Программа курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Антонова Ольга Васильевна

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведе­ния о словесности, основные приемы словесного вы­ражения содержания. Теоретические сведения рас­сматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражаю­щего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответ­ствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не меха­ническое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_absolyutnaya_gramotnost_9_klass.docx43.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Согласовано:

методист курсов

Утверждено

приказом директора

МАОУ «СОШ №7»

Программа курса по

русскому языку

«Абсолютная грамотность»

9 класс

Учитель:

Антонова Ольга Васильевна

г. Когалым, 2014

Пояснительная записка

Программа  курса «Абсолютная грамотность» в рамках оказания       дополнительных образовательных  услуг разработана для учащихся 9 классов.  Рабочая программа курса создана на основе авторской программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающихся 5-9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой,   опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных школ, гимназий,  лицеев» – М.: Дрофа, 2009. Программа  курса «Абсолютная грамотность» рассчитана на 72  часа и состоит из 6 модулей, что позволяет учащимся приступить к занятиям на любом этапе обучения.

Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.

Словесность — важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создаст новую реальность, осваивая которую, люди обретают способность самосовершенствования.

Говоря  русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.

 К задачам курса относятся:

  • Учить  школьников  читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
  • Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
  • Учить девятиклассников  создавать собственный текст.
  • Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
  • Познакомить обучающихся с родами, видами и жанрами словесности.
  • Раскрыть своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.

Работа в соответствии с поставленными целями и задачами  даст представление ученикам о богатстве, красоте и выразительности русского языка, поэтому  итогом изучения курса словесности должны стать следующие приобретенные детьми умения и навыки:

    Ученики должны знать:

  • Теоретические сведения об основах словесности
  • Роды, виды и жанры словесности
  • Роль выразительных средств языка в художественной речи
  • Особенности устной и письменной речи

Ученики должны уметь:

  • Понимать художественное произведение
  • Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

Программа «Абсолютная грамотность» предлагает последовательное освоение материала  в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития.

В 9 классе  ученики получают представление о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи;  рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

К примеру, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе  по  словесности  диалог  рассматривается  как  одна  из форм  словесного  выражения  содержания,  говорится  об  употреблении диалога в разговорном  и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях.

Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат   инструментом    постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.

Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений,   которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений  самостоятельно постигать   смысл,    выраженный в тексте средствами языка, а также правильно  употреблять   язык   в   собственных  высказываниях.В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

Таким образом, изучение важнейших базовых понятий, основ русской словесности  в 9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный  смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

Для наиболее полного усвоения курса при планировании учебных занятий следует опираться на возможности следующих средств обучения:

- Электронные словари.

- Возможности Интернета.

- Телевизор с ДВД, диски с художественными и мультипликационными фильмами.

Требования к уровню подготовки обучающихся

учащиеся должны:

  • уметь понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
  • уметь определить тему и идею произведения;
  • выразительное чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы  XVIII и XIX вв.;
  • уметь определить авторскую позицию в произведениях;
  • уметь понимать значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
  • уметь видеть главное значение произведений русской словесности;
  • создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка.

Для повышения уровня знаний, для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала, а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается:

- составление тестов по изучаемым темам;

- написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;

- творческие работы по составлению оригинальных тропов;

- проведение практикумов;

- творческие отчёты учащихся по итогам прохождения курсов.

Ожидаемый результат:

При реализации данного учебного курса результативность будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ,  уровнем развития связной речи школьников.

Система оценивания:

Критерии оценивания соответствуют образовательным стандартам.

Учебно–тематический план курса

1

Средства художественной изобразительности

12

Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной изобразительности. Эпитет. Олицетворение. Сравнение и параллелизм. Аллегория и символ. Гипербола и фантастика. Парадокс и алогизм. Гротеск. Бурлеск. «Макароническая» речь. Этимологизация. Ассоциативность. Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета.

 2

Жизненный факт и поэтическое слово

12

Поэтическое слово. Объект изображения, тема и идея произведения. Способы выражения идеи в различных родах словесности. Художественная правда.

 3

Историческая жизнь поэтического слова

18

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Язык древнерусской словесности. Язык словесности XVIII в. Язык произведений сентиментализма и романтизма. Язык произведений реализма. Индивидуальный стиль.

