.03 06.03 | |
53 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями | 2 | Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. | 10.03 11.03 | 10.03 11.03 | |
54 | Обособление дополнений, обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами | 2 | Знать правила обособления дополнений и обстоятельств, выраженных существительными Уметь выявлять условия обособления дополнений, обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, правильно обособлять интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления; составлять предложения с производными предлогами, с которыми употребляются обособленные дополнения и обстоятельства. | 13.03 17.03 | 13.03 17.03 | |
55 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Знать нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать правила орфографии. | 18.03 20.03 | 18.03 20.03 | |
56 | Урок-зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» | 1 | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разбор; использовать разнообразные конструкции в связной речи. | |||
57 | Повторение орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания | 2 | Знать нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученные правила и приемы; пользоваться определенными способами их применения | |||
58 | Обособление уточняющих членов | 2 | Знать правила обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточня-ющих членов предложения; выразительно чита-ть предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте. | |||
59 | Р.Р. Контрольное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения «Книги – наши верные друзья» | 2 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь составлять план-конспект; писать сочинение публицистического характера | |||
60 | Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них | 2 | Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах. | |||
61 | Вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания | 2 | Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литерату-ры, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разбор этих предложений. | |||
62 | Обращение. Знаки препинания при нем | 2 | Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора. Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. | |||
63 | Особенности слов-предложений | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь правильно ставить знаки препинания; находить слова-предложения в тексте; использовать выразительные интонации. | |||
64 | Обобщение по теме «Вводные слова и предложения» | 1 | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, предложениями и обращениями. Уметь применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения. | |||
65 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | |||
66 | Р.Р. Подробное изложение с элементами сочинения-рассуждения публицистического характера об охране природы | 2 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; принцип построения текста. Уметь извлекать информацию из различных источников; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целя-ми; владеть различными видами монолога и диалога; использовать цитирование как способ аргументации; оформлять цитаты; редактировать текст. | |||
67 | Повторение изученного в 8 классе | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь использовать изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению. | |||
68 | Практикум по пунктуации | 1 | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями. Уметь выявлять условия обособления; анализировать предложение, осложненное разными конструкциями. | |||
69 | Комплексный анализ текста | 2 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь читать тексты разных стилей и жанров; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать структуру и языковые особенности текста. | |||
Общее количество часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....