Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в осенний лес"
план-конспект

Лиманская Юлия Александровна

план - конспект по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКУ  Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»

Департамента Социальной защиты населения города Москва

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

             Тема:  Организация уроков развития

                                    устной речи.

             

Воспитатель      Лиманская  Ю.А.

                                                                                 ДАТА   14 сентября  2015 г.

Тема:  «Деревья. Путешествие в осенний лес».    

ЦЕЛЬ:

- учить составлять предложения об увиденном на картине с последующим объединением их в рассказ.

Задачи:

1. Обучающая:

    - учить детей анализировать увиденное, составлять об этом простые предложения,

  - формировать представления детей об осени как времени года, учить называть   признаки  ранней осени,

- закреплять представления детей об изменениях, происходящих с деревьями осенью,  

- учить детей описывать предметы и явления, подбирая необходимые прилагательные и глаголы, учить образовывать однокоренные слова по образцу.

2. Коррекционная:

- совершенствовать грамматический строй речи, расширять и активизировать словарный запас детей по темам «Ранняя осень» и «Деревья»,

- создать условия для развития эмоционального и           интеллектуального потенциала ребенка,

- развивать внимание, мышление, наблюдательность, связную речь.

3. Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе,

ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационное:

Дем. материал по теме «Деревья», дид. карточки «Времена года», презентация «Ранняя осень», осенние листья, ваза с букетом кленовых листьев,  игрушка «лесовичок», сюжетная картинка «Прогулка по лесу».

Раздаточный материал: наборы листьев для выполнения практического задания.

      Словарная работа: деревья, листва, лист, листочек, опадают, листопад, ранняя осень, бабье лето, букет, прогулка, лесовичок.

                 План занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация представлений детей  о времени года. Рассказывание детьми стихотворений об осени. Коррекционная пятиминутка. Дид. игра «Что происходит в природе?»
  3. Сообщение темы занятия.
  4. Особенности жизни деревьев осенью (рассказ воспитателя). Дид. игра «С какого дерева листок?», Дид. игра «Назови ласково».  
  5. Физкультминутка.

6. Рассматривание картины. Составление предложений по картине.

7. Рассказ воспитателя по картине.

8. Рассказ детей по картине.

9. Обобщение.

10. Подведение итога занятия.

ХОД:

  1. Оргмомент.

- Ребята, сядьте правильно, спина прямая, ноги вместе, руки на парте. Приготовимся к занятию. Сегодня к нам пришли гости, они будут смотреть, как вы занимаетесь.  

- Хорошо. Молодцы.

  1. Актуализация представлений детей  о времени года.

- Давайте вспомним, какое сейчас время года.

- Назовите осенние месяцы.

- Какой осенний месяц идет сейчас?  

 - Какой сегодня день недели?

- Итак, вы правильно назвали время года, осенние месяцы и день недели. Сегодня    14  сентября  понедельник.

- Ребята приготовили для Вас несколько стихотворений. Давайте их внимательно послушаем.

Осень, осень, не спеши

И с дождями подожди.

Дай еще нам лета,

Солнышка и света.

           (А. Тесленко)          

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем, как новый.

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой.

                        (В. Берестов)         

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

        (А. Ерикеев)          

Молодцы, ребята.

 

- Мы слушали внимательно, о каком же времени года эти стихотворения?

- Какие осенние признаки были названы?

- Чтобы ответить на этот вопрос давайте поиграем в дид. игру

«Что происходит в природе?»   для каждого явления или предмета надо будет назвать действие, то есть подобрать слово, слова, отвечающие на вопрос Что делает?

Солнце (что делает?) светит                            (все вместе солнце светит)

Дождь (что делает?) льет, капает, идет

Листья (что делают?) падают, опадают, летят

Трава (что делает?) желтеет, вянет

Птицы (что делают?) улетают

- Хорошо. Мы назвали признаки какого время года?   Признаки осени. Осень бывает ранняя и поздняя. Сейчас осень (какая?) ранняя.

                                                                           

- Молодцы.

                                                                       

3. Сообщение темы занятия.

-  Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Деревья». Мы совершим сейчас с Вами прогулку в осенний лес.

- Посмотрите, кто к нам пришел?     Лесовичок

- Ребята, я приглашаю Вас пойти со мной на прогулку в осенний лес.

- Вы помните, как надо себя вести в лесу и почему?  В лесу надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не напугать лесных жителей.

- Еще надо быть внимательным, чтобы увидеть красоту осеннего леса.

- В добрый путь.

