Как писать сочинение
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Как писать сочинение

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kak_pisat_sochinenie.ppt2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Рассуждение - это смысловой тип текста, в котором отрицается или утверждается какое-то явление, факт, понятие, говорится о причинах свойств и явлений.

Слайд 4

тезис аргументы вывод

Слайд 5

Тезис - это то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть. Аргументы - это доказательства, доводы, обоснования, объяснения. Вывод - это то, что доказано, объяснено или опровергнуто.

Слайд 6

Тезис может формулироваться как утверждение. Тезис может формулироваться в виде вопроса.

Слайд 7

Для перехода от тезиса к доказательствам часто используются: 1. вопрос почему ?, 2. частица ведь 3. такие конструкции, как: И вот почему; Это можно доказать так (следующим образом);

Слайд 8

Докажем это; В этом легко убедиться; Это объясняется следующим и т. п.

Слайд 9

На связь и последовательность мыслей в доказательствах могут указывать вводные слова и сочетания: во-первых, во-вторых, наконец, например, предположим, допустим и др.

Слайд 10

Вывод связывается с доказательствами чаще всего посредством вводных слов и сочетаний : итак, таким образом, поэтому, вот почему.

Слайд 11

Части рассуждения могут быть связаны и без специальных языковых средств, только по смыслу.

Слайд 12

Практическая часть

Слайд 13

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях , например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Слайд 15

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Слайд 16

ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Слайд 17

1. Цитируем высказывание. 2. Объясняем смысл высказывания. 3. Приводим 2 примера из прочитанного текста. 4. Делаем вывод.

Слайд 18

К.Г.Паустовский сказал : "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Слайд 19

утверждал рассуждал отмечал считал и т.д.

Слайд 20

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал , что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

Слайд 21

примеров должно быть 2; примеры должны быть из прочитанного текста ; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте .

Слайд 22

Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста) , которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Слайд 23

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный ( названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса ( объяснено его значение) . Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1 (приведен пример из текста) . Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк- , который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).

Слайд 24

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Слайд 25

Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ...

Слайд 26

Таким образом , приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Слайд 28

Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Слайд 29

Формулируем ТЕЗИС . Даём определение слову человечность и комментируем его.

Слайд 30

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Слайд 31

Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения. Аргумент 1

Слайд 32

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Слайд 33

Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта. Аргумент 2

Слайд 34

А вот ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, а человечность – одно из них.

Слайд 35

Формулируем ВЫВОД .

Слайд 36

Из этого следует, что добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ...

Учимся писать сочинение.

План занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  Рассматривается строение сочинения-рассуждения, прилагается презентация....

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...