Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Назывные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Хорузик Виктория Владимировна

Цели.

·         познакомить с особенностями односоставных предложений с главным членом подлежащим; учить отличать виды односоставных предложений друг от друга.

·         развивать связную речь, воображение, мышление, память; учить самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по изученной теме, задачи, которые необходимо решить на уроке.

·         воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес к изучению родного языка.

Оборудование. современные песни на тему “Зима”. Учебник “Русский язык. 8” под редакцией С. Г. Бархударова.мультимедийная презентация в программе MicrosoftPowerPoint.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок открытого урока русского языка в 8-м классе по теме

"Назывные предложения"

Цели.

  • познакомить с особенностями односоставных предложений с главным членом подлежащим; учить отличать виды односоставных предложений друг от друга.
  • развивать связную речь, воображение, мышление, память; учить самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по изученной теме, задачи, которые необходимо решить на уроке.
  • воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес к изучению родного языка.

Оборудование. современные песни на тему “Зима”. Учебник “Русский язык. 8” под редакцией С. Г. Бархударова.мультимедийная презентация в программе MicrosoftPowerPoint.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Звучит песня “Снежинки” в исполнении группы “Всегда!”

- Сегодня я предлагаю вам со мной прогуляться по зимней стране Односоставных предложений. Я не оговорилась… Как вы думаете, почему от односоставных предложений веет холодком? (В строении этих предложений присутствует только один главный член предложения.) Но, несмотря на это их холодное качество, мы постараемся на уроке увидеть, что односоставные предложения могут быть красивыми и не менее важными в нашей речи, чем двусоставные. Все задания будем выполнять на маршрутных листах. Подпишите их и запишите сегодняшнее число.

II. Языковая разминка.

 Вспомним материал прошлых уроков.

-  Работа с текстом.

На доску проецируется текст.

     Волшебная осень парков. Чуть – чуть сыр…вато.  Листья (не) хотя отрываются и словно пов…сают  на (не)видимых паутинках. Долго (долго) падают кленовые листья. Как хороши!

    Кажется, листья падают (не)беззвучно. Кажется, полет сопровождает  тихая музыка.

     Один ли я ее слышу?

                (По В. Пескову)

-  Составьте задания к данному тексту.

( Озаглавьте текст.  Вставьте и объясните пропущенные орфограммы.  Какая орфограмма встречается чаще?)

III.  Открытие нового знания.

1. Подводящий к постановке и решению проблемы диалог.

-  Найдите двусоставные предложения, подчеркните грамматическую основу.

  -  Найдите односоставные предложения с главным членом сказуемым, определите их тип, подчеркните грамматическую основу.

- Подчеркните грамматическую основу  в оставшихся предложениях.

- Какого типа эти предложения? (Односоставные)

- Назовите  главный член предложения.  (Подлежащее)

- Какой будет тема сегодняшнего урока?  (Односоставные предложения с главным членом - подлежащим.)  Как вы думаете, Что мы должны узнать на уроке? Какие задачи решить?

- Итак, сегодня мы познакомимся с особенностями односоставных предложений с главным членом – подлежащим. И будем учиться отличать их от других односоставных предложений, уже хорошо известных вам.

- Какое время выражается в этих предложениях? (Настоящее)

- Измените временной план. Что случилось с предложениями?  (Стали двусоставными)

Н-р: Была (будет) волшебная осень парков.

- О каких  явлениях говорится в односоставных предложениях с главным членом – подлежащим?  ( О тех, что происходят в настоящем).

-  Какую функцию выполняют такие предложения в речи ?  (Называют предметы, явления.)

2. Запишите тему урока.  Определите ключевые слова темы.

3.Работа с учебником. Стр. 96. Правило.

- Что нового узнали из текста в рамке?

-Какое значение выражают назывные предложения? (сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящее время)

- Каковы их структурные особенности? (из второстепенных членов предложения в назывных предложениях бывают только согласованные и несогласованные определения)

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

(Существительными,  местоимениями)

- Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания? (повествовательные, восклицательные)

  • В каком стиле речи преимущественно употребляются? (художественном, публицистическом)

4.  Лингвистический эксперимент.

  • Запишите предложения, сравните их.
  • Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.
  • Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл – утверждается о существовании явления в настоящем.)
  • В чем различие между ними? (В структуре: 1 –безличное, 2 – односоставное назывное, 3 – двусоставное.)