4. Особенности жизни деревьев осенью. Рассказ воспитателя.

- Посмотрите, на какой полянке мы оказались. Что мы видим? Деревья

- Деревья по размеру (какие?) большие, высокие

- Ствол у дерева (какой?) толстый

- Что отходит от ствола дерева? Ветви

- Что растет на ветках дерева? Листья

- Вспомните, какого цвета листья были летом? Зеленого

- А сейчас? Осенью? Желтые, оранжевые, красные, разноцветные

- Почему листья поменяли окраску?   Осенью солнце светит меньше

- Что вы еще заметили? Некоторые листья опали на землю.

- Как называется этот процесс?  Листопад.

- Происходит это потому, что деревья начинают готовится к зиме. От ствола по веткам к листьям весной и летом идет сок, питая дерево, с наступлением осени сокодвижение замедляется, потом останавливается совсем, и чтобы дерево не замерзло зимой, оно сбрасывает осенью все листья.

  - Вы внимательно слушали, теперь давайте поиграем в игру

  «С какого дерева листок?»  Правильно подбираем и называем: листок (какой?) кленовый, дубовый, осиновый.

- Ребята, лес встретил нас приветливо, погода сегодня солнечная. Вам понравилось гулять по лесу? Да

- Давайте в благодарность всему, что мы видели подберем слово похожее, но чтоб звучало оно ласково: например Дерево - деревце

                                                               Лист -  листочек

                                                                Ветка – веточка

                                                                Поляна - полянка

                                                                Солнце - солнышко.

- А теперь самое время возвращаться назад.

5. Физкультминутка «Дети утром рано встали».

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.             (ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.          (приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!                    (наклоны)

Вон на дереве орех.                      (голова вверх)

Кто подпрыгнет выше всех?        (прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.              (потягивание вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.               (ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть.                    (дети садятся)

 

  1. Рассматривание картины. Составление предложений по картине.

(работа индивидуально и фронтально с произнесением составленных предложений)

- Давайте рассмотрим эту картину. Называется она «Прогулка в лес».

- Кого вы видите на картине?  Воспитателя и детей.

- Что они делают? Гуляют в лесу.

- Во что одеты дети? Куртки, брюки.

- Дети одеты тепло? Да

- Почему дети одеты тепло? Осенью на улице солнце светит мало, день короткий,  поэтому стало холоднее, одеваться надо теплее.

- Что воспитатель и дети держат в руках? Осенние листья

- Где еще вы видите осенние листья? На деревьях и на земле

- Почему листья лежат на земле? Они упали с дерева

- Какого цвета листья? Зеленые, красные, оранжевые желтые

- Какое время года на этой картине? Почему?

  1. Рассказ воспитателя по картине.

- Мы с вами рассмотрели картину, составили предложения о том, что увидели, получился рассказ. Послушайте.

      Воспитатель с детьми гуляют по осеннему лесу. Все одеты тепло, потому что стало прохладнее. С деревьев опадают листья, идет листопад. Опавшие листья дети собирают в красивые, разноцветные букеты.

  1. Рассказ детей по картине.

 - Кто хочет рассказать свой рассказ?  (Чеков И., Тихонов Е.)

 

  1. Обобщение

- Ребята, сегодня мы совершили путешествие в осенний лес и составили рассказ о прогулке детей по осеннему лесу. Говорили мы о том, что осенью с деревьев опадают листья.

- Что из этих листьев можно сделать?  Осенний букет

- Каким он получится?    красивым, разноцветным

- Кому его можно подарить?

- Посмотрите, у меня тоже есть букет из осенних листьев, я поставила его в вазу. Он красивый и разноцветный.

10. Итог занятия.

- Что мы сегодня делали на занятии? Гуляли по осеннему лесу, составляли рассказ по картине, читали стихотворения об осени, играли в разные игры.

- Что вам понравилось больше всего?

Все ребята молодцы. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в мир насекомых"

Конспект занятия по развитию речи для групп раннего эстетического развития (дети 5-6 лет) "Путешествие в мир насекомых"...

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в осенний лес».

Цель: Всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, личностных качеств. Задачи: Воспитательные: - воспитывать отзывчивость, любовь к природе. Разв...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. Продолжать развивать память, мышление через игры ...

Занятие по развитию речи Путешествие в осенний лес" "Антонимы"

Логопедическое занятие по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Вкусные дары осени- грибы."

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с грибами....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...

Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в волшебную страну» в средней группе.

Цель занятия: закрепление знаний детей средней группы по развитию речи....