План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_otkrytogo_uroka.docx549.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ


Тема урока: «Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно – выразительные средства языка»

Тип урока:  урок-практикум по выработке навыка различать средства выразительности.

Методические приемы технологии развития критического мышления.

Наглядно-дидактические материалы: презентация «Средства выразительности», карточки - задания, раздаточный наглядно-дидактический материал по теме урока, листы самоконтроля.

Цели урока:

Образовательные:

повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка,

совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы,

подготовки к сдаче ГИА.

Развивающие:

продолжение работы по совершенствованию языкового чутья.

Воспитательные:

формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • Знают средства художественной выразительности;
  • Учатся находить средства художественной выразительности в предложениях и распознавать их.

Метапредметные:

  • участвуют в постановки цели, планируют свою деятельность, прогнозируют результат, выполняют  контроль, коррекцию, дают оценку своей работе;
  • планируют учебное сотрудничество, ставят вопросы, разрешают конфликты, управляют поведением партнера, умеют с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

  • совершенствуют письменную речь, учатся работать индивидуально ив команде.

Ход урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Стадия вызова (мозговой штурм)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающихся.

- Скажите, пожалуйста, что такое ассоциация?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите это изображение?

- На какую букву похоже это изображение? Можно провести ассоциацию: Янус – буква Ф – фразеологизм.

- Определите, пожалуйста, по ассоциациям, о чём мы сегодня будем говорить.

Определяют цели и задачи урока.

Личностные:

Актуализировать личностное осмысление учащимися к изучению темы.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные

Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность

Познавательные

Самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные

Содействовать развитию у детей  умению общаться

Предметные

Знание средств художественной выразительности.

2. Стадия новых знаний

Проблемная ситуация

Заполните «слепую схему»

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите это изображение? Назовите порядок расположения цветов в радуге. Попробуйте составить фразу, используя средства художественной выразительности, чтобы их запомнить.

- Оцените свою работу и поставьте результат в оценочный лист.

Фразеологизм

Парить в облаках

Весь этот день я парил в облаках.

Сравнение

Сопоставление одного предмета, действия или явления с другим по какому-то признаку

Осенние листочки порхают, словно бабочки.

Эпитет

Образное определение

Золотая листва

 Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевлённые

Туча хмурится

В небе туча хмурится

 - Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями. Проверим задание (ответы появляются на экране).


Работа в группах.

Пример ответа:

Этот Мир  Обладает Светлой Фантазией

(Эпитет, Метафора, Олицетворение, Сравнение, Фразеологизм)

Индивидуальная работа (карточки)

Коммуникативные: умение работать в группе.

Познавательные

Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Найти фразеологизмы, записать их значение.

Составление кластера

Однажды Вова проснулся ни свет ни заря, оделся на скорую руку и сломя голову побежал в школу. А там ещё никого нет. Вова слонялся без дела, носился как угорелый по коридорам, ещё до занятий очень устал. На уроке он считал ворон, ничего не слышал и не видел. У доски он молчал, как воды в рот набрал. Учитель говорит: «Ты что, язык проглотил?» Все засмеялись. В дневнике у Вовы появился красный лебедь. Нечего теперь лить слёзы и реветь белугой, надо засучив рукава исправлять положение.

- Составьте кластер (выбирают по жребию, какой команде попадётся какой троп)

Индивидуальная

Работа в группах

Коммуникативные: умение работать в группе.

Работа на карточках

 (Проверочный тест)

Выполните работу на карточке по определению средства выразительности индивидуально, затем, поменявшись с соседом, проведите взаимопроверку. Если будут ошибки, помогите партнеру.

Внимание на экран. Сверьтесь с ответами и поставьте себе оценку.

1.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». (И.А.Гончаров)

Метафора

Эпитет

Сравнения

Гипербола

2.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение». (И.А.Гончаров)

Эпитет

Метафора

Сравнение

Олицетворение

3.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». (И.А.Гончаров)

Эпитет

Метафора

Метонимия

Сравнение

4.Какое художественное средство использует автор в предложении: «- Чего вам? – сказал он, придерживаясь одной рукой за дверь кабинета и глядя на Обломова, в знак неблаговоления, до того стороной, что ему приходилось видеть барина вполглаза, а барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы». (И.А.Гончаров)

Сравнение

Метафора

Гипербола

Олицетворение

5.Какое художественное средство использует автор в предложении: «На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни…» (И.А.Гончаров)

Эпитет

Метафора

Сравнение

Олицетворение

6.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Он повернул голову к столу, где все было гладко, и чернила засохли, и пера не видать, и радовался, что лежит он, беззаботен, как новорожденный младенец, что не разбрасывается, не продает ничего…». (И.А.Гончаров)

Эпитет

Метафора

Метонимия

Сравнение

7.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Огромные бледные буквы тянулись в торжественной процессии, не касаясь друг друга, по отвесной линии, от верхнего угла к нижнему». (И.А.Гончаров)

Сравнение

Метафора

Гипербола

Олицетворение

8.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Ни ему самому и никому другому и в голову не приходило, чтоб он пошел повыше». (И.А.Гончаров)

Эпитет

Метафора

Фразеологизм

Сравнение

9.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Торговки, сидевшие на базаре, всегда закрывали руками своими пироги, бублики, семечки из тыкв, как орлицы детей своих, если только видели проходившего бурсака». (Н.В.Гоголь)

Эпитет

Метафора

Фразеологизм

Сравнение

10.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца». (Н.В.Гоголь)

Сравнение

Метафора

Гипербола

Олицетворение

11. Какое художественное средство использует автор в предложении: «Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь». (Н.В.Гоголь)

Эпитет

Метафора

Фразеологизм

Сравнение

12.Какое художественное средство использует автор в предложении: «Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы». (Н.В.Гоголь)

Эпитет

Метафора

Сравнение

Олицетворение

13.Какое художественное средство использует автор в предложении: « Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их». (Н.В.Гоголь)

Эпитет

Метафора

Фразеологизм

Сравнение

14. Какое художественное средство использует автор в предложении: « Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».  (Н.В.Гоголь)

Сравнение

Метафора

Гипербола

Олицетворение

15.Какое художественное средство использует автор в предложении: «По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек». (Н.В.Гоголь)

Эпитет

Метафора

Сравнение

Олицетворение

Индивидуальная самостоятельная работа,

взаимопроверка

Регулятивные:

Контроль, коррекция и осознание того, что уже освоено


 Личностные

Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала

Познавательные

Строить логические цепи рассуждений




3. Стадия рефлексии

Составить синквейн

 - Составьте,  пожалуйста, синквейн, используя одно средство художественной выразительности языка.

Составляют синквейн.

Регулятивные

Осознавать трудности, стремиться их преодолевать.

Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.

4. Домашнее задание

Подобрать примеры тропов из поэтических произведений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....