Программа курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_absolyutnaya_gramotnost_9_klass.docx | 43.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Согласовано: методист курсов | Утверждено приказом директора МАОУ «СОШ №7» |
Программа курса по
русскому языку
«Абсолютная грамотность»
9 класс
Учитель:
Антонова Ольга Васильевна
г. Когалым, 2014
Пояснительная записка
Программа курса «Абсолютная грамотность» в рамках оказания дополнительных образовательных услуг разработана для учащихся 9 классов. Рабочая программа курса создана на основе авторской программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5-9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев» – М.: Дрофа, 2009. Программа курса «Абсолютная грамотность» рассчитана на 72 часа и состоит из 6 модулей, что позволяет учащимся приступить к занятиям на любом этапе обучения.
Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.
Словесность — важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создаст новую реальность, осваивая которую, люди обретают способность самосовершенствования.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
К задачам курса относятся:
- Учить школьников читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
- Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
- Учить девятиклассников создавать собственный текст.
- Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
- Познакомить обучающихся с родами, видами и жанрами словесности.
- Раскрыть своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.
Работа в соответствии с поставленными целями и задачами даст представление ученикам о богатстве, красоте и выразительности русского языка, поэтому итогом изучения курса словесности должны стать следующие приобретенные детьми умения и навыки:
Ученики должны знать:
- Теоретические сведения об основах словесности
- Роды, виды и жанры словесности
- Роль выразительных средств языка в художественной речи
- Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
- Понимать художественное произведение
- Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи
Программа «Абсолютная грамотность» предлагает последовательное освоение материала в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития.
В 9 классе ученики получают представление о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи; рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
К примеру, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе по словесности диалог рассматривается как одна из форм словесного выражения содержания, говорится об употреблении диалога в разговорном и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях.
Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно употреблять язык в собственных высказываниях.В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Таким образом, изучение важнейших базовых понятий, основ русской словесности в 9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.
Для наиболее полного усвоения курса при планировании учебных занятий следует опираться на возможности следующих средств обучения:
- Электронные словари.
- Возможности Интернета.
- Телевизор с ДВД, диски с художественными и мультипликационными фильмами.
Требования к уровню подготовки обучающихся
учащиеся должны:
- уметь понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
- уметь определить тему и идею произведения;
- выразительное чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв.;
- уметь определить авторскую позицию в произведениях;
- уметь понимать значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
- уметь видеть главное значение произведений русской словесности;
- создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка.
Для повышения уровня знаний, для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала, а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается:
- составление тестов по изучаемым темам;
- написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;
- творческие работы по составлению оригинальных тропов;
- проведение практикумов;
- творческие отчёты учащихся по итогам прохождения курсов.
Ожидаемый результат:
При реализации данного учебного курса результативность будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ, уровнем развития связной речи школьников.
Система оценивания:
Критерии оценивания соответствуют образовательным стандартам.
Учебно–тематический план курса
1 | Средства художественной изобразительности | 12 | Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной изобразительности. Эпитет. Олицетворение. Сравнение и параллелизм. Аллегория и символ. Гипербола и фантастика. Парадокс и алогизм. Гротеск. Бурлеск. «Макароническая» речь. Этимологизация. Ассоциативность. Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета. |
2 | Жизненный факт и поэтическое слово | 12 | Поэтическое слово. Объект изображения, тема и идея произведения. Способы выражения идеи в различных родах словесности. Художественная правда. |
3 | Историческая жизнь поэтического слова | 18 | Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Язык древнерусской словесности. Язык словесности XVIII в. Язык произведений сентиментализма и романтизма. Язык произведений реализма. Индивидуальный стиль. |
4 - 5 | Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения | 6+6 | Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. Художественный образ и художественная действительность. Словесная форма выражения художественного содержания. Художественное время и художественное пространство. Герой произведения словесности. |
6 | Произведение словесности в истории культуры | 18 | Взаимосвязь национальных литератур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Язык как материал словесности. |
Календарно-тематический план
№ п.п. | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Плановые сроки | Фактические сроки |
1. Средства художественной изобразительности | 12 | |||
1 | Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной изобразительности. Эпитет. | 1 | ||
2 | Сравнение и параллелизм. | 1 | ||
3 | Олицетворение. Аллегория и символ. | 1 | ||
4 | Гипербола и фантастика. | 1 | ||
5 | Парадокс и алогизм. | 1 | ||
6 | Гротеск. Бурлеск. | 1 | ||
7 | «Макароническая» речь. | 1 | ||
8 | Этимологизация. | 1 | ||
9 | Ассоциативность. | 1 | ||
10 | Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета. | 1 | ||
11-12 | Проверочная работа по теме: «Средства художественной выразительности» | 2 | ||
2. Жизненный факт и поэтическое слово | 12 | |||
13-15 | Поэтическое слово. | 3 | ||
16-18 | Объект изображения, тема и идея произведения. | 3 | ||
19-21 | Способы выражения идеи в различных родах словесности. | 3 | ||
22-24 | Художественная правда. | 3 | ||
3. Историческая жизнь поэтического слова | 18 | |||
25-27 | Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Индивидуальный стиль. | 3 | ||
28-30 | Язык древнерусской словесности. | 3 | ||
31-32 | Язык словесности XVIII в. | 2 | ||
33-35 | Язык произведений сентиментализма и романтизма. | 3 | ||
36-38 | Язык произведений реализма. | 3 | ||
39-40 | Индивидуальный стиль. | 2 | ||
41-42 | Практическая работа (Анализ текстов) | 2 | ||
4-5. Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения | 6+6 | |||
43-48 | Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. | 6 | ||
49 | Художественный образ и художественная действительность. | 1 | ||
50 | Словесная форма выражения художественного содержания. | 1 | ||
51-52 | Художественное время и художественное пространство. | 2 | ||
53-54 | Герой произведения словесности. | 2 | ||
6. Произведение словесности в истории культуры | 18 | |||
55-57 | Взаимосвязь национальных литератур. | 3 | ||
58-60 | Развитие словесности. | 3 | ||
61-63 | Новая жизнь художественных образов. | 3 | ||
64-66 | Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. | 3 | ||
67-68 | Язык как материал словесности | 2 | ||
69-70 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | 2 | ||
71-72 | Итоговый урок-конференция | 2 |
Итого 72 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал словесности
Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на личных произведениях.
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение словесности
Произведение искусства слова
как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.
Список литературы:
- Литература для учителя.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2009
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2009
- Жаркова З.Читаем поэзию вместе./ Учитель, 1998, №2
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Просвещение, 1970
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001
- Носкова В.Б. Формирование жанрового мышления как начало литературного образования школьников./Дискурс, 1996, №1
- Суворова Е. Праздник, который всегда с тобой./Литература, 2005, № 14
- Литература для учащихся.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009
- Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2008
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007
- Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
- Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2007
- Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.: Просвещение, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса «Занимательный русский язык» для 5 класса.
Программа составлена с учетом психологических особенностей, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по вс...
Программа курса по русскому языку в 8 классе
Программа элективного курса по русскому языку "Дружим с грамматикой" (внеурочная деятельность)...
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)
Рабочая учебная программа элективного курса «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса...
Программа элективного курса по русскому языку "Абсолютная грамотность" для обучающихся 9 классов
Элективный курс предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. Вопросы, рассматриваемые ...
Рабочая программа курса по русскому языку для 5 класса ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федерального государственного образовате...
Рабочая программа курса по русскому языку для 7б класса ФГОС
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Рос...