Попробуйте, не меняя смысла предложений, провести подобный эксперимент со словами: 1 ряд – дождь (Дождливо. Дождь. Моросит дождь.), 2 ряд – холод (Холодно. Холод. Наступили холода).

IV. Развитие  учебно – языковых умений.

  1. Выполнение  упр. 212.

Задание: Выписать назывные предложения. Подчеркнуть грамматическую основу. (комментированное письмо)

Физминутка

  1.  Определение назывных предложений на слух.

Задание. Послушать современные песни. Найти в них назывные предложения и записать.

Песни: “Зима. Холода.” в исп. А. Губина,
“Белый снег” в исполнении А. Торчилина.

  1. Обратите внимание на интонацию при чтении текстов с назывными предложениями. (При нескольких – продолжительная пауза, ровное, спокойное чтение.)

На доску проецируются текст. Выразительное чтение.

Ночь, улица, фонарь, аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет. (А.Блок)

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мёрзлые осин. (С.Есенин)

Шепот, робкое дыханье.

          Трели соловья,

Серебро и колыханье

          Сонного ручья. (А. Фет)

- С какой интонацией произносятся назывные предложения? (с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем)

4.  Творческая работа:

1. Искусствоведческое эссе – представление картины. Демонстрируется картина И.И.Шишкина  «Зима». Задание: представить картину, используя назывные предложения

( Зимний день.Заснеженный лес.  Голые деревья. Снег на деревьях).

V. Подведение итогов урока.

Рефлексия (закончите предложения)

1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

4.За урок я…..

5.Мое настроение……..

6.Материал урока мне был………

- Сегодня мы не только познакомились с назывными предложениями, но и убедились в том, что, зная стилистические особенности назывных предложений, можно «творить чудеса».

VI. Домашнее задание.

  1. Учебник стр. 96.  Правило.
  2. Упр.213
  3. Творческое задание: составить сказку о назывных предложениях

Учащиеся сдают маршрутные листы.

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя_______________________________________________________

Число______________________________________________________________

Тема урока_________________________________________________________

Этап урока

Оценка

Работа с текстом

______________________________

Волшебная осень парков. Чуть – чуть сыр…вато.  Листья (не) хотя отрываются и словно пов…сают  на (не)видимых паутинках. Долго (долго) падают кленовые листья. Как хороши!

    Кажется, листья падают (не)беззвучно. Кажется, полет сопровождает  тихая музыка.

     Один ли я ее слышу?

                                                                                                           (По В. Пескову)

Лингвистический эксперимент

Работа с учебником упр.212

Песни

Искусствоведческое эссе



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока по русскому языку в 8 классе

Дата проведения урока: 22.12.14                                                           \

Число обучающихся по списку: 10                        

Предмет: русский язык.

Ф.И.О. учителя: Хорузик Виктория Владимировна

Тема урока: «Назывные предложения»

Цель урока:

 •        познакомить с особенностями односоставных предложений с главным членом подлежащим; учить отличать виды односоставных предложений друг от друга.

•        развивать связную речь, воображение, мышление, память; учить самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по изученной теме, задачи, которые необходимо решить на уроке.

•        воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес к изучению родного языка.На уроке я использовала:

Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, , здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии.

Методы по источнику знаний: словесный, практический.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Оборудование: современные песни на тему “Зима”. Учебник “Русский язык. 8” под редакцией С. Г. Бархударова. мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint.

По типу – это урок изучения нового материала.

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Односоставные предложения» курса  «Русский язык». Данный урок по теме «Назывные предложения» один в разделе. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки.

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности учеников 8  класса: средняя работоспособность, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.

           Этапы урока:

1 этап: Организационный момент.

Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование  созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

2 этап: Языковая разминка. 

Цель: вспомнить материал прошлых уроков.

3 этап: Открытие нового знания. 

Цели этого этапа – определение и самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока.

4 этап: Развитие учебно-языковых умений.  

Цель: применение новых знаний на практике.

На 5 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Физминутка для глаз

6 этап: Самостоятельная работа. Определение назывных предложений на слух.

7 этап: Творческая работа.

Цель этого задания – развитие речи и обогащения словарного запаса учащихся.

8 этап: домашнее задание.

9 этап: Рефлексия.

Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.
         В ходе урока дети осознали новые для себя знания. Научились находить и самостоятельно составлять назывные предложения.

Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в маршрутных листах.

Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно.  Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.

Цели в течение урока были достигнуты.

Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания.

Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Дети сами себя оценивали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...

План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...

Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".

Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....