Занятие по развитию речи Путешествие в осенний лес" "Антонимы"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по развитию речи
Тема: Путешествие в осенний лес
Подымахина Людмила Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Грамматическая: Антонимы.
Лексическая: Осень
Цель:
1)Учить выделять из речи антонимы
Задачи:
Коррекционные:
1) Развивать связную речь
2) Формировать операции анализа, синтеза классификации анализа и обобщения.
3)Актуализация знаний и обогащение словаря по теме антонимы
Общеобразовательные:
1)Учить использовать антонимы в связной речи
2)Формировать точность, образность, лаконичность речевого высказывания.
3) Развивать «чувство языка».
Воспитательные:
1)Воспитание умения слушать и слышать образ.
2)Формирование самооценки учебной практической деятельности.
Оборудование: картины(времена года), деревья, картинки, листья, шишки, овощи, лесовичок, лесовички, весы, карточки слова-антонимы, конверты с загадками.
Ход занятия.
Орг. момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в лес.
1)Введение в тему
-Послушайте стихотворения и ответьте. О чем это стихотворение?
Четверо художников
Столько же картин
Белой краской выкрасил
Всё подряд один
Лес и поле белые,
белые луга
У второго -синие
Небо и вода.
Первые проталинки
Первая трава.
На картине третьего
Красок и не счесть
Лес и поле в зелени
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака.
А четвёртый золотом
Расписал сады
В жёлто-красный цвет
Оделись все они
- О каких художниках говорится в стихотворении?(времена года: зима, весна лето, осень)
-А какие слова вам помогли понять, что здесь говорится о зиме, весне, лете, осени.? (белые лес, луга, поле; первые проталинки, первая трава, лес и поле в зелени)
2)Беседа по картинам
Посмотрите на картины. Что на них изображено? Что вы видите на первой, второй, третьей, четвёртой.? Почему?.
Почему зима? (холодно, река замерзает, день короткий,)
Что вы скажете о весне? (тает, зеленеет травка)
Почему лето? (жарко, ясный день, день длинный деревья одеты в зелёную листву)
Почему осень? (пасмурный день, деревья стоят раздетые, на улице прохладно)
3) Слова противоположные по смыслу
-А теперь поиграем в игру « весы.» На них мы будем взвешивать слова, которые вы сейчас называли
Короткие- длинные дни, холодно-жарко, замерзает-тает, одетые- раздетые, ясный- пасмурный.
Какие это слова? Это противоположные слова по смыслу
Посмотрите, какие слова у на с перевесили? на одном уровне. Потому что те и те слова нужны и каждое имеет своё значение.
-А теперь мы немного отдохнём и дальше отвечать начнём.
Физминутка.
Море очень широко (руки в стороны)
Море очень глубоко (приседают, коснуться ладонями пола) рыбки там живут друзья.. (рыбки)
А вот воду пить нельзя (пожимают плечами)
4) Составление тематического словаря
А теперь послушайте загадку
Вот художник, так художник
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик,
Эту краску не отмыл
Отгадать загадку просит
- Кто художник это (осень)
- О какой картине шла речь?
- Какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? (Октябрь поздняя осень)
- Что приносит нам осень? (урожай, холода, дожди)
- Скажите, какой бывает дождь?(тёплый, грибной, холодный)
Скажите, что делает дождь? (моросит, капает, льёт как из ведра, идёт).
-Какие стихотворения об осени вы знаете?
1.Ученик читает:
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят
Жёлтый клен, жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.
2. Ученик
Гонит осень в небе тучки
Пляшут листья во дворе
Гриб надетый на колючки,
Тащит ёж к своей норе.
5)Развитие словарного запаса
- Сейчас мы совершим путешествие в осенний лес.
Но не просто в лес, а в волшебный лесок. Не всем секрет, что в лесу живёт забавный мужичок- лесовичок. И сегодня он нас приглашает к себе в гости.
Лес полон загадок и желаний, посмотрите, лесовичок нам приготовил задание
Он просит нас отгадать загадки
Много платьев, много хруста,
а зовут её .. (капуста)
Под кусточком у оградки
лягушонок спит на грядке
Весь зелёный, прыщеватый,
а животик беловатый.…(огурец)
В землю вросло,
Сверху толсто,
Снизу востро,
Собой красно? (морковь)
Привязан кустик к колышку,
На кустиках шары.
Бока подставив солнышку
Краснеют от жары. (помидор)
Висит шарик с бугорком,
А внутри он с сахарком. (груша)
Плод блестящий,
Золотистый,
А внутри он кислый-кислый. (лимон)
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (яблоко)
-Что за слова вы отгадали? (овощи и фрукты)
-Что относится к фруктам?
-Что относится к овощам?
-Какой на вкус лимон?
-Что у нас сладкая?
-Какой на ощупь огурец, помидор?
-Помидор мягкий, а огурец… твёрдый
-Поверхность груши гладкая,… а огурца шероховатая.
-Какие слова мы с вами подбирали? (слова наоборот, противоположные слова)
Загадки мы все мы отгадали и немного мы устали. Делаем мы это не день за днём поэтому сейчас мы отдохнём.
Физ. минутка.
Падают, падают листья
В нашем саду листопад
Желтые , красные листья
В воздухе вьются летят.
6) Закрепление противоположных слов.
-Отдохнули мы немножко, а теперь отправимся дальше по лесной дорожке.
А дорожка вся усыпана листочками.
- Посмотрите, какие здесь листочки?
Большие и маленькие, узкие, широкие, длинные короткие.
Нам и здесь лесовичок приготовил задание, что если листок достаёте то к финишу вы попадёте и подарки вы найдёте. Он просит нас сделать букеты из листьев. Только из больших и маленьких... Теперь их поставим в вазочки..
Осень, осень, ты ярка
Принесла к нам холода
Разноцветные листочки
Которые, мы поставим в горшочки.
Нам лесовичок обещал подарки и теперь нужно их найти. Давайте поищем их на дереве. Посмотрите, каких лесовичков он нам подарил. Какие они? маленькие
А как скажем наоборот?
7) Итог
-Понравилась вам в гостях у лесовичка. А что вам понравилось? С какими словами мы с вами сегодня познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по развитию речи и слуха «Труд людей осенью. Уборка территории».
Данное занятие способствует богащению словаря, формированию правильного построения предложения, умению обговаривать свои действия при уборке территории, воспитанию желания трудиться и уваж...
Внеклассное занятие по развитию слуха и речи "Осенние изменения в природе"
Основная цель данного занятия - коррекция и развитие речи учащихся с нарушеним слуха. В ходе занятия используются различные виды работ: работа над словарем, мультимедийная презентация "Признаки осени"...
Конспект развивающего занятия по развитию речи в старшей коррекционной группе по теме: «Такая разная осень».
Цели: коррекционно-образовательная -закреплять знания детей о временах года,...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...