Интегрированный урок по проблеме «Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области «Филология» на тему «Формирует ли чтение личность человека?»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Спиридонова Инна Юрьевна

Данный урок - это попытка реализации интеграционного подхода при подготовке учащихся к выполнению части С на ЕГЭ по английскому языку по проблеме «Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области «Филология» на тему «Формирует ли чтение личность человека?»  Целью данного урока являлось развитие коммуникативной компетенции по проблеме «Является ли чтение одним из самых важных способов формирования личности человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_integrirovannogo_uroka.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаемый ниже урок явился результатом сотрудничества учителей, работающих в 11 классе в МБОУ гимназия №1 г.Красный Сулин. Мы попытались реализовать интеграционный подход при подготовке учащихся к выполнению части С на ЕГЭ по английскому языку по проблеме «Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области «Филология» на тему «Формирует ли чтение личность человека?»  Целью данного урока являлось развитие коммуникативной компетенции по проблеме «Является ли чтение одним из самых важных способов формирования личности человека».

Для достижения данных целей мы использовали технологию коммуникативного обучения , ИКТ, групповые формы работы (аквариумное обсуждение), игровую учебную деятельность – имитационную игру. Было организовано фронтальное тестирование с использованием интерактивной системы голосования при работе с лексикой на английском языке. Здоровьесберегающая технология осуществлялась через движение на уроке за счёт смены видов речевой деятельности, благоприятного психологического климата и отсутствия стрессовой ситуации.                                                                 На этом уроке учителя были не  трансляторами знаний, а проводниками в системе решения учебной задачи. Ведущими принципами педтехники  стали: 1. принцип открытости, 2. принцип деятельности, 3. принцип обратной связи, 4. Принцип идеальности, которые отражены в Конструкторе урока, предложенном учителям для отслеживания каждого этапа урока. Реализация воспитательной цели урока – формирование у учащихся представления о важной роли книг в жизни человека.                        Урок проводился в рамках муниципального методического фестиваля «Профессиональная компетентность педагога как один из факторов достижения качества образования».

Учитель русского языка МБОУ гимназия №1 г.Красный Сулин  

Спиридонова Инна Юрьевна

Учитель английского языка МБОУ гимназия №1 г.Красный Сулин

Казьмина Лариса Викторовна    

Тема урока:  «Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из      области «Филология» на тему «Формирует ли чтение личность человека?»

Тип урока: интегрированный урок английского и русского языка (урок-практикум) в 11 классе (профильная группа)

Цели урока (русский язык): 1. Практическая: помочь учащимся формировать и совершенствовать речевые навыки с целью их применения на английском языке для написания эссе; через текстоориентированный подход создать на уроке речевую ситуацию с целью развития речемыслительной деятельности уч-ся; формирование метапредметных способов действия; развивать все виды речевой деятельности; работа над навыками: а) произносительными, лексическими, грамматическими, б) умениями: аудировать, говорить, читать, писать.                       2. Общеобразовательная: формирование у уч-ся представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; обогащение речи языковыми средствами для выражения мысли; развивать операции логического мышления (сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, синтез).                                     3. Воспитательная: повышение общей культуры уч-ся; формирование общечеловеческих нравственных ценностей, мировоззрения; формирование умения работать в группах.                                 В рамках реализации этих целей решались коммуникативные задачи.

Цель урока (английский): развитие коммуникативной компетенции по проблеме «Написание эссе «Мое личное мнение»  ( в части аргументации) на английском языке.

Речевая компетенция: совершенствование коммуникативных умений передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письменная речь) по проблеме.

Языковая компетенция: контроль лексических знаний по теме «Черты характера человека»; повторение грамматических структур «Сложное подлежащее» , «Сложное дополнение»; систематизация орфографических навыков ( использование запятых в простом и сложноподчиненном придаточном предложениях в сравнении с русским языком).

Социокультурная компетенция : использование поговорок и высказываний знаменитых людей на английском языке по проблеме «Роль книги в формировании личности человека».

Компенсаторная компетенция: использование ресурсов Интернет при выполнении домашней работы.

Учебно-познавательная компетенция: дальнейшее развитие универсальных способов деятельности.

Воспитательная цель: осознание необходимости читать книги, чтобы быть человеком образованным, культурным, с широким кругозором.

