Развитие речи. Осень. Описание осенней природы.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок развития речи в 6 классе, используется при прохождении темы "Имя прилагательное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Полынова Елена Сергеевна
Класс: 6А
Дата: 20.10.2016
Предмет: русский язык
Тема урока: «Осень. Описание осенней природы.»
Цели урока:
- дать учащимся понятие об описании скульптуры: структуре, приёмах, языковых средствах;
-совершенствовать коммуникативные навыки и умение пользоваться художественно – языковыми средствами, развивать художественное воображение;
-продолжить работу над развитием творческих речевых способностей и воспитания чувства прекрасного у учащихся
Задачи (предполагаемый результат):
- научиться строить связный устный и письменный ответ,
- находить художественные средства выразительности и определять их роль в создании художественного образа,
-научиться сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка в собственном высказывании;
-выработать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль высказывания;
-совершенствовать умения пользоваться определенными группами слов(прилагательными)
- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;
- воспитывать любовь к родной природе;
- создавать внутреннюю мотивацию к учению;
- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение;
- учить постановке цели работы
Планируемые результаты.
Предметные: научиться определять композиционно-языковые особенности текстов- описаний природы. Научиться составлять текст-описание по определенному алгоритму. Умеют использовать прилагательные в описании природы в тексте, знают типы речи. | Метапредметные: принимают и понимают учебную задачу урока, контролируют свое поведение на уроке, участвуют в учебном диалоге, работают с художественным текстом, осмысленно выразительно читают текст, умеют определять его тему, основную мысль, роль описаний природы в тексте, определять тип теста, его основные особенности, умеют устно доказывать точку зрения, соблюдать принятые правила общения, развивают умение работать в паре, умеют строить аргументированное монологическое высказывание. Умеют слушать и оценивать себя и других, сотрудничать с другими людьми, контролировать и оценивать достигнутые результаты чужой деятельности. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, способны самостоятельно определить тему, цель, задачи урока и своей деятельности на данном уроке, проявляют познавательный интерес на основе сформированных учебных мотивов |
Ход урока.
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Метапредметная деятельность | Презентация |
Организ ационн ый | Приветствует обучающихся, создание непринужденной обстановки. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, успокаиваются, представляя картины осеннего леса, улыбаясь друг другу. | Умение настроиться на работу. | Слайд№1. Видео на музыку Ф.Шопена «Ноктюрн» |
Постановка темы и целей урока | Предлагает посмотреть на картины известных художников, после задает вопросы: -Что хотели сказать художники на своих полотнах? -Какие чувства вызыывают эи картины? -Какие цвета преобладают? -Какое настроение создаётся красками осени? -почему показаны картины известных художников с изображением осенней природы. Просит определить тему урока, записать в тетради, определить цель сегодняшнего урока. | Смотрят на картины известных художников, отвечают на вопросы. Определение темы урока, запись ее в тетради, определение целей урока. | Наблюдение. Выбор и обоснование. Умение оформлять свои мысли в устной форме. | Слайды 1,2 Слайд№4 |
Мотивация | Обращает внимание на карточки на столах, объясняет, что за каждый правильный ответ учащиеся будут ставить себе по 1 баллу. Получивший 5 баллов получает оценку «5» в журнал. | Подписывают фамилии на карточках. | ||
Подготовка к восприятию материала, повторение пройденного материала | Задает вопросы: -Вам нравится осень? -Почему? -Какой тип речи вы использовали,чтобы ответить на этот вопрос? -Что больше всего любите делать осенью?Расскажите. - Какой тип речи вы использовали,чтобы ответить на этот вопрос? -Опишите, на основе ваших наблюдений, какова природа, когда наступает осень. -А какой тип речи вы сейчас использовали? Предлагает работу в группах: прочитать 3 текста, 1группа находит текст-повествование,2группа находит текст-рассуждение, 3группа находит текст-описание. Просит аргументировать оьветы, структуру текста-описания записать в тетради. | Отвечают на вопросы учителя. Работают в группах.Отвечают, доказывая свою точку зрения, характерные черты описания записывают в тетради(дан предмет, перечисляются его признаки, выражено авторское отношение к нему) | Умеют слушать и оценивать себя и других, сотрудничать с другими людьми, контролировать и оценивать достигнутые результаты чужой деятельности. Умеют рассуждать, подбирать аргументацию и делать выводы. | Слайд№5 |
Работа по теме урока |