4 - 5

Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

6+6

Произведение словесности как явление искусства.  Эстетический идеал. Художественный образ и художественная действительность. Словесная форма выражения художественного содержания. Художественное время и художественное пространство. Герой произведения словесности.

 6

Произведение словесности в истории культуры

18

Взаимосвязь национальных литератур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Язык как материал словесности.

Календарно-тематический план

№ п.п.

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Плановые сроки

Фактические сроки

1. Средства художественной изобразительности

12

1

 Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной изобразительности. Эпитет.

1

2

Сравнение и параллелизм.

1

3

Олицетворение. Аллегория и символ.

1

4

Гипербола и фантастика.

1

5

Парадокс и алогизм.

1

6

Гротеск. Бурлеск.

1

7

«Макароническая» речь.

1

8

Этимологизация.

1

9

Ассоциативность.

1

10

Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета.

1

11-12

Проверочная работа по теме: «Средства художественной выразительности»

2

2. Жизненный факт и поэтическое слово

12

13-15

Поэтическое слово.

3

16-18

Объект изображения, тема и идея произведения.

3

19-21

Способы выражения идеи в различных родах словесности.

3

22-24

Художественная правда.

3

3. Историческая жизнь поэтического слова

18

25-27

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Индивидуальный стиль.

3

28-30

Язык древнерусской словесности.

3

31-32

Язык словесности XVIII в.

2

33-35

Язык произведений сентиментализма и романтизма.

3

36-38

Язык произведений реализма.

3

39-40

Индивидуальный стиль.

2

41-42

Практическая работа  (Анализ текстов)

2

4-5. Произведение словесности.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания 

и его словесного выражения

6+6

43-48

Произведение словесности как явление искусства.  Эстетический идеал.

6

49

Художественный образ и художественная действительность.

1

50

Словесная форма выражения художественного содержания.

1

51-52

Художественное время и художественное пространство.

2

53-54

Герой произведения словесности.

2

6. Произведение словесности в истории культуры

18

55-57

Взаимосвязь национальных литератур.

3

58-60

Развитие словесности.

3

61-63

Новая жизнь художественных образов.

3

64-66

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности.

3

67-68

Язык как материал словесности

2

69-70

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

2

71-72

Итоговый урок-конференция

2

Итого                                                      72 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Материал словесности

Средства художественной изобразительности

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

Аллегория  и  символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.

Гипербола.  Гипербола  в разговорном языке,  в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом   произведениях.  Значение гиперболы.

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск  как  жанр  и  как  изобразительное  средство  языка.

«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

Предмет изображения, тема и идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных  как  в  правдоподобной, так  и  в  условной  манере. Создание  произведения, основанного  на  личных  произведениях.

Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства  произведений  прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

Произведение словесности

Произведение искусства слова

как единство художественного содержания и его словесного выражения

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа:  героя  произведения,   художественного   пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.

Произведение словесности в истории культуры

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.

Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.

Список литературы:

  1. Литература для учителя. 
  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2009
  • Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2009
  • Жаркова З.Читаем поэзию вместе./ Учитель, 1998, №2
  • Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Просвещение, 1970
  • Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001
  • Носкова В.Б. Формирование жанрового мышления как начало литературного образования школьников./Дискурс, 1996, №1
  • Суворова Е. Праздник, который всегда с тобой./Литература, 2005, № 14
  1. Литература для учащихся. 
  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 5-9 класса.  М.: Дрофа, 2009
  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009
  • Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2008
  • Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007
  • Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007
  • Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
  • Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2007
  • Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.: Просвещение, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса «Занимательный русский язык» для 5 класса.

Программа составлена с учетом психологических особенностей, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по вс...

Программа курса по русскому языку в 8 классе

Программа элективного курса по русскому языку "Дружим с грамматикой" (внеурочная деятельность)...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)

Рабочая учебная программа элективного курса  «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)    для обучающихся 8 класса...

Программа элективного курса по русскому языку "Абсолютная грамотность" для обучающихся 9 классов

Элективный курс предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. Вопросы, рассматриваемые ...

Рабочая программа курса по русскому языку для 5 класса ФГОС

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федерального государственного образовате...

Рабочая программа курса по русскому языку для 7б класса ФГОС

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Рос...