Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах
план-конспект урока по русскому языку (8, 10 класс) на тему
Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Проект разновозрастного урока по теме
« Комплексный анализ текста»
Разработала: Миронова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
г. Березники, 2014
Цель урока: контроль степени сформированности предметных умений по комплексному анализу текста
Планируемые результаты:
- Предметные:
совершенствование речевой культуры учащихся;
проверка усвоения учащимися различных разделов языкознания (фонетика, словообразование, морфология и др.);
проверка умения самостоятельно применять всю совокупность этих знаний в рамках подготовки к экзаменам;
- Метапредметные:
личностные
личностное самоопределение;
ценностно-смысловая ориентация учащихся;
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
повышение мотивации школьников к изучению русского языка;
поддержка творческого потенциала учащихся;
регулятивные
целеполагание;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
оценивание качества и уровня усвоения;
познавательные
умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
смысловое чтение;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
коммуникативные
умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Используемые формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Тип урока: урок контроля
Форма урока: разновозрастное сотрудничество
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Слайдовая презентация
- Раздаточный материал:
- Задание по комплексному анализу текста (Приложение № 1)
- Оценочный лист (Приложение № 2)
Литература:
- Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - Москва: издатель Рассказов А.И., 2004.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении – Томск: Пеленг, 1993.
- Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А. Цукерман, Н.В.Елизарова, М.И.Фрумкина, Е.В. Чудинова. // Вопросы психологии. №2 - 1993.
Подготовительный этап:
1.Составление учащимися 10 класса заданий по комплексному анализу текста, аналогичных работе на ГИА, подготовка оценочных листов (Приложения 1 и 2), обсуждение критериев оценки работы.
2.Разработка рекомендаций «учителям» с вариантами всевозможных учебных ситуаций (представление, тон разговора, приемы управления волнением, тактичный поиск ошибки, объяснение материала и т.п.).
3.Демо-версия в паре с одноклассником, изображающим ученика 8 класса.
4.Определение педагогом состава рабочих пар «ученик - учитель». Главный критерий - учебная успеваемость: очень слабым «учителям» нельзя давать самых слабых или самых сильных учеников, а самым сильным - необходимо подбирать «учителей» посильнее. Для небольшой группы детей (сверхтревожные, сверхкапризные, упрямцы и т.д.) требуется учет их личностных особенностей. В случае, если «учителей» меньше, чем учеников, наиболее сильные «учителя» могут заниматься с двумя малышами. Если «учителей» больше, они получают дополнительное задание: пока один работает с ребенком, другой записывает вопросы, вызвавшие у младшего трудности. На основе этих записей «учителя» потом составляют рекомендации по самоподготовке своего ученика.
Некоторые отзывы о совместной работе (восьмиклассники):
- Очень интересно, когда у каждого свой учитель, а не один для всего класса.
- Егор - очень хороший учитель, подробно объяснял, если я в чем-то сомневался.
- Мне понравилось работать с учителем Олей. Она серьезная и внимательная, не торопила меня с ответом. Думаю, она смогла бы стать настоящим педагогом.
Рекомендации по подготовке к ГИА (десятиклассники):
- Мой ученик Алексей П. хорошо понимает смысл текста, может подобрать к нему название и объяснить свой выбор, но следует повторить темы «Вводные слова» и «Причастный оборот».
- Инга очень хорошо выполняла задания, но ей не хватает уверенности в своих силах. Даже если задание было сделано верно, она ставила себе "четверку".
- Саша очень старался, но сделал не все задания. Ему надо еще тренироваться, потому что он работает медленно и на экзамене ему может не хватить времени.
- Было очень приятно работать в паре с Димой. Он выполнял задания не только быстро, но и без ошибок. Ему удалось даже верно найти СПП с последовательным подчинением, хотя это тема будет изучаться только в 9 классе. Причем он сделал это обдуманно и смог объяснить свой выбор. Желаю ему удачи на экзамене!
После урока отдельно подвели итог в 10 классе, проанализировали, что получилось, какие были сложности. Вот некоторые высказывания:
- Было очень интересно и волнительно. Не хотелось ударить в грязь лицом. Некоторые правила пришлось специально повторить, поэтому такая работа была полезна и нам, десятиклассникам.
- Как, оказывается, трудно быть учителем! Надо столько знать, уметь выслушать, а потом спокойно и подробно объяснить, иногда даже несколько раз.
- Я никак не мог определиться с выбором профессии. После этого урока я решил стать учителем русского языка и литературы. (Этот отзыв для меня стал приятной неожиданностью! Действительно, после окончания школы Александр Д. поступил на филологический факультет пединститута).
Приложение 1.
С. И. Ожегов — известный лексикограф. Кто не знает его "Словаря русского языка"! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирался на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Наверное, нет такого человека в нашей стране, который бы не знал этого справочника, ни разу в своей жизни не пользовался им, не держал в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык.
1.Определите тему текста.
2.Озаглавьте текст.
3.Определите, какой тип речи использован в 1 абзаце текста.
4.Найдите в 1 абзаце предложение, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения.
5.Из последнего предложения текста выпишите слова, в которых букв меньше, чем звуков.
6.Найдите в последнем предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
7.Объясните лексическое значение слова «лексикограф».
8.Найдите в 1 абзаце слово, в котором правописание приставки зависит от последующей буквы.
9.Найдите в 3 абзаце причастия, определите их вид и разряд.
10.Найдите в 1 абзаце предложение с обособленным определением.
11.В каком абзаце употреблено вводное слово, определите смысловую группу, к которой оно относится.
12.Найдите сложное предложение, одна из частей которого является безличным предложением.
13.Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Приложение 2.
Учебные умения | Предварительная оценка ученика | Оценка работы учеником | Оценка работы «учителем» |
Определение темы текста | |||
Умение озаглавить текст | |||
Определение типа речи | |||
Определение средств связи предложений | |||
Фонетический анализ слова | |||
Словообразовательный анализ слова | |||
Определение лексического значения слова | |||
Орфографический анализ слова | |||
Морфологический анализ слова | |||
Анализ предложения с обособленными членами | |||
Анализ предложения с вводными словами | |||
Определение вида односоставного предложения | |||
Определение вида придаточного предложения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Методическая разработка урока по теме: "Комплексный анализ текста"
На данном уроке учащиеся обучаются проведению лингвистического анализа текста, подготовке к написанию сочинения-рассуждения....
Открытый урок по предмету "Русский язык". 9 КЛАСС. ТЕМА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА "О ДРУЖБЕ" РОЗЫ ГОСМАН.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК". УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ....
Урок по теме "Лингвистический анализ текста" в 10 классе
Содержит материалы для лингвистического анализа текста в 10 классе по программе С.И. Львовой....
Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)
Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, ...
Урок по теме "Комплексный анализ текста в 11 классе"
Урок по теме "Комплексный анализ текста в 11 классе"...