Ведущая технология: коммуникативная, ИКТ.

 Методы обучения: 1. Аквариумное обсуждение; 2. Игровая учебная деятельность – имитационная игра

Оборудование: для достижения поставленных целей использованы средства наглядности:

1.слуховая наглядность – аудиотекст

2.зрительная наглядность – печатный раздаточный материал, слайды презентации, упражнения в SMART

3.ТСО – компьютер, интерактивная доска, интерактивная система голосования.

Использованы методы контроля:

- устный ответ учащихся

- ответы на вопросы (в т.ч.,  организовано фронтальное тестирование с использованием интерактивной системы голосования при работе с лексикой на английском языке)

- анализ текста (в т.ч., работа с деформированным текстом в урока на русском языке)

Ход урока.

Деятельность учителя на уроке  

Деятельность учащихся на уроке

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! С каким настроением  вы сегодня пришли на урок?

-Урок наш – необычный: мы попытаемся объединить ваши знания из предметной области «Филология» и применить их для написания творческой части (задание С) частично в русском языке и большей частью в английском языке.

  1. Постановка проблемы урока

-Сейчас давайте прослушаем текст и попытаемся сформулировать проблему урока.

СЛАЙД №1

-Сегодня нам хотелось бы широкую проблему «Роль книги в жизни человека» обсудить с точки зрения её нравственного значения. Эпиграфом к нашему разговору служат слова Ф.Искандера (на слайде), которые, надеюсь, помогут вам правильно сформулировать свою точку зрения.

  1. Постановка целей и задач урока

-Написание творческой работы и в русском языке, и в английском языке всегда сопряжено с различными трудностями: это и соблюдение композиции текста, и работа с аргументами, и использование всевозможных клише, и пунктуация, и грамматика, и лексика. Перед вами «Дерево цели». У каждого из вас на столе лежит по листку. Сформулируйте и запишите на нём свою личную цель: что вы хотели бы узнать, понять, какой найти ответ на свою личную проблему, возникающую в процессе творческой работы.

(учитель на выбор озвучивает ответы 4-5 уч-ся и обобщает их высказывания)

-Обобщая ваши индивидуальные цели, мы выходим на следующие задачи:

1.снять трудности в формулировании аргументов на английском языке средствами текстоориентированного обучения (русский язык выступает как вспомогательный предмет);

2.снять пунктуационные трудности (использование запятой в простом и сложном предложении) через сопоставление правил постановки запятой в русском и английском предложении;

3.расширить лексическую базу по проблеме.

  1. Практическая часть урока

СЛАЙД №2

-Ребята, как вы думаете, какие качества развивает в человеке чтение? Подготовьте мини-высказывание по этому вопросу. А поможет вам правильно настроить свои мысли текст Д. С. Лихачёва, который лежит у вас на столах (приложение №1)

- Какую композицию мы используем для написания сочинения-рецензии на русском языке? СЛАЙД №3, №4

-Давайте остановимся на позиции автора данного вам текста. Как вы можете её сформулировать? Вам могут помочь вопросы на СЛАЙД №5

-А вы согласны с авторской позицией? Используя известные вам речевые клише, выскажите своё согласие или несогласие с позицией автора текста Лихачёвым.    СЛАЙД №6

  1. Рефлексия

- Ребята, как вы считаете. Поможет ли вам проделанная работа в формировании аргументов по данной проблеме при написании эссе «Моё личное мнение и противоположная точка зрения» на английском языке?

-Насколько полезной была эта работа, вы продемонстрируете на следующем этапе.             А сейчас я хочу прочитать вам ещё один текст (распечатан для каждого ученика , параллельно выводится на доске) (приложение №2). И в русском языке, и в английском все аргументы вам нужно правильно оформить в письменной речи, а пунктуация является одним из средств письменного оформления высказывания. Расставьте знаки препинания в тексте.

-Чем ещё интересен этот текст?

Мини-беседа

Прослушивание аудиозаписи «Книга – величайшее изобретение человека», 1 – 2 минуты – обсуждение в группах (всего 4 группы), формулирование проблемы урока и представление её классу (от каждой группы - высказывание 1 уч-ся)

«Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность». (Ф.Искандер)

Рефлексия достижения цели: дети заполняют листки и прикрепляют их к доске, на которой находится «Дерево цели»

Учащиеся работают в группах, обсуждают вопрос и записывают свои мысли в тетрадях, через 3-4 минуты один представитель от группы озвучивает общее мнение.

