Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий: домашнее задание в форме презентации, выполнение заданий в процессе работы над данной темой. Урок познавательныйи в то же время развивающий, дающий возможность проявить самостоятельность. Задания направлены на развитие творческих способностей. Урок можно использовать не только при объяснении учебного материала, но и в процессе повторения и обобщения на разных этапах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_bukvy_z-_s-_na_konce_pristavok.odt | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок"
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
Цели урока:
- обучающая: сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
- отрабатывать навык определения согласных по звонкости - глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
- развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Ход урока
1. Словарно-орфографическая работа.
Цель: развивать орфографическую зоркость, умение работать со словарём.
Грамота (сущ.), грамотный (прил.), грамотность (сущ.), грамотно (наречие), безграмотный (прил.). (Слайд 2)
- Сопоставьте написание слов: грамматика, грамота.
- Объясните лексическое значение слов (индивидуальное задание ученику: работа с "Толковым словарём" С.И.Ожегова).
Грамматика
Грамота
2. Индивидуальный опрос по карточкам. (Приложение 1)
Цель: отрабатывать навык синтаксического разбора предложения; умение образовать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Карточка 1.
- Выполните синтаксический разбор предложения:
Сл:вари наши друз:я и п:мощ(?)ники.
- Устно ответьте на вопрос: какие слова называются однокоренными? Приведите примеры однокоренных слов к слову словари.
Карточка 2. Образуйте формы слова друг. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
Карточка 3. Прочитайте лингвистическую сказку. Образуйте однокоренные слова от корня -друг-. Устно ответьте на вопрос: что такое корень слова?
Жил-был много лет назад корень -друг-.
Нашли его люди и думают: "Что с ним делать?" А корень и говорит: "Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево".
Посадили люди корень -друг-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий: Много ростков появилось у корня -друг-. Все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.
3. Проверка домашнего задания. Терминологический диктант. Кроссворд. (Слайды 3,4)
Цель: проверить усвоение теоретического материала по теме "Морфемика".
1) наименьшая значимая часть слова;
2) часть изменяемого слова без окончания;
3) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;
4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;
5) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют :
6) кратчайшая звуковая единица, из которой состоит морфема;
7) значимая часть слова, которая образует формы слова;
8) главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов;
9) части слов, в которых имеются изменения (чередования) звуков, называются : морфем;
10) раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова.
Ключ: 1) морфема; 2) основа; 3) приставка; 4)суффикс; 5) чередование; 6) фонема; 7) окончание; 8) корень; 9) вариант; 10) морфемика.
- Молодцы! Морфемика дарит вам подарок - шараду!
4. Шарада. (Слайд 5)
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)
5. Повторение. Правописание согласных в приставках. Запишите под диктовку слова, выделите в них приставки.
Цель: повторить сведения из фонетики о том, что в определённых позициях глухие согласные могут озвончаться, звонкие - оглушаться.
Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить
- Как называется замена звонкого согласного звука парным ему глухим?
- Оглушение.
- В каких словах на конце приставки происходит оглушение?
- Как называется замена глухого согласного звука парным ему звонким?
- Озвончение.
- В каких словах на конце приставки происходит озвончение?
6. Игра "Четвёртый - лишний". Буквы з, с предлагают вам игру. (Слайды 6,7)
1) моро:, ука:ка, про:ьба, карни:;
2) :доровье, :десь, :дать, :дание.
7. Объяснение нового. Инсценирование. Лингвистическая сказка.
Цель: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память.
Автор: - В одном сказочном королевстве жили-были Лексика, Фонетика, Морфемика: Все они учились в школе. Однажды учительница Орфография задала Морфемике задачу, да такую трудную, что бедная Морфемика долго думала, но так и не могла решить, как помирить Приставки и Корни. Пришла к Морфемике в гости Фонетика:
- Здравствуй! Пойдём гулять!
- Некогда. Мне задачу надо решить.
- Расскажи! Может быть, я помогу.
- Вот, слушай:
Приставка ВОС- воскликнула:
- Я не дружу с корнями -дел-, -горд-, они очень шумные и голосистые.
- Они музыкальны, с ними очень весело,-
возразила приставка ВОЗ-.
Беспокоилась приставка БЕС-:
- Неужели я буду стоять рядом с -жал-, -рад- или -вод-?
