Технологическая карта урока по теме "Наречие"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Хомушку Мария Романовна

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учебник: Быстрова Е.А.,Мангутова Н.В., Шабанова И.Л.

Название раздела, темы: Морфология. Наречие.

Тема урока: «Наречие как часть речи»

Цель: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о наречии как части речи.

Задачи: образовательная: повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения; формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

             развивающая: развивать творческие способности учащихся; расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

             воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Р.Т.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна Р.Т.

                                                                                                                                                                     Разработка учителя  русского языка

                                                                                                                                                              и литературы  МБОУ СОШ  им.Ш.Ч.Сат

                                                                                                                                             с.Чаа-Холь    Хомушку М.Р.    

                                                                                                                                                                                                                                 

с.Чаа-Холь,2015

План-конспект урока

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учебник: Быстрова Е.А.,Мангутова Н.В., Шабанова И.Л.

Название раздела, темы: Морфология. Наречие.

Тема урока: «Наречие как часть речи»

Цель: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о наречии как части речи.

Задачи: образовательная: повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения; формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

             развивающая: развивать творческие способности учащихся; расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

             воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета.

Планируемые результаты:

  • Предметные: закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках  и синтаксической роли наречий; закрепление умения находить и использовать наречия в тексте; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи наречий; воспитание интереса к изучению предмета;
  • Метапредметные  (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала по теме «Наречие»; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
  • Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
  • Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карты с модулями  и  листами учета контроля для каждого обучающегося.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Литература:

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: 7 класс: русский язык: пособие для учащихся – М: Просвещение, 2006
  2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)

  Ресурсы сети Интернет:

  1. Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru)
  2. Русский урок (http://rusurok.ru/index.php)
  3. Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика)

Оценивание готовности к уроку по модулю.

Мотивация к учебной деятельности

личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

- Сегодня мы отправимся  за кладом в удивительный город, который называется…

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определение темы.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.

внутри

рядом

На доске записан ряд понятий.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, (наречие).

- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?

- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.

- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.

- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”. (Слайд 2, запись темы).

Работа с текстом

Прочитайте текст

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

                    (Эля Куклина.)

Беседа: Какие слова привлекли

внимание этой поэтессы? Учитель: Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!)

На каком приеме построено стихотворение?  (Прием ассоциаций)

Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации?  (Наречие).

Назовите наречия, которые встретились в стихотворении. (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво).

На какой особенности этих Как образованы данные наречия? (от прилагательных с помощью суффикса –о)

Разгадывают ребусы, отгадки записывают в тетрадь.

Определяют тему, записывают в тетрадь

Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Легко ли вы справились с заданием?

Почему?

Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Не секрет, что клад достаётся людям отважным, целеустремлённым, пытливым и смекалистым. Я надеюсь, что именно эти качества вы сегодня и проявите. Для того чтобы быстрее найти наш клад, я предлагаю вам поработать в группах.

Формулируют задачи: определить, что такое наречие, каковы его морфологические признаки, синтаксическая роль, закрепить умение находить наречия в тексте и правильно их употреблять в речи.

Открытие новых знаний

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Работа по новой теме

(Работа по группам)

 Учитель:

- Задание для 1 группы: изучите толкования термина «наречие», взятые из различных источников, и сделайте вывод об особенностях этой части речи

Раздаточный лист №1

1  1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие).

2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).

Определение наречия по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова

2    Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о / -е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

3  Толковый словарь Ушакова

наречие  

 наречие , наречия, ср. (грам.). неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, качества или свойства, напр.: хорошо, скоро, вскачь, тогда, здесь и др., и являющаяся в предложении обстоятельством.

4   Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

   И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

    Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

    Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

2. Задание для 2 группы: прочитайте текст и сделайте вывод о происхождении наречий

Раздаточный лист №2

Уже неоднократно отмечалось, что грамматический строй языка непрерывно изменяется: появляются новые грамматические формы, уходят из языка некоторые старые формы. Но так как развитие языка происходит медленно, постепенно, старые формы обычно сразу и бесследно не исчезают. Некоторые былые регулярные грамматические формы застывают и превращаются в отдельные реликты. Так, ряд старых форм существительных и прилагательных - осколки былых падежных систем – превратились в неизменяемые наречия.

Происхождение подобных наречий можно выяснить лишь путем специального этимологического анализа:

Наречие образуется от существительных…

Низ                  вниз

Круг                 вокруг

Весна               весной

Волчок           волчком

От прилагательных…

Тяжёлый              тяжело

Досрочный          досрочно

Новый                   снова

Далёкий               далеко

От глаголов…

Молчать                молчком

Догонять               вдогонку

Прикусить            вприкуску

Лежать                  лёжа

Ответ: Наречия образуются от…

            Например….

Задание для 3 группы: прочитайте текст, определите, к какому типу речи он относится. Много ли в нем наречий? Попробуйте прочитать текст, опуская наречия. Какова же роль наречий в тексте?

Раздаточный лист №3

Прочитайте текст, определите, к какому типу речи он относится. Много ли в нем наречий? Попробуйте прочитать текст, опуская наречия. Какова же роль наречий в тексте?

    Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички…И где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел.                                                  

                                                                                          (В.Белов)

  (отрешенно – отчужденно, погруженный в себя;

 колено – в пении, музыкальном произведении: отдельное, выделяющееся чем-нибудь место, часть)  

Ответ: «Наречия делают нашу речь…

Работа с классом

Учитель:

- Время исследовательской работы подошло к концу. Прошу представителя первой группы озвучить вывод.

