Занятие по развитию речи Путешествие в осенний лес" "Антонимы"
план-конспект на тему

Подымахина Людмила Владимировна

 Логопедическое занятие по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл log_zanyatie.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по  развитию речи

                                                   Тема:  Путешествие в осенний лес

       Подымахина Людмила Владимировна

      Должность: Учитель-логопед

 Грамматическая: Антонимы.

Лексическая:  Осень

Цель:

1)Учить выделять из речи антонимы

Задачи:

Коррекционные:

1) Развивать связную речь

2) Формировать операции анализа, синтеза классификации анализа и обобщения.

3)Актуализация знаний и обогащение словаря по теме антонимы

Общеобразовательные:

1)Учить использовать антонимы в связной речи

2)Формировать точность, образность, лаконичность речевого высказывания.

3) Развивать «чувство языка».

Воспитательные:

 1)Воспитание умения слушать и слышать образ.

 2)Формирование самооценки учебной практической деятельности.

 Оборудование: картины(времена года), деревья, картинки, листья, шишки, овощи, лесовичок, лесовички, весы, карточки слова-антонимы, конверты с загадками.

                                             

                                                                 Ход занятия.

Орг. момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие.  Мы с вами совершим путешествие  в лес.

1)Введение в тему

-Послушайте стихотворения и ответьте. О чем это стихотворение?

Четверо художников

Столько же картин

Белой краской выкрасил

Всё подряд один

Лес и поле белые,

 белые луга

У второго -синие

Небо и вода.

Первые проталинки

Первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть

Лес и поле в зелени

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака.

А четвёртый золотом

Расписал сады

В жёлто-красный цвет

Оделись все они

 

- О каких художниках говорится в стихотворении?(времена года: зима, весна лето, осень)

 -А какие слова вам помогли понять, что здесь говорится о зиме, весне, лете, осени.?               (белые лес, луга, поле; первые проталинки, первая трава, лес и поле в зелени)

2)Беседа по картинам

Посмотрите на картины. Что на них изображено? Что вы видите на первой, второй, третьей, четвёртой.?  Почему?.

 Почему зима? (холодно, река замерзает, день короткий,)

Что вы скажете о весне? (тает, зеленеет травка)

Почему лето? (жарко, ясный день, день длинный деревья одеты в зелёную листву)

Почему  осень? (пасмурный день, деревья стоят раздетые, на улице  прохладно)

 

3)  Слова противоположные по смыслу

-А теперь поиграем  в игру « весы.» На них мы будем взвешивать слова, которые вы сейчас называли

Короткие- длинные дни, холодно-жарко, замерзает-тает, одетые- раздетые, ясный- пасмурный.

Какие это слова? Это противоположные слова по смыслу

Посмотрите, какие слова у на с перевесили? на одном уровне. Потому что те и те слова нужны и каждое имеет своё значение.

 -А теперь мы немного отдохнём и дальше отвечать начнём.

 

Физминутка.

Море очень широко (руки в стороны)

Море очень глубоко  (приседают, коснуться ладонями пола)                                                                                                                                                                                                    рыбки там живут друзья.. (рыбки)                                                                                                

А вот воду пить нельзя (пожимают плечами)

4) Составление тематического словаря

А теперь послушайте загадку

Вот художник, так художник

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик,

 Эту краску не отмыл

Отгадать загадку просит

- Кто художник это (осень)

 - О какой картине шла  речь?

 - Какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?  (Октябрь поздняя осень)

 - Что приносит нам осень? (урожай, холода, дожди)

 - Скажите, какой бывает дождь?(тёплый, грибной, холодный)

 Скажите, что делает дождь? (моросит, капает, льёт как из ведра, идёт).

-Какие стихотворения об осени вы знаете?

 1.Ученик читает:

Листопад, листопад

 Листья жёлтые летят

 Жёлтый клен, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг.

2. Ученик

Гонит осень в небе тучки

Пляшут листья во дворе

Гриб надетый на колючки,

Тащит ёж к своей норе.

5)Развитие словарного запаса

- Сейчас мы совершим  путешествие в осенний лес.

 Но не просто в лес, а в волшебный  лесок. Не всем секрет, что в лесу живёт забавный мужичок- лесовичок. И сегодня он нас приглашает к себе в гости.

 Лес полон загадок и желаний,  посмотрите,  лесовичок нам приготовил задание

Он просит нас отгадать загадки

Много платьев, много хруста,

а зовут её ..  (капуста)

Под кусточком у оградки

лягушонок спит на грядке

 Весь зелёный, прыщеватый,

а животик беловатый.…(огурец)

В землю вросло,

Сверху толсто,

Снизу востро,

Собой красно? (морковь)

Привязан кустик к колышку,

На кустиках шары.

Бока подставив солнышку

Краснеют от жары.  (помидор)

Висит шарик с бугорком,

А внутри он с сахарком. (груша)

Плод блестящий,

Золотистый,

А внутри он кислый-кислый. (лимон)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко. (яблоко)

-Что за слова вы отгадали? (овощи и фрукты)

-Что относится к фруктам?

-Что относится к овощам?

-Какой на вкус лимон?

-Что у нас сладкая?

-Какой на ощупь огурец, помидор?

-Помидор мягкий, а огурец… твёрдый

-Поверхность груши гладкая,… а огурца шероховатая.

 -Какие слова мы с вами подбирали? (слова наоборот, противоположные слова)

Загадки мы все мы отгадали и немного мы устали. Делаем мы это не день за днём поэтому сейчас мы отдохнём.

Физ. минутка.

Падают, падают листья

 В нашем саду листопад

 Желтые , красные листья

В воздухе вьются летят.

6) Закрепление противоположных слов.

-Отдохнули мы немножко, а теперь отправимся дальше по лесной дорожке.

А дорожка  вся усыпана листочками.

- Посмотрите, какие здесь листочки?

 Большие и маленькие, узкие, широкие, длинные короткие.

Нам и здесь лесовичок  приготовил задание, что если листок достаёте то к финишу вы попадёте и подарки вы найдёте. Он просит нас сделать букеты из листьев. Только из больших и маленьких... Теперь их поставим в вазочки..

Осень, осень, ты ярка

Принесла к нам холода

Разноцветные листочки

Которые, мы поставим в горшочки.

Нам лесовичок обещал подарки и теперь нужно их найти. Давайте поищем их на дереве. Посмотрите, каких  лесовичков он нам подарил. Какие они? маленькие

А как скажем наоборот?

7) Итог  

-Понравилась вам в гостях у лесовичка.  А что вам понравилось?   С какими словами мы с вами сегодня познакомились?

                                             

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха «Труд людей осенью. Уборка территории».

Данное занятие  способствует богащению словаря, формированию правильного построения предложения, умению обговаривать свои действия при уборке территории, воспитанию желания трудиться и уваж...

Внеклассное занятие по развитию слуха и речи "Осенние изменения в природе"

Основная цель данного занятия - коррекция и развитие речи учащихся с нарушеним слуха. В ходе занятия используются различные виды работ: работа над словарем, мультимедийная презентация "Признаки осени"...

Конспект развивающего занятия по развитию речи в старшей коррекционной группе по теме: «Такая разная осень».

Цели: коррекционно-образовательная            -закреплять знания детей о временах года,...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...