Учащиеся озвучивают композиционные части сочинения, опираясь на слайды презентации.

Обсуждают в группах авторскую позицию и оформляют ответы на листах бумаги формата А3 маркерами. Один человек от группы представляет коллективное мнение и вывешивает лист на доске.

Группа А: «Я полностью разделяю точку зрения автора, так как….»

Группа В: «Я могу поспорить с автором, потому что…»

Группа С: «В основном я согласен с автором, но…»

Группа D: «Я не разделяю точку зрения автора, так как…»

Каждый ответ от группы оформляется на листе формата А3, представитель от группы защищает высказанную точку зрения, затем листы вывешиваются на доске.

Мини-беседа. Учащиеся кратко формулируют и обосновывают своё мнение.

Озвучивают увиденную особенность текста: он деформирован в пунктуационном отношении.

Расставляют знаки препинания, сдают работы на проверку, выставляется оценка.

Обращают внимание, что он перекликается с эпиграфом урока, соответствует поставленному на уроке проблемному вопросу и поможет в формулировании и аргументации собственного мнения.

T: And now we will continue our lesson in English. As well as in the Russian language there are some difficulties in using commas in the English punctuation.  And let's revise the main rules in comparison with the Russian language.

(слайд №9) Look here! Why commas are mainly used or are not used in the following cases? (учащиеся читают английские предложения со слайда и рассказывают правило на английском языке).

T: And there are no commas in these two sentences, put commas where they must be and explain the rules (слайд №10, учащиеся расставляют запятые и комментируют правила).

T: Pupils, read these sentences more attentively! Can you formulate the problem of our discussion? (учащиеся формулируют проблему урока по предложениям со слайда).

T: I think you agree that the formation of people's traits of character is closely connected with reading books? Yes, we may be different: tolerant, outgoing, frank, and what other positive traits of character can be formed by reading? (P: перечисляют другие черты характера).

T: According to the circumstances people are not the same at different periods of their lives. And now we will check what other individual traits of character do you know? (контроль лексических знаний по теме «Черты характера человека» с помощью системы для интерактивного голосования).

T: We have already tried to formulate the problem of the lesson. But I suppose the most suitable statement for the essay on this problem will be “Some people believe that reading is the most important way to form one's personality” (слайд 11).

Let's quickly revise the structure of the composition in English (слайд №12 со структурой сочинения).

T: What strategies of making introduction do you know?

P1 – We can stress that the problem is the main part of our society

P2 – rhetorical question

P3 -definition

P4 -personal-oriented questions

P5 -the urgent problem of our societies

T: For the 2nd and 3rd parts of the essay we have already written the introductory words and word combinations. What are they? (повторение клише и вводных слов для 2 и 3 части сочинения).           T: Pupils, how we can make the conclusion of the essay?                                                                           P1 -we prove our point of view                                                                                                                           P2 -we can confirm (stress) the actuality of the problem and suggest the ways of its decision                         P3 -we take into account different opinions but stress our own point of view.                                            T: One of the ways to draw an impressive conclusion in the English and in the Russian languages is to use an appropriate proverb. Your homework for today was to find the  proverbs  about the role of reading books. Could you read some of them? (учащиеся читают пословицы и поговорки, изречения знаменитых людей).                                                                                                                                      And now I want you to discuss the statement “Some people believe that reading is the most important way to form one's personality” in our groups  A B C D in the form of role play.                                        Group A you will be the SPEAKERS.                                                                                                        The task of your group is to lead us into the problem and stress the actuality of this problem.                    Group B you are the CONFORMISTS.                                                                                                           You have to express your opinion from the point of view that reading can people's personality.               Group C you are CRITICS.                                                                                                                     Your task is to stress the opposite opinion.                                                                                                Group D You will be the ADVERTISING AGENTS.                                                                             You have to confirm the actuality of the problem and try to convince us that there is nothing better than a book. It is our best friend and adviser.                                                                                                         Pupils, pay attention to all arguments you have discussed in the Russian language.                                   После работы в группах учащиеся представляют  свою часть эссе как монологическое высказывание.  (1 представитель от группы)                                                                                          Pupils, at the end of our lesson I want to know if you have reached the goals formulated at the beginning of the lesson. Take these green leaves, do the notes and stick the leaves on our “The goal tree”.                T: Your homework for the next lesson is to write the essay on the problem we have discussed today.  

Well, that will be all for today. Thank you for the work, goodbye!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1(текст к работе со слайдом №2)

Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.                                                                                             Но это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием.                                            (Д.С.Лихачёв)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (текст для пунктуационного анализа)

В конце жизни Гёте сказал: «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

Действительно, читать – это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни…

Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. И если книга причиняет вам боль, это боль исцеляющая. Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

Цена такого слова всегда велика. А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей – быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. Исповедовались.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В конце жизни Гёте сказал: «Добрые люди не знают  как много времени и труда необходимо  чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать  что достиг цели».

Действительно  читать – это осмысливать жизнь  себя самого в этой жизни. Книги пишут в расчёте на тех людей  которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. А тут многое нужно  в том числе и мудрость  и опыт жизни…

Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. И если книга причиняет вам боль это боль исцеляющая. Эта боль вызвана состраданием  сочувствием к другому а такое сочувствие и должна вызывать литература  чтобы в людях не угасло человеческое. Литература до тех пор жива  пока она рассказывает о человеке  о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

Цена такого слова всегда велика. А сейчас велика особенно  потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. И всё упорней пишут о том  что литература избавилась  наконец  от несвойственного ей – быть совестью  болью  философией историей человеческой души  а ведь к писателям не только за советом обращались. Исповедовались.

Конструктор урока

Этап урока

Начало урока

Работа над проблемой

Повторение  

Проверка

домашнего

задания

Контроль

(английская лексика

по теме)

Отработка умений

Конец урока

Дидактические

 приёмы

Привлекательная цель

1.Точка зрения

2.Своя опора

3.Организация работы в группах

1.Повторяем  с контролем

   (на этапе обсуждения проблемы на русском языке)

2.Повторяем с обсуждением (на этапе повторения структуры английского предложения)

3.Своя опора

Свои примеры

Фронтальное тестирование с  использованием интерактивной системы голосования)

Игровая учебная деятельность – имитационная игра

 Опрос-итог;

Домашнее задание;

Оценивание работы учащихся на уроке

Принципы

 педтехники

Принцип обратной связи;

Принцип идеальности (высокого КПД): максимальное использование возможности, знаний, интересов самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования

Принцип свободы выбора;

Принцип деятельности;

Принцип обратной связи;

Принцип идеальности.

Принцип деятельности;

Принцип обратной связи;

Принцип открытости;

Принцип идеальности (высокого КПД);

Принцип свободы выбора

Принцип свободы выбора;

Принцип деятельности;

Принцип обратной связи;

Принцип идеальности (высокого КПД)

Принцип свободы выбора;

Принцип деятельности;

Принцип обратной связи;

Принцип идеальности

Принцип деятельности;

Принцип идеальности

Принцип обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методкопилка по написанию эссе по английскому языку

Методкопилка по написанию эссе по английскому языку . Схема написания эссе....

Вводные фразы для написания эссе на английском языке.

Использование данного материала необходимо при написании зссе как на уроках английского языка так и при сдаче экзамена....

Фразы для написания эссе на английском языке

Фразы для написания эссе (задание С 2) на английском языке, необходимые при сдаче ЕГЭ...

«Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области «Филология» на тему «Формирует ли чтение личность человека?»

Тип урока: интегрированный урок английского и русского языка (урок-практикум)в 11 классе (профильная группа)Цели урока (русский язык): 1. Практическая: помочь учащимся формировать и совершенствовать р...

Обучение написанию эссе на английском языке_Проблемы экологии_11 класс

Материал представляет сосбой разработку для обучения детей написанию эссе с выражением своего мнения в рамках темы "Проблемы экологии". Выбран эпизод проведения Олимпиады в Сочи в 2014 году ...

Система упражнений и методических приёмов для подготовки учащихся к написанию эссе на английском языке

Из практики преподавания.Теоретические и практические приемы работы по формированию писменной языковой компетентности. Практическая цель - подготвка учащихся к написанию эссе-рассуждения на английском...