Проверка ответа по слайду

Составляют опорный конспект по теме

 

Ответ 1-й группы: «Изучив толкования термина «наречие», взятые из различных источников, мы пришли к выводу, что

 Наречие — это … часть речи

Наречие обозначает …

Наречие отвечает на вопросы …

Наречие чаще всего присоединяется к …

Наречие никогда не …

 В предложении наречие чаще всего является …»

Закрепление темы урока.

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные УУД: рефлексия,

.

1.Работа с текстом.

Вставьте пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению выражения.

Был полдень_______палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая____________двигалась с запада на восток.__________подул ветер. Молодая березка__________затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния_____________раздался первый удар грома. Спеша укрыться_______________заметались птицы.

 

Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспощадно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.

--определите  тему текста.

--идея текста. 

--Выпишите наречия с теми словами, к которым относятся.

--Синтаксический разбор 4 го предложения.

2 А теперь я предлагаю вам поиграть:

- Как перечислить по порядку дни недели. Не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут нам в этом?

( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3.Составьте Синквейн по русскому языку по термину Наречие. 

4.Замените фразеологизмы наречиями.

 сильно краснеть - до корней волос

крепко спит - как убитый

быстро скакать - во весь опор

быстро бежать- во весь дух

громко кричать - во все горло

хорошо знать - как свои пять пальцев

тесно - яблоку негде упасть

темно - хоть глаз выколи

мало - кот наплакал

Работают с текстом

1.Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое

2.Поясняет, уточняет, раскрывает.

3.Наречие обогащает

нашу речь.

4.Уточнение

Рефлексия.

регулятивные УУД: рефлексия, 

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

 Рефлексия:

Интерес – Что интересно было на уроке ?

Творчество – Какие творческие работы вы   выполняли ?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что принёс мне сегодняшний урок?

     На  чудо-дерево, повесьте  чудо-башмачки с соответствующим цветом – показателем вашей самооценки.

Заключительное слово учителя.

- Вот и закончился наш урок. Спасибо всем, кто принимал участие. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – наречие, сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык. А тот клад, который мы сегодня с вами нашли надолго останется в вашем сундучке знаний.

Домашнее задание.

– найти 5 пословиц, в которых бы использовались наречия

Учащиеся оценивают свою  деятельность на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестнадцатое февраля Урок подготовила Хомушку М.Р , учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь

Слайд 2

внутри рядом

Слайд 3

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол…

Слайд 4

Из истории наречия Наречие – старое слово. Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень - речь, который прежде был многозначным. Слово “речь” когда-то имело среди других значений и значение “глагол”. Поэтому, если буквально перевести термин “наречие” на современный язык, то получится слово “ наглаголие ”.

Слайд 5

НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Слайд 6

Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Ты скажи: «Кругом белым-бело» - И увидишь зимнее село, С белых крыш свисает белый снег, Не видать под белым снегом рек. Вспомнится наречие «светло» - И увидишь: солнышко взошло. Если скажешь слово ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь «ароматно», ты Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво», Пред тобою - сразу вся Россия! (Эля Куклина.)

Слайд 7

Задачи: определить, что такое наречие; каковы его морфологические признаки; какова его синтаксическая роль; закрепить умение находить наречия в тексте и правильно их употреблять в речи.

Слайд 8

Наречие Самостоятельная часть речи Сочетаются с глаголами, прилагательными, наречиями, реже – с существительными Не изменяются Обстоятельства, реже-определения и сказуемые. ? Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Слайд 9

Наречие обозначает: Признак действия (если относится к глаголу) Признак признака (если относится к прилагательному) Образ действия (как? каким образом?) Весело поется, весело и прядется. Место (где? куда? откуда?) Рыбак рыбака видит издалека. Время ( как долго? Когда?) Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Причину (почему? По какой причине?) Поневоле косы вянут, коли за них тянут. Цель (зачем? С какой целью?) Это врешь ты мне назло. Меру и степень ( в какой степени? Насколько?) Абрикосовое варенье очень вкусное.

Слайд 10

Работа с текстом Вставьте пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению выражения. Был полдень_______палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая____________двигалась с запада на восток.__________подул ветер. Молодая березка__________затрепетала . Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния_____________раздался первый удар грома. Спеша укрыться_______________заметались птицы. Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто

Слайд 11

Определите тему текста. Определите идею(основную мысль) текста. Выпишите наречия с теми словами, к которым относятся. Синтаксический разбор 4 го предложения . Задания к тексту:

Слайд 12

Был полдень , беспощадно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая медленно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния , глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыться , беспорядочно заметались птицы.

Слайд 13

« Физминутка » Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Слайд 14

Синквейн о наречии: 1.Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое 2. Поясняет, уточняет, раскрывает. 3. Наречие обогащает нашу речь. 4. Уточнение.

Слайд 15

Замените фразеологизмы наречиями: до корней волос- спит как убитый-- во весь опор- бежать во весь дух- кричать во все горло- знать как свои пять пальцев- яблоку негде упасть- хоть глаз выколи- кот наплакал-

Слайд 16

И нтерес – Что и нтересно было на уроке ? Т ворчество – Какие т ворческие работы вы выполняли ? О бучение – Чему вы научились? Г лавное – Что принёс мне сегодняшний урок? На чудо-дерево, повесьте чудо-башмачки с соответствующим цветом – показателем вашей самооценки. Рефлексия:

Слайд 17

спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...