Программа элективного курса по русскому языку "Абсолютная грамотность" для обучающихся 9 классов
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Элективный курс предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
absolyut_gramotnost_programma_vinokurova_izm.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 8»
«Рассмотрено» на заседании МС школы протокол №1от 20 «августа» 2018г. | «Согласовано» зам. директора по УР ________ Н.И. Ветлугина ________Л.А. Валиева «______»_____________г. | Утверждена на педагогическом совете школы Протокол От 31.08.2018г.г. № 1 Приказ директора школы от 31.08.2018г.г. №720 ____________Н.В.Купавцева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку
АБСОЛЮТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
(Технология подготовки к ГИА по русскому языку)
для обучающихся 9 А класса
Составитель Винокурова Р.Х., учитель русского языка и литературы
2018 - 2019 учебный год
г. Нижневартовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 9-го класса "Абсолютная грамотность" рассчитана на 35 часов.
Цель курса:
- обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи,
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные обучающимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что обучающиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы обучающимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы обучающиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт обучающимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1.Опознавательные признаки орфограмм.
2.Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
3. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
4.чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
5. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа
- тест
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА (35 часов)
№ п/п | Название тем курса | Количество часов | Кол-во часов по теме | Форма занятий |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. | 1 | 1 | Лекция с составлением таблиц-памяток |
2. | Части речи в русском языке. | 1 | 1 | Лекция с составлением таблиц-памяток |
3. | Орфограммы в корнях. | 1 | 1 | Семинары-практикумы. Тестирование по темам |
4. | Чередующиеся гласные. | 1 | 1 | Семинары-практикумы. Тестирование по темам |
5. | Правописание приставок. | 1 | 1 | Лекция. Практическое применение правил |
6. | Орфограммы в суффиксах. | 1 | 1 | Лекции с составлением алгоритмов по темам |
7. | О, Ё после шипящих в суффиксах. | 1 | 1 | Лекции с составлением алгоритмов по темам |
8. | Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. | 1 | 1 | Лекции с составлением алгоритмов по темам |
9. | Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и –ск. | 1 | 1 | Лекции с составлением алгоритмов по темам |
10. | Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик). | 1 | 1 | Лекции с составлением алгоритмов по темам |
11. | Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. | 1 | 1 | Лекции с составлением алгоритмов по темам |
12. | Орфограммы в окончаниях. | 1 | 1 | Семинары - практикумы |
13. | О, Ё после шипящих в окончаниях слов. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
14. | Падежные и родовые окончания. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
15. | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
16. | Правописание сложных слов. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
17. | Соединительная гласная в сложных словах. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
18. | Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
19. | Правописание предлогов. | 1 | 1 | Семинары-практикумы |
20. | Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
21. | Правописание союзов. | 1 | 1 | Компьютерное тестирование |
22. | Слитное и раздельное написание союзов. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
23. | Правописание частиц. | 1 | 1 | Семинары -практикумы |
24. | Слитное и дефисное написание частиц. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
25. | Разграничение не и ни. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
26. | Правописание не и ни с разными частями речи. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
27. | Правописание числительных. | 1 | 1 | Семинары -практикумы |
28. | Правописание числительных. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
29. | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | 1 | Лекция учителя. Тренировочные задания |
30- 31. | Принципы и правила переносов | 2 | 2 | Тренировочные задания |
32-35. | Итоговая работа. | 4 | 4 | Итоговая контрольная работа |
| Итого: | 35 | 35 |
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2016.
- Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 2000.
- Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
- Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 2015.
- Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 2015.
- Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 2016.
- Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 2015
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"
- Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.
ЛИТЕРАРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 2016.
- Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2016.
- Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 2016.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 2015.
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 2014.
- Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 2016
- Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
- Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»
Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...
Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к ...
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Данный курс позволит обучающимся 10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...
- Мне нравится (1)