Рабочая программа. Русский язык 5-9. ФГОС
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, на «Примерной программы основного общего образования. Русский язык» (М.: Просвещение – 2010, 2011) и Программы «Русский язык. 5-9 классы» к предметной линии учебников авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_5-9_fgos.docx | 55.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 5-9 класс
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена на основе Федерального ядра содержания основного общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, на «Примерной программы основного общего образования. Русский язык» (М.: Просвещение – 2010, 2011) и Программы «Русский язык. 5-9 классы» к предметной линии учебников авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других (М.: Просвещение, 2016 – 111с).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
- Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- Овладение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
- Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества.
- Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
- Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.
- Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
- Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
- Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
- Проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
- Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Раздел 5. Общие сведения о языке
- Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
- Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в CMC-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применен Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово-употребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
5класс
№ | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | Язык – важнейшее средство общения | 3 (2+1р/р) |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем: Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у, после шипящих. Разделительные ъ и ь знаки.Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.Местоимения 1,2 и 3-го лица.Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и –ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие.Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.написание предлогов со словами.Текст. Тема текста. Стили. | 30 (25+5р/р) |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи: Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.Пунктуация как раздел науки о языке.Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения.Грамматическая основа предложения.Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.Нераспространённые и распространённые предложения. Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.Синтаксический разбор словосочетания и предложения.Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, что, если.Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.Диалог. Тире в начале реплик диалога. | 34(31+3р/р) |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи: Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Орфографический разбор.Орфографические словари.Типы текстов. Повествование. Описание (предмета). | 16 (12+4р/р) |
5 | Лексика. Культура речи: Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Создание текста на основе исходного, членение его на части. Описание изображенного на картине. | 12 (10+2р/р) |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи: Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Морфемный разбор слов. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения. | 29 (25+4р/р) |
7 | Имя существительное: Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные. Существительные собственные и нарицательные. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.Доказательства и объяснения в рассуждении. | 23 (19+4р/р) |
8 | Имя прилагательное: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. | 15 (12+3р/р) |
9 | Глагол: Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме.Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, - nep-/-пир-, - тер-/- тир-, -стел-/-стил-. Правописание не с глаголами. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. | 32 (25+7р/р) |
10 | Повторение и систематизация изученного: Фонетика. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. | 10 |
ВСЕГО | 204 часа (171+33р/р) |
6 класс
№ | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | Язык. Речь. Общение: Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения. | 3 (1+2 р/р) |
2 | Повторение изученного в 5 классе: Фонетика. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. | 9 (7+2 р/р) |
3 | Текст: Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. | 5 р/р |
4 | Лексика. Культура речи: Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари.Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи. | 12 (10+2 р/р) |
5 | Фразеология. Культура речи: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 4 (3+1 р/р) |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи: Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и ипосле приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительныегласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова.Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. | 34 (22+12 р/р) |
7 | Имя существительное: Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик(щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и -ик.Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. | 25 (19+6 р/р) |
8 | Имя прилагательное: Имя прилагательное как часть речи.Степени сравнения прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. | 25 (19+6 р/р) |
9 | Имя числительное: Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Стиль текста.Составление текста объявления. | 18 (14+4 р/р). |
10 | Местоимение: Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения.Составление рассказа от первого лица. | 25 (19+6 р/р). |
11 | Глагол: Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.Правописание гласных в суффиксах глагола. Сочинение-рассказ. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. | 31 (23+8 р/р) |
12 | Повторение и систематизация изученного в 6 классе: Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. | 13 (11+2 р/р) |
ВСЕГО | 204 часа (160+44р/р) |
7 класс
№ | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | Русский язык как развивающееся явление: Русский язык в современном мире. | 1 |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах: Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. | 14 (12+2 р/р) |
3 | Причастие: Причастие. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия.Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности | 31 (25+6р/р) |
4 | Деепричастие: Деепричастие. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Рассказ по картине. | 12 (10+2р/р) |