Испугалась её подружка ИС-,
рассердилась РАС-.
А РАЗ- развеселилась,
БЕЗ- беззаботно смеялась,
ИЗ- измерила у неё пульс.
- Я помогу тебе, Морфемика, решить задачу! - воскликнула Фонетика.- Дорогие Приставки, вот вам подарок - новое правило.
Приставкам понравилось правило Фонетики, и они помирились:
РАС- расстелила скатерть,
РАЗ- раздала всем конфеты,
ИЗ- извинилась за опоздание,
ИС- испекла пирог,
ВОС- восхитилась его вкусом.
- А вы, ребята, догадались, какое правило подсказала Фонетика?
8. Работа со схемой (Слайд 8)
Работа с учебником.
- Проверьте себя. Откройте учебник на странице 166.
9. Закрепление нового материала.
- Упражнение 423 (устно).
- Для правильного написания з-, с- на конце приставок надо повторить звонкие- глухие согласные.
10. Игра. Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке).
Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память.
Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, фляга - влага, кости-гости, год - кот, дрова - трава, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка - дочка.
11. Распределительный диктант. Выпишите слова с приставками на з-, с- в два столбика. (Слайды 9,10)
Цель: отрабатывать умение применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.
1) Ласковым словом и камень ра:топишь.
2) Бе:донную бочку водой не наполнишь.
3) Кашу маслом (не)и:портишь.
4) Моря веслом (не)ра:плещешь.
5) Маленькое дело лучше большого бе:делья.
6) Огонь тушат пока (не)ра:горелся.
12. Диктант на замену. (Слайды 11,12) Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным. Цель: развивать умение осуществлять синонимическую замену существительного с предлогом прилагательным с применением знаний по изучаемой орфограмме.
Ночь без сна |
|
Труд без пользы |
|
Небо без звёзд |
|
Зима без снега |
|
Мотор без шума |
|
Образуется из пара |
|
Ночь без сна | Бессонная ночь |
Труд без пользы | Бесполезный труд |
Небо без звёзд | Беззвёздное небо |
Зима без снега | Бесснежная зима |
Мотор без шума | Бесшумный мотор |
Образуется из пара | Испарение воды |
13. Выборочный диктант. Послушайте и озаглавьте текст.
Цель: развивать навык работы с текстом; развивать внимание, слуховую память.
Бесснежная зима в этом году. Расщедрилась она на мороз. Голодно птицам зимой. Мороз к ним беспощаден. Дети смастерили кормушки для птиц. Слетаются к ним синицы, воробьи.
Ребята, помогайте птицам зимой!
- Как вы предлагаете озаглавить текст? ("Трудное время", "Помогайте птицам").
- Определите тип речи.
- При повторном чтении выпишите слова с буквами з-, с- на конце приставок. У доски работает :
- Проверяем. (Слайд 13)
Бесснежная, расщедрилась, беспощаден, смастерили, слетаются.
14. Изложение-миниатюра.
15. Итоги урока.
- Какой способ действия при выборе з-, с- на конце приставок мы узнали?
- Прочитайте цели урока (Слайд №1), всех ли целей вы достигли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок
Цели урока: Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....
Презентация к уроку "Буквы з и с на конце приставок" в 5 классе.
Проверка знаний учащихся по теме "Бувы зи с на конце приставок"...
Открытый урок Тема : Буквы з-с на конце приставок
Конспект урока по русскому для 5 класса (7 вида)тема "Буквы з-с на конце приставок"Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;форми...
Технологическая карта урока "Буквы з и с на конце приставок "
Урок: русский языкТема урока: Буквы з и с на конце приставок Дата проведения урока: Класс: 5ОУ: ГБОУ школа №469Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Осно...
Технологическая карта урока "Буквы З и С на конце приставок".5 класс.
Цель урокаПознакомить учащихся с орфограммой буквы з и с на конце приставок, формировать умение определять условия выбора букв на конце приставок, обеспечить языковое развитие учащихся через рассужден...
Урок по русскому языку "з-с на конце приставок"
Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных во ФГОС....
Конспект урока. Буквы з и с на конце приставок
Познакомить учащихся со способом действия при выборе "з" и "с" на конце приставок. Сформировать навык безошибочного написания приставок,...