| Самостоятельно или при помощи словарей дают толкование названных слов | Умение работать со словарем, самостоятельно давать определение слову | Слайды 6-11 |
Физкультминутка | Предлагает размяться, провести физкультминутку | Подготовленный ученик проводит разминку-путешествие по осеннему лесу. | Забота о своем здоровье, умение сбрасывать напряжение | |
Работа по теме урока (продолжение) |
-Чтобы описание получилось более ярким и живым, писатели используют такое изобразительное средство как сравнение. Что такое сравнение? -Найдите сравнения в стихотворении И. Бунина -Часто писатели и поэты очеловечивают природу, изображают неживые предметы в виде живых существ. Как называется это изобразительное средство? -Найдите в тексте примеры олицетворений -Что такое эпитеты? Найдите эпитеты в стихотворении. -Как называется такое выразительное средство языка, при котором признаки одного предмета переносятся на другой? -Давайте посмотрим, как вы можете находить в тексте метафоры. Работаем в парах. Найдите в тексте №3 три метафоры. 3) Работа с текстом. -Мы готовимся к написанию сочинения о красоте осенней природы. Для этого мы повторили с вами композицию текста-описания, изобразительно-выразительные средства. Некоторые писатели составляют маленькие, но очень красочные зарисовки природы. Давайте познакомимся с одной из таких миниатюр. -Как вы думаете, какой осенний месяц изображает автор? Почему так решили? -Какие изобразительно-выразительные средства использует Михаил Пришвин для создания картины осеннего леса? | Отвечают на вопросы учителя, дают определения изобразительно-выразительных средств, находят в тексте примеры таких выразительных средств, записывают некоторые из них в тетради Читают текст «Последние грибы» Михаила Пришвина, отвечают на вопросы учителя, находят в тексте различные изобразительно-выразительные средства. | умение составлять связное устное высказывание, умение выражать свое мнение и аргументировать его, умение слушать других, оценивая их ответы, умение сотрудничать с другими людьми. Умение работать с текстом (осознанно читать, анализировать, слушать, определять свое отношение), сотрудничать с другими людьми. | Слайды 12-15 Слайды 16-19 |
Итоги урока | -Мы прочитали описание природы, созданное великим мастером слова. Писатели внимательны к мелочам, много удивительного и прекрасного в мире природы подмечают они, чтобы мы ясно мысленно видели именно ту картину, которую они рисуют. Я надеюсь, что вы теперь готовы к созданию своего собственного текста. -В каком стиле вы будете создавать свой текст? -Какой тип речи будете использовать? -Что будем делать в тексте? -Зачем? -У каждого из вас на парте лежит осенний листочек, переверните его. На обратной стороне написано «осень». Подберите эпитеты к этому слову на подходящую букву и запишите на листок. -А теперь подбросьте вверх. Что у вас получилось? Да, листопад. -Помогут ли ваши листики в написании сочинения? -Какое впечатление осталось от нашего урока? -Вы добились той цели,которую ставили перед собой в начале урока? -Были ли минуты радости, удовлетворения? -Что вызвало затруднения? | Слушают учителя, отвечают на вопросы Заполняют листик эпитетами на определенную букву. Отвечают на вопросы, подводя итоги урока | Умение слушать и оценивать себя, умение делать выводы, умение отбирать материал по заданной теме, умение творчески перерабатывать информацию, умение контролировать и оценивать достигнутые результаты своей (и чужой) деятельности (саморазвитие, самооценка) | Слайд 20 |
Домаш нее задание | Предлагает записать в тетради две темы для домашнего сочинения (на выбор).
| Записывают в тетради темы для домашнего сочинения | Слайд№21 | |
Выставление оценок | -Посмотрите на свои таблички, куда весь урок ставили баллы. Кто заработал 5 или больше плюсов? Благодарит учеников за активную, продуктивную работу, прощание. | Подсчитывают свои баллы, поднимают руки те, кто получил «5» за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"
Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»
Занятие ставит следующие цели: Закрепить знания о характерных признаках осени, закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи....
Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень"
Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень" для обучающихся 3 класса с ОВЗ (глухие дети. имеющие ЗПР)...
Занятие по развитию речи Путешествие в осенний лес" "Антонимы"
Логопедическое занятие по развитию речи...
Презентация к уроку развития речи (Сочинение - описание природы по картине)
Презентация знакомит с несколькими картинами известного пейзажиста Н.М.Крымова. Может быть использована науроках русского языка, искусства и внеклассной работе....
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в осенний лес"
план - конспект по развитию речи...
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми 7-го года жизни компенсирующей направленности. Тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью."
Тема "Осень.признаки осени.Деревья"...