5 | Наречие: Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий. Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий.Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.Буквы о и в после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.Описание действий как вид текста: структура текста, его | 34 (28+6р/р) |
6 | Категория состояния: Категория состояния как часть речи. Синтаксическая роль слов категории состояния. | 6 (4+2р/р) |
7 | Служебные части речи: Понятие служебных частей речи. Отличие служебных частей речи от самостоятельных | 1 |
8 | Предлог: Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль | 13 (11+2р/р) |
9 | Союз: Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль | 18 (16+2р/р) |
10 | Частица: Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль | 22 (18+4р/р) |
11 | Междометие. Звукоподражательные слова: Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях. | 4 |
12 | Повторение и систематизация изученного в 7 классе: Морфология: причастие, деепричастие, наречие, местоимение, предлог, союз, частица. | 14 (12+2р/р) |
ВСЕГО | 170 часов |
8 класс
№ | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | Функции русского языка в современном мире: Русский язык в современном мире. | 1 |
2 | Повторение изученного в V–VII классах: Морфология: причастие, деепричастие, наречие, местоимение, предлог, союз, частица. | 7 (6+1 р/р) |
3 | Синтаксис, словосочетание: Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.Связь слов в словосочетании. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Употребление формы зависимого слова при согласовании и управлении. Использование в речи синонимических по значению словосочетаний. | 4 |
4 | Простое предложение: Грамматическая (предикативная) основа предложения.Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. | 4 (3+1р/р) |
5 | Главные члены предложения: Способы выражения подлежащего.Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.Синтаксические синонимы главных членов предложения. | 8 (6+2 р/р) |
6 | Второстепенные члены предложения: Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. | 8 (6+2 р/р) |
7 | Простые односоставные предложения: Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | 11 (9+2 р/р) |
8 | Однородные члены предложения: Понятие о неполных предложениях.Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. | 15 (13+2 р/р) |
9 | Обособленные члены предложения: Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.Синтаксические синонимы обособленных членов предложения. | 18 (16+2 р/р) |
10 | Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения: Обращения.Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.Текстообразующая роль обращений.Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.Вводные предложения.Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.Текстообразующая роль вводных слов и междометий.Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля. | 11 (9+2 р/р) |
11 | Чужая речь: Способы передачи чужой речи.Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.Синтаксические синонимы предложений с прямой речью. | 7 (5+2 р/р) |
12 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе: Синтаксис словосочетания и простого предложения. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова, вставные конструкции в простых предложениях. | 8 (6+2 р/р) |
ВСЕГО | 102 часа (86+16 р/р) |
9 класс
№ | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | Международное значение русского языка: Международное значение русского языка.Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной степенью свёрнутости. | 1 |
2 | Повторение изученного в 5-8 классах: Фонетика. Орфоэпия. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Морфология: причастие, деепричастие, наречие, местоимение. Морфология: предлог, союз, частица. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова, вставные конструкции в простых предложениях.Функциональные разновидности языка. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Особенности языка художественной литературы. Языковые средства, характерные для разных стилей. | 7 (5+2р/р) |
3 | Сложное предложение. Союзное сложное предложение: Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные сложные предложения.Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной степенью свёрнутости. | 3 (2+1 р/р) |
4 | Сложносочиненные предложения: Средства связи частей сложносочинённого предложения. Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом.Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. | 6 (4+2р/р) |
5 | Сложноподчиненные предложения: Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Средства связи частей сложноподчинённого предложения. Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Виды сложноподчинённых предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. | 25 (22+3 р/р) |
6 | Бессоюзные предложения: Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений и их текстообразующая роль.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. | 9 (7+ 2р/р) |
7 | Сложные предложения с разными видами связи: Типы сложных предложений с разными видами связи.Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.Разделительные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. | 3 |
8 | Общие сведения о языке: Литературный язык как основа русской художественной литературы.Русский литературный язык и его стили. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Видные ученые-лингвисты, исследовавшие русский язык. | 3 |
9 | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи: Фонетика.Лексикология и фразеология.Состав слова и словообразование. Самостоятельные части речи.Служебные части речи.Синтаксис словосочетания.Синтаксис простого осложненного предложения.Синтаксис сложного союзного предложения. | 11 |
ВСЕГО | 68 часов (58+10 р/р) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Русский язык. 5 класс . ФГОСы нового поколения
Представлена рабочая программа по УМК В.В. Бабайцевой для 5 класса в соответствии с новыми стандартами. Тематическое планирование в 8 разделах!!!...
рабочая программа. русский язык. 5 класс. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образован...
Рабочая программа Русский язык 5 класс ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа. Русский язык. 5 класс ФГОС.
Рабочая программа ориентирована на учебник Русский язык 5 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией Ладыженской Т. А.,Барановва М. Т. , Тростянцовой Л. А..Программа расчитана на 5 часов в...
Рабочая программа "Русский язык" 5 класс (ФГОС)
Аннотация к рабочей программе по русскому языку (ФГОС) 5-х классов Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образо...
Рабочая программа , русский язык, 5 класс , ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана для учащихся 5 класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и...
Рабочая программа "Русский язык.10 класс. ФГОС", уровень- углубленный, авторская программа под редакций С.И. Львовой
Рабочая программа " Русский язык. 10 класс. ФГОС" , уровень - углубленный, авторская программа под редакцией С.И. Львовой, количество часов 102, в неделю